22 октября 2019, 13:00
Он делит первое место в списке лучших снайперов «Нью-Джерси». Делит второе в списке лучших бомбардиров. У него нейтральный коэффициент полезности в команде с разностью шайб «-12» и всего двумя победами в 8 матчах. Но поводов для радости или хотя бы некого позитива пока нет и близко.
Тут своего рода замкнутый круг. Во-первых, к Хьюзу Гусева пока не поставишь. Джек явно не готов к НХЛ чисто физически. Слаб на точке (меньше 40 процентов) и под своими воротами. За ним самим нужно кому-то присматривать. А если таковых в тройке двое — третьим нужен монстр черновой работы. Желательно правый крайний при этом. Условный Боб Гейни, пусть и игравший слева, аналогов которому в современности по факту нет.
А Хьюзу как первому номеру драфта просто необходимо давать приличное игровое время. Иначе менеджмент не поймет, не говоря уже о владельцах. И давать его с партнерами, которые смогут нивелировать его недостатки. Гусев к таковым не относится. Что автоматически отбрасывает его как минимум в третье звено. Потому что в первом — Тэйлор Холл. А чтобы заиграть справа — нужна практика, которой нет. На один матч его туда выпустили. Но только на один, и то — не полностью.
И тут мы подходим ко второму камню преткновения. Так вот, во-вторых, «Нью-Джерси» плачевно начал сезон. Джон Хайнс — один из двух главных кандидатов на первую отставку сезона наряду с Брюсом Будро. А ведь Хайнсу предложили новый контракт в январе, который он подписал. И если главного тренера уволить — увеличившуюся летом зарплату все равно придется платить (такие в НХЛ правила). Да к тому же генеральный менеджер Рэй Шеро в таком вот случае по сути признает ошибку, что может стоить ему поста.
Он ведь тоже под угрозой. «Дьяволы» серьезно вложились в межсезонье: выменяли Суббана (зарплата за ближайший сезон — 10 миллионов долларов, а контракт до 2022-го, причем за него отдали Сантини (1,47 миллиона), выборы на драфте и проспекта) и Гусева (5 миллионов, за него отдали выборы на драфте), взяли на рынке Симмондса (5 миллионов), увеличили зарплаты Бутчера (3,733 миллиона) и Захи (2,25) в четыре и два с половиной раза соответственно. Еще и драфт-лотерею удалось выиграть, и Хьюз сам приплыл в руки. А результатов нет. Как не было их и в прошлом сезоне.
И если и удалось выйти в плюс в плане заработков (данные появятся к концу года), то только благодаря большой загруженности Prudential Center, причем не хоккейной загруженности. И владельцу контрольного пакета «Нью-Джерси» Джошу Харрису подобное точно не по душе. Ему просто необходимы выход в плей-офф и хорошая посещаемость. В то время как «Дьяволы» прямо сейчас — на дне даже по заполняемости при далеко не самой вместимой арене.
Хуже дела только у «Айлендерс», который никому не нужен в Бруклине, «Флориды», которая в принципе мало кому нужна в родном штате, и «Оттавы», абсолютно худшей команды лиги с любых точек зрения. Отсюда и появление ассистента Шеро Тома Фитцджеральда на лавке. Генменеджер и главный тренер теперь в одной лодке. И времени на эксперименты у них нет. Что плавно перетекает в третий фактор — игровое время.
Гусеву нужно это время, чтобы показать себя в полной мере. Он привык постоянно быть в игре, не успевая остывать на лавке. Тут — вполне успевает. Порой у него между сменами промежутки в 35 минут. Перерывы в НХЛ длиннее — 18 минут против 17. И коммерческих пауз — три вместо двух, причем там они двухминутные, в то время как у нас — 70 секунд. Вот и считайте. Корни необъяснимых потерь и корявых передач в исполнении Никиты растут именно оттуда. Толком не трогая шайбу, Гусев попросту теряется. Да, ему по-прежнему может хватить пары касаний, чтобы забить или вывести кого-то на пустые ворота. Но случается это лишь эпизодами. И количество этих самых эпизодов сильно коррелирует с игровым временем.
Трудно сказать, сколько у Гусева уйдет времени на то, чтобы перестроиться и выдавать даже в редких сменах максимальный уровень концентрации. Это не так просто. И ему не 20 лет далеко. Плохо еще и то, что система игры Хайнса подразумевает минимальный уровень агрессии в позиционной обороне. Плохо потому, что Никита привык к другому. Не сказать, что компактные построения в принципе эффективны, но линия обороны «Девилз» другого пока не позволяет. Поэтому в этом плане вряд ли что-то изменится. И придется подстраиваться. Подстраиваться и терпеть.
Конечно, Гусева просто необходимо использовать по-другому, чтобы извлекать из его игры пользу. И в «Нью-Джерси» точно знали, кого брали, какие у него проблемы и пробелы, в каком качестве он максимально эффективен. Просто времени на раскачку нет. А Никите нужно время на адаптацию. Хочется верить, она не затянется. Но пока нужно пользоваться тем, что дают. И вытаскивать из себя все.
Разумеется, Гусеву с его статусом, вполне конкретным, все это не очень нравится. Но он готов потерпеть. Ну а пока — у него худший в лиге Corsi (32,35%, речь о соотношении бросковых активностей команд, когда Гусев на льду) среди хоккеистов, сыгравших минимум 5 матчей. И он второй с конца по соотношению ожидаемых голов к пропущенным (25,72%) после Криса Крайдера из «Рейнджерс».
Выборка в восемь матчей маловата для обстоятельных выводов. И бросать просто, чтобы бросать, Гусев никогда не будет, поскольку привык дорожить шайбой. Да и всего шесть выходов на вбрасывания в зоне атаки при игре «пять на пять» говорят о многом, как и резко сократившееся у второй спецбригады время в большинстве. Пока Никите никак не помогают освоиться. Играть столько, сколько ему было бы более-менее комфортно, не дают. А при нынешнем времени он показать себя не может, потому что вечно холодный, а привык к совсем другому.
Все это может измениться. Но уйдет время. Возможно — много времени, поскольку стиль, исповедуемый Хайнсом, Никите тоже не на руку. Вспомните хоть один его вход на скорости в зону атаки по левому флангу после толковой диагонали. Овертаймы не берем. Слишком много пространства. Так вот — их не было. А между тем, он даже на большой площадке запросто вылезал в центр и немало таким образом забивал. Или выкатывал на дальнюю с противоположного фланга.
Вся игра в атаке у «Девилз» предельно проста. Сложными взаимодействиями, образующими синергию, не пахнет. Но даже и так Гусев потенциально способен приносить ощутимую пользу. И если это случится, под него будут подстраиваться. И под излюбленную смену скоростей, и под желание вести игру, не заморачиваясь работой ног — на руках и интеллекте.
Естественно, Никита не начнет вспахивать борозды во льду и втыкаться во все, что движется, чтобы что-то доказать. Но серьезно добрать в эффективности использования собственных сильных сторон вполне может. Тогда и все остальное — время, доверие, отношение партнеров, пока не слишком его балующих передачами — придет.