10 декабря 2013, 08:30

Тарасов. Глыба

Владислав ДОМРАЧЕВ
Корреспондент

Владислав Третьяк: "Тарасов – мой отец" //
Редкие кадры Анатолия Тарасова //
Ждем улицу Тарасова на 100-летний юбилей

Владислав ДОМРАЧЕВ

ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ

Пять лет назад мы громко отметили 90-летний юбилей отца российского хоккея. Ваш покорный слуга навестил вдову Тарасова, Нину Григорьевну. С огромным интересом слушал ее воспоминания, впитывая каждое слово, каждый штрих. Увы, сейчас эта удивительная женщина уже не с нами.

Казалось, что еще можно рассказать о тренере-глыбе? Чем удивить? Оказывается, можно. Это с успехом сделали сценаристы главного фильма уходящего года "Легенда № 17", посвятившие картину, затмившую все "дозоры", вместе взятые, не только народному хоккеисту Валерию Харламову, но и народному тренеру Анатолию Тарасову. Пусть даже вспомнив о тренере то, чего с ним никогда не было, и умолчав о людях, шедших с Анатолием Владимировичем по жизни, сквозь тернии к звездам.

– А где же в "Легенде" Чернышев? – пожимали плечами динамовские ветераны во главе с трехкратным олимпиоником Виталием Давыдовым на майском чествовании двукратных обладателей Кубка Гагарина. – Ведь в знаменитом тандеме, под руководством которого сборная с ЧМ-1963 по Олимпиаду-1972 не знала поражений, именно Аркадий Иванович считался старшим тренером.

Тем не менее убежден, что в таком мощном российском, извините за выражение, пиаре Тарасов нуждался.

Его, едва завершившего большую тренерскую карьеру, по достоинству оценили прежде всего за океаном, введя в 1974-м в Зал хоккейной славы. Первым из европейцев. Самый успешный тренер в НХЛ Скотти Боумэн очень берег перчатки, подаренные Тарасовым, считал их фартовыми, штопал их. А когда все-таки потерял, попросил прислать такие же.

Наставник сборной США Херб Брукс, главный организатор и вдохновитель победы на Олимпиаде-1980, названной за океаном "Чудом на льду", побил "Красную машину" методом Тарасова, в чем сам потом признался. Да и главный тренер знаменитой "Филадельфии", обладательницы Кубка Стэнли-1974, 1975, разбойничавшей в матче клубной суперсерии с ЦСКА, Фред Шеро не скрывал симпатий к хоккею по Тарасову, несмотря на то что тому не посчастливилось сразиться с канадскими профессионалами.

Да что там, в начале 1990-х мэтра пригласил "Ванкувер" провести тренировки и почитать лекции. Там Тарасов был по-прежнему интересен. В отличие от России тех лет. Именно в Ванкувере ему сделали так необходимую операцию на тазобедренном суставе.

Так что "Легенда" вышла очень вовремя. И, рыдая в кинотеатрах, мы должны осознавать: мертвых мы в России почему-то любим больше, чем живых…

КАК ТАРАСОВА "УШЛИ" ИЗ СБОРНОЙ…

Отдавая дань уважения авторам фильма и собранной ими рекордной аудитории, давайте все-таки вспомним истории не кинематографические, а реальные.

Сразу после Олимпиады в Саппоро Тарасова и Чернышева у тренерского пульта сборной заменили Всеволод Бобров и Николай Пучков, которые повезли команду на чемпионат мира в Прагу. Там и была достигнута договоренность о проведении cуперсерии-1972. Так почему тренеров-победителей "ушли" после Саппоро?

– На них в Японии здорово надавили сверху, – вспоминала вдова Тарасова. – Требовали, чтобы в последнем матче с чехами сыграли вничью, в этом случае мы становились чемпионами, а чехи – вторыми. Но наши разнесли друзей по соцлагерю – 5:2, и серебро досталось американцам. Тренеры попали в опалу, им даже не стали вручать орден Ленина, хотя это планировалось за победу на Олимпиаде. Но главное – у них отобрали мечту сыграть против канадцев. В cуперсерии-1972 сборную возглавляли Бобров и Кулагин. Принять Анатолия в свой штаб они наотрез отказались. "Нынче на Руси уже на троих не соображают", – ответил Бобров на предложение сделать Тарасова консультантом сборной.

– Жаль, что в столь важный исторический момент у руля сборной не оказалось Тарасова, – не раз убеждал известный в прошлом вратарь, эксперт "СЭ" Александр Пашков. – С ним мы суперсерию вряд ли проиграли бы.

…А ПОТОМ ИЗ ЦСКА

Я помню, как отмечали 70-летие Тарасова. Перед матчем известинского турнира с чехами Анатолия Владимировича пригласили на лед. Он вышел, опираясь на костыли, по обыкновению сразил всех пламенным спичем – благо оратором слыл знатным – и наградил наших соперников, которых "уважал" особенно, дипломатичным кивком.

Спустя несколько лет, когда автор этих строк делал первые шаги в журналистике, отношение некоторых бывалых коллег к мэтру шокировало. "Вот, приполз", – шипел один из них, которого звали Балда сын Балды, при виде Тарасова, с трудом взбиравшегося на трибуну.

Для меня ведь Тарасов с раннего детства был идолом. Я перечитал все его книги, которые в библиотеке днем с огнем было не сыскать. Вспоминаю, как друг нашей семьи, ярый спартаковец, сокрушался, когда его любимая команда волшебно проиграла армейцам Кубок европейских чемпионов. Тогда красно-синими командовал Борис Кулагин, а Тарасов находился в творческом отпуске, заканчивал писать диссертацию. "Спартак" вел в третьем периоде повторного матча 5:3, его устраивала ничья. В этот момент на армейской лавке вырос Тарасов и переломил ситуацию. ЦСКА победил 8:5.

В 1990-е годы акценты сместились. Тарасова, как и других героев прошлого, стали охаивать. Он, мол, и диктатор, и тактик никакой. А хоккеисты для него лишь материал.

Слава богу, нашлись те, кто эту кампанию не поддержал. Хотя имел моральное право. Спартаковец Александр Якушев прямо заявил: "Тарасов опередил время лет на двадцать". Хотя едва не отдал концы на одной из своих первых тренировок в сборной, честно выполнив все упражнения Тарасова. А после Вены-1967 попал к нему в опалу.

Совсем недавно Борис Михайлов на Ленинградке в присутствии моего коллеги Андрея Кузнецова признался, что для него лучший тренер – Тарасов. А ведь мог и затаить обиду на мэтра, когда тот в высоком армейском кабинете обвинил капитана ЦСКА и его партнера в сдаче принципиального матча "Крыльям Советов".

– По дороге в Лужники Тарасов расхваливал меня: "Какой у нас хороший капитан", – вспоминал Михайлов. – А потом говорил обратное. В третьем периоде посадил нас на лавку. Да как мы могли сплавлять команду, если свой микроматч выиграли?!

…Тарасова убрали. В 55 лет.

Для сравнения: Виктор Тихонов закончил тренировать ЦСКА почти в 74 года. А в 73 возглавлял сборную России.

КАК БЮСТ ТАРАСОВА ОТКРЫВАЛИ

В мае 2006-го на Аллее армейской славы открыли бюст Тарасову. Почему так поздно? Как мне шепнули, такой чести заслуживают только награжденные орденом Ленина. О том, почему его у Анатолия Владимировича нет, я уже рассказал. Благодаря усилиям тогдашней начальницы большого ЦСКА Ольги Смородской эту формальность удалось обойти. Народу собралось столько, сколько не ходило в те времена на армейский хоккей. Пришел даже Александр Мальцев, который Тарасова недолюбливал.

Вячеслав Фетисов вспомнил, как Анатолий Владимирович поддержал его в период отлучения от ЦСКА. Теплые слова произнес один из самых преданных учеников мэтра Евгений Мишаков. Помните, как в последнем матче суперсерии-1972 его взяли в кольцо канадцы и он в одиночку принял неравный бой? Так Тарасов потом напихал своим игрокам: "Как же вы не защитили товарища, оставили его одного?"

А Владимир Юрзинов-старший рассказал, что любил посещать тренировки Тарасова. И всегда был для тренера желанным гостем. Но только не для игроков.

– Володя, пожалей нас, не приходи, пожалуйста, – молили Юрзинова армейцы. – Когда ты здесь, Тарас с нас три шкуры сдирает.

Анатолий Владимирович любил и умел работать на бис. Это сейчас тренеры закрывают на занятиях двери, берегут секреты. У глыб цеха никаких секретов никогда не было…

Сейчас КХЛ-ТВ показывает серию интереснейших документальных ретро– фильмов. Один из них – о Тарасове. Называется "Буду спорить!". Мои молодые коллеги смотрят и улыбаются. Им забавно. Забавными казались и нашему поколению некоторые высказывания мэтра. Например, такое: "Гретцки не сможет играть за сборную СССР, потому что он не комсомолец". Или: "Сережа Макаров, пора становиться колхозничком".

Однако агрессивный хоккей по Тарасову по-прежнему жив и даже в моде. Хотя в последние годы нам настойчиво пытаются выдать за североамериканское ноу-хау то, что изобрел, внедрял в ЦСКА и сборной СССР великий русский тренер. Это мнение разделяют и ветераны. В том числе и Владимир Петров, центрфорвард на все времена.

Кстати, есть мнение: канадцев в Сочи-2014 можно одолеть только их оружием, предложенным полвека назад Тарасовым, – силовым давлением. А не вылазками из "болотных камышей".

Что ж, до Олимпиады в Сочи уже меньше двух месяцев. Посмотрим, кто окажется прав.