14 октября 2019, 09:10
Алексей Касатонов
Родился 14 октября 1959 года в Ленинграде.
Защитник, заслуженный мастер спорта. Выступал за СКА (1977-78), ЦСКА (1978—89, 1994, 1996-97), «Нью-Джерси» (1990-93), «Анахайм» (1993-94), «Сент-Луис» (1994), «Бостон» (1994-96).
Чемпион СССР (1979-89). Чемпион мира (1981—83, 1986, 1989). Лучший защитник ЧМ-1983. Олимпийский чемпион (1984, 1988). Обладатель Кубка Канады-1981.
Участник Матча звезд НХЛ-1994.
В советскую эпоху расхожими для нынешнего времени оценками «суперзвезда», «великий», «выдающийся» почти не разбрасывались. Касатонов, несмотря на то, играл в легендарной пятерке рядом с Вячеславом Фетисовым, Сергеем Макаровым, Игорем Ларионовым и Владимиром Крутовым, оставался в тени своих партнеров. Все-таки он был защитником и чаще страховал своих партнеров, чем летел в атаку.
Игрок такого масштаба сейчас бы считался легендой еще до того, как закончил карьеру. Лучший бомбардир сборной СССР на самом знаменитом Кубке Канады-1981. Пожалуй, самой запоминающейся победы нашей команды в истории. Сам Касатонов, набравший на турнире 11 очков, отзывался в одном из интервью о своих заслугах скромно. Мол, шайбу по борту выкидывал. Алексей Викторович от природы был и остается земным, душевным и надежным человеком, с которым можно обменяться колкой шуткой и пропустить рюмочку-другую на банкете. О чем охотно готов рассказать коллега Игорь Рабинер, знакомый с ним очень давно.
Звезда — это кто-то почти недоступный, с налетом пафоса, большой индивидуалист с непростым характером. Касатонов никогда таким «единоличником», пожалуй, и не был, ставя командные интересы выше личных.
Именно он до последнего поддерживал главного тренера Виктора Тихонова в конце 80-х, когда остальные участники знаменитой пятерки во главе с Ларионовым и Фетисовым пошли со специалистом на открытый конфликт, желая как можно скорее уехать в НХЛ. Хотя уже тогда было понятно, что советский хоккей в прежнем виде существовать не сможет.
Касатонов поссорился со старыми товарищами и надолго перестал с ними общаться. В «Нью-Джерси», где знаменитый генеральный менеджер Лу Ламорелло осуществил давнюю мечту и заполучил пару знаменитых советских защитников, его снова поставили вместе с Фетисовым, но с ним они даже не разговаривали. Примирение старых друзей произошло только много лет спустя. В НХЛ Касатонов уехал в солидном возрасте — в 30 лет, но провел там шесть с половиной приличных сезонов и даже один раз попал на Матч звезд.
До того, как завершить карьеру, он провел еще один год в ЦСКА у Виктора Тихонова. Тоже редкий факт для большинства русских энхаэловцев тех лет. Кое-кто из них в лихие 90-е редко приезжал на родину, чтобы просто проведать родных и близких.
Касатонов всегда держался корней. Родился и вырос в Ленинграде, его отец и мать пережили блокаду в годы Великой Отечественной войны.
Он приходится внучатым племянником знаменитому адмиралу, герою Советского Союза Владимиру Касатонову, в честь которого назван один современных боевых кораблей российского флота. Однако военной карьере он предпочел спортивную, хотя в хоккей попал по воле случая. Первоначально маленького Касатонова записали в бассейн, но с плаванием роман продлился три года и не сложился. Коренастый мальчишка свободное время проводил на катке и как-то его приметил тренер школы СКА Олег Сивков.
Удивительный для сегодняшнего дня факт заключается в том, что Касатонов поначалу плохо стоял на коньках. Достать их было непросто, поэтому он играл во дворе в обычной обуви. Это не помешало ему потом опередить сверстников. Карьера у него получилась великолепной. Пусть и не все шло гладко. Чего греха таить, Алексею Викторовичу ничто человеческое не было чуждо и он в молодые годы любил «позажигать» вне льда. Одно время он находился под угрозой изгнания из ЦСКА. За него заступился помощник Тихонова, знаменитый Юрий Моисеев.
Касатонов в годы расцвета — воплощение классного, универсального защитника, умеющего делать на льду все. Провести параллели с кем-то из современных русских игроков обороны невозможно. Таких глыб сейчас, к сожалению, нет и близко. Например, если объединить лучшие качества Никиты Задорова и Михаила Сергачева в одном человеке, то можно будет аккуратно и условно говорить об отдаленном сходстве с Касатоновым.
Физически мощный, самоотверженный, с хорошим чтением игры, умением начать атаку быстрым пасом и сильным броском. В чемпионатах СССР он забросил больше сотни шайб, что нельзя объяснить только уровнем партнеров. В клубе и сборной он очень гармонично смотрелся рядом с Фетисовым. Тот случай, когда оба защитника выиграли от такого партнерства.
В ЦСКА Касатонова, приглашенного из СКА, поначалу поставили к опытному Геннадию Цыганкову, а Фетисова — к Сергею Бабинову. Знаменитый дуэт образовался на Олимпиаде-1980. Тихонов поставил их вместе из-за травмы Бабинова и, несмотря на поражение в финале от сборной США, эта пара заслужила по итогам турнира положительные оценки.
Знаменитая пятерка была создана через год, когда в ЦСКА из «Химика» перешел Ларионов. Уникальность этого сочетания состояла в удивительной синергии — каждый из его участников делал своих партнеров еще лучше. Далеко не всегда даже самые одаренные игроки могут раскрыться рядом друг с другом. Достаточно вспомнить злоключения Александра Овечкина и Евгения Малкина, в одной тройке терявших половину собственного потенциала.
Немного жаль, что у скромного по натуре Касатонова не хватило наглости и бульдожьей хватки, чтобы проявить себя на управленческих постах по окончании карьеры так же эффективно, как и когда-то на льду. Он ведь был и генеральным менеджером олимпийской сборной России, и работал на аналогичной должности в СКА. В настоящее время Алексей Викторович продолжает вести активный образ жизни, регулярно играет в хоккей на ветеранских турнирах, входит в правление Ночной хоккейной лиги, отвечая за Санкт-Петербург.
«СЭ» присоединяется к поздравлениям и желает юбиляру крепкого здоровья!