6 июня 2019, 18:25

Илья Брызгалов: "От "Чернобыля" приходишь в ужас. Русские люди идут на смерть, спасая миллионы"

Игорь Еронко
Обозреватель
Мнение экс-голкипера сборной России о сериале американского канала HBO.

– Смотрели сериал "Чернобыль"? – вопрос Брызгалову.

– Да! Шикарный сериал! Бомба. Очень понравился. Я помню себя маленьким – мне тогда шесть лет было. Еще не исполнилось. Был какой-то кипеж, родители что-то говорили про Чернобыль. При том что мы понятия не имели, что вообще происходит. А сейчас все это показали наглядно, как оно было. И ты просто в ужас приходишь. Просто в ужас. От того, что люди не знали, куда они идут. Насколько там опасно. Особенно в начале – те же пожарные. Тяжелый фильм, но зато очень хорошо показывающий, каким был Советский Союз.

– Мне тогда было 3,5 года. Единственное, что я помню – родители неделю или даже больше не выпускали гулять. Что вы помните?

– По-моему, эпоха хорошо передана. А события и возможные перегибы в сериале – мы же не были там. Не работали, не ликвидировали. Только люди, которые там были – они могут рассказать правду. Но воспоминания, записи, доклады – они существуют. И все это ведь отражено. Людей погибло огромное количество. У мамы моей, она родилась под Екатеринбургом, куда ездил каждое лето, был друг. Он был ликвидатором Чернобыльской аварии. И я помню, что не понимал, насколько это героический и стойкий человек. Только сейчас, посмотрев этот фильм, поняв, через что он прошел, и как он потом с этим жил, я стал осознавать масштаб трагедии.

Мама рассказывала, что все друзья, которые с ним были в Чернобыле, умерли. Он один остался. Конечно, это страшно. Это показало, насколько наши люди русские, зная, что идут на смерть, спасая миллионы, все равно идут и жертвуют собой. И насколько государственная машина – не заслуживала их.

– Вас не удивляет, что такой сериал сняли не в России?

– А я не думаю, что у нас кто-то может снять такой сериал.

– По причине того, что это не совпадает с общими настроениями?

– И с этим тоже. Ну и, мне кажется, нет у нас людей, которые могут создать такой шедевр. Я не видел давно шикарных российских фильмов. Которые хочется пересмотреть еще раз. И еще раз. "Чернобыль" я настраиваюсь пересмотреть. Не потому, что хочется себя заставить. А потому что он очень тяжелый, и нужен настрой, чтобы пересмотреть. Но мне хочется посмотреть его еще раз. Назовите хоть один российский фильм, который хочется пересматривать, особенно – за последние годы.

– Из сериалов?

– Да вообще. Что-то такое снимали?

– "Ликвидация".

– Я его смотрел. Но мне не хочется пересматривать. Какую-нибудь "Любовь-морковь" назовете?

– Это же мейнстрим-комедия. "Дурак" смотрели? "Домашний арест"? "Левиафан"?

– "Левиафан" я смотрел. Паренек – черт знает где – с государством бодаться начал. Но он же темный, серый такой. Посмотрел один раз – и показали тебе, что происходит в провинции. Насколько люди бесправны. Нет защиты ни у кого. Но ты разок глянул – ну да, но что такого нам показали? Думаете, наши люди этого не знают? Он что – этим какой-то statement сделал? (заявление. – Прим. "СЭ") "Ух, йохайды, глаза нам открыл". Да это ж повсеместно. И ничего нового мы из этого фильма не узнали.

– Призы Каннского фестиваля мало какие российские фильмы получали.

– Так для иностранцев-то это ого-го. "Ты посмотри, вот это да, шок". А у нас люди посмотрели: "Что ты хочешь этим сказать?". Они просыпаются, встают и ложатся под одни и те же слова: "Ты начальник – я дурак. Я начальник – ты дурак". Поэтому у меня "Левиафан" большого интереса – чтоб до дрожи – не вызвал.

Полное интервью с Брызгаловым – читайте в ближайшее время на сайте "СЭ"

175