КАК ДЕЛА?
Обладатель Кубка европейских чемпионов, двукратный чемпион России в составе московского "Динамо" о былых временах, своих новых целях, Евротуре, российской сборной и ее нынешнем главном тренере Зинэтуле Билялетдинове - в беседе с корреспондентом "СЭ".
- Александр, с конца января нынешнего года вы стали выступать за киевский "Сокол", а потом ваш след пропал. Писали, что этот клуб провернул едва ли не самый громкий трансфер в дебютном чемпионате ПХЛ, когда подписал вас…
- Все правильно. Мне позвонил Вадим Шахрайчук, с которым мы вместе выступали в "Динамо", и предложил сыграть несколько матчей за команду в чемпионате, а затем и в плей-офф.
- Удачно получилось?
- Мы заняли второе место. Нам все-таки было тяжеловато соперничать с "Донбассом". За "Сокол", между прочим, играли еще Андрей Николишин и Костя Касянчук, который сейчас в "Динамо". Мне там предоставляли приличное количество игрового времени. Но, сами понимаете, чтобы по-настоящему влиться в коллектив, нужно время, а я, по сути, начал выступать только с конца чемпионата.
- Мы довольно долго не могли обстоятельно поговорить. Не так давно вы были в Испании, потом занимались каким-то важными делами в Москве…
- Откровенно говоря, пока не хотел бы рассказывать о том, чем сейчас занимаюсь. Это не касается хоккея. А теперь как раз я бы хотел попробовать себя в роли хоккейного менеджера или функционера.
- Как?! Хотите сказать, что в свои 36 вы решили завершить карьеру?
- К сожалению, получается, что так. На данный момент хороших предложений нет. Хотя я еще ощущаю в себе силы играть на приличном уровне. Если честно, меня звали несколько клубов, но я посчитал, что достоин большего. Поэтому пока отдыхаю от хоккейных будней.
ХАРЛЕЕМ ПРОЗВАЛ Равиль ЯКУБОВ
- Насколько я знаю, вы проводили своеобразные каникулы в Барселоне…
- Совершенно верно. Был в этом городе впервые. И должен сказать, увидел немало интересного. Посещал различные выставки, съездил в парк аттракционов Вентура. Узнал, что там родился один из самых известных архитекторов Антонио Гауди, который, собственно, и спроектировал главные достопримечательности Барселоны.
- Когда вы отсутствовали в Москве, я разговаривал с главным тренером сборной России Зинэтулой Билялетдиновым. И он очень обрадовался тому, что вы видите красоты Каталонии. Сами вспоминаете золотые времена под его руководством?
- Конечно! Мы ведь проработали с ним вместе много лет. Причем это были действительно незабываемые времена. Столько всего - и Евролига, и чемпионаты страны… МХЛ, РХЛ - всего и не упомнишь! У меня дома до сих пор стоит неоткупоренная бутылка шампанского с фотографией всей нашей команды за победу в чемпионате 2000 года. Пока не выпил (смеется).
- В том самом 2000-м результата московское "Динамо" добивалось главным образом благодаря блестящей игре тройки Харитонов - Прокопьев - Кувалдин. Можно сказать, понимали вы друг друга на льду с закрытыми глазами.
- Точно. Тренировок у Билялетдинова было очень много (смеется).
- В защите тогда в вашей пятерке играли Александр Хаванов, который теперь работает на телевидении, и Андрей Марков - на время локаута он перешел в "Витязь". Прокопьев сейчас тренер "Серебряных львов" в МХЛ, а Кувалдин вроде бы занимается бизнесом…
- Слышал, что он работает детским тренером где-то в Ростовской области. Давно не виделись.
- А с остальными бывшими партнерами?
- Сашу Хаванова видел не раз, с Прокопьевым встречались летом. В основном созваниваемся. Он же в другом городе. А с Маркуней тоже общаемся, но нечасто. Больше вспоминаем его вместе с другими ребятами.
- А вам кто дал прозвище Харлей?
- Знаменитый динамовский капитан Равиль Якубов. Однажды на тренировке он увидел, как я лечу по льду. И сразу воскликнул: "О! Да это же Харлей".
- Вас это не задевало?
- Абсолютно. У меня вообще немало прозвищ было. Семеныч, Хазанов…
ЧЛЕНСТВО В ПАРТИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ НЕ СЧИТАЕТСЯ
- За сборную России вы выступали на пяти чемпионатах мира и на Олимпиаде-2006 в Турине. Скажите, чем же все-таки объяснить провал нашей команды на мировом первенстве 2000 года в Санкт-Петербурге? Играли дома, а в результате на турнире заняли позорное 11-е место…
- В сборной тогда подобрался, можно сказать, сумасшедший состав, который обязан был выносить любого соперника. Я думаю, что мы просто не успели сыграться именно как команда. Каждый больше играл на самого себя. Отсюда и такой результат. Идеальная сыгранность была только у нашего динамовского звена.
- Среди болельщиков давно ходят легенды о поведении хоккеистов той российской сборной в Питере. Мол, даже в номерах не ночевали накануне матчей, потому и проигрывали кому попало…
- Помню, мы жили на базе далеко за городом. И на ужине, поверьте на слово, команда всегда появлялась в полном составе. А что там было дальше - понятия не имею. Могу отвечать только за себя.
- В таком случае, ответьте, зачем вы перед олимпийским турниром в Турине вместе с двумя Максимами - Сушинским и Соколовым - вступили в "Единую Россию"? Проявили солидарность?
- Понятия не имею (пожимает плечами). Возможно, для популяризации партии.
- А партбилет сохранили?
- Да, оставил на память. Только он выглядит как карточка с моей фотографией. Правда, там отчество перепутали. Написали не Евгеньевич, а Александрович. Так что, наверное, мое членство в партии действительным не считается (улыбается).
В "АЙЛЕНДЕРС" ПРЕВРАТИЛСЯ В ТРЕНИРОВОЧНЫЙ МЕШОК
- В НХЛ у вас почему-то карьера не сложилась…
- Тут все просто. С "Тампой", которая меня задрафтовала, я заключил контракт на один сезон. И отыграл его целиком, причем в основной команде. Но потом у нее сменился главный тренер. На второй сезон меня уже не подписали. В итоге я оказался в "Айлендерс". Там предложили односторонний контракт. Представьте себе: провожу все выставочные матчи, пять встреч в регулярном чемпионате - и меня после этого без объяснения причин сажают на лавку. В течение месяца я путешествовал с командой, как тренировочный мешок. А потом мне позвонил Анатолий Бардин, который в ту пору был президентом "Авангарда", предложил хорошие условия в омском клубе.
- Из-за океана в Россию вы, таким образом, вернулись, однако почему-то не в московское "Динамо"…
- Я звонил в "Динамо", но внятного ответа по поводу своей персоны не получил. Возможно, по каким-то причинам не подходил тогдашнему главному тренеру Владимиру Вуйтеку.
ИМПОНИРУЕТ ПОДХОД БИЛЯЛЕТДИНОВА
- На Ходынке прошел Кубок Первого канала. Вы в свое время дважды были победителем Евротура. На ваш взгляд, такие турниры для сборной полезны?
- Однозначно. Это уже международный уровень. Глядя не соперников, невольно чему-то у них учишься. Смотришь, какой тактики они придерживаются, как атакуют и обороняются. Помню, мы даже заимствовали розыгрыш большинства у шведов и финнов. А потом применяли все на практике уже в своих клубах. И для оппонентов такое было в новинку!
- Говорят, со временем этапы Евротура хотят упразднить…
- Это будет преступлением. Подобные турниры приносят неоценимую пользу для любой национальной команды. Можно просмотреть молодых перспективных игроков, допустим, при подготовке к чемпионату мира, поскольку приглашать проверенных хоккеистов не имеет смысла. В этом плане мне в нынешней сборной России импонирует подход Билялетдинова.
- Но ведь он пригласил на Кубок Первого канала Овечкина с Ковальчуком…
- Как мне кажется, он прежде всего хотел порадовать московских зрителей. И потом, сейчас несколько иная ситуация. Главный прицел - Олимпиада в Сочи. Билялетдинов вообще очень мудрый человек. В 2000-м в "Динамо" при нем вторым тренером был Михаил Варнаков. Когда Зинэтула Хайдарович возглавил первую сборную, то у руля молодежной поставил Михаила Павловича. Оба - единомышленники. Иными словами, если игрок из молодежки вливается в главную команду страны, тот он уже четко представляет все требования тренеров.
- Что вы им пожелали бы?
- Между прочим, я перед началом Кубка Первого канала специально ездил на базу нашей сборной в Новогорск. Разговаривал там с Билялетдиновым, Варнаковым и защитником Ильей Никулиным. Всем искренне пожелал удачи. Как видите, сработало. А теперь желаю им удачи на будущее. Без нее в хоккее никуда!