11 декабря 2012, 05:00

Так побеждал великий Тарасов

В понедельник исполнилось бы 94 года легендарному советскому тренеру Анатолию Тарасову.

Анатолий Тарасов в своих взглядах на окружающий мир любил доходить до крайностей. Максимализм был одним из главных качеств Тарасова уже в молодости. Учился кататься на коньках, а вырос в капитана сборной Москвы по русскому хоккею. Проигрыш на ледяном поле воспринимался им как маленькая смерть.

Занимаясь в Высшей школе тренеров, писал такие конспекты, что их можно было выдавать за напечатанные в типографии: буква к букве, формула к формуле, тетрадка к тетрадке. Знать предмет — так досконально, и никаких гвоздей. Иначе — нечестно. В первую очередь по отношению к самому себе.

Уже будучи наставником ЦСКА, Анатолий Тарасов заявил нескладному длинному пареньку по имени Владислав Третьяк, что сделает из него лучшего вратаря в мире. Безо всяких "может быть" или "вероятнее всего". И сделал.

***

Невероятная требовательность была еще одной чертой весьма жесткого характера Анатолия Тарасова. Приехав в одесское футбольное "Динамо" играющим тренером, он вместо пары занятий в неделю сразу же нарисовал в расписании две тренировки... в день. Протесты приравнивались к измене Родине.

- Хочешь добиться вершин в спорте? На клюшках у меня спать будешь! - как-то огорошил тренер новичка ЦСКА Бориса Михайлова. Что там спать! Легендарная байка о том, что однажды наставник загнал своих хоккеистов с клюшками в бассейн, — чистая правда. 

Тренировки в мороз и зной, бег по пояс в снегу до последнего хриплого вздоха измученных легких. Не попал в ворота — двести кульбитов. Пропустил шайбу — сто выпадов с утяжеленной вратарской клюшкой сейчас и четыреста после того, как все остальные уйдут домой.

Однажды Тарасов потребовал от Владимира Шадрина и Евгения Зимина бить Владислава Третьяка, пока тот старается ловить шайбы, дабы научить голкипера еще большей концентрации. Пришлось лупить коллегу.

Тарасов мог отнять у защитника клюшку и отправить его защищать ворота. Как? Телом! Остальных заставлял что есть силы "щелкать" от синей линии. Что? Маски нет, как у стража ворот? Пожалел партнера? Сто кульбитов и гневная лекция о пользе таких экзерсисов — получите, распишитесь.

Когда воспитанники Татьяны Тарасовой уже катались в ранге чемпионов мира, строгий отец разносил в пух и прах то подход дочери к тренировкам, то ее дорогие модные наряды. Звездную болезнь Тарасов ненавидел всеми фибрами своей горячей души и считал очень большим злом.

Но крайне требователен Тарасов был и к самому себе. Он много писал о тактике хоккея, методиках подготовки спортсменов, для чего садился за рабочий стол в своем кабинете в четыре часа утра. Каждый день.

***

Анатолий Тарасов был очень смелым человеком. Как не знающим страха перед трудностями, соперниками или чиновниками, так и не боявшимся новизны.

В 13 лет он решительно шагнул на порог фабрично-заводского училища. Поступок настоящего маленького мужчины, посчитавшего зазорным сидеть на шее у матери, которая потеряла мужа.

В конце 40-х - начале 50-х годов в верхах не раз принималось решение не участвовать в Олимпийских играх из-за скромных результатов. Тарасов злился, ведь "зажимали" его любимый хоккей. Поэтому и написал письмо Иосифу Сталину. Доподлинно неизвестно, как именно отреагировал на послание вождь народов, но из Кремля дали добро на подготовку хоккейной сборной.

Тарасов мог, не стесняясь в выражениях, выдворить с базы или из раздевалки чиновника всемогущего Спорткомитета СССР. Не любил грозный Анатолий Владимирович партийных и комсомольских "накачек" перед важными турнирами.

А уж о том, чтобы вжиматься в бортик от вида канадцев, чехов или шведов, не могло быть и речи. "Сборная СССР — самая сильная на планете, и вы это знаете!" - гремел прославленный специалист на весь ледовый дворец в каком-нибудь Стокгольме.

***

Почему Анатолий Тарасов был таким принципиальным и храбрым максималистом? Ради чего всю жизнь не давал покоя ни себе, ни подчиненным, ни даже собственной семье? Зачем не спал ночами, придумывая тактические схемы, которыми до сих пор пользуются во всех уголках хоккейного мира, от Омска до Ванкувера?

Преданность любимому делу и игре — вот исчерпывающий ответ на все вопросы. Преданность без фальши, отговорок, компромиссов и без тени сомнений.

Так побеждал великий Тарасов.

Андрей БЕЛОВ

32