НХЛ. Статьи

1 октября 2018, 14:00

Он трижды обыграл Канаду в финалах ЧМ. Победитель Квебека-2008 - о завершении карьеры

Михаил Зислис
Обозреватель
Федор Тютин – о самом ярком в НХЛ и сборной России.

С того момента, как закончил, ни разу не катался

– По окончании контракта с "Колорадо" про вас год ничего не было слышно. Официального заявления о завершении карьеры тоже.

– Я никуда не пропадал. Все близкие и друзья знали о моем решении закончить с хоккеем после сезона 2016/17 в "Колорадо". По натуре я не такой человек, чтобы трубить об этом на каждом шагу.

– Разве у вас не было предложений?

– Были. Пара вариантов с клубами НХЛ. Все дело во мне – я на тот момент не хотел продолжать карьеру.

– Из России звонили?

– Да, было предложение даже этим летом, хотя я уже год как не играл.

– Ваши сверстники, играющие в России, цепляются до последнего. Кто-то даже в Корею или Румынию едет.

– Я – несколько другой человек, у меня трое маленьких детей. Последний год в "Колорадо" дался очень тяжело. Каждый раз, находясь на выезде, я очень скучал по семье. Внутри себя почувствовал, что не готов полностью выкладываться на профессиональном уровне и уделять хоккею столько внимания, сколько должен. После того, как закончился контракт с "Колорадо", я даже не выходил на лед, только поддерживал форму в тренажерном зале. Но на данном этапе важнее проводить время дома в кругу семьи, смотреть как растут мои дочки – им 10, 6 и 4 года. От этого я получаю гораздо больше удовольствия, чем если бы цеплялся за последний шанс.

У меня давно была мечта купить "дом на колесах". Уговорил жену приобрести микроавтобус, и всей семьей отправились в путешествие. Почти два месяца колесили по Америке, проехав пять с половиной тысяч миль. Очень прикольная вещь.

– Семья точно была довольна вашим решением завязать с хоккеем?

– Нет, сначала все хотели, чтобы я еще продолжал. У меня получилось убедить своих близких, что я буду намного счастливее, когда нахожусь дома. Приятно смотреть, как дочери растут и развиваются. Средняя между прочим даже футболом занимается.

– За чемпионатом мира следили?

– Конечно, всего несколько игр пропустил. Старался посмотреть все. Я фанат футбола, обожаю. Сборная России хорошо выступила для себя, мало кто от нее такого ожидал. Мой самый любимый игрок – Игорь Акинфеев. Причем с давнего времени. Он всегда держит свой уровень, стабильно хорошо играя много лет. Видно, что большой профессионал. Если вспоминать прошлые, неудачные турниры, то Акинфеев был для меня единственным человеком, к которому нельзя предьявить претензии.

2010 год. Олимпиада в Ванкувере. Федор Тютин, Александр Овечкин и Антон Волченков. Фото REUTERS
2010 год. Олимпиада в Ванкувере. Федор Тютин, Александр Овечкин и Антон Волченков. Фото REUTERS

Победы на МЧМ не забуду никогда

– Работа скаута подразумевает сплошные разъезды, успели за год соскучиться по работе?

– На меня с предложением вышел генеральный менеджер "Колабмуса" Ярмо Кекеляйнен. Он поинтересовался, не хотел ли бы я в каком-либо качестве остаться в хоккее. Такой шанс упускать было нельзя. Я рассказал о том, почему завершил карьеру и поставил лишь одно условие – находиться рядом с семьей. Сейчас мы живем в Денвере, поэтому мне поручили обязанности проскаута, отвечающего за все, что происходит с "Колорадо". Через год, когда наша семья вернется в Коламбус, где мы собираемся обосноваться, то вернемся к разговору. Пока у меня будет от силы два-три перелета. Я вот съездил в тренировочный лагерь основной команды, посмотрел пару игр.

– Интересно, как бы оценил скаут Федор Тютин себя самого, окажись он в этой роли лет 17-18 назад.

– Ха-ха. Я даже представить не могу, как тогда выглядел. У меня есть пара дисков с записями игр юниорского и молодежных чемпионатов мира первой половины 2000-х. Вот думаю, что надо сесть и, наконец, их посмотреть. Я ведь с тех пор, когда со сборной России выиграл золотые медали, к этим видео не прикасался. Тогда и скажу, каким был молодой Тютин. Точно перспективным, ха-ха.

– Самое главное воспоминание о сборной 1983 года рождения?

– Два сумасшедших финала молодежных чемпионатов мира с канадцами. Запоминающиеся матчи получились, эмоциональные. Мы оба раза начинали не очень удачно, уступали в счете, но потом находили в себе силы вырвать золото. Особенно памятен турнир в Галифаксе в 2003 году, когда играли в гостях. После двух периодов канадцы, у которых тогда был в воротах Луонго, вели 2:1. У нас команда на том турнире подобралась великолепная. Не хватало только Ильи Ковальчука, уже игравшего в НХЛ. Помимо ребят 1983 года Григоренко, Трубачева и других, были и Жердев, и совсем юный Овечкин. В третьем периоде забили дважды и оставили Канаду у нее дома без золотых медалей. Никогда не забуду и обстановку на тех чемпионатах, и всех парней, с кем играл, и нашего тренера Владимира Плющева, несколько лет работавшего с 1983 годом.

– Вас удивило решение Ковальчука, у которого четверо детей, вернуться в НХЛ в надежде выиграть Кубок Стэнли?

– Нет, ни капельки. Знаю Илью довольно хорошо. Сколько мы с ним времени провели вместе! Он такой человек – идет до самого конца и никогда не отступает. Я рад и горд за него. Желаю ему добиться того, чем он сам хочет.

Федор Тютин в составе "Коламбуса". Фото AFP
Федор Тютин в составе "Коламбуса". Фото AFP

"Коламбус" стал для меня родным домом

– Есть сожаление, что вам самому не удалось выиграть что-то существенное в НХЛ?

– К сожалению, особо гордиться в плане командных достижений в НХЛ мне за карьеру нечем. Но были и запоминающиеся моменты, например, мой первый год в "Коламбусе". В концовке регулярного чемпионата мы на выезде обыграли "Чикаго", в первый раз в истории клуба пробившись в плей-офф. Я в том матче забил решающий буллит.

– Почему так мало российских игроков прижилось в провинциальном Коламбусе?

– Дело не в городе. Лично мне, например, вообще без разницы, мегаполис или провинция. Намного важнее, как к тебе относятся люди и какая обстановка вокруг. Я прижился в "Коламбусе" потому, что с первого и до последнего дня ко мне относились с уважением. Никаких упреков. Это касается не только руководства и тренеров, а в первую очередь обслуживающего персонала. Тех, кто обычно остается в тени – охранники во дворце, повара, обычные болельщики. От добра добра не ищут. Если ко мне относятся хорошо, то я плачу той же монетой. Для меня Коламбус стал родным домом.

– А как же ситуация с контрактом – последние два года клуб их выкупил, и вы ушли в "Колорадо"?

– Ситуация в команде складывалась таким образом, что этот ход был ей нужен. Предстояло подписывать Сета Джонса и еще нескольких молодых игроков. О случившемся я узнал не откуда-то из газет, а напрямую от руководства. Мне позвонили и все объяснили. Мы друг друга поняли.

– Не могу не спросить про ситуацию с нынешними звездами "Блю Джэкетс" Бобровским и Панариным, отказавшимся продлевать контракты с клубом.

– Я не могу сказать, что для "Коламбуса" наступила ситуация из серии "все пропало". Отношусь к происходящему спокойно. Два взрослых, семейных человека поступают так, как считают лучше для своей карьеры. Это нормальная практика для НХЛ. Не они первые, не они последние. Дай Бог, чтобы у них все сложилось хорошо. Оба – большие профи, до мозга костей. На их игре контрактные дела не отразятся. Я Серегу знаю хорошо. Он, также как и Артем, дурака валять не будут. К тому же пока нам приходится делать выводы на основании слухов. Может, Бобровский и Панарин еще возьмут и решат остаться?

Федор Тютин. Фото Александр Федоров, "СЭ"
Федор Тютин. Фото Александр Федоров, "СЭ"

Хичкок не любит русских? Это бред!

– В последнем вашем сезоне "Колорадо" рухнул на самое дно.

– Я вам врать не буду, сказав, что лишний раз вспоминать о том времени очень уж хочется. Проблемы навалились одна за другой, словно снежный ком. Совсем как название команды – "Эвеланш", то есть лавина. Накрыло с головой. Никто не мог дать объяснения, что происходит. Окончание сезона было отвратительным. Не хотелось приходить в раздевалку и на тренировки.

– Вас, как я слышал, позвали для того, чтобы помочь становлению Задорова.

– Он добавил не потому, что я чего-то там ему советовал. У него есть и талант, и габариты, и очень приличное катание для игрока такой фактуры. Никита сам понимал, что все зависит от него самого. Я его недавно видел, так он выглядит еще лучшее, чем в прошлом сезоне. Видно сразу, что человек поменял отношение к делу, стал ко всему относиться профессионально.

– Чего не хватило Андрею Миронову, чтобы закрепиться в "Колорадо"?

– С ним познакомился, когда встречался с русскими ребятами из "Колорадо". Только в прошлом сезоне я отдыхал от хоккея, став внимательно следить за тем, что происходит в НХЛ, только ближе к плей-офф. По игре Миронова ничего сказать не могу. Но если судить по разговорам, то он оказался не в том месте, не в то время, не у того тренера. Если через год-другой молодой парень решил вернуться в Россию, то это не говорит об уровне его мастерства.

– У вас с доверием тренеров все было неплохо.

– Очень важно попасть к тренеру, который тебе даст шанс. Мне в этом плане повезло. Я могу тепло вспомнить Тома Ренни, поверившего в меня в "Рейнджерс". Он всегда относился хорошо, подсказывал. И, конечно, надо отдать должное Кену Хичкоку, под руководством которого я работал после обмена в "Коламбус". Он как тренер дал мне очень много. Я иногда читал о том, что Хичкок плохо относится к русским. Это же просто бред какой-то! Сколько я с ним лет провел в "Коламбусе" – он никогда не обращал внимания на твой паспорт. Если критиковал и пихал, то всегда по делу. Не важно, кто это был, хоть сам Рик Нэш, хоть ветеран. С ним после хоккея можно спокойно поговорить, пошутить. Кен располагал к себе по-дружески.

– Может, его игровая модель мало подходит креативным хоккеистам?

– Это палка о двух концах. Тарасенко свой лучший сезон в "Сент-Луисе" при ком провел? Правильно, при Хичкоке.

2010 год. Евгений Набоков (слева) и Федор Тютин. Фото REUTERS
2010 год. Евгений Набоков (слева) и Федор Тютин. Фото REUTERS

Ненавидел играть против Хоссы

– Кто для вас в НХЛ был самым неудобным нападающим – Овечкин, Кросби, Малкин?

– Не угадали. Самым сложным для меня на протяжении всей карьеры был Мариан Хосса. Он настолько быстрый, умный и юркий нападающий, что я всегда ненавидел играть против него. Из действующих, конечно, Макдэвид. Вы любого защитника спросите, они также ответят. Этот человек умеет все. Я таких больше никогда не видел.

– В отличие от НХЛ в сборной России у вас были, как грустные моменты, так и очень яркие.

– На первом месте стоит Квебек-2008, когда нам удалось вернуть золото в Россию спустя 15 лет. Впечатления остались самые классные. Мы в тот момент чувствовали гордость за нашу страну, ведь мы обыграли канадцев у них дома. Жаль только, что до Москвы и до приема у президента в Кремле не добрался. У меня жена тогда должна была рожать нашего первого ребенка. Надо было быть рядом.

– Спустя четыре года можете сказать откровенно, кто виноват в провале на Олимпиаде в Сочи?

– Я никогда не любил перекладывать ответственность на остальных. Не хочу указывать на кого-то пальцем, искать виноватых. Люблю искать причин неудач в себе. Мы, игроки, должны были проявить себя лучше на льду.

5