«Спорт-Экспресс» и заслуженного тренера СССР Виктора Васильевича Тихонова связывала тесная, почти интимная дружба. Проистекала она из географических особенностей: старый офис редакции находился на улице Красина, а Тихонов жил по соседству, на Большой Грузинской. Поэтому, когда «Спорт-Экспресс» открыл возле здания редакции собственный киоск «Свежая пресса», Тихонов стал не просто регулярным, а ежедневно первым покупателем свежей газеты.

В самой редакции об этом узнали почти случайно. Тем летом Тихонов был возвращен из небытия в сборную, приняв ее у Владимира Плющева, газета вышла с материалом автора этих строк на первой полосе и с большим портретом старого-нового наставника сборной. По нему-то продавщица киоска, далекая и от хоккея, и от спорта вообще, опознала «дедушку, который каждое утро, к 6.00, как на работу, приходит с собакой раньше меня, терпеливо ждет, пока я распакую газеты, покупает свежий номер и читает его в сквере через дорогу, пока собака бегает вокруг».
Эта информация быстро дошла до первого главного редактора газеты Владимира Кучмия (царствие ему небесное!), который всплеснул руками и сказал: «Господи, отдайте ему всё что угодно — газеты, журналы, атрибутику — и не смейте брать с него ни копейки!» На следующий день выяснилось, что выполнить распоряжение главного редактора невозможно: «дедушка» категорически отказался брать газету даром и, по словам продавщицы, «почти снасильничал, пихая мне деньги, — еще и собака облаяла». Поэтому на ближайшей планерке я получил личное распоряжение от главного редактора «разрулить вопрос, наладить мосты и окончательно подружить газету с «дедушкой».
Выбор кандидатуры «разруливателя» был не случаен: к тому времени все необходимые тропинки в ЛДС ЦСКА на Ленинградском проспекте были протоптаны, все каналы связи наведены, и охранники клубного входа уже принимали меня за своего. Соответственно, дедушка принимал меня тоже, и тогдашний генеральный директор ЦСКА Кирилл Фастовский, ныне занимающий аналогичную должность в «Сибири», уже точно знал, что от нас подлянки не будет, и «Спорт-Экспресс» скорее разбудит его посреди ночи и прочтет ему написанный текст, нежели оставит в нем какие-то двусмысленности.

ЛДС ЦСКА в те времена конца прошлого века — начала нынешнего представлял собой уникальное с точки зрения спортивной журналистики место. Надо было только знать, где копать, и для постоянных посетителей это не являлось секретом. Благодаря тому что мои наставники приучили меня приходить задолго до начала игры, чтобы «подышать атмосферой», пообщаться с клубными работниками и приезжающими на матч хоккеистами, удалось достаточно быстро вскрыть «святую святых» армейского хоккея — место предматчевых посиделок заслуженных ветеранов ЦСКА, приходивших на матчи. Душой компании был Борис Сергеевич Харламов, отец Легенды № 17, не пропускавший ни одного домашнего матча ЦСКА с того момента, как там заиграл его сын, и до своей смерти в 2010-м году. В постоянный состав кроме Харламова-старшего входили Большой Раг, сиречь трехкратный олимпийский чемпион Александр Рагулин, уже совсем старый и больной, но выглядевший грозно даже на костылях, которыми он иногда громогласно грозился с трибуны пришибить тех защитников ЦСКА, что «стесняются лечь под шайбу», и Игорь Ромишевский, двукратный олимпийский чемпион.
Кирилл Фастовский, вовсю используя служебное положение, не только сделал пропуска и Харламову-старшему, и всем ветеранам ЦСКА, отчего проблем с посещаемостью домашних матчей ветеранами не было, но и выделил для них каморку в клубном крыле дворца, где не было ничего, но было главное — стол, стулья и стаканы. Все остальное ветераны приносили с собой, а позже приносил и я, когда окончательно втерся в доверие и стал почти штатным «замом по розливу». В переменный состав предматчевых посиделок входили практически все живые на тот момент ветераны советского ЦСКА, а также ветераны тех клубов, с которыми армейцы в тот день играли. Играли со «Спартаком» — непременно был Александр Якушев, могли заехать Владимир Шадрин и Вячеслав Старшинов, который в качестве тостов всегда читал свои стихи. Бились с «Динамо» — забегал Александр Мальцев. Заглядывал в каморку и Виктор Тихонов, пожимал руки, терпеливо сносил все ценные указания по поводу того, кого в его тогдашнем армейском «детском саду», по мнению ветеранов, надо было поощрять, а кому не давать спуску и гонять, как сидорову козу. Иногда даже с кем-то тихо спорил в уголке.
«Меня невозможно загипнотизировать. Очень сильное биополе...» 90 лет со дня рождения Виктора Тихонова
Никогда — ни до ни после — в своей долгой журналистской жизни я не имел такого потока информации, как на тех посиделках, где сидел, навострив «локаторы» и впитывая все как губка. В те времена еще было принято уважительно относиться к тем, о ком пишешь, поэтому материал следовало показывать заблаговременно, даже если об этом не просили. Да и перед СМИ тогда не стоял лозунг «Трафик любой ценой». Поэтому я скрипел зубами, осознавая, сколько шикарных историй, непридуманных, непричесанных, иногда грубых и не поддающихся цензурированию, но жизненных и, что называется, «из недр земных» о тех людях, которых боготворил с детства, которые выковывали хоккейную славу СССР, в итоге не смогут дойти до читателей.
Что же касается задачи, поставленной мне главным редактором, то выполнить ее не удалось. «Дедушка» уперся, мотивируя это тем, что каждый делает свое дело и должен получать за это дело по трудам своим. После чего аргументации у меня не осталось, зато образовалось много времени, которое можно было посвятить беседам с человеком, знавшим о хоккее все. Надо было просто к 6.00 утра приехать к редакции (а лучше после дежурства по отделу и вовсе из нее не уезжать), и следующие полчаса можно было говорить с Виктором Васильевичем на любые темы.
«Природу не обманешь»
Конечно, по нынешним меркам он был страшным ретроградом и консерватором. Сторонником советских правил, что «много тренировок не бывает» и «природу обмануть нельзя». Именно мать-природа, по мнению Виктора Васильевича, и не пустила Валерия Харламова на Кубок Канады 1981 года. А он был всего лишь ее глашатаем или, как сейчас модно говорить, спикером.

Мы сидели теплым сентябрьским утром в сквере напротив редакции, пес задорно гонял местных кошек, когда я наконец решил затронуть самую трудную тему. Конечно, сейчас, спустя почти два десятка лет, не возьмусь досконально воспроизвести водить вопросы и ответы. Но я хорошо помню те мысли, которые Тихонов тогда до меня хотел донести и донес. Помню, что ему тогда не хотелось ворошить прошлое, но он никогда не уходил от трудных вопросов и никогда не отвечал уклончиво. А всегда рубил правду-матку, даже если она была неприятна ему самому.
— В том, 1981 году Харламову исполнилось 33 года. По нынешним временам — период расцвета, по тем — начало конца. И это в лучшем случае. Многие к тому времени уже заканчивали или переходили в более слабые лиги или команды. Харламов имел преимущество перед остальными ребятами из сборной, он рано завершил сезон и не ездил на чемпионат мира. Те-то вообще практически не отдыхали, пару недель, и все. Сборную надо было выводить на пик к концу августа, то есть нужны были два месяца интенсивных занятий и контрольные матчи.
Начали заниматься на земле, неделя, вторая, тестовые замеры — у Харламова почти нет положительной динамики. А он не халтурил, пахал на тренировках как вол, а по тестам выходило, будто вчера с курорта вернулся. У нас было с чем сравнивать — все его замеры с конца 1960-х годов. Когда вышли на лед, опасения подтвердились: скорость ушла. Для нападающего скорость — главное, Харламов вообще ею жил, на ней работал, а тут такое. Попросил он еще недельку, по-моему, эту неделю из спортзала вообще не выходил. Я с утра прихожу — он уже там, никого нет, а он там. Вечером ухожу — он опять там, один. На силу работал, на скорость и выносливость. Через неделю замерили: сдвиги есть, но совсем маленькие. Все понятно, дальше будет только хуже, природу не обмануть. Медицина тогда была другой, подстегивать организм не умела, а о той, что умела, не больно-то и знали. Сборную мы готовили тогда расширенную, человек под сорок в ней было, у Харламова — худшая динамика. Дальше не было смысла тянуть, кто-то должен был ему это сообщить.
Даже те далекие от лучших времен результаты позволяли ему поиграть в Высшей лиге год, может быть, два. Я ему тогда и пообещал, что при такой работе он обязательно поедет на чемпионат мира. Но к Кубку Канады уже не успеет подготовиться, да и не сможет. Тогда я был уверен, что он все понял и воспринял это, как и должен воспринимать нормальный человек. Уже позже, особенно когда стало можно обо всем говорить и еще больше додумывать, вокруг этого навертели огромный ком. Мол, Харламов был готов, а Тихонов, деспот, не терпел авторитетов в команде, вот его и не взял. Такая чушь! Харламов-то как раз был молчуном, ни про кого плохого слова не говорил, даже когда мог.
Суперсерия, первая авария, Тарасов и Тихонов, смерть, «Легенда №17». Интервью сестры Валерия Харламова
Конечно, я не смог удержаться от вопроса заокеанской редакции на сообщение о гибели Харламова. Неужели канадцы вправду хотели все бросить и лететь на похороны?
— От канадцев я этого не слышал, слышал от наших. Да, говорили, что канадцы были готовы совместно арендовать самолет, в том числе и для нас, но насколько это было правдой, не знаю. Мы-то своими делами занимались, на связи были администраторы плюс кураторы команды от известных структур. Но тут дело в другом: мы там физически не успевали, даже если бы все сумели моментально организовать.
Помню, напоследок спросил Тихонова, взял бы он Харламова на Кубок Канады, если бы знал, что так все закончится. И ответ, надо признаться, удивил:
— Конечно, но... От судьбы ведь не уйдешь, как ни старайся. Не случилось бы на Ленинградке, случилось бы в другом месте. А так — Тихонов виноват, и вроде бы вопрос для всех закрыт и все всё знают.
И до, и после этого мы часто встречались с Тихоновым — и на хоккее, и возле киоска. Уже много позже я, исходя из его рассказов, спросил: является ли в тренерской профессии самым сложным списание людей из спорта? И узнал, что в его работе вообще коврижек и пряников мало. Шишек и оплеух даже у самых заслуженных куда больше. И мне оставалось только радоваться, что я не тренер, что пока еще такой молодой и у меня все впереди. Но главное, что еще один день, начавшийся общением с живой легендой, точно будет прожит не зря.
Братчанин
Игроки в сборную не отбирались по итогам КЕЧ
17.11.2023
sova##
Автор не сомненно, сделал все чтобы обелить тихонова(статья наверно заказная) и судя по комментам, ему это не плохо удалось.Люди у нас такие в стране,не благодарные, легко внушаемые и раньше патриотизмом сильно не отличались, а сейчас и подавно. Поэтому и судьба гениев, (каким был несомненно Харламов), в нашей стране, как правило печальна. Жаль, что Харламов не принял предложение играть в нормальной стране, за нормальные деньги, там где его до сих пор помнят, ценят и уважают.Его носили бы там на руках, а такие как тихонов, натирали бы ему коньки, до старости. А в нашем болоте, все как обычно, не заменимых нет, политика партии,люди винтики, др др пожирают. Мясорубка, перемололи и выкинули, в утиль, гуляй вася,родина тебя не забудет, на грамоту и иди на хрен. заслуженный мастер спорта Харламов...Такого самородка, который рождается один на миллион, пнуть небрежно коленом под ...И не посмотреть, что он сделал для страны, как поднял ее имидж,заставил уважать нашу игру,наш хокей.
01.07.2021
sova##
мынвонвиатичсмынвонвионневсо"Может повторюсь - рационально-спортивные аргументы убедительны. Но...Гретцки ездил на КМ в 1996 в 35 лет, на ОИ в 1998 в 37 лет Лемье ездил на ОИ в 2002 в 37 лет, на КМ в 2004 в 39 лет Вот они что - на тот момент оставались примами, играли в первом звене? У Гретцки статистика была уже так себе, Лемье вообще ломаный-переломаный, после борьбы с раком, травм спины, перерыва в карьере и.т.д и.т.п Но никому не пришла в голову даже мысль в Канаде, отцепить их от этих турниров. Потому что это Гретцки и Лемье, их нельзя не взять на турнир, если они сами готовы туда ехать. И если бы кто-то решил их отцепить, скорее его самого отцепили бы на другой день Харламов для советского хоккея был фигурой, равной Гретцки и Лемье для канадского Или Ягр у чехов, который играл в сборной столько, сколько сам мог и хотел. Пока ноги держали и дышать мог. Хотел бы - и сейчас бы играл. Хоть в 4 звене, хоть в каком. Потому что это Ягр" Это не мои слова, но я с ними поностью согласна.
01.07.2021
Горыныч79
Дацюк - центр. Харламов - край. В советском хоккее было чёткое разделение: центр - мозги, края - ноги и руки :).
28.11.2020
bvp
КК-81 один из лучших наших турниров, если не лучший. Если судить по результату, какие к Тихонову вопросы? Он же не оставил Харламова в Москве, чтобы тот в аварии разбился.
27.11.2020
Bizak Eldyrin
До сих пор простить не могу гибели любимого хоккеиста, Тихонов сотворил беду, что не говорите, не готов был Валерка и прочая чушь... а ведь в только что прошедшем турнире Лиге европейских чемпионов он был признан лучшим нападающим, хорошо это помню и даже номер Футбол-Хоккея сохранился... как то так вот, граждане
26.11.2020
MAKKOR
40 лет молчали, а сейчас тайна всплыла...чушь собачья....На тот момент Харламов не в оптимальной форме, был лучше любого игрока 4-го звена... Темнит "дедушка"...
26.11.2020
Apei
у каждого свой предел: грецки и Харламов чуть за 30 стали сдавать, ягр, Ларионов, селляне и в 40 нормально играли, а Горди Хоу вообще до 50 продержался. Дацюк покинул НХЛ 4 года назад потому что стало сложно соответствовать своему прежнему уровню (хотя пару сезонов еще ему в клубе дали бы поиграть спокойно
26.11.2020
Судьба понятно но для Харламова игры с профессионалами были что то необыкновенное. Харламов был в отличной форме и Тишке не нужен был авторитет мировой, хотя Валера был скромен, настоящий мужик. Тишка многое сделал для ЦСКА и сборной, но Валера на его совести.
26.11.2020
fyosh
За Харламова, обижался на Тихонова - зря, выходит!
25.11.2020
miker65
Ты прикалываешься, что ли? Хоккейные олимпиады и чемпионаты мира 60-80-х годов были значимее коммерческого турнира Кубок Канады тех же времен?! Или ты любителей хоккея дебилами поголовно считаешь? Ps. А турнир Дружба-84 тоже был значимее О.И.-84?
24.11.2020
Pavel Trigub
Что нам Всевышний уготовил, То мы получим и сполна... Кому гореть ,тот не утонет- Его потреплет лишь волна И с силой выбросит на брег. Не даст спасенье оберег Тому, кому в волне тонуть... Расписан по часам наш жизни путь. Судьбу не изменить и,не пытайся...
24.11.2020
miker65
Хорошие результаты в спорте не самое главное... Это надо отчетливо понимать... Ну даже если и по результатам сравнивать, равенства не получится никак. Одного сняли после победы за честную, принципиальную игру (!) в преддверии турнира всей его жизни. А другого - холуя власти после целого ряда неудач не снимали...
24.11.2020
iich
И что? "Уровень соперников" в КЧ "не тот"? Тем не менее по его итогам отбирались игроки в сборную. И удивительно, что ЛУЧШИЙ в команде отбор не проходит.
24.11.2020
echo2011
Разумеется,вспоминают в первую очередь из-за его трагической судьбы.Но если постоянно вспоминать всех перечисленных Вами,то ни на один вид спорта,кроме хоккея,не останется ни времени,ни места.Кстати,о Васильеве на "Матч-ТВ" тоже недавно вспоминали.
24.11.2020
Денис Лактионов
Как ты мог видеть , если ты тогда ещё не родился
24.11.2020
Nick280881
Множественное число у слова _пропуск_ образуется следующим образом. В значении 'что-либо пропущенное' правильно: прОпуски, например: пропуски между буквами. В значении 'документ на право входа, въезда куда-либо' правильно: пропускА. Сама иди в школу, грамотейка.
24.11.2020
Nick280881
Как вы все достали с этим Кубком Европейских Чемпионов....
24.11.2020
Nick280881
Четырьмя последними матчами в жизни Валерия Харламова стали игры за сборную СССР на призы газеты «Руде право». В них 33-летний ветеран набрал лишь одно очко за голевую передачу — это был голевой пас Игорю Ларионову в матче со сборной Швеции (4:1), который позволил советской команде переломить ход встречи и сделать счёт 1:1. Три из четырёх последних матчей Харламов провёл в тройке с Макаровым и Ларионовым, что, наверное, символично. В последнем поединке наша команда обыграла финнов, но упомянутое сочетание отметилось лишь шестью минутами штрафа. Игра проходила в Хельсинки 18 августа 1981 года. После этого наставник сборной СССР Виктор Тихонов решил не брать Харламова на Кубок Канады — 1981 — формальной причиной называлась слабая функциональная готовность нападающего. Еще нужны кому-то комментарии, обличители Тихонова? Этот зверь так мечтал избавиться от Великого Харламова, что ставил его в звено со своим сильнейшим центром - Ларионовым. Просто негодяй...
24.11.2020
Nick280881
А кто-нибудь помнит вообще, что это за Кубок Чемпионов такой? Там было 3 матча с командами из Швеции, Финляндии и Чехии, которые ЦСКА выиграл 10:1, 6:0 и 12:2. Можете представить уровень соперников. Четырьмя последними матчами в жизни Валерия Харламова стали игры за сборную СССР на призы газеты «Руде право». В них 33-летний ветеран набрал лишь одно очко за голевую передачу — это был голевой пас Игорю Ларионову в матче со сборной Швеции (4:1), который позволил советской команде переломить ход встречи и сделать счёт 1:1. Три из четырёх последних матчей Харламов провёл в тройке с Макаровым и Ларионовым, что, наверное, символично. В последнем поединке наша команда обыграла финнов, но упомянутое сочетание отметилось лишь шестью минутами штрафа. Игра проходила в Хельсинки 18 августа 1981 года.
24.11.2020
Nick280881
Что вы все докопались до Харламова, как пьяный до радио? Не погиб, был бы сейчас одним из заслуженных ветеранов в ряду со Старшиновым, Майоровым, Фирсовым, Михайловым, Петровым, Якушевым, Мальцевым, Васильевым, Третьяком и т.д. Еще никто не понял разве, что его на пьедестал возвели и фильмов понаснимали именно потому, что он погиб молодым? Сейчас Старшинов от Альцгеймера как овощ стал. Его давно вспоминал кто-то? Или у него заслуг меньше? Нет только Легенда № 17, больше никто в хоккей в СССР и не играл.
24.11.2020
Вместо интереснейших новостей про Бузову и фото жены Погребняка непонятная статья про какого-то Харламова с каким-то Тихоновым... Кому это интересно, СЭ? Что вы вытворяете?
24.11.2020
echo2011
В провале в Лейк-Плесиде как раз Тихонов был виноват больше,чем кто-либо.Сказалась как недооценка соперника по финалу,так и то,что он заменил Третьяка по ходу матча.А в КК-81 и без Харламова чуть ли не все хоккеисты могут считаться звездами.Как раз не самый звездный Шепелев в финальном матче при счете 1:1 забил три шайбы подряд! Впрочем,по нынешним временам его тоже можно считать легендой.
24.11.2020
Монте-Кристо(Мститель) .
Ваш пример абсурден. КХЛ - уровень Первой лиги времен СССР. Даже нынешний Дацюк тут не на последних ролях, хоть и не блещет. Но только это очень далеко от Большого хоккея. Харламов 1981 года и нынешний Дацюк - это примерно одно и то же. И это не Большой хоккей.
24.11.2020
Як Цидрак
Максим Лебедев это кто? В смысле какого хрена его печатает сейчас СЭ? Что за я разговаривал с Тихоновым от лица СЭ Кучмия? Кто это?
24.11.2020
N.A.F.1974
Совершенно бездарно проиграл КК-84. Глупо - КК-87. КК-91 - вообще позорное выступление.... ====================================================== Бездарно(и не умно)'это судить о достижениях тренера по результатам коммерческих турниров, значимость которых(по крайней мере во времена СССР )устапала и ОИ и ЧМ.А зачастую участие в этих турнирах рассматривалось ,как часть процесса подготовки сборной к более важным стартам.
24.11.2020
Галина Бесфамильная
Лебедев, до сих пор русский язык не выучил? ПОЗОР!!! ("ПропускА"). Бегом в школу учиться, двоечник! P.S. Знаки препинания - отдельная история! Увы, тоже 2 балла!
24.11.2020
Loden
ПашаДацюк. 42 года. Много бегает? Золотые руки на месте. Бегающих много. Светных голов напересчёт.
24.11.2020
Евгений Александрович
То, что Великий Тихонов не взял в Канаду Великого Харламова не нам судить. то были ВЕЛИКИЕ. Никого из них теперь нет. Не взял, значит было почему, не игрокам и тем более болельщикам судить о планах тренера. Вечная память обоим. Много радости они нам принесли, вместе
24.11.2020
Упёртый русский
Не согласен, дружище. У тренеров главное что? Результат. Результаты Тихонова выше, чем результаты Тарасова. И даже Чернышова с Тарасовым. Потому они по любому сравнимы, хочется это кому то или нет. Тихонов не был добряком. Как и Тарасов, разумеется. Но хороший парень - это не профессия...
24.11.2020
iich
Посмотрели статистику игрока, перед самым КК признанного ЛУЧШИМ в турнире Кубка европейских чемпионов... И что?..
24.11.2020
iich
"Ставим точку" - это в очередной (чуть ли не сотый) раз приводим одно и то же мнение Тихонова?! Не, ничуть не становясь на другую сторону, замечу, что "точкой" и не пахнет.
24.11.2020
Упёртый русский
Для справки, Тихонов никогда не работал главным тренером в московском Динамо. Рижское Динамо он принял во второй лиге и дошёл с ним до 4 места в ЧСССР. Вы думаете, что это - ничего не добился? И почему же его пригласили в ЦСКА тогда - по блату, что ли? Было всё куплено? Не смешно...
24.11.2020
Упёртый русский
4 и 5. Любой тренер строит команду исходя из своих личных предпочтений. Потому что именно он несёт ответственность за результат. При этом есть результат - тренер герой, нет его - он крайний. В 81 результат был. Потому к Тихонову - никаких вопросов, только хвалебные оды и аплодисменты. И последнее. Если бы советские хоккеисты поехали на похороны Валеры, они бы не выиграли КК - факт. Что бы предпочёл сам Харламов, догадываетесь? Для Тихонова был важен результат. И он всё отдавал и брал с игроков для этого. И в этом он был хорошим и честным человеком - факт.
24.11.2020
Упёртый русский
1 и 2. И Харламов, и Мальцев, и Жлуктов играли в 81 году гораздо слабее первых армейского и спартаковского звеньев - факт. Статистика КК - тому явное подтверждение. Если вы убеждены, что звено Харламов-Жлуктов-Мальцев в 81 сыграло бы не хуже спартаковской тройки (на секундочку, Шепелев в полуфинале забил 2, а в финале - 3!), то вы слабо ориентируетесь в хоккее тех лет. А играть в звене чекеров и таскать рояль... Для Жлуктова это было вполне возможно (и он играл в финале КК), а для Харламова с Мальцевым - вряд ли, потому они и не играли. 3. В любой серьёзной спортивной стране со спортивных чиновников требовали выполнения неких медальных планов - а как же по другому то? И при их невыполнении отправляли в отставку - это нормально. Работа у них такая. У нас просто это вызывало повышенный резонанс, почему то. Что, лучше когда после достойных поражений выдают талоны на усиленное питание, как сейчас?
24.11.2020
Монте-Кристо(Мститель) .
Игра Харламова в сезоне 1980/1981 годов и Мальцева в 1983/1984 г.г. была похожа на замедленную съемку. Если в сезоне 1979/1980 Харламов с трудом, но еще соответствовал уровню сборной, то на следующий сезон резко сдал. Тройка Михайлов-Петров-Харламов сбавила к ОИ 1980 г. и уже не была лучшей в сборной, только Петров в ней еще играл на прежнем уровне, а Харламов и Михайлов уже поехали с ярмарки. Михайлову было 36 лет, а Харламову 32 года. Думаю, что на физическом состоянии Валеры сказалась травма, полученная в аварии 1976 года. С той поры не стало прежднего Харламова и мне это было четко заметно. Как позже написали специалисты, вообще непонятно, как он с таким голеностопом в хокей играл. Он у него толком не разгибался. То есть о прежних маневрах пришлось забыть. О прежней обводке. И т.д. А к началу 80-х к этому добавилось отсутствие скорости.Мои друзья юности, которые боготворили Харламова, также в 1981 году четко осознавали, что Валере уже не место в сборной.
24.11.2020
Серг?й Калугинъ
Прежде чем говорить, посмотрите статистику Харламова в матчах сборной перед самым кубком Канады. Пользы от игры Харламова в тех матчах ноль. При чем тут Тихонов?? Вон Маттеус повеселил народ на Евро 2000 выступив там как не пойми кто, а зачем??
24.11.2020
Монте-Кристо(Мститель) .
То, что Харламова и близко не будет на Кубке Канады 1981 года, было очевидно по ходу всего сезона 1980/1981 годов. Валера еле ползал по льду, он стал своей тенью, ушла скорость, в 30 матчах забил всего 9 голов. Нет, он не был обузой ЦСКА, но на сборную уже не тянул. Всем, кто понимал в хоккее, было очевидно, что он с такой игрой не попадет на ЧМ 1981 года. И не попал. Тем более мы понимали, что его не возьмут на Кубок Канады. Его хорошие результаты на КЕЧ 1981 года ? Так соперники у ЦСКА в Европе, чемпионы своих стран были днищем, уровень команд, занимавших 7-9 места в чемпионате СССР, а может и уровень Первой лиги. Природу не обманешь, в данной статье это хорошо показано и доказано. Данные тестов Харламова были худшими. Также я четко осознавал, что Саша Мальцев ни на какую Олимпиаду в 1984 году не поедет. Он уже еле ползал по льду. Мог взорваться на 5-10 минут, а потом на 3-4 матча исчезал из вида, сил не хватало. Хоть сам Саша считает иначе. Но специалисту со стороны виднее.
24.11.2020
Novick мл.
Я не знаю какая у Харламова была "динамика"в то время, но я видел КАК ТОГДА ИГРАЛ ХАРЛАМОВ и не взял его Тихонов не из-за какой-то "динамики", а уверен по каким-то другим своим соображениям.
24.11.2020
MEC
Халамова тогда, перед кубком Канады, признали лучшим игроком кубка европейских чемпионов. Признавали не наши, советские, специалисты и журналисты, а западные. Так что, утверждение о "некондиции" Харламова звучит совсем нелепо! Поэтому, для меня Тихонов навсегда остался основным, пусть и косвенным, виновником смерти Харламова!
24.11.2020
proug
что тут рассуждать? Тихонов был самодур просто и все....
24.11.2020
4rfv5tgb
Для убедительности неплохо было бы спросить подтверждение у врачей сборной
24.11.2020
valerafan
Спасибо, статья как всегда супер. Читаешь, а мурашки по коже, как вчера было.
24.11.2020
NNN33
К сожалению, настоящая правда только в том, что своей судьбы никто не знает;(
24.11.2020
NNN33
Хорошая статья! Последнее время в СЭ такие всё реже встречаются. А о хоккее - так просто никогда;(
24.11.2020
miker65
После чм-66 старшего тренера считаю сняли правильно! Несмотря на хороший результат. В инете лежат две последние игры нашей команды. Глянь. Игры откровенно слабые! Недостойные и несоответствующие результату.
24.11.2020
Spartak7
Вот кто должен вести статьи о хокккее в СЭ. Гораздо интереснее читать, чем Зислиса или недохайпщика Шевченко.
24.11.2020
miker65
Дружище. Как тренер Тихонов в подметки не годился тренеру Тарасову. Об этом говорит большинство наших сборников 60-х-80-х годов. И уважения он у них не снискал в целом. Несмотря на неплохие результаты. И человек он - поганенький по характеру. И холуй власти. И предатель хоккея. Только предатель игры мог так поступить с первым Кубком Канады. А результаты он действительно показывал порой неплохие. В 70-е -начале 90-х. Но выиграть всего один КК из пяти - это как можно расценить? Совершенно бездарно проиграл КК-84. Глупо - КК-87. КК-91 - вообще позорное выступление.... Результаты на КК ( а это самый сильный турнир) у Тихонова - посредственные! На уровне троечника. По игре - четверка с натяжкой.
24.11.2020
Nick280881
На Кубке Европейских чемпионов? Где ЦСКА в составе с двумя звеньями из сборной СССР играл с европейскими командами и забрасывал им двузначное количество шайб. Тихонов все объяснил же, что Харламов не играл на Чемпионате мира в тот год, и поэтому был на КЧ свежий в отличие от партнеров. Не являюсь ни поклонником Тихонова, ни советского хоккея в целом, но Тихонов был в полном праве не брать игрока, который был по его мнению был слабее конкурентов, особенно после провала в Лейк-Плесиде. Результат КК-81 правильность его решения только подтвердил.
24.11.2020
Вадим-17
Все так просто - тесты, природа, судьбу упомянул... Забыл, только про опыт и мастерство Харламова сказать. Про то, что Валера и тогда лучшим был, и уж во всяком случае еще хотя бы один такой турнир заслужил всей своей жизнью в хоккее. И по поводу похорон Мальцев с Фетисовым как-то по другому рассказывали. Не верится что-то Виктору Васильевичу!
24.11.2020
bryins
Хорошая статья! Автору спасибо! А спорить про Харламова и Тихонова можно до "посинения" и настоящей правды - не узнаем!
24.11.2020
Pele Peleevich
Порядочность не надо измерять - она либо есть в человеке, либо её нет. Вы этого не знали?
24.11.2020
Pele Peleevich
"Великий тренер" ничего не добился с московским Динамо, с рижским Динамо! И только с ЦСКА, сосзданым, действительно Великим Тарасовым и поддерживаемым его учеником Локтевым, Тихонов стал чемпионом СССР. Он, как тренер, ничего не добился со сборной России и с ЦСКА. Больше того, именно при нем сборная России впервые осталась без медалей и ОИ и ЧМ. Так что о "величии" Тихонова-тренера я бы говорил с большой осторожностью.
24.11.2020
циклопентанпергидрофенонтрен
здесь все просто. тихонову не нужен был авторитет харламова в команде, вот и все...
24.11.2020
AK-09
Читаешь и думаешь,как здорово автор разложил все по полочкам.Оказывается Валера скорость потерял,динамики у него не наблюдалось.А потом,стоп! Какая скорость?Какая динамика? Я же своими глазами видел как играл Харламов в 79-ом,80-ом,в 81-ом,годах.Он был просто в порядке.Ниже прочитал комментарий и полностью с ним согласен.Тихонов всеми правдами и неправдами избавлялся от ветеранов.Он действительно боялся за свой авторитет.Наше поколение прекрасно помнит,как расставался Тихонов с Михайловым.Как гнобил Владимира Петрова.Поэтому писать и придумывать новые версии, на эту тему, сейчас не стоит.
24.11.2020
Ильдар Гильманов
Полностью с Вами согласен. Кроме "замеренной скорости", в спорте есть имеющая куда бОльшее значение психологическая составляющая: само присутствие Харламова в команде имело бы чрезвычайное положительное влияние на настрой команды, а у соперников убавило бы пыл, моральный дух. Не создал бы Тихонов этот стресс Харламову - он был бы жив. А то, как ВТ не любил и дробил лучшую тройку всех времен видели все.Никаких особенных проявлений собственного "тренерского таланта" Тихонова я не видел - так, прокатился по инерции на созданном Тарасовым-Чернышевым, на существующих традициях советского хоккея. Не было и нет у меня уважения к нему. Харламова ему не простим.
24.11.2020
Алекс1702
потому наверное и кукурузу за полярным кругом сажали, а в 64 Бескова за 2 место на ЧЕ сняли
24.11.2020
Хулио из Гондураса
Как бы тренер имеет право комплектовать команду по своему усмотрению. В противном случае - за результат ответственности не несёт... Всё время удивляло, что виновником смертельного ДТП объявляют ни самого Харламова (взрослого мужчину, разменявшему уже четвёртый десяток), доверившего руль жене на скользкой дороге, ни его жену, сидевшей за рулём, а человека бывшего на другом конце земного шара...
24.11.2020
Лев Лимин
Верно написали. Кто заставлял Харламова водку пить и сажать за руль жену? Если какая передряга, неужели ее обязательно надо залить вином-водкой? И зачем надо было ехать, а не посидеть еще часов 8 и пылить в Москву?. Но виноват Тихонов...
24.11.2020
Pele Peleevich
Кого расформировали после ОИ-80? Тихонова? Что-то вы путаете, уважаемый.
24.11.2020
Pele Peleevich
Варнакова, на КК-81 не было в команде.
24.11.2020
Pele Peleevich
5. Харламову было нужно и важно поехать на тот КК. Он и не скрывал этого. Все хоккейное сообщество Советского Союза знало это. Как и то, что этот турнир стал бы последним в спортивной биографии Харламова. И последнее. Тихонов говорил неправду по поводу организации поездки на похороны Харламова и что он ничего не знал. Все он знал и Мальцева он лично не отпустил на похороны. Мальцев неоднократно это говорил. А теперь скажите мне, что, без Мальцева сборная обойтись бы не смогла? Ну, а если бы Мальцев получил бы травму? Великий тренер должен быть, в первую очередь, Великим Человеком! Тихонов никогда не был просто хорошим человеком. Карьеристом был, хорошим тренером был, а хорошим человеком, увы...
24.11.2020
echo2011
Ну да,Харламов,ставший лучшим на турнире,проходившем незадолго до Кубка Канады,оказывается,был не готов...Хотя на самом деле банальная ситуация,когда тренер старается под разными предлогами избавиться от ветерана,опасаясь за подрыв своего авторитета.Благо,в то время сильных хоккеистов в СССР было навалом.
24.11.2020
timo11
А какая связь между стукачом Касатоновым и гибелью Харламова? Может, вы что-то знаете?
24.11.2020
Pele Peleevich
1. 50 лет и 33 года - две большие разницы. Харламов, на тот момент, был действующий хоккеист, Пеле же, уже лет 20, как не играл. 2. С Мальцевым и Жлуктовым. Убежден, это тройка выглядела бы не хуже спартаковской и горьковской, тем более. 3. По поводу медального плана и прочих гарантий. Максим Лебедев утверждает, что никто из высшего руководства страны не требовал гарантий - всегда требовали и вслучае их не выполнения, оргвыводы делались незамедлительно. 4. В конце 70-х, начале 80-х великому тренеру Тихонову не давал покоя авторитет Петрова, Михайлова и Харламова. Поэтому, он последовательно выдавил из команды их всех. Причина найдется всегда. Возраст? А что, показатели физической готовности Васильева и Мальцева, которые всего на год младше Харламова, были настолько фантастическими, что не брать их в сборную было невозможно? При желании можно притянуть за уши все, что хочется.
24.11.2020
karwin
Это точно так. Американский психолог тестировал IQ немецких бонз на Нюрнбергском процессе. Практически у всех он был jочень высокого уровня, 128+. Это значит, что фашисткая элита по уровню интеллектуального развития входила в 5% самых умных. Так что гений и злодейство вполне совместимы.
24.11.2020
Упёртый русский
В четвёртых, Тихонов - тренер был велик, отрицать это просто глупо. Ведь главное для тренера - это результат его команды. А результаты той же сборной СССР с Тихоновым были хороши. В том числе, на КК-81. А победителей, как известно, не судят.
24.11.2020
Упёртый русский
Ну тогда уж и вы, глубокоуважаемый Пеле, тоже позвольте с вами не согласиться... Во первых, в ЛЮБОЙ серьёзной сборной, участвующей в соревнованиях высокого уровня типа ОИ или ЧМ, имеется медальный план. Это только пацаны на щелбаны играют и участвуют в соревнованиях под лозунгом главное - участие. Во вторых, уходить великому спортсмену надо вовремя. Помнится, многие ветераны с некими надеждами ожидали матч с вашем участием на ваше же пятидесятилетие. Мне на полном серьёзе говорили, что уж Пеле то сейчас покажет... Но реально все увидели на поле ветерана, неспособного уже показать что то выдающееся на фоне молодых игроков. Легенде был нанесён существенный урон, что подтвердило - чудес с возрастом не бывает. В третьих с какими партнёрами вы бы предлагали использовать Харламова на КК-81? В первой армейской тройке? Второй спартаковской? Горьковской? Или в качестве чекера на подхвате? А Валере то это было нужно, выходить на короткое время в сдерживающем звене?
24.11.2020
тиханов по определению-чмошник.По Временам -ТЕМ ещё-игрочишка...Динамо-Рига дыра...Но Свобода у Ребят Была...Та Серия с ЦС КА -Это-Что то..Валеру по показателям?Да Он вышел Бы на Канаду-все США-Канада -Всё бы включилось....тиханов-гандон...
24.11.2020
Pele Peleevich
А в 66-м кого сняли с должности старшего тренера сборной СССР за неудачное (бронза ЧМ) выступление на ЧМ? А в 72-м в Саппоро, за то, что чехи заняли 3-е, а не 2-е место, кого сняли с должности тренеров сборной СССР несмотря на то, что сборная СССР стала олимпийским чемпионом? Дураков не было? Ну-ну...
24.11.2020
Оставьте вы их уже в покое! "Спустя годы ставим точку в вопросе..." - да ладно! Все эти годы вы и вам подобные пытались что-то выяснить, выпытать, а в основном - придумать, что там случилось. И дальше так будет, потому как журналисты в своей массе - люди не только любопытные, но и настолько любящие деньги, что за пару лишних строчек "ни о чем" пойдут на все. Раибнер не даст соврать...
24.11.2020
Pele Peleevich
Позвольте не согласиться с Вами, уважаемый Максим Лебедев. В советское время всегда был план на медали, всегда были дерективы из ЦК, всегда были лица, контролирующие и направляющие процессы. Ну, а уж дураки - всегда были, это точно. Куда ж в России или СССР без дураков? По прошествии многих лет, Тихонов мог рассказывать что угодно - как это проверить? Я точно знаю одно - Валерий Харламов - величайший хоккеист на Земле! Пеле хоккея! А о тренере Тихонове такого не скажешь. Потому, что были великие Тарасов и Чернышёв! Не верю я Тихонову. И никогда не верил. Ему ничего не стоило взять Харламова на этот КК. Уж поверьте, даже в самой плохой физической форме Харламов был на 2-3 головы сильнее многих сборников и игры бы в Канаде не испортил. Тем более, все знали о том, что по возвращении Харламов хотел закончить играть. Так что, извините, не верю я ни Вам, ни, тем более, Тихонову.
24.11.2020
Максим Лебедев
Ну, если по-вашему, это достаточное основание...
24.11.2020
BRUNO
Максим, есть такой телеканал- ''Ностальгия'' , и там есть прямой эфир потрясающего журналиста и человека Владимира Глазунова- ''Рождённые в СССР''. Года 3-4 назад там был Алексей Касатонов- и вопрос был задан ему открыто, в прямом эфире. Алексей отвтил следующее, цитирую- ''Когда меня перестанут обвинять?''. Понимаете- не ''Нет'', не ''Прекратите выдумывать'', а ''Когда перестанут''. Это уже говорит о многом.
24.11.2020
miker65
Полковник жил на Большой Грузинке похоже в доме, где масонский клу на 1-м этаже... Я именно там у этого дома встречал его несколько раз. Борьшой кирпичный дом этажей 9-12 смотрит фасадом прямо на Тишинку. Перед домом что-то типа небольшого сквера. А по пятницам, поздно примерно в 22-23 часа в этом доме собирались масоны. 600-е - штук по 20 вокруг дома. Барщевского видел раз 20 наверное. И Потанина разок...
24.11.2020
miker65
Мало того, что невежда. Так еще и пустомеля...
24.11.2020
Максим Лебедев
Товарищ Сталин у нас расформировывал тех, кто не исполнял данных ему гарантий? Или Бобров поехал рубить лес по просьбе государства? У нас и сборную ОИ-1980 тоже, по сути, расформировали за поражение от американцев. И что дальше? Была государственная политика в области спорта. Было планирование, начиная со сталинских времен. Тогда вообще без плана ни одно мероприятие не проводилось, особенно с выделением госбюджета, за который отчитывались. Но одно дело, когда ты копаешь канаву с точным нормативом выкопанного метража в час, и совсем другое, когда мяч круглый, а лед скользкий.
24.11.2020
Упёртый русский
Да, с Ковиным и Скворцовым, так вернее. Но тройка Скворцов-Ковин-Харламов не имела никакого смысла и перспектив - это очевидно.
24.11.2020
miker65
Какой же ты невежда в спорте! Команду Бобра расформировали после проигрыша югам на ОИ-52. Ты хоть об этом слыхал???
24.11.2020
Упёртый русский
Кстати, тенденция НХЛ последних лет показывает, что дорогие контракты заслуженных ветеранов (а за другие они и играть не будут) - это не самое лучшее вложение средств в плане спортивного результата команд. Даути, Кит, Сибрук, Тейвз, Лундквист и К... Потому что бы было на КК, будь там в составе Харламов, сказать сложно...
24.11.2020
Максим Лебедев
С Варнаковым и Скворцовым Харламов играть не мог. Им центр нужен, а Валера - край. Но смысл понятен.
24.11.2020
Максим Лебедев
Ага. А вы при этом свечку держали и доносы в папку складывали и прошивали, поэтому всё-всё про Касатонова знаете. Правильно?
24.11.2020
Упёртый русский
Максим Лебедев то - красавец! Всё по делу написал! Ну какой тренер перед важным турниром откажется от опытного игрока-суперзвезды, который находится в прекрасной форме? Не взяли Валеру только потому, что выглядел слабее конкурентов в первых тройках, а играть с Варнаковым и Скворцовым в чекерах ему не было никакого смысла... И результат - он показал, что Тихонов не совсем уж ошибся, говоря мягко... А к трагедии на шоссе хоккейные события никакого отношения не имеют.
24.11.2020
Максим Лебедев
Так ведь это какой надо умище и какие таланты иметь, чтобы за шесть лет самую большую страну мира к такой-то матери развалить? Да так, что мы двадцать лет прийти в себя, чтобы начать собирать, не можем. Дураку это точно не по силам. Просто умный - это не значит со знаком плюс. Ни Гитлер, ни Муссолини недостатком ума не страдали, но это не делает их человечнее.
24.11.2020
BRUNO
По сути, ради одной тройки мечты, Тихонов погубил конкуренцию в советском хоккее. 13 чемпионств подряд... По поводу гибели ГЕНИЯ ХОККЕЯ, то без стукачества Лёши Касатонова не обошлось, розовощёкий Альхен нашего хоккея- он доносил, ему было стыдно, он краснел- но не доносить он не мог.
24.11.2020
Максим Лебедев
Логику-то включи. По-твоему, получается в 1952-м дали гарантию, и поехали на ОИ в Хельсинки, где проиграли американцам. И после этого мало того, что никого из гарантов не репрессировали, так еще спокойно участвовали и в ОИ-1956, и во всех следующих. И перед ЧМ-1958 по футболу гарантию тоже дали? Потом вылетели в четвертьфинале от шведов, и участвовали в следующих? Так, по-твоему, выходит?
24.11.2020
fiasco
Cоветскую систему отсева, сделавшую Горбачева генсеком. Да и Брежнев с Хрущевым теми еще гениями были.
24.11.2020
miker65
Пургу-то не неси! Что же мы тогда в Олимпиадах участие не принимали до 1952 года? В чм по футболу до 1958-? В Еврокубках до 196? ? С НБА до 1987 боялись сыграть? А?
24.11.2020
Максим Лебедев
Никогда ни от Тихонова, ни от других тренеров и хоккейной, и прочих сборных никаких гарантий руководители СССР не требовали. Потому что до руководства страны через советскую систему отсева дураки не доходили. А умные понимали, что спорт – это всегда спорт, в котором велика доля случайности. Поэтому все эти сказки, о том, что кто-то там требовал гарантий победы – это все сказочки поздних времен, «байки от Коротича». Бог даст, попозже напишу о двух встречах Тихонова с Андроповым – при переводе из Риги в Москву, и после Кубка Канады, - надеюсь, много чего прояснится.
24.11.2020
miker65
Поначалу еще и сс..кун был первостатейный. На уровне Гомельского-старшего (папы). Спроси любого хоккеиста-сборника 70-х, почему Тихонов дубль + Третьяка с Мальцевым привез на первый КК...Услышишь ответ: - так он же сс..кун побоялся гарантировать достойное выступление Брежневу. Это же не Тарасов! Вот и повез дублеров на самый первый в истории самый сильный по составу турнир...чтобы на необстренную молодежь, которую сам же бросил под канадские танки, свалить вину...и лишил всех нас великолепного зрелища. Невозможно смотреть там было на бездарей типа Крикунова... Но надо заметить, что от трусости полковник все же избавился к середине 80-х...
24.11.2020
Andrey Vasiliev
Винить Тихонова в смерти Харламова.... большую глупость сложно придумать.
24.11.2020
samsam
Тебе идиоту все по полочкам разложили, но ты же лучше знаешь. Как оно все было.
24.11.2020
Daniel8181
Но кубок Канады взяли...
24.11.2020
marchela13
Потому что Тихонов редкостная сволочь.Из за него мы потеряли такого игрока и человека. Вечная тебе Валера память!
24.11.2020