В МАВЗОЛЕЕ СКАЗАЛ КОЗЛОВУ: "ЕСЛИ БЫ ЭТОТ ДЯДЯ БЫЛ ЖИВ, ТЫ БЫ В НХЛ НИКОГДА НЕ УЕХАЛ"
– Для меня это исключительно важная тема, – сказал Куперман. – Ведь как раз в этом году исполнится ровно 20 лет с того момента, как Фетисов, Ларионов и Козлов впервые в истории привезли Кубок Стэнли в Москву. Я был тогда в составе делегации как консультант НХЛ. Так что происходящее для меня – личная потеря. Речь не только о том, что в "Ред Уингз" не осталось россиян, но и о том, как они играют.
– Что больше всего запомнилось из той поездки?
– В ней участвовали три вице-президента НХЛ, один из которых, по безопасности, до сих пор на своем посту, и мы эту поездку при встречах вспоминаем. Когда всей делегацией гуляли с Кубком Стэнли по Красной площади, мавзолей Ленина был закрыт. И вдруг нам предложили туда зайти. Хоть я и москвич, но в мавзолее никогда не был. В нем было очень тихо. Прямо передо мной шел Слава Козлов. И я ему шепнул на ухо: "Если бы этот дядя был жив, ты бы в НХЛ никогда не уехал". Слава не выдержал и рассмеялся во весь голос. Охрана на нас посмотрела очень недовольно. А Козлов после выхода из мавзолея выговаривал мне, что я его подставил.
– А Кубок Стэнли в мавзолей не внесли?
– Врать не буду, до этого не дошло. И не пытались. Запомнилось еще, как приехали в "Лужники" на футбольный матч, и игроки "Детройта" шли с Кубком Стэнли по беговой дорожке под рев трибун. Был еще ресторан, где контингент людей, находившихся в состоянии от среднего до тяжелого алкогольного опьянения, зашкаливал, и что могло быть с Кубком – неизвестно. Помню, что Кубок прятали на ночь где-то посреди Москвы. Куда-то под землю, в какое-то хранилище. Охрана была с самых верхов!
– Легендарный владелец "Детройта" Майк Илич, которому под 90, жив?
– Жив. Но читал, что он отошел от дел, и всем занимается его сын.
– Одна из самых знаменитых историй русского "Детройта" – как "Каролина" предложила Федорову сумасшедший контракт, включавший в себя бонус в 14 миллионов за выход в плей-офф, но "Ред Уингз" его повторил. Потому что якобы у Илича были старые личные счеты с владельцем "Ураганов" Питером Карманосом.
– Да, насколько слышал, там были личные неприязненные отношения, которые корнями уходят в глубокое прошлое. Я неоднократно видел бонусы игрокам даже за то, что они живыми и здоровыми приедут в тренировочный лагерь. На что говорил: "А за верно завязанные шнурки тоже полагается бонус?"
– Но никто не знает, выиграл ли бы "Детройт" еще два Кубка Стэнли, если бы там не было Федорова.
– Абсолютно верно. При этом прекрасно помню, как поменялась игра Сергея, когда он перешел в "Анахайм", по иронии судьбы, к Майку Бэбкоку. Его заставляли отходить чуть ли не к своим воротам. Но однозначно, что такими игроками нельзя разбрасываться никогда.
УХОД ДАЦЮКА СТАЛ ДЛЯ "ДЕТРОЙТА" ПОСЛЕДНЕЙ КАПЛЕЙ
– Многих удивило выставление на драфт отказов Марченко. А вас?
– Меня это очень удивило. Следил за ним очень давно, еще с тех времен, когда у него в России были разрыв и удаление селезенки. Лично с ним не знаком, но наблюдал за тем, как он играл в фарм-клубе и прорывался в основной состав "Детройта". Играя за сборную, Алексей и на Кубке мира, и на чемпионате мира в России оставил очень хорошее впечатление. Почти не сомневаюсь, что Марченко раскроется в "Торонто". Мне кажется, "Детройт" хочет кого-то приобрести во время дедлайна, и им нужно было освободить место. Почему именно его? Это действительно странно.
– По-вашему, Майк Бэбкок взял его с прицелом воссоединить с Никитой Зайцевым в ту пару, что была лучшей у сборной России на Кубке мира?
– Не думал об этом, но вполне может быть. Тем более что Бэбкок был в Москве, встречался с Зайцевым и ужинал с ним. Наблюдаю за "Торонто", и даже в победных матчах – вроде 6:5 у "Бостона" – с защитой у него дела обстоят неважно. И обратим внимание, сколько русскоговорящих сейчас у "Мэйпл Ливз". Зайцев, Сошников, Комаров, защитник Валиев в фарм-клубе. Теперь вот и Марченко. Может быть, Шэнахэн и Бэбкок планируют перенести русский клуб из Детройта в Торонто.
– Четырехкратный обладатель Кубка Стэнли Лэрри Мерфи в декабре сказал мне, что, на его взгляд, главная причина падения "Ред Уингз" – отъезд в Россию Павла Дацюка. Но ведь Волшебнику – уже 38! Они с Зеттербергом постарели, Лидстрем ушел, а замены им не нашлось.
– Правы и вы, и Мерфи. Уход Дацюка стал последней каплей. В список 100 лучших хоккеистов НХЛ в истории попали девять игроков того "Детройта". И это не считая Ларионова, Фетисова и Козлова. Представляете, какая это была команда! Айзерман, Федоров, Лидстрем, Гашек, Шэнахэн... Но удержать всех этих звезд в одной узде мог только Скотти Боумэн.
Мы в очень хороших отношениях с Кеном Драйденом – соседи и общаемся часто. Я спрашивал его про Боумэна – вы же помните, какая в "Монреале" была у него команда. И он говорил: "Скотти не ругал звезд. Но глядя на то, как он ругает других, мы наматывали на ус. Нам не хотелось оказаться на месте этих ребят".
– На ваш взгляд, отъезд Дацюка в СКА за год до истечения действующего контракта не связан с тем, что он ощутил безысходность нахождения в нынешних "Крыльях" и тупиковость его пути?
– Знаю Пашу со времен Олимпиады в Солт-Лейк-Сити и не могу говорить за него – но думаю, что нет. Это уже не первый год, когда Дацюк по определенным причинам собирался приехать обратно. Решение не выглядело спонтанным.
МНОГИЕ УПРАЖНЕНИЯ БОУМЭНА СОВПАДАЛИ С ТЕМИ, ЧТО Я ВИДЕЛ У ТИХОНОВА
– В чем видите причины игрового кризиса сегодняшнего "Детройта"?
– Понятно, что такие игроки, как Ларионов, Фетисов, Федоров, Айзерман, Лидстрем, тот же Дацюк не рождаются каждое десятилетие. Но, во-первых, хоккеисты, о которых думали, что они могут заменить ушедших звезд – Юрчо, Татар, Нюквист, Смит – не стали теми, кем могли бы быть. Во-вторых, неожиданно иссяк шведский источник. Главный европейский скаут "Детройта" Хокан Андерссон много лет пользовался проверенной тактикой: малоизвестных шведов брали в конце драфта, а потом из них получались замечательные мастера.
В-третьих, сыграл свою роль уход Майка Бэбкока, возглавлявшего "Детройт" десять лет. Недаром его очень долго просили остаться. На нем многое держалось, хоть стиль был уже не тот, что в 90-е годы при Боумэне. Джефф Блэшилл, пришедший на место Бэбкока, пока не показывает ничего. У команды нет ни звезд, ни игры. И когда будут – неизвестно. Того "Детройта", который мы помним, давно уже нет. А его стиль неожиданно переместился в "Чикаго", и вы знаете, с кем. Смотреть на них одно удовольствие.
– Ларионов говорил мне, что Скотти Боумэн в роли консультанта своего сына в свои 83 оказывает очень большое влияние на все, что происходит в "Блэкхокс".
– Консультант сына – это больше, чем консультант. Я в очень хороших отношениях с Клиффом Флетчером, одно время работавшим генеральным менеджером у меня в "Финиксе", а его сын Чак уже много лет занимает тот же пост в "Миннесоте". Клифф не то что консультирует его, но отношения отца и сына, работающих в одной области – это всегда интересно.
– У меня вообще родилась версия, что на игре "Детройта" еще долго после ухода Боумэна сказывалась инерция его работы. Потому что он тоже влиял на все процессы. Дацюк и Зеттерберг были не только задрафтованы, но и появились в команде еще при нем. А больше суперзвезд и не было.
– То, что некоторое время еще все шло по инерции, – однозначно. В 90-е, приезжая в Финикс, "Детройт" мог провести в городе пару дней. Тренировочный каток находился в здании клубного офиса "Койотов", и занятия я видел. И меня удивило, что многие упражнения походили на те, что практиковали советские тренеры. Правда, неизвестно, кто у кого их взял. Но была масса вещей, которые я видел, например, у Виктора Тихонова. Но у Бэбкока совершенно другой стиль, и со временем все это закончилось. Как видим – бесславно.
– Уход Бэбкока на многом отразился, или с ним при таком составе было бы то же самое?
– Не думаю, что что-то сильно бы изменилось. Подбор игроков влияет на многое. В 70-80-е годы в СССР были дискуссии – строить тактику от игроков или подбирать игроков в зависимости от тактики. Но хоккеистов откуда-то надо брать! И даже лучшие из тех, кого в последние годы брали в "Детройт" – Ванек, Нильсен – это временное затыкание дыр свободными агентами. Однако работает это далеко не всегда.
– Я посчитал, что с 2002 по 2013 годы "Детройт" задрафтовал всего двух россиян, и тех в 7-м и 8-м раундах. Это не очень похоже на клуб, который верит в игроков из России. Почему, по-вашему, Кен Холланд так себя повел, и считаете ли вы его, возглавляющего "Ред Уингз" с 1997 года, сильным генеральным менеджером?
– Цифры впечатляют. И вообще, если мне не изменяет память, все суперзвезды были задрафтованы "Детройтом" до Холланда. А при Холланде большой успех имели шведы, которых привез европейский скаут Хокан Андерссон. Этим и можно объяснить крен, который был сделан в эту сторону.
Как ни крути, при Холланде как генеральном менеджере команда добилась очень больших достижений (трех Кубков Стэнли. – Прим. И.Р.). Но крайне тяжело, практически невозможно, управляя клубом столько времени, сохранять свежий взгляд. Такое же происходило с Гленом Сатером в "Рейнджерс" и Лу Ламорелло в "Нью-Джерси". Прекрасно помню фразу совладельца "Рейнджерс": "Сатер может сохранять пост генерального менеджера столько, сколько захочет". И это было в тот год, когда клуб в очередной раз не попал в плей-офф. Дружеские отношения владельца и управляющего довольно часто оказываются важнее спортивных результатов.
– Перспектив у "Детройта" нет?
– Мы с вами смотрели вместе Кубок мира. Можно ли было себе представить, что Джон Торторелла, который своими руками уничтожил сборную США, добьется колоссального успеха с "Коламбусом"? Который до этого сезона не попадал в АХЛ только потому, что там есть Бобровский и нет правила перехода из НХЛ в АХЛ? Поэтому никто и никогда не знает, что будет завтра.
Когда Колю Хабибулина в начале 2000-х продали в "Тампа-Бэй" после почти двух лет "отсидки" (он не хотел подписывать новый контракт с "Финиксом"), я чрезвычайно расстроился. Это означало, что он никогда ничего не выиграет. А то, что произошло в 2004 году с Хабибулиным, Лекавалье, Сан-Луи, Ричардсом и всеми остальными – и тем же Тортореллой, кстати – все помнят. Кубок Стэнли!
В СПИСКЕ КАНДИДАТОВ В СОТНЮ ЛУЧШИХ ИГРОКОВ В ИСТОРИИ НХЛ БЫЛО ОКОЛО ДЕСЯТИ РОССИЯН
– Вы – единственный человек из России, который в числе 58 экспертов участвовал в выборах ста лучших хоккеистов в истории НХЛ. Как это произошло?
– В конце прошлого лета мне позвонил вице-президент НХЛ по связям с общественностью с такой необычной просьбой – в числе других экспертов поучаствовать в выборе ста лучших игроков в истории НХЛ. Естественно, я был крайне удивлен, но тут же согласился. Чуть позже получил личное письмо от Гэри Бэттмена, где он поздравлял меня с включением в этот список и кратко описал критерии, по которым определяли список выборщиков.
– И какие же?
– Фраза дословно была такая: "В Blue Ribbon Panel (так назывался этот список. – Прим. И.Р.) включены уважаемые представители, работающие и работавшие в клубах НХЛ, сотрудники самой лиги и представители СМИ с большим стажем". Уже позже я прочел, что общий рабочий стаж выборщиков – более 1800 лет в хоккее.
Также Бэттмен объяснил, по каким совершенно четким критериям был – подчеркиваю, механически – выбран список 260 игроков, из числа которых нужно было выбирать. Впрочем, эти принципы не были секретом, они потом были опубликованы. Очень большую помощь оказали присланные из НХЛ файлы с досье на каждого из этих 260. Современных игроков знаю хорошо, но о людях, игравших до 1967 года, только читал и смотрел видео. Еще пару игроков можно было дописать самому, чем я и воспользовался.
В течение трех недель очень тщательно этим занимался, поскольку понимал, насколько это важно и ответственно. А потом отослал свой список – причем не в НХЛ, а в специальную бухгалтерскую контору, одну из самых известных в мире. Для того, чтобы не было никаких ошибок в подсчетах.
Только 1 января я узнал первую часть тех, кто был выбран в сотню, а также имена экспертов, которые были вместе со мной. Выяснилось, что от Европы там было только четверо – Рене Фазель, Вацлав Недомански, один шведский журналист и я. Мы составили компанию Скотти Боумэну, Гэри Бэттмену, Биллу Дэйли, Лу Ламорелло и еще многим известным людям. Каждый игрок за голос получал один балл.
– Кто еще из русских был в предложенном вам списке?
– Фамилий назвать не могу, но там были все или почти все российские энхаэловцы, достойные того, чтобы о них говорили в таком контексте. Включая четверых выбранных, их было около десяти. Я включил всех и добавил еще одного. Скажу так: не нужно обладать очень уж большим воображением, чтобы понять, кто там был. Включая наших легендарных игроков. Скажу только, что Вячеслав Фетисов и Игорь Ларионов там присутствовали.
– Поясните: Евгений Малкин был в этом списке или не дотянул по объективным статистическим критериям? А то последняя версия высказывалась в российских СМИ.
– Конечно, был. И считаю, что непопадание в сотню лучших двух человек – Малкина и Дэйла Хаверчука – очень странно.
ЕСЛИ БЫ НХЛ ПО-НАСТОЯЩЕМУ ХОТЕЛА НЕ ПОЕХАТЬ В ПХЕНЧХАН, УЖЕ СТО РАЗ МОГЛА БЫ ОТКАЗАТЬСЯ
– Чем, по-вашему, закончится история с Пхенчханом? Помнится, в сентябре у вас был оптимизм по поводу поездки туда энхаэловцев. Сейчас, видимо, его меньше.
– А вот и нет. Юрий Гагарин сказал: "Поехали!" – и Кореи-2018 это тоже, думаю, касается. Единственное, что меня удивляет, – люди, обвиняя НХЛ, совсем забывают, с чего все это началось. С того, что МОК заявил: "Мы больше платить не будем. Вы хотите играть – вы и платите". До этого все было нормально. А после этого – снежный ком.
– Оптимизма не убавилось, невзирая на все, что говорил Бэттмен в дни Матча звезд?
– Абсолютно. Если бы НХЛ по-настоящему хотела не поехать, на данный момент она уже сто раз могла бы окончательно отказаться. Ставлю на то, что энхаэловцы поедут в Пхенчхан.
– Может ли стать решающим заявление владельца "Вашингтона" Теда Леонсиса, что он отпустит на Олимпиаду не только Овечкина, но и всех своих игроков? Ведь тогда в лиге может начаться феноменальный хаос!
– Вполне. И тут надо в первую очередь отдать должное Овечкину, набравшемуся смелости и сделавшему первое заявление. Это может стать одним из решающим фактором. Даже если Сашу в НХЛ очень серьезно оштрафуют, в России найдется достаточно людей, которые ему эти финансовые потери компенсируют. А если из "Вашингтона" поедут все, естественно, начнется хаос. Главное, чтобы Леонсис не отпустил на Олимпиаду Оши. Пусть исполняет свои штрафные броски в Северной Америке...