13 ноября 2017, 13:30
ГАЛЬЧЕНЮК РАЗДОРА
Пару недель назад за океаном много шума наделало обычное сообщение в Твиттере. Агент Дэн Мильштейн, который работает со многими российскими звездами НХЛ (Кучеров, Панарин, Зайцев, Наместников и другие), в непривычном для политкорректной Северной Америке стиле правдоруба разнес главного тренера "Монреаля" Клода Жюльена. Повод – пребывание в четвертом звене команды талантливого нападающего Алекса Гальченюка.
Причина – этот специалист "никогда не работал успешно с русскими". Позднее Мильштейн свой твит удалил, а профсоюз игроков НХЛ допустил возможность наказания агента за свое мнение. Дело тут не в его точке зрения относительно "русофобии". Просто интересы Гальченюка представляет другой агент, очень авторитетный в своей профессии Пэт Бриссон. Среди его клиентов Кросби, Кейн, Копитар, Таварес, Мэттьюс и многие другие.
Мильштейн извинился, но своей позиции относительно нелюбви Жюльена к русским игрокам не изменил. Гальченюк – по паспорту американец, хотя в свое время мог выбирать в плане сборной между США и Россией. Его родители родились в Советском Союзе, отец известен по выступлениям за московское "Динамо" и сборную Белоруссии. Так что понятно, почему ситуация с прекрасно говорящим по-русски хоккеистом, который по стилю куда ближе к российскому хоккею (несколько лет он занимался в школе московского "Динамо") стала для Мильштейна поводом для громкого заявления.
За межсезонье "Монреаль" расстался почти со всеми русскими игроками в своей системе – Радуловым, Марковым, Емелиным, Нестеровым и Сергачевым. Остался только нападающий Щербак, которого из АХЛ вызывают по большим праздникам в четвертое звено.
КТО ОТКАЖЕТСЯ ОТ ХАРЫ?
Но есть ли русофобия в НХЛ или мы имеем дело с частным случаем? Жюльен – старорежимный тренер, живущий по заветам Дона Черри и всегда отдающий предпочтение парням из Онтарио, умеющим биться, бороться и "копать" на чужом пятачке. К европейцам он всегда относился прохладно. Точнее к тем, кто не играл в его любимой манере.
А кто же в здравом уме откажется от громилы вроде Здено Хары, который в лучшие годы в "Бостоне" сделал свою зону местом отчуждения для вражеских нападающих. Быть может, не слишком удачный период работы в "Монреале" в первой половине 2000-х, где европейцев было под завязку – Ковалев, Койву, Марков, Булис, Зедник, Плеканец, Бонк – сказался на мировозрении Жюльена.
Однако не стоит забывать, что политику клуба определяет генеральный менеджер. А тот же Черри воздействует на умы простого обывателя из телевизора, но никак на мнение руководителей клубов. Да и они не обладают всей полнотой власти. Насколько консервативным по отношению к русским игрокам считалась "Филадельфия", но и там во времена правления Бобби Кларка засветились Дмитрий Юшкевич и Алексей Жамнов. Уже позднее ныне покойный хозяин клуба Эд Снайдер настоял на подписании огромного контракта с Ильей Брызгаловым. Тот во "Флайерс" не заиграл, но кто же бросит камень во владельца?
НА КАЖДОГО ЛОМБАРДИ СВОЙ АЙЗЕРМАН
"Тема национального вопроса в НХЛ очень деликатная, напрямую обвинить что кто-то не любил русских не берется никто. "Возможно, какая-то предвзятость у отдельных руководителей по отношению к европейцам и есть, но на подготовке к драфту это никак не сказывается", – рассказал "СЭ" на правах анонимности скаут, поработавший в нескольких клубах НХЛ. – Всем нужен результат, поэтому в паспорт никто не смотрит. При прочих равных предпочтение отдадут местному. Однако так происходит всегда и везде. Говорят, Дин Ломбарди, работавший в "Сан-Хосе" и "Лос-Анджелесе", как-то заявил, что у него в команде не будет больше одного русского. Еще Брайан Бурк был ярым "националистом". Больше исключений я вспомнить не могу. На каждого Ломбарди найдется свой Стив Айзерман, так что вся тема русофобии не более чем досужие разговоры. Иностранцу всегда приходится сложнее. Хотя в России часто бывает наоборот. Может, этот парадокс и служит причиной всех этих разговоров?"
Ломбарди, если вспомнить, мариновал долгое время в АХЛ Вячеслава Войнова, дав ему шанс в основном составе "Лос-Анджелеса" только на четвертый год пребывания в Северной Америке. Однако за этого функционера говорят результаты – два Кубка Стэнли в 2012 и 2014 годах. Минувшим летом американец был уволен со своего поста, но к нынешней теме это отношения не имеет.
Еще очень долго врагом всего русского считался Кен Хичкок, якобы загубивший карьеры Никиты Филатова и Николая Жердева. Сам Филатов год назад в интервью "СЭ" заявил, что в бытность его игры в "Коламбусе" был прав именно тренер, а виноват он сам. Хичкок – специалист старой формации, не готовый терпеть и ждать, когда талантливая молодежь возьмется за ум. Зато с Сергеем Зубовым в "Далласе" у него все было прекрасно. Но его система игры – не лучшее место для любого хоккеиста, ведь в ней приходится больше работать, чем созидать. Это мало кому вообще нравится, будь ты канадец или швед. Основная причина недопонимания кроется в разнице менталитетов и особенностях хоккейных школ.
РУССКИЙ ФАКТОР
Клинических персон вроде владельца "Торонто" Гарольда Балларда, известного своей непримиримой позиции по отношению к советским и европейским хоккеистам в 1970-е, в НХЛ давно уже нет. Тогда мир был разделен на две системы – капиталистическую и социалистическую, что оказывало серьезное влияние на умы. Баллард в свое время грозился не отпустить игроков "Торонто" для участия в Суперсерии-1972 и не предоставить дворец для проведения одного из матчей.
Уникальные и своеобразные люди в руководствах клубов НХЛ появлялись и позднее. Майк Смит – один из них. Этот американец имел серьезную ученую степень в социологии и был повернут в хорошем смысле на всем русском, поэтому за годы работы в "Виннипеге", "Торонто" и "Чикаго" делал ставку на игроков из России. Одно время в системе "Джетс" находилось почти полтора десятка выходцев из Советского Союза, а самыми известными были Жамнов, Хабибулин, Карповцев, Уланов, Баутин, Гусманов и Витолиньш. Больших результатов его клубы не добивались, сам Смит вошел в историю скорее как чудак, хотя и у него были хорошие моменты в работе в "Торонто".
Возможно, на отношении к хоккеистам из России до сих пор сказывается "русский фактор", точнее боязнь, что они не захотят менять комфортное положение в КХЛ на шанс попытать счастья в Северной Америке. Такое положение дел было характерно для второй половины 2000-х. Но сейчас ситуация изменилась. Жизнь показывает, что рано или поздно российские игроки все равно отправятся за океан. Айзерман – первый, кто предугадал такое развитие событий, и сейчас на этом срубает дивиденды. Остальные пытаются не отставать. Когда дело касается результата и больших денег, то какая разница, откуда приехали Тарасенко, Кучеров, Зайцев и Панарин?