25 февраля 2012, 00:33

Лучшие друзья 40 лет спустя

Артем Агапов
редактор отдела интернет

В пятницу участники Суперсерии-72 Владислав Третьяк, Борис Михайлов и Фил Эспозито дали в Москве пресс-конференцию накануне матча ветеранов, посвященному 40-летию исторического противостояния.

Артем АГАПОВ с Красной площади

В демонстрационном зале ГУМа Эспозито появился в фирменной куртке "команда России" из олимпийского 2010-го. В сентябре 1972-го в ледовом противостоянии двух хоккейных держав между лидером "Кленовых листьев" и Михайловым опасно было встревать и их партнерам, и даже судьям. Теперь два бывших забияки сидели рядом за большим столом на подиуме под прицелом фото- и видеокамер. По правую руку от канадца разместился его соотечественник Гленн Андерсон. Бывший партнер Уэйна Гретцки все мероприятие сиял так, будто только что выиграл что-то очень и очень серьезное. Согласно кивал и при реверансах Эспозито в советско-российскую сторону, и при перечислении Третьяком трех главных событий в жизни любого североамериканца с упоминанием победного гола Пола Хендерсона. Стороны не жалели теплых слов в адрес принципиальных соперников. Великая ненависть растаяла в великом прошлом.

***

- 40 лет назад великие хоккеисты подарили невероятное зрелище, мы увидели противостояние двух школ хоккея, - открыл пресс-конференцию министр спорта, туризма и молодежной политики Виталий Мутко. - За захватывающими поединками следили тысячи людей на стадионах и миллионы у экранов телевизоров. Весь мир узнал имена таких мастеров, как Фил Эспозито, Бобби Кларк, Валерий Харламов, Александр Якушев, Владислав Третьяк… Они подарили нам больше, чем хоккей, они сблизили наши народы, убрали границы между странами. От всей души благодарю их за те невероятные минуты. И за то, что все эти годы они продолжают развивать хоккей.

По просьбе ветеранов хоккея правительство России поддержало идею провести серию праздничных мероприятий. С утра состоялась встреча с премьер-министром Владимиром Путиным, у нас прошел теплый разговор о развитии хоккея, было много воспоминаний.

Впереди нас ждет мастер-класс в сердце нашей страны, который дадут легенды на Красной площади. А завтра матч звезд мирового хоккея в "Мегаспорте". Будет много встреч, общения. Думаю, хоккеисты проведут незабываемые дни в Москве.

Хочу поприветствовать здесь большого друга России Рене Фазеля (обращается к сидящему рядом президенту ИИХФ). Заверяю, что наша страна выполнит все требования при подготовке к чемпионату мира в Москве и Санкт-Петербурге и Олимпийским играм в Сочи.

Немногим позже министр исключил любую политическую подоплеку в раннем праздновании юбилея сентябрьской Суперсерии:

- Нет, никакой подоплеки. Давно выстроили планы, чтобы весь год проводить празднование. К тому же надо было сделать так, чтобы собрать гостей и найти в календаре удобный момент.

***

- Добрый день дорогие друзья, - обратился к собравшимся на русском языке Рене Фазель, после чего перешел на английский. - Спорт объединяет людей. Хоккей объединяет людей. Никогда не забуду суперсерию-72. Не только со спортивной, но и политической точки зрения это был особенный момент. Утром у нас состоялась трогательная встреча за одним столом. Это просто здорово, что сейчас звучат те же великие имена, что и сорок лет назад. Никогда не забуду, как провел ту серию Фил Эспозито. Спасибо ему за то, что приехал в Россию. Я благодарен российской стороне за организацию этого празднования. Спасибо моим друзьям Виталию и Владиславу. Наслаждайтесь этими двумя днями. Я с удовольствием буду это делать.

***

- Спасибо большое, - вступил Третьяк даже до того, как ведущий пресс-конференции закончил перечислять его титулы. - Премьер дал старт празднованиям. В этот уик-энд пройдут мастер-класс и матч звезд в Москве. 9 и 10 августа лучшие двадцатилетние хоккеисты Канады и России скрестят клюшки в Ярославле, после чего 11 и 12 августа проведут матчи в Северной Америке. И, открою секрет, в сентябре наша команда в том составе полетит в Канаду.

Сорок лет назад мы не любили канадцев, а они нас. Сегодня же мы лучшие друзья и сидим за одним столом, поднимая тост за хоккей 1972 года. Сколько лет будет существовать хоккей в мире - 200, 300 или 400, - игры 72-го никогда не будут забыты. 40 лет прошло, а как будто это было вчера. Сравнил бы Суперсерию с полетом Гагарина в космос. Это незабываемо.

***

- Не был здесь 40 лет - и вот вернулся. Как известно, моя дочь вышла замуж за российского хоккеиста Александра Селиванова. Мои внуки прекрасно говорят по-русски и учат ему и меня, - сказал Эспозито. - Когда серия начиналась, ни я, ни другие парни из нашей сборной совершенно не представляли, насколько хороши советские хоккеисты, как они великолепны и блестящи. Они были в отменной физической и психологической форме. Мы же к этому оказались не готовы.

Испытываю глубокое уважение ко всем тем, против кого играл. Пусть меня не понимали в СССР, но на площадке нет места уважительным отношениям. Я 18 лет играл против своего брата и ни на секунду не задумывался, если была необходимость его ударить. Он же был моим соперником!

В той советской сборной меня больше всех поразил Якушев. Он лучший игрок мира, которого я когда-либо видел - после Бобби Халла, разумеется. Он был невероятен. На площадке мы враждовали, но теперь это в прошлом. Все, стоп. (Аплодисменты в зале.) И с Борисом Михайловым, и с Владиславом Третьяком (кивает в их стороны) мы теперь друзья. Но и тогда все были в одной лодке. Мы - хоккеисты, просто делали свою работу. Старались и оставляли все на площадке. Ту суперсерию неспроста назвали серией на века. До нее мир никогда не видел таких эмоций, которые бушевали в тех матчах.

Знаете, меня удивлял ваш тренер Борис Кулагин, он никогда не улыбался. Я даже думал, что бы такое сделать, чтобы развеселить его. В одной из игр в Москве мне удалось заставить улыбнуться самого Брежнева. Я плюхнулся на лед, а когда поднимался, увидел на его лице улыбку и помахал ему рукой  (Эспозито споткнулся во время стартового построения перед пятым матчем, первым в Советском Союзе, а потом отвесил засмеявшейся публике поклон. - Прим. "СЭ"). То, что увидел сейчас в России, меня очень поразило. Как же все изменилось, как же все красиво. А какая красивая резиденция у премьер-министра, которую мы посетили утром… Думаю, я буду чаще сюда приезжать. Причем не один, а со своими внуками.

В ответ на поздравления с 70-летием, которое он отметил в понедельник, канадец усмехнулся:

- 70 лет - действительно, ужасный возраст.

***

- Рад, что эта встреча состоялась, - согласился Михайлов. - Тогда мы были соперниками, а сегодня впервые с Филом пожали друг другу руки не как соперники, а как друзья. И это очень приятно (Эспозито дружески хлопает Михайлова по спине). Думаю, когда через 40 лет встретимся с ним снова, мы не только пожмем руки, а будем еще долго обниматься. А Москву к тому времени он вообще не узнает. Фил правильно сказал, что тогда мы были в одной лодке. Вот только непонятно, кто куда плыл. Но, наверное, мне стоит управлять этой лодкой, а Фил будет грести. (Обращается к Эспозито.) Ты же сильнее меня. А я - худенький.

***

- Российский хоккей прошел большой путь, в этом году он празднует две большие даты: свое 65-летие и 40-летие Суперсерии, - заметил Андерсон. - Правильно все говорят: мы все - друзья. Спорт сплачивает людей. И я рад быть здесь.

- Борис Петрович, Владислав Александрович, мистер Эспозито - настоящие легенды, - подчеркнул еще один представитель следующего славного поколения Алексей Касатонов. - Помню те матчи. У нас весь поселок, ведь шел дачный сезон, собирался у телевизора. Уже первая встреча, в которой наши поначалу проигрывали, показал, что наш хоккей находится на приличном уровне. Спасибо тем, кто стоят у истоков этой Суперсерии. Это стало большим подспорьем в развитие спорта. Это мы сегодня сидим и мило беседуем, а тогда на льду шло настоящее противостояние. Спасибо моим старшим товарищам за тот подвиг, который они совершили.

***

- Вы не только герой в России, но и в Канаде. А вспомните, какие ожидания у вас были перед той серией? - обратились представители канадского телевидения к Третьяку.

- В 72-м мы не знали, с кем будем играть. Только слышали имена хоккеистов, которые бросают шайбу так, что ее не поймать, бегают так, что за ними не угонишься, могут перебить всю команду, что у нас некому будет играть ко второму периоду. Вот с такими чувствами и знаниями мы ехали в Канаду (усмехается). А сегодня мы лучшие друзья. Все игроки, участники той серии, где бы не встретились, испытывают друг к другу только уважение. Мы сотворили историческое событие, который помнит весь мир. Даже те, кто не любят хоккей, о нем знают. Если спросите североамериканцев о трех главных событиях в их жизни, то они вспомнят убийство Джона Кеннеди, высадку астронавтов на Луну и тот момент, когда Пол Хендерсон забил победный гол Третьяку. Эти три момента назовет вам почти каждый канадец. Еще раз скажу: мы счастливые люди - и в Канаде, и в России, - что Бог дал нам такую возможность впервые сыграть на таком уровне. Это большое счастье.

- Каким вам показался Третьяк в том далеком 72-м? - поинтересовались у Эспозито.

- Когда впервые увидел его в воротах, был удивлен. Тогда вратари располагались глубоко в створе и не выдвигались вперед. А Третьяк заставил меня потрудиться, пришлось приспосабливаться к его манере, поскольку он постоянно двигался туда-сюда и выезжал из ворот. Да и вообще ваша сборная играла не так, как мы привыкли. Она строила атаки вот так (показывает руками вдоль воображаемых ворот), тогда как у нас, в Канаде, всегда играют так (показывает рукой вперед). Если же вернуться к вратарскому вопросу, то в НХЛ голкиперы не рисковали выдвигаться из ворот. И мне это было на руку. Я продвигался к цели, находил брешь, мысленно посылал туда шайбу, а потом бросал. С Третьяком такое не проходило.

- А что удивило в игре соперника вас? - новый вопрос Третьяку.

- Если говорить о матчах, то больше всего неприятностей мне доставлял Эспозито. Он был очень большим. Это сегодня он улыбается, а когда играл, не очень-то добро выглядел. Только Рагулину удавалось убрать его с пятачка, больше никто не мог утащить его в сторону, чтобы я видел шайбу. У него сильный бросок, плюс он мешал на пятачке ловить шайбу. Когда играли, особенное внимание уделяли как раз ему. Фил - лучший игрок 72-го со стороны Канады. Хотя все были лучшими, но от него шло больше всего неприятностей.

- И я был счастлив, - заверил Эспозито.

8