5 июня 2020, 17:15
Презентация новых главных тренеров первой, молодежной и других сборных России по хоккею прошла обычным для коронавирусного времени образом: в интернете через модное приложение ZOOM. В свои 64 года Валерий Брагин не с первой попытки, но вполне уверенно освоил новую программу, разобравшись с тем, как активировать звук. Вот так бы и в национальной команде сразу зажечь.
Полтора десятка журналистов приняли участие в виртуальной пресс-конференции. На ней солировал первый вице-президент ФХР Роман Ротенберг. Он говорил и о «системном подходе», и о базовых принципах игры, которую должна показывать сборная России, вспомнив при этим слова Игоря Ларионова, заимствованные им в свою очередь у Юргена Клоппа о «геген-прессинге», и о внедрении важной и полезной программы «Скаут» для отслеживания состояния всех потенциальных кандидатов.
Еще важнее было другое. Функционер с самого начала сформулировал задачу на будущее, вернувшись к ней еще раз в конце полуторачасового общения со СМИ.
— Сейчас у России и Канады по девять золотых олимпийских медалей, — отметил Ротенберг. — В Пекине хотим победить и опередить канадцев. Это наша цель на ближайшее время. Контракты Брагина и Ларионова рассчитаны на ближайшие два года до конца нынешнего олимпийского цикла.
Когда пришло время вопросов и ответов, то коллег волновала и судьба Алексея Кудашова, и связка «сборная-СКА» для главного тренера, и справедливость отбора игроков в национальную команду. Ротенберг не только пытался жонглировать красивыми словами, но выдал конкретику, когда его спросили о кандидатурах Квартальнове и Никитина.
— И в ЦСКА, и в «Ак Барсе» в приоритете все-таки клуб, тренеров не будут отпускать на этапы Евротура, так что мы используем вариант совмещения со СКА, хотя это тоже риск, — смело выразился вице-президент ФХР. — Уход Кудашова стал взаимным решением. Нет какой-то одной конкретной причины, почему мы его заменили. Он обратился к нам и попросил по семейным обстоятельствам перейти на роль консультанта. Что касается Ларионова, то допускаем, что он будет в штабе взрослой сборной на чемпионате в мира в зависимости от того, как будет работать в молодежной.
А вот на вопрос о слишком частой смене главных тренеров Ротенберг выкрутился красиво, отметив, что главными являются накопленным за время сотрудничества с разными специалистами опыт и знания. Решает же вся система. В это хочется верить.
Первым главного тренера с назначением из игроков поздравили Егор Замула и Евгений Малкин. Что ни говори, но оперативность в решениях хороша во всех сферах, а не только на площадке.
— На первом и втором этапе Евротура будем определяться с составом, — сказал Брагин. — На домашнем этапе уже начнем наигрывать основу на чемпионат мира, поскольку игроков из НХЛ не ждем. Оставим максимум три-четыре позиции, с которыми можно определиться позднее.
Президент ФХР Владислав Третьяк выразил мягкое несогласие с главным тренером, отметив, что в связи с поздним началом следующего чемпионата мира (21 мая) все-таки ждет подкрепления из клубов НХЛ, которые не попадут в плей-офф.
Позднее наш заслуженный ветеран разочарованно сообщил о туманных шансах сильнейших игроков мира доехать до Олимпиады в Пекине. Однако Ротенберг и Брагин говорили так, словно все уже решено, и через полтора года в Китае придется обходиться исключительно своими силами.
— Я не сказал бы, что до этого у меня был негативный опыт в клубах, — спокойно отреагировал тренер на острый вопрос журналиста. — Последние два месяца я работал в СКА — окунулся в эту атмосферу. Думаю, мне удастся все совместить. Сил хватит. Плюс в команде много кандидатов, которые могли бы играть в сборной. Я не думаю, что моя работа в петербургском клубе скажется на моем выборе. Когда был в молодежной сборной, то брал сильнейших. Это все знают.
— С шведским тренером-методистом Юханссоном найдете общий язык?
— Мы с ними уже два месяца работали в СКА. Он смотрит со стороны, обладая серьезными теоретическими познаниями в хоккее. Приносит большую пользу и для тренеров, и для хоккеистов.
Ларионов по обыкновению объяснялся пространно, не забывая о деталях.
— Спасибо за доверие, я готов к этому большому вызову, — начал он. — Для меня сейчас важно понять, какую базу мы имеем для того, чтобы пополнить ряды национальной команды. Также поздравляю моих помощников Голубовича и Филатова. Они прошли немалый путь именно с этим поколением игроков, что, в свою очередь, поможет нам в совместной работе. Мы готовы и ставим перед собой большие задачи на предстоящий чемпионат мира, который пройдет в Канаде.
Конечно, главная — привезти золото. Я понимаю ваши опасения насчет отсутствия у меня опыта работы главным тренером. Постараюсь применить накопленные знания, полученные во время моей игровой карьеры, когда со мной работали такие специалисты, как Виктор Тихонов, Скотти Боумэн, Пэт Куинн, Пэт Бернс. Этим вещам нельзя научиться ни в каком университете. Кроме того, у меня есть отличные ассистенты, прекрасно знающие весь пласт кандидатов в молодежку.
Наша общая задача — раскрыть потенциал игроков, вывести их на новый уровень и при этом не просто орать на них, но и дать возможность ошибаться. Без этого не будет прогресса. А что касается чемпионата мира, то перед нами может стоять только одна цель — золото. Я изначально хотел поработать один год, держа в будущем деятельность в клубе. Но после общения с руководством ФХР принял решение остаться до конца олимпийского цикла.