Сборная России. Новости

Новости

19 марта 2009, 10:00

Легенда о Владиаторе

     19 марта свой 42-й день рождения отмечает защитник ЦСКА и "Детройта" Владимир Константинов, подробности трагической судьбы которого - в материале обозревателя "СЭ Интернет" Игоря Ларина.

     Это был удивительный хоккеист. Вне школы, гражданства и амплуа. Колючий, как канадец, и техничный, как русский. Жесткий, как защитник, и агрессивный, как нападающий. В тихоновском ЦСКА он работал в любом амплуа - от обороны до атаки. В боумэновском "Детройте" был и душой команды, и ее кулаками. Был до трагического вечера 13 июня 1997 года, когда в пригороде Детройта американец Ричард Гнида, находясь в состоянии наркотического опьянения, на скорости около 110 километров час направил лимузин с российскими легионерами "Ред Уингз" в дерево...

     Владимир Константинов родился в 1967 году в Мурманске в семье рыбака.  В регионе северной хоккейной аномалии, который примерно в те же годы произвел на свет Сергея Федорова, Сергея Баутина и Романа Ляшенко. ЦСКА - лучший разведчик тех лет - обнаружил мурманского самородка Константинова в 1984 году, и он тут же поступил в руки Виктора Тихонова. Уже в 23 года Владимир был трехкратным чемпионом мира и пятикратным чемпионом СССР.

     Новую хоккейную эпоху Константинов встретил потенциальным рекрутом "Детройта", 221-м номером драфта. Что обещало призывнику блестящую заокеанскую карьеру - ведь всем было известно, что "Детройт" в поздних раундах выбирает исключительно суперзвезд. Однако спокойно уехать в НХЛ не получилось.

     Во время турне ЦСКА по США Константинов и представители "Детройта" вроде бы обо всем договорились. Вернувшись на родину, игрок по совету своих заокеанских кураторов лег в госпиталь, где врачи нашли у него трудноизлечимую болезнь (Виктор Тихонов в интервью "СЭ Интернет" недавно рассказал, что речь шла об одной из разновидностей рака). Главный тренер ЦСКА под впечатлением от услышанного тут же направил игрока в военный госпиталь, где диагноз был подтвержден - и, видимо, вновь не на бескорыстной основе. В таких условиях армейский клуб уже не мог сильно противиться отъезду, хотя у него и хватило сил на прощальный аккорд: таможенники в Шереметьево  конфисковали у хоккеиста загранпаспорт. Впрочем, Константинов и его детройтские партнеры и из этой ситуации нашли выход. Защитник на поезде доехал до Будапешта, где его уже ждал личный самолет владельца "Красных крыльев" Майка Илича.

     Дебютировал Константинов в НХЛ-1991/92 "на ура", заняв место в символической сборной новичков. Агрессивный, по-спортивному наглый защитник приехал в чужую лигу со своим уставом. Он не понимал и не делал различий между суперзвездами лиги и рядовыми "полицейскими". От него доставалось каждому - от Гретцки до Марио Лемье. И известный грубиян Клод Лемье вскоре отдал свой неофициальный титул самого  колючего игрока лиги именно Константинову.

     Сезон-1995/96 сделал Константинова Владиатором всея НХЛ. С уникальным показателем полезности "плюс 60" и чемпионским трофеем президента в придачу он был обречен забрать все главные индивидуальные трофеи НХЛ. Но профессиональное североамериканское жюри, не сумев смириться с бескомпромиссной и вызывающей манерой игры легионера, его прокатило. Константинов и знаменитая русская пятерка с несправедливостью не смирились - и в следующем сезоне Кубок Стэнли оказался уже в Детройте.

     Через шесть дней после триумфа, в пятницу, тринадцатого состоялся внутрикомандный турнир "Ред Уингз" по гольфу и праздничный обед для 17 игроков и работников команды. После обеда защитники Вячеслав Фетисов и Владимир Константинов, а также клубный массажист Сергей Мнацаканов на заказанном командой лимузине отправились домой. За рулем сидел, а точнее, спал Гнида. По некоторым сообщениям, российская тройка, увидев, как тяжелая машина на полной скорости пересекает три разделительные полосы, бьется о бордюр и летит в сторону дерева, попытались разбудить водителя криком. Не получилось...

     Пристегнутый ремнем безопасности Гнида отделался легким испугом. Все остальные были не пристегнуты. Мнацаканов после серии черепно-мозговых травм вышел из комы через четыре недели, Константинов - через пять. Фетисов, который был единственным, кто ехал в машине спиной вперед, получил лишь повреждения груди.

     "Детройт" не оставил Константинова и Мнацаканова в беде, создав специальный фонд, который насчитывал миллионы долларов. В 2008 году оба попытались отсудить у автопрокатной компании еще триста миллионов - в качестве компенсации за огромный ущерб здоровью. Суд иск отклонил, сославшись на здравый смысл. К слову, Гнида, который, как оказалось, незадолго до аварии был лишен прав за все то же употребление наркотиков, получил лишь девять месяцев тюрьмы - видимо, в соответствии со смыслом нездравым...

     В апреле 2008 года Владиатор впервые после трагедии прилетел в Москву - на пятидесятилетний юбилей Фетисова. За матчем друзей-легенд Константинов следил со своей инвалидной коляски. В ответ на приветствия друзей чуть кивал, своих детройтских партнеров по русской пятерке узнавал, грустным взглядом обводил трибуны почти родного дворца...

     Сегодня, в лучшие дни, Владиатор уже может передвигаться с поддержкой, а не в ставшем для него вторым домом кресле с колесами. Он уже может составить фразу из нескольких слов, чаще на русском. За ним в Детройте следит специально нанятая женщина-сиделка. Жена Ирина, хотя официально и состоит с Владимиром в браке, говорят, живет в другом городе - вместе с дочерью Анастасией. Слышал, что Мнацаканову, извините за неточное слово, повезло больше - он не встает с инвалидного кресла, но спокойно общается. А, главное, за ним ухаживает жена Елена.

     С днем рождения, Владиатор! Россия молится за вас, Владимир и Сергей...