Сборная России. Новости

Новости

17 июля 2008, 16:55

Максим Соколов: монолог мудреца

Артем Агапов
редактор отдела интернет

     36-летний вратарь, отдавший много лет родному СКА, хорошо известен в России. За его плечами успехи в составе национальной сборной России и золото чемпионата страны. При этом за Соколовым давно закрепилась репутация самого интеллигентного, читающего и образованного хоккеиста, которую легко подтвердить, лишь задав ему первый вопрос. Дальнейшее больше напоминает увлекательный рассказ, монолог умудренного жизнью человека.

ОМСК - НОВОКУЗНЕЦК

     - Когда летом 2007-го принимал предложение "Авангарда", чувствовал, что силы побороться за золото еще есть. Параллельно шли довольно серьезные переговоры с другим большим клубом, словом, варианты были интересные, и нисколько не сомневался, что смогу. В Омске чемпионат начал очень хорошо, на двух предсезонных турнирах получил звание лучшего вратаря, до первого перерыва в первенстве, несмотря на то, что у команды дела шли не очень, со своей работой справлялся. Но стоило матчам возобновиться, три встречи провел ужасно и во всех был заменен. Физически чувствовал себя нормально, но начались психологические проблемы. Пропускал легкие шайбы и ничего не мог с этим поделать. На протяжении всей карьеры случаются такие эпизоды. Обычно, если хорошо вошел в игру, отразил два-три броска, все идет нормально. Но наступают периоды, когда даже шайбы средней и ниже сложности отразить не могу. Если бы научился избегать таких моментов, играл бы совсем на другом уровне…

     Пресса написала, что расставание с "Авангардом" прошло по обоюдному желанию… Это не совсем правда. После поражения от "Трактора" ночью позвонил третий тренер и сказал, что к утреннему занятию нужно готовиться к любым решениям. Когда пришел на следующий день в раздевалку, моя форма уже была собрана и стояла в углу. Объяснили, что это решение высшего руководства. Когда уезжал из города, генеральный менеджер клуба сказал, что я мог бы остаться в команде резервным вратарем, но на тот момент все вещи были отправлены в Петербург, а на руках - билеты на самолет. Понятно, что мосты были сожжены.

     Когда приехал в Питер, хотел побыстрее найти приемлемый вариант, чтобы не остаться без работы. В итоге, уже был настроен ехать в Европу, так как в декабре в нашем чемпионате закрывалось последнее трансферное окно. Получилось, что сам поставил себя в такое положение после неудачного отрезка в Омске, но была мотивация доказать здесь, в России, что чего-то еще стою. В результате, выбирая из двух отечественных вариантов, оказался в "Металлурге".

     В Новокузнецке вновь работал под руководством Михайлова. Не очень приятно об этом вспоминать, но в СКА у нас с Борисом Петровичем случился конфликт. Играл тогда за нас чех Мартин Прусек, и имел он прямо-таки привилегированное положение. Стоило восстановиться после травмы - сразу в ворота, даже не набрав форму, а меня на скамейку независимо от уровня игры. В один момент после очередного выхода чеха из лазарета, Михайлов "слил" меня во вторую команду. Видимо, я сам дал повод к этому нестабильной игрой. В таких ситуациях веду себя спокойно, но мы с Борисом Петровичем много работали вместе, и в клубе, и в сборной, и он, наверное, мог бы поговорить со мной, прежде чем принимать такое решение.

     Разумеется, когда поступило предложение от "Металлурга", в который только пришел Михайлов, удивился. Благодарен тренеру за тот шанс, который он мне предоставил и доверил игровое время. Проведя всего один товарищеский матч, в период дозаявок меня включили в состав. Так и оказался в Новокузнецке. Сейчас у нас с наставником нормальные рабочие отношения, а недопонимание осталось позади.

     Выбирая команду на следующий сезон, остановился на той же "Кузне". Прежде всего, "Металлург" был активнее при переговорах. Да и ситуация в клубе складывается так, что, надеюсь, в конкуренции с Сергеем Бобровским буду иметь достаточно игрового времени. Это молодой парень, который выступал за молодежную сборную на последнем чемпионате мира. У него очень хорошее будущее, нужен год-два, чтобы окрепнуть, после чего Сергей станет хорошим вратарем у нас, а возможно, и уедет за океан.

ЖИЗНЬ НА РАЗРЫВ

     После 25-летия наступил очень тяжелый период. Не пропускал ни одного турнира сборной, евротуры, чемпионаты мира, двое детей появилось в семье, и лет 6-7 пришлось работать совсем без отпуска. В короткие моменты отдыха лечился, делал операции на колене. Жил на разрыв. Такой режим выматывает, прежде всего, психологически. Возможно, это неправильно, но по-другому не мог. Не видел возможности отказываться от вызовов в сборную. Когда стукнуло 35, понял, что подсознательный рубеж пройден. Нужно думать и играть дальше, силы позволяют, несмотря на какие-то травмы. Среди вратарей "долгожителей" не намного больше, чем среди полевых игроков. Из великих дольше всех отыграл, конечно, Гашек. Он в 43 закончил. Эд Белфор до сих пор выступает, правда, во втором шведском дивизионе. Я до такого возраста точно на льду не доживу.

     Сегодня понимаю: наступающий сезон может стать последним. Но с условием - если не вернусь на свой уровень или будут сложности со здоровьем. Пока глобальных проблем не вижу, а в Новокузнецке стало получаться. Вторую половину минувшего сезона провел более или менее равно, были очень неплохие матчи, говорящие о том, что все возможно… Тут ведь многое взаимосвязано. Понятно, что "Металлург" вряд ли станет бороться за медали новой лиги, но качество моей игры будет напрямую зависеть от места, которое займет команда. Пробьемся в 1/8 плей-офф - значит, я в порядке. Еще шаг сделаем - тем более… Если этого не произойдет, а опыта понять, что уровень моей игры не выше 16-18-го места в лиге, поверьте, хватит, - уйду.

     В дальнейшем, когда закончу активную деятельность, мог бы оказаться, скажем, в СКА, тренировать вратарей. Почему нет? Тем более в любом случае буду жить в Питере, в городе, в котором родился. И работу хотел бы найти здесь.

     Дело тренера в России - очень сложная штука. Отставок каждый год очень много. В такой ситуации наставники сами не очень беспокоятся об игроках, стараясь обезопасить, прежде всего, себя. Правда, в новой лиге подобные шаги будут каким-то образом регламентированы. Посмотрим. Происходит это почти всегда из-за того, что команда зависит от решений одного конкретного человека - либо это губернатор, либо руководитель завода, спонсирующего клуб. К сожалению, эмоциональное разочарование от поражения в какой-то конкретный момент затмевает разум, после чего и происходят многочисленные увольнения. Получается, что люди, которые управляют жизнью хоккейной команды, принимают окончательные решения, руководствуясь эмоциями. Пока подобная ситуация не изменится, наш спорт здоровым не станет. Ясно, что от этих людей напрямую зависит финансовое состояние клубов. И ситуацию в ближайшее время поменять не удастся. Но тогда добиться стабильности не выйдет. Так и будут клубы переживать скачки - от хороших побед, до полных провалов. Мне больше импонирует скандинавский вариант - пусть это будет менее благополучно по финансам, зато открыто, чисто и профессионально. Возможно, создание Континентальной лиги станет первым шагом к стабильности. Изучал регламент, новые контракты - написано неплохо. Посмотрим, как это будет работать на практике в российских реалиях. Не всегда в нашей стране закон четко соблюдается. Не очень понятно, как будут соблюдать правило "потолка зарплат". Хорошо бы сделать договоры открытыми, как это происходит за океаном, чтобы информация о суммарном клубном бюджете была доступна любому желающему.

О СБОРНОЙ И ПОЛИТИКЕ

     Контакта с Быковым у меня нет никакого. Никогда не пересекались и не разговаривали. В новый круг кандидатов в сборную не попал, но, видимо, новое руководство сборной все делает правильно. Не зря же команда выигрывает? Слава богу, что у них все получается. Матчи последнего чемпионата мира смотрел с огромным наслаждением. Честно признаться, мне очень нравится эта сборная. Она не русская машина старых советских времен, но волевая и сильная. Быков привил хоккеистам необходимую дисциплину, а то, что в заявке не оказалось кого-то из "звезд" - того же Яшина, - нормально. Исключений нет ни для кого. Таким было решение тренера, и он прав. Он выиграл золото, значит, все сделал верно.

     Как игрока Быкова не застал, пришел в сборную чуть позже, но с ним успел поиграть мой давнишний партнер по СКА, а теперь по "Кузне" Марат Давыдов. Случилась смешная ситуация. Когда ХК МВД, где тогда выступал Марат, возглавил давний партнер Быкова - Андрей Хомутов, хоккеисты заходили к нему знакомиться. Давыдов нашелся, сказав тренеру, который его подзабыл, вместо представления, что выходил с ним на лед в одном звене в составе сборной. Вот так бывает…

     В свое время, когда закрепился в национальной команде, ставил перед собой цель - обязательно выиграть с ней чемпионат мира. В 2002-м в Гетеборге подобрались вплотную, но уступили в финале словакам. В Вене в 2005-м и в Риге годом позже тоже были способны на многое. Если в клубе расценивал какие-то достижения только при условии, что стабильно выходил на лед и являлся основным игроком, то здесь это было не так важно. Конечно, жаль, что так и не удалось добраться до "золота" на мире или Олимпиаде. Еще в клубе есть нереализованная мечта - всегда хотел со СКА выиграть какую-нибудь медаль. Помочь родному клубу повторить "бронзовый" успех 71-го и 87-го годов. Не удалось, хотя команда в мой последний армейский сезон собиралась приличная, верил, что сможем побороться за что-то серьезное. Похоже, эти две задачи в карьере мне уже не покорятся. Возможно, и полной удовлетворенности от собственного пути в хоккее поэтому нет.

     В 2006 году нынешний генеральный менеджер "Авангарда" Анатолий Бардин, который возглавлял тогда профсоюз хоккеистов, перед Олимпиадой в Турине предложил мне, Максу Сушинскому и Александру Харитонову вступить в "Единую Россию". Происходило это незадолго до отъезда на сами Игры, где от нас ждали хорошего выступления. Видимо, и приглашение о вступлении в партию связывали именно с этим - показать, что успешные молодые люди помимо спорта интересуются еще и политикой. В принципе, тот шаг нисколько не расходился с моей позицией. Основные параметры развития страны поддерживаю. Разумеется, моя оценка идет через призму спорта, к которому имею отношение и который в последнее время задышал полной грудью. Жизнь меняется к лучшему, хотя наша полная зависимость от нефтяных заработков слегка пугает. Важно, чтобы государство переходило на "длинные деньги", которые будут работать на благополучие государства независимо от цен на сырье.

     С момента вступления в партию особо ничего не изменилось. В активной политической жизни не участвую, на выборы в списках партии не звали. Да и не прельщает, честно говоря, такое будущее. Нет у меня подобных амбиций. Кстати, не вижу ничего хорошего, когда в Думу идет много бывших спортсменов, ведь не каждый может стать хорошим политиком. Не уверен, что те же Хоркина и Кабаева могут что-то реально сделать для страны. Но есть и хорошие примеры - в Антоне Сихарулидзе и Светлане Журовой не сомневаюсь, но это, скорее, исключение.

О СВОЕЙ ШКОЛЕ И НХЛ

     Проект создания в Питере своей вратарской школы потихоньку начинает "дышать". Пока играю вдали от города, он существует больше в мыслях и мечтах. Прежде всего, нужно определиться, каким он будет - частным или работающим в системе государства. Когда располагаешь дворцом, есть лед и прочие сопутствующие вещи, то начинать такое дело самому без посторонней помощи можно. Хотя риск ошибок все же существует. Партнером в таком серьезном проекте должен выступить профессиональный клуб, городская администрация, или крупная компания, которая заинтересована в развитии детского спорта.

     Другой путь - потратить полгода, изучить мировой опыт. Очень хотел бы съездить в Чикаго, посмотреть, как работает школа Третьяка. Уже получил приглашение от одного из владельцев подобного учебного заведения в Швейцарии. Но даже имея необходимые знания, развивать проект того уровня, который хотелось бы реализовать мне, в частном порядке очень сложно. Прежде всего, из-за дороговизны аренды льда, которая "съедает" большую часть вложений.

     Школа для вратаря - вещь крайне важная. Если бы мне ее в свое время "поставили" - заиграл бы намного раньше. Я ведь только к тридцати начал четко понимать, что и как надо делать. Тут уж ничего не поделаешь - не было специализированных тренеров ни в юниорском хоккее, ни в СКА. Когда начинал карьеру, в питерской команде играли Черкас и Иванников, но передавать опыт молодежи было не принято. Что смог подсмотреть и адаптировать под себя, то и освоил. То, что при хорошем тренере смог бы "впитать" за 3-4 года, сам осваивал больше десятилетия. Сложилось бы по-другому, наверняка показывал лучшие результаты. Вот почему хочу помогать начинающим ребятам…

     На топ-уровне вратарей-лентяев нет. Все трудоголики. По-другому никак. Это только кажется, что ты обвешался экипировкой, и всю игру стоишь на месте. Очень важно уметь хорошо кататься. На коротких перемещениях, когда кругом постоянно какая-то заваруха - клюшки мешают, коньки, - упасть проще простого.

     Я поздно раскрылся как вратарь, поэтому серьезного шанса закрепиться в НХЛ фактически не получил. Реальный интерес высказывал "Бостон", но мне тогда уже исполнилось тридцать, родился ребенок, и я откровенно сказал американцам, что постоянно играть "первым номером" весь сезон не смогу. На хорошем уровне меня хватило бы на 20-30 матчей. Плюс наотрез отказался подписывать двусторонний контракт. Только гарантированное одностороннее предложение, по которому нельзя отправить хоккеиста в фарм-клуб, спокойно убрав один ноль из его заработной платы. Поступи подобное предложение раньше в мою досемейную жизнь, наверняка попробовал себя там на любых условиях. Но расстройства о том, что не сложилось за океаном, нет. Теоретические варианты как несбывшиеся мечты не рассматриваю.

     Когда играл на Кубке мира, впервые столкнулся с профессиональной организацией хоккейного дела на уровне НХЛ. У нас ведь об игроках не думают. Это там после матча надел костюм и ушел из раздевалки. За тебя все соберет специально обученный персонал. Никто не задумывается, что мокрая вратарская форма весит 35 килограммов, баул огромного размера, который не влезает ни в двери, ни в автобус. Паспортный контроль в аэропорту проходишь наряду со всеми, разумеется, у тебя перевес, не те габариты.

О ТОМ, КАКОВО БЫТЬ ВРАТАРЕМ

     Многие не понимают, каково быть хоккейным вратарем. В детстве это, как правило, очень уважаемый человек в команде. Бывают дни после поражений в решающих матчах, когда дети, не задумываясь, высказывают все, что о тебе думают, но в целом - красивая форма, ты всегда на площадке и всегда на виду. Да и бросать в детском хоккее толком не умеют, физически больно почти не бывает. Я никогда не хотел становиться голкипером. Пришел в хоккей в семь лет и почти не умел кататься. Пока шел до шайбы, она успевала переместиться в другую часть коробки. Но уже через год вдруг "покатил", начал забивать, стал вторым бомбардиром в команде. Даже с корявым катанием за счет упорства "доедал" на "пятаке" - это был мой хлеб. Но когда играли во дворе, всегда оказывался самым маленьким, поэтому регулярно вставал в ворота и делал это неплохо. Однажды перед каким-то решающим матчем на "золотую шайбу", детский турнир такой был, у нас в команде заболели оба вратаря. Тренер спросил, кто хотел бы встать в ворота. Руки тянули многие, а в рамке оказался именно я. Выиграли матч, два, так и пошло. Наставник "купил" меня, сделав предложение - на легкие матчи пускал в нападение, а на тяжелые - ставил в ворота. Так прошел целый сезон, а когда начался серьезный хоккей - уже остался вратарем навсегда.

     Самое страшное для любого молодого голкипера, когда переходишь из юношеского хоккея во взрослый. Мужики швыряют - будь здоров. В мое время с экипировкой было туго, доходило до того, что шайба застревала в шлеме. Рассечения головы в то время - дело обычное. Заставить себя не бояться действительно очень трудно. У меня, например, титановый штырь в ключице стоит после перелома со смещением. Сейчас все намного проще, от катастрофических травм спасает форма.

     Во время матчей страха почти не бывает. Там голова другим занята, и мандраж скорее по поводу результата. А вот на тренировках, когда еще не в игровом тонусе, все намного беспощаднее. Начинают с двух метров бросать, хотят попасть в "девятку", а прилетает в шею. Не уважают вратарей, и людей таких полно. Пытаешься объяснять: "Войдете в зону, бросайте, как хотите, с любой силой. Я всегда успею подстроиться и, если что, уберу голову". Не помогает. В НХЛ, насколько знаю, к вратарям относятся уважительнее.

     Вратари - отдельная "каста". Если есть возможность, всегда встречаемся, разговариваем. Тем специфических много - травмы характерные, форма для будущего сезона… Всегда можно обсудить достоинства ловушки одной марки или проблемы "блина" другой. Постоянно поддерживаем друг друга. Например, у Егора Подомацкого после ухода из Ярославля тяжелая травма случилась. Я звонил, справлялся, как дела. Сейчас, тьфу-тьфу, у него все в порядке. Еще ритуал есть во время матчей: уезжая на перерыв и встречаясь на середине площадки, дружественного вратаря принято хлопать клюшкой по щиткам.

     На льду голкипера трогать нельзя. Бывают случаи, когда тафгаи нас "задирают", но это в корне не верно. Есть своя этика. Если вратарь полез в драку, его коллега из другой команды должен ехать к месту событий и сбрасывать перчатки. Мне приходилось вступать в подобные "разборки". Последний раз - на предсезонке в Омске играли с "Амуром". Канадец Мосс начал психовать, кидаться на ребят. Я скинул перчатки, поехал разбираться, потому что так положено. Опыт больших заварух у меня есть. Как-то в "Авангарде" дрались стенка на стенку с Ярославлем. Пришлось даже со скамейки выскакивать, чтобы утихомирить их резервного кипера, который с лавки "блином" наших "окучивал".

     Шлемы - важная часть амуниции. У меня они все индивидуальные. Хороший приятель здесь, в Петербурге, занимается тем, что делает аэрографию. Техника похожа, поэтому на моих шлемах из года в год соколы. Меняются мотивы, фон, но главная тема неизменна. Птиц обычно три. Они символизируют меня и двух сыновей. Не понимаю тех, кто играет в пустых шлемах - белых или черных, хотя технически реализовать это несложно.

ВПЕРЕДИ МНОГО ХОРОШЕГО

     Как ни странно, лучшие отношения за всю карьеру у меня сложились с иностранным тренером. Иван Глинка в "Авангарде" работал здорово. Хотя мы в тот год ничего не выиграли, да еще и из плей-офф вылетели обидно - в последнем матче полуфинала, дома, в самой концовке в большинстве упустили Калюжного "один в ноль", который мне забил и вывел "Северсталь" в финал. Глинка был частью команды. Субординация, разумеется, имела место, но тренер вел себя на равных с игроками. Ясно, что с точки зрения результата он не добился того, чего желало руководство. Когда выигрываешь золото, не будет недовольных даже тренером-деспотом. Успех все списывает. Но если это деспот в "надцатой" команде - в клубе его любить не будут.

     Любимая команда - тоже Омск. Не только при Глинке, но и с Белоусовым. Классный коллектив был… Сушинский, Затонский, Прокопьев, Рябыкин, Никитин, местные ребята отличные… Показательно, что, когда находилось время, всегда ужинали вместе. Приходили с детьми, женами. В иных командах такие "собрания" происходят два-три раза за сезон, а там бывало регулярно, дружили семьями. И в игре, само собой, никто от шайбы не прятался, старался помочь партнеру. Тот "Авангард" никогда ниже полуфинала не опускался. Потом руководство решило произвести смену поколений, всех возрастных отправили… Чемпионство с Омском пока стало пиком моей клубной карьеры. Почему пока? Верю, что впереди еще много хорошего. А иначе - зачем жить?

     Максим ШАРИФЬЯНОВ