Знаменитый хоккейный философ Илья Брызгалов встречает «старость» на зависть многим. Дом в Нью-Джерси, любящая жена, двое детей и отличная прибавка к «пенсии». Карьеру он завершил пять лет назад, но по-прежнему получает солидные деньги от «Филадельфии» — 1 миллион 642 тысячи 857 долларов ежегодно до вычета налогов. Продлится эта сказка до лета 2027-го.
Счастливым с материальной точки зрения известного вратаря сделал сумасшедший контракт, который он заключил с «Флайерз» в июне 2011-го — 51 миллион на девять лет. Россиянину тогда уже исполнился 31 год, поэтому предложенный вариант сразу же показался безумным решением со стороны клуба из города Братской любви.
Длинное соглашение для голкипера — это как минимум рискованный шаг, если говорить о финансовой стороне. Держать высочайший уровень на протяжении долгих лет удается единицам. Даже великолепный Роберто Луонго не смог доиграть весь срок по своему 12-летнему контракту из-за проблем со здоровьем. Летом 2019-го он завязал, когда ему было уже 40. Три оставшихся года висят мертвым грузом в платежках его бывших клубов «Ванкувера» (3,035 миллиона за сезон) и «Флориды» (1,092 миллиона за сезон).
Еще более вопиющий случай произошел с Риком Дипьетро. За пару недель до его 25-летия в сентябре 2006-го «Айлендерс» сделали роскошный подарок — контракт на 15 сезонов с ежегодной зарплатой 4,5 миллиона. Американца чуть позднее стали преследовать проблемы со здоровьем, он все время лечился и почти не играл, поэтому клуб летом 2013-го решился на выкуп. Через несколько месяцев голкипер завершил карьеру — он продолжит получать деньги вплоть до середины 2029-го.
Однако, если оценивать произошедшее в ретроспективе, то Брызгалов со своим контрактом выступил так «прекрасно», что эта сделка регулярно попадает на самые высокие места в неофициальных рейтингах самых бесполезных подписаний в истории. Но, прежде чем швыряться кирпичами в направлении нашего вратаря, необходимо вспомнить о череде событий, которые предшествовали его переходу.
В «Финиксе» он провел почти четыре хороших сезона (21 «сухарь» за это время), прогрессируя в работе с бывшими звездами — Грантом Фюром и особенно Шоном Бурком. Система игры команды от главного тренера Дэйва Типпетта, в которой многое заточено на оборону, также очень помогла тольяттинцу. По итогам сезона-2009/10 Брызгалов стал вторым в голосовании на «Везину», уступив только Райану Миллеру из «Баффало», пятым — на «Харт» и вошел во вторую сборную звезд лиги.
Через год, когда он должен был выйти на рынок свободных агентов, ситуация почти не изменилась — его считали одним из элитных вратарей НХЛ. «Финикс» жил в те годы в экономном режиме и считал каждый доллар. Удержать Брызгалова клуб не мог. И тут на его счастье подвернулась «Филадельфия» вместе со своим энергичным владельцем Эдом Снайдером, с которым она добилась всех своих успехов, начиная с 70-х.
Главным для клуба долгое время был вратарский вопрос. После того, как цвета «Флайерз» блестяще защищали Пелле Линдберг (трагически погиб в автокатастрофе) и Рон Хекстолл (завершил карьеру в 1999-м), с их преемниками постоянно творилось что-то неладное. Хотя среди них встречались известные фигуры типа Джона Ванбисбрука и Шона Бурка.
Повторить достижение Линдберга и Хекстолла, выйдя в финал Кубка Стэнли, удалось только в 2010 году. «Филадельфия» героически вырвала серию у «Бостона», проигрывая 0-3. Но в решающем противостоянии с «Чикаго» ни Брайан Буше, ни Майкл Лейтон не дали того, что от них требовалось, и пропустили на двоих 24 шайбы в 6 матчах.
В следующем плей-офф вратарская карусель продолжилась с той лишь разницей, что в ней принял участие еще и новичок Сергей Бобровский. Чаша терпения Снайдера после сухого вылета во втором раунде от «Бостона» лилась через края. Лидеры команды, капитан Майк Ричардс и Джефф Картер были обменяны соответственно в «Лос-Анджелес» и «Коламбус». Оба позднее воссоединились в «Кингз» и серьезно помогли команде выиграть два Кубка Стэнли.
За каждого из них «Флайерз» получили хорошую компенсацию, а тогда их обмен диктовался не совсем игровыми причинами. Участие игроков в ночной и светской жизни города стало превышать все допустимые нормы. На это наложился конфликт с главным тренером Питером Лавиолеттом — тем самым, который сейчас будет выстраивать отношения с Александром Овечкиным в «Вашингтоне». Кто же потом признается, что что своими руками вытащил из команды душу вместе с сердцем?
Владелец, уставший от выкрутасов двух центрфорвардов, также настоятельно попросил генерального менеджера Пола Холмгрена решить вратарскую проблему. Лучше варианта, чем Брызгалов, не было. Хотя россиянин и провалился в плей-офф, пропустив 17 шайб в четырех матчах — «Финикс» не зацепил ни одной игры в серии первого раунда с «Детройтом».
«Филадельфия» не стала долго ждать и выменяла права на россиянина у «Койотов» до открытия рынка. Затем события развивались стремительно. Вратаря быстро привезли из России в США, потом на частном самолете самого Снайдера доставили на переговоры, которые, наверное, не имели ни единого шанса закончиться провалом. О том, что было дальше, все знают.
В новой команде у Брызгалова «медовый месяц» закончился быстро. Все пошло наперекосяк. Система игры Лавиолетта ему не подходила. «Типпетт в «Финиксе» у меня спросил: что тебе нужно, чтобы быть успешным? — рассказывал голкипер в недавнем интервью «СЭ». — Я сказал — хочу видеть шайбу, не хочу, чтобы защитники ее блокировали. И я видел эту шайбу, контролировал отскоки — если вратарь все видит и пропускает от синей, такому вратарю не место в НХЛ. В «Филадельфии» этого не было — другая философия, тренер хотел, чтобы защитники блокировали шайбу. Для чего? Я потерял контроль, это выбивало меня из своей тарелки. Передо мной стоят два защитника наших, плюс нападающий — она попадает в трусы, щитки, отскакивает на клюшку, а ты ничего не видишь и садишься, как слепой котенок. Когда три тела перед тобой стоит, это надо уезжать в угол, чтобы ее найти».
Начались у тольяттинца конфликты с партнерами и журналистами. В итоге вратаря попросту сожрали. Да и он сам растерял психологическую уверенность, превратившись из звезды в заурядного середняка. Карьера рухнула вниз еще до того, как Снайдер принял радикальное решение выкупить контракт Брызгалова всего после двух сезонов.
«Это была моя зона ответственности, — говорил владелец для NJ.com. — Не за то, что выбрал Брызгалова. Я отвечаю за то, что сказал о недопустимости повторения той ситуации с вратарями, которая была у нас в клубе». Снайдер скончался в 2016-м, так не увидев, как «Филадельфия» выиграет титул. Возможно, это удастся команде сделать в ближайшие годы, ведь в воротах, наконец, появился парень, в которого можно и нужно верить — молодой канадец Картер Харт.
Брызгалов вспоминал о неудаче с присущими ему оригинальными выводами. «На самом деле в НХЛ тебе платят не за будущие, а за прошедшие игры, — рассказывал позднее вратарь в интервью известному шоумену Отару Кушанашвили. — Тебе дают контракт по результатам прошлых лет. Допустим, никто не даст новичку договор на 50 миллионов долларов за то, что он может играть, как юный Овечкин. Нет, ему платят большие деньги на основании каких-то результатов. Значит, я заслужил этот контракт. Я великолепно играл на эти деньги. Раньше. Контракт дают не просто так».
«Вы же знаете, что на Западе, в сердце капитализма, люди не умеют разбрасываться финансами просто так. А то, что мой контракт потом выкупили, это ведь сделали не по спортивному принципу. У нас были очень большие разногласия с руководством команды на видение хоккея и жизни. В конце концов, мы просто-напросто не могли общаться друг с другом. Поскольку организация очень богатая, они приняли решение, что нам будет лучше расстаться. Вот они и выкупили контракт», — резюмировал Брызгалов. Для «Филадельфии» двухлетний роман с русским вратарем обошелся в 16,5 миллиона. Еще 23 миллиона она ему выплатит в течение 14 лет.
Другие знаменитые контракты российских хоккеистов:
«Это было избавление от безумного договора». Легендарный контракт Ковальчука на 100 миллионов долларов //
«Вы будете сожалеть об этом решении до конца жизни». Уникальный контракт Овечкина на 124 миллиона долларов //
«Я готов бастовать весь год». Как Федоров выбил из «Детройта» суперконтракт: 28 миллионов долларов за сезон