Сборная России

20 ноября, 14:00

Тайна последних секунд. Почему СССР проиграл Канаде Суперсерию-1972

Леонид Рейзер
Приглашенный автор
Новое исследование Леонида Рейзера в рубрике «Хоккейная история. Неизвестные детали»

Чертов Хендерсон

57:54

59:26

126 секунд не хватило нашей сборной в седьмом матче для итоговой победы в серии.

34 секунды не хватило нашей сборной в восьмом матче для итоговой победы в серии.

Суммарно не хватило 160 секунд.

Как черт из табакерки возникал Пол Хендерсон и обескураживал хозяев лужниковского льда.

Более того, он же и в шестом матче отличился — забросил третью шайбу канадцев в середине второго периода; стало 1:3. Времени еще оставалось вволю — Якушев одну шайбу отквитал. Прямого отношения к избранной теме последние мгновения игры не имеют, однако кто мешал советской сборной хотя бы добиться ничейного исхода в концовке той встречи?

Не считался Пол Хендерсон звездой до серии и не стал ею впоследствии. А, как известно, стал священником, объясняя, чуть смущаясь, свою суперфартовость в 72-м волею божью.

В этих злосчастных секундах и в этом «чертовом» Хендерсоне было явно что-то мистическое, а такое неподвластно разумению.

Единственно, что отрезвляло и что подслащивало горькое похмелье — штамп: «Канадцы выкладываются да самого финального свистка». Или: «Канадцы бьются до последней секунды, не щадя живота своего». Или: «Канадцы ухитряются добавлять в концовке игры». Или совсем уж банальное: «Играя против канадцев, нельзя расслабляться до самой финальной сирены». Это прозрачно намекало на то, что, дескать, наши парни выкладываются не до самого финального свистка, живот свой не надрывают, расслабляются в последние мгновения решающего матча.

Однако ж так костерить советских хоккеистов было неправомерно. А такие кивки в сторону верховенства оппонента отдавали покорностью недоброму року (а рок иным и не бывает).

То есть вырисовывался комплекс неполноценности: у канадцев же это в крови, ничего уж здесь не попишешь. Можно было подумать, что состав хоккейной крови у Якушева и Харламова, Лутченко и Ляпкина, Шадрина и Анисина, Петрова и Викулова, Рагулина и Лебедева, Михайлова, Васильева и Мальцева какой-то совсем иной, с отсутствием какого-то очень важного и очень редко-хоккейного элемента.

Мистику не исключаем. Не исключаем необъяснимого в спорте, в особенности в командных контактных видах. Но прежде стоит попотеть, наморщив лоб. И попробовать разобраться в истоках тех суммарно 160 секунд 1972-го.

Автор рискнул.

Цитаты как под копирку

В нынешней КХЛ происходит много чего любопытного. А проистекает это в первую голову благодаря двум китам обустройства лиги — потолку зарплат и Кубку Гагарина.

Потолок подравнял составы, и непредсказуемость матчей подскочила в разы. По итогам регулярного первенства в графе поражений даже у фаворитов сезона значатся полтора-два десятка неудач. Вырос средний накал сражений. В советское время чемпион разочаровывал считаные разы, а призеры получали около десятка «баранок».

Нынешние тренеры команд вне зависимости от турнирного положения и личного статуса выдают на пресс-конференциях довольно интересные комментарии. Обходятся без штампов и банальностей, занудства и откровенных отговорок. На данном привлекательном фоне существует одна-единственная закавыка — она как оригинальная инфекция, которая вреда здоровью не причиняет, зато позволяет все происходящее отсылать в будущее. Будущее далекое по осени, а с декабря — января с приближением финиша регулярки это превращается в универсальную формулу для всех тренеров.

«...Сегодня команда выполнила все тренерские установки. Но важно этой линии держаться вплоть до начала плей-офф».

«...Сегодня команда допустила ряд крупных просчетов. Хорошо, что это случилось сейчас. Время до плей-офф у нас еще есть на то, чтобы их устранить».

КХЛ скопировала формат состязания с НХЛ. И правильно поступила. Ибо никто ничего лучшего не изобрел — регулярный чемпионат плюс плей-офф.

Чемпионат Советского Союза всегда проводился по круговой системе. Единственное исключение — плей-офф 1959/60 («словов» таких иноземных и не произносилось тогда); но до 1972-го было еще играть и играть. Бывали сезоны, когда формула турнира претерпевала кое-какие изменения, однако «круговость» сохранялась. Сильнейшие определялись согласно суммам набранных очков. Объективное соотношение сил данный подход выявлял неукоснительно — обратная сторона медали тогда не рассматривалась, никого не волнуя. Интрига всесоюзных первенства 1960-1970-х возникала изредка, когда «Спартак» лихо штурмовал армейские бастионы (1962, 1967 и 1969) и «Крылышки» дерзнули в 1974 году (но это случилось уже после Суперсерии-72). Наличие ЦСКА, базового клуба сборной, под водительством Анатолия Тарасова (Борис Кулагин недолго покомандовал ЦСКА, летом 71-го перейдя в «Крылья Советов») интригу если не выжигало каленым железом, то ставило под сомнение у стартовой черты, а затем с каждым месяцем она тускнела и меркла, покуда не наступал тур, после победы в котором ЦСКА досрочно становился чемпионом.

Вадим Гущин.
Фото соцсети

Вадим Игоревич Гущин — доктор медицинских наук, врач-психотерапевт, автор книги «Практика оптимизации психологической готовности спортсменов»:

— Мы часто слышим высказывание тренера после матча, в котором его команда вела в счете, однако его не удержала: «Нашим парням не хватило инстинкта киллера». Чем, как нам рассказывают в детективах, отличается профессиональный киллер от, упрощенно говоря, «обычного» убийцы? Ответ — хладнокровным, скрупулезным к мельчайшим деталям доведением дела до конца, то есть концентрацией в самой концовке. А непрофессиональный убийца обычно невнимателен, переполнен эмоциями — и его, потерявшего концентрацию, в концовке фильма часто убивает недобитый противник.

Вот этого умения хладнокровно доиграть матч до победы, сохраняя концентрацию, и не хватило нашим хоккеистам в 72-м. Нашим хоккеистам-любителям не хватило, а вот у канадских профессионалов с этим никаких сложностей не возникло.

Эффективность спортсмена в концовке состязания зависит от его способности к продолжительному сохранению устойчивости внимания и усилий на противнике и инвентаре. Эта функция тренируется, концовки в профессиональном спорте отрабатываются отдельно.

Пятилетку за три года

Рассматриваем вторую половину 1960-х — начало 1970-х годов.

Большинство игроков сборной СССР заиграло в командах мастеров именно в этот период: Якушев с Шадриным и Зиминым, Харламов с Михайловым и Петровым, Лутченко с Васильевым и Ляпкиным, Анисин с Лебедевым и Бодуновым... Только Рагулин с Кузькиным дебютировали еще в конце 1950-х.

Советский спорт исчислялся олимпийскими четырехлетиями. Советское народное хозяйство — пятилетними планами. Наиболее передовые и целеустремленные отрасли, объединения, предприятия обнародовали дерзкую инициативу — «Пятилетку — за четыре года!». А находились даже те, кто обещал управиться и вовсе за три.

Базовый клуб хоккейной сборной ничего громогласно не обещал. Из года в год раньше срока или задолго до последнего тура становился чемпионом СССР. В обсуждаемый восьмисезонный период, предшествовавший Суперсерии-72, лишь дважды был нарушен этот досрочный график армейцев лихим и оттого непредсказуемым «Спартаком». Оба раза совершал это в финишном створе: в 1967-м с Всеволодом Бобровым за два тура до конца, а в 1969-м с Николаем Карповым и вовсе разорвав финишную ленточку, когда в самом скандальном матче внутрисоветского хоккея Тарасов уводил ЦСКА в раздевалку на глазах Леонида Брежнева.

Та самая досрочность цээскочского чемпионства — как аналог пятилетки за три года — приводила к тому, что одновременно с их очередным триумфом пропадала турнирная интрига. Испарялась напрочь.

В контексте избранной автором темы это означало фактически потерю каких-либо по-настоящему ярких концовок игр, тех самых последних минут и тем паче секунд, когда у игрока и у всей команды зашкаливают все показатели психологического и физического перегруза, перенапряжения. А если и попадались такие случаи, то скорей во встречах тех, кто между собой решал, кому суждено покинуть Высшую лигу. Однако там никогда не числилось кандидатов в национальную сборную.

Виктор Коноваленко.
Фото архив «СЭ»

Треугольник грандов

ЦСКА — «Спартак» — «Динамо».

Армия — профсоюзы — комитет государственной безопасности. Два могучих силовых ведомства и лидер профсоюзного хоккея. Они образовывали треугольник. Отнюдь не любовный, поскольку тут не до лирики было. Неравносторонний, поскольку главенство армии в хоккее — в отличие от футбола — само собой подразумевалось. И неравнобедренный, поскольку «народная команда» после сенсационного золота 1962 года взвалила на себя обязанность единственной силы, способной потеснить гегемона. Меньшую сторону треугольника занимали динамовцы.

В составах этих грандов («Крылья Советов» в тот период на что-либо высокое не замахивались) играли практически все сборники. Исключения составили вратарь из Горького Виктор Коноваленко да защитник из Воскресенска Валерий Никитин. Столица сама пестовала множество талантов и параллельно собирала под свои знамена сливки регионального хоккея. Сливки попадали к грандам согласно строго иерархической очередности: ЦСКА — «Динамо» — «Спартак». Их междусобойчики становились украшением первенства Союза. Центральные матчи! Играли сильнейшие против сильнейших. Играли все сборники либо почти все кандидаты в нее. Столица и 12-тысячный дворец в Лужниках (а в провинции, да еще не везде, довольствовались пятитысячниками, а где-то — и того меньше) плюс звезды, плюс высокий уровень остальных участников, плюс полнейшая выкладка сил. Относительно высокая непредсказуемость исхода и, наконец, относительно частая ожесточенная борьба до последних секунд. Последнее нас, собственно, интересует в особенности. А она заключалась в наличии базового клуба сборной под командованием Анатолия Тарасова и его излюбленной тактики — подавить с первых секунд, с первых смен, добиться внушительного перевеса в первом периоде, подломив моральный дух оппонента. Если такое удавалось, последние секунды, как и последние смены матча, превращались в формальность. Однако так случалось не всегда.

Сборники приобретали именно в рамках московского треугольника закалку особого свойства — способность проводить концовки встреч с проявлением сверхусилий — физических и волевых. Однако при круговой формуле турнира, как видим, подобное встречалось очень-очень редко. Разумеется, я сознательно утрирую, когда выделяю те игры; разумеется, жаркие концовки случались и при иных составах соперников, но именно что при иных, куда менее звучных исполнителях и не являвшихся кандидатами в сборную; но подвигнуть на жаркую концовку могло редкое стечение обстоятельств или факторов.

«Спартак» — ЦСКА!

Ажиотаж сверх всякой меры.

1:0 — Самый скучный хоккейный счет — а болельщики армейцев и спартаковцев вообще не расходились до финального свистка. Почти не было эмоциональных взрывов. Спартаковский защитник Евгений Паладьев в начале третьего периода попал в цель. Накал ожесточенного противоборства не выливался в результативные комбинации, и оттого после зрелища граждане шли к метро «Спортивная» неторопливо и были какими-то непривычно притихшими.

«Динамо» — Спартак!

Аншлаг был гарантирован. Субъективное впечатление — по сюжету это было непревзойденное действо.

ЦСКА — «Динамо»!

Две силы двух силовых ведомств высекали искры на льду. Три шайбы Александра Мальцева в одной такой дуэли, когда динамовцы значительно уступали и сдюжили выровнять итог — 7:7. Квинтэссенция столичных разборок.

Предвосхищая упрек читателя — а не переборщил ли автор с реминисценциями? Не слишком ли удалился от обещанного раскрытия главной тайны Суперсерии-72 — замечу, что при всей ценности и красочности, весомости и принципиальности дуэлей грандов они не носили кубковый характер, никаким мини плей-оффом не являясь. Даже превзойдя армейцев, через несколько дней спартаковцы могли себе позволить потерять очки даже с аутсайдером; команда старшего тренера сборной Аркадия Чернышева после заслуженного одоления команды его ассистента по сборной Анатолия Тарасова могла растерять очки с середняками.

Закалка исступленными концовками проходила в мини-формате междусобойчика на длиннющем марафоне регулярного чемпионата. Такая закалка подкупала, однако не являлась системной. Не откладывалась в подсознании как нечто рельефное.

Алексей Яшин.
Фото Getty Images

Миллионер — изгой

В первые годы российской миграции в НХЛ был очень распространен скепсис о пришельцах из далекой России: «Еще поглядим, каковы они в плей-офф?!» А когда кое-кто из наших действительно не сверкал в Кубке Стэнли: «Ну вот — русские-то слабоваты в главных матчах сезона!» Причем такие уничижительные реплики адресовались и тем, кто не оплошал и не испортил картины, но и впрямь не блеснул. Скепсис бытовал не очень долго, поутих после того, как в 1994 году сразу четверо россиян стали в «Рейнджерс» обладателями Кубка Стэнли: Сергей Зубов и Алексей Ковалев, Александр Карповцев и Сергей Немчинов. Зато в начале 1990-х был широко распространенным, включая и прессу, телевидение.

Наверное, наиболее поучительная иллюстрация тех настроений — история Алексея Яшина.

Воспитанник свердловской школы, прошедший команду мастеров столичного «Динамо», он имел все предпосылки стать суперзвездой за океаном: технический арсенал, тактическая грамотность, атлетическая мощь и внушительные габариты, которые в те годы скаутами клубов НХЛ воспринимались едва ли не как что-то ключевое либо как минимум абсолютно необходимое. Однако у Алексея в спортивном плане не очень задалась карьера. Материально он не пострадал, получив немыслимый по тем меркам долгий колоссальный контракт. Но плей-офф стал для него не камнем, а валуном преткновения. Не впечатлял. Из раза в раз. И наиболее ярые поклонники «Оттавы Сенаторз» выходили на что-то вроде демонстрации... с чучелами Яшина и демонстративно сжигали их.

Не возьмусь судить, насколько объективной были низкие оценки игры Алексея Яшина в играх на выбывание. По факту — суперзвездой сильнейшей лиги мира он так и не стал. Нельзя ею стать, если в плей-офф на фоне совсем иного накала противоборства не подтверждаешь свой высокий класс.

Вадим Гущин:

— Карьеру Алексея Яшина не отнесешь к звездным. Согласен — показательная история. Но я бы не стал его винить в недостатке определенных качеств.

Давайте сравним Яшина с одним из эталонов американского профессионального спорта, баскетболистом Леброном Джеймсом. Суперзвезда НБА! В своем почтенном 40-летнем возрасте в регулярном чемпионате выступает средненько. Разумно экономит силы и эмоции, не выкладывается до конца. Зато в плей-офф ветеран выстреливает. Выдает прекрасную игру, решая исходы матчей, когда этого более всего требуется. Ведь главное шоу для профессионалов (и зрителей) — плей-офф.

Умение использовать ментальные и физические ресурсы, мобилизоваться именно в нужный момент — это природный дар. Такое не тренируется. Однако у всякого настоящего профессионала любой национальности он помножен на умение чувствовать, «понимать» свое тело, планируя нагрузки и восстановление. Это не только про американца Джеймса, но и про русского Санеева, серба Джоковича или норвежца Бьорндалена.

Возвращаясь к нашему Алексею Яшину. Нельзя винить его в том, что в Кубке Стэнли не блистал, как от него ожидали, зная о его потенциале. Полагаю — не дано Алексею было умение мобилизовать ресурсы по желанию. Имея большой чисто хоккейный талант, он не имел тех психофизиологических качеств, которые ярко демонстрируют величайшие — Санеев, Джеймс, Бьорндален, Джокович.

Всеволод Бобров на тренировке сборной СССР.
Фото Олег Неелов

Заменять вратаря на шестого полевого придумали канадцы

В сезоне-1987/88 устроили новшество — чемпион впервые в нашей истории выявлялся в плей-офф.

Новшеством справедливо воспринимался, ибо единственный плей-офф советского хоккея отстоял очень далеко по времени — сезон 1959/60.

На «Ура» новшество не восприняли, зато любопытство взыграло. Совсем новое. А вдруг и впрямь что-нибудь эдакое случится?

И — случилось! Случилась сенсация, когда «Крылышки» в полуфинале схлестнулись с ЦСКА. Сражение вышло таким, что буквально полшага было до крушения незыблемой в течение многих-многих лет гегемонии.

По существу само противостояние стало сенсацией. «Крылья» Игоря Дмитриева ни в чем не уступили ЦСКА Виктора Тихонова с ларионовской пятеркой во главе.

Играли до двух побед. Основного времени не хватило ни разу, и итог всех трех встреч определяли серии буллитов. Впервые копируя заокеанский формат, видимо, воспользовались неисправным оборудованием... Вместо овертаймов, количество коих не ограничено, предпочли буллиты, словно боясь опоздать на последнюю электричку... Армейцы, особенно сборники, оказались чуть искуснее. Хотя и признавались мне: «Реализуй Немчик (Сергей Немчинов — крыльевский центр. — Прим. Л.Р.) выход один в ноль в самой концовке, скорей они бы прошли в финал».

Теперь представим себе, что плей-офф в Советском Союзе внедряется не на его общественно-политическом переломе, а только в трех сезонах перед Суперсерий-72: 1969/70, 1970/71 и 1971/72. Даже в таком кастрированном виде, как игра до двух побед; даже стартуя только с четвертьфинала, а не с одной восьмой. Стали бы такие игры крайне полезными для Шадрина, Мальцева и Зимина, Анисина, Михайлова и Викулова, Харламова, Якушева и Петрова, Рагулина, Цыганкова и Кузькина, Лебедева, Волчкова и Юрия Блинова? Вне сомнений! Это стало бы подспорьем тонкого психологического свойства абсолютно для всех сборников. Тонкого в силу сложностей, доходящих до неизведанности механизма психологических настроек в большом спорте. Но очень объемного в силу краеугольной значимости, которая возникла в концовках предпоследнего и последнего матчей Суперсерии-72.

Вадим Гущин:

— Как представить себе, что такое внимание? Представьте себе, что у вас в руках фонарь. Фонарем можно управлять — направлять на нужные объекты, включать или выключать, увеличивать либо уменьшать яркость освещения. Это не что иное, как сознательное управление концентрацией на приоритетно важных объектах и ключевых действиях.

Почему канадские профи в 72-м умели это? Как я уже сказал, во-первых, это у них специально отрабатывалось на тренировках, с помощью упражнений, когда нужно было обязательно забить за короткое время. А во-вторых, поскольку концовкам уделялось особое внимание, были придуманы специальные тактические приемы. Канадцы еще задолго до 72-го практиковали замену вратаря на последних минутах и переход на игру 6 х 5. А у нас в период, который предшествовал серии 72-го, такое вообще не практиковалось.

Фото ФХР

Предвестник бури

По реке времени перенесемся с сентября 72-го ненамного вверх по течению — в сезон-1971/72, предшествовавший Суперсерии.

После двух кряду чемпионств ЦСКА с отрывами в 10 и 7 очков ничто не предвещало интригу. Ее и не случилось. Отрыв на финише от «Динамо» составил 13 очков. Подтверждение гегемонии гегемона было зафиксировано 6 мая 1972-го, после чего все будущие участники Суперсерии-72, сосредоточенные в ЦСКА, «Спартаке», «Динамо» и подтянувшимся к ним «Крыльях Советах» (в течение первого сезона там Кулагина) провели по 3-4 игры без намека на мотивацию. Показательны результаты их междусобойчиков, особенно попытки дать отпор тарасовской «машине». Динамовцы сподобились аж на две ничьи, спартаковцы — на одну, а крыльевцы даже разок выиграли. 2 — 8 — 13: показатели осечек медалистов.

Практика раскаленных концовок матчей у сборников составляла такой мизер, что на фоне марафонской регулярки стремилась к нулю.

У будущих канадских сборников подобная практика была несопоставимо больше и качественно круче.

Во-первых, даже в регулярном первенстве многолетние традиции НХЛ всячески способствовали тому, чтобы хоккей являлся эффектным и коммерчески выгодным зрелищем, не позволяя игрокам откровенно валять дурака.

Во-вторых, там каждый хоккеист стремился как минимум подтверждать личный контракт и как максимум зарабатывать разные бонусы, прописанные в нем.

В-третьих, там каждый хоккеист стремился к тому, чтобы текущая его качественная игра давала перспективу увеличения заработка при заключении следующего контракта.

И, наконец, главное — сражения Кубка Стэнли!

В том самом сезоне-1971/72 он проводился, когда в Союзе формально существовавшая турнирная интрига неуклонно теряла намеки на себя. В том самом сезоне финал плей-офф «Бостон» — «Рейнджерс» проводился в мае, когда московские гранды не играли, а доигрывали в предвкушении июньского черноморского отпуска. В том самом сезоне у канадцев практикум жарких концовок матчей плей-офф — за несколько месяцев до Суперсерии-72 — по обыкновению был обширен. Тот финал потребовал немалого — шести встреч. Бостон превзошел Нью-Йорк. «Брюинз» провели в Кубке Стэнли 15 игр. Их клубное знамя держал Фил Эспозито.

Ну и попробуйте после этого краткого обозрения хоккея последних минут и последних секунд на противоположных краях света найти мало-мальски общее с первенством Союза?

Вадим Гущин:

— В советском спорте не учили, как себя вести на последних минутах игры, потому что, как правило, результат определялся гораздо раньше. Доминирующая команда, тот же тарасовский ЦСКА, сразу выходила вперед, забивала массу шайб, и потом просто доигрывала матч. Конечно, это не значит, что история нашего спорта не знала блестящих концовок, настоящих спортивных подвигов.

Почему мы столь часто вспоминаем неожиданные три секунды победного для нашей сборной баскетбольного финала против американцев на Олимпиаде-72? Потому что это была большая для нас редкость, победа в концовке. Поэтому же мы все помним переломный гол Илья Ковальчука в финале чемпионата мира 2008 года в Квебеке. Это тоже был эксквизитный случай — нетипичный для нашей любительской спортивной системы.

Системы, нацеленной не столько на зрелищность спортивных мероприятий, сколько на массовость и спортивный результат, победу. Выиграть лихо, за счет мощного стартового натиска, высокой интенсивности, ошеломив противника коллективным напором и скоростями. Наш паровоз летел вперед по рельсам, его ничто не могло сбить с правильного пути. А вот понятия «зрелищность», «шоу», «звезда», «особые условия» были не в фаворе.

А вот в Канаде хоккей всегда являлся прежде всего шоу. А что главное в шоу? Не только красота и мощь. Зрителей привлекает неожиданная развязка, неизвестность исхода. То, насколько интересно складываются концовки матча, определяет посещаемость, а значит, и доходы. Поэтому канадские профессионалы пестовали «звезд», уравнивали силы клубов драфтом, тщательно шлифовали отдельные компоненты и периоды игры. Иными словами, предусматривали возможности «прокладки новых рельс», если привычный путь вел к поражению. Они умели (и смогли) быстро перестроиться, как и по ходу серии, так и в финальной игре. Ведь профессионализм — это не только «зарплата навалом», но и умение сделать свое дело в любых условиях и любыми доступными средствами.

Пол Хендерсон.
Фото NHL

Три попытки

6-й матч. СССР — Канада — 2:3

Все решилось во втором периоде, когда гости в течение 1 минуты и 23 секунд успели нанести три результативных броска. Решающая шайба Хендерсона.

7-й матч. СССР — Канада — 4:5

57:54. Решающая шайба Хендерсона.

8-й матч. СССР — Канада 5:6

59:36. Решающая шайба Хендерсона.

Выходит, что только в 7-м и 8-м матчах случилась раскаленная развязка и матчей, и серии. Правда, повторюсь, нашей сборной никто не мешал устроить результативное пекло под занавес 6-й игры...

В 7-м нашей стороне еще было куда отступать, а вот в 8-м все было симметрично.

После 6-го матча, когда канадцы удержались на краю обрыва, и после 7-го, когда сумели там же остаться, казалось некоторым, что определенный психологический перевес был на их стороне.

Однако надежда на то, что трижды кряду они не спасутся, была не чем иным, как расчетом на авось...

Ни в коем случае не рисую это как микроволны в подсознании наших мастеров; просто допускаю, что в глубинах подсознания невольно возникало — у кого-то и неприметно — ну не могут канадцы три раза кряду спастись...

Вадим Гущин:

— Имели ли канадцы психологическое преимущество после побед в 6-м и 7-м матчах московской серии? Имели ли наши дополнительные сложности в настрое после двух подряд неудач? Ведь после победы в 5-м матче советской сборной достаточно было одержать лишь одну победу. Одну — в трех оставшихся встречах.

Нет. На эти вопросы отвечаю — нет.

50:50. Так оцениваю эмоционально-психическое состояние команды перед решающим матчем. Русским не впервой выбираться из критических ситуаций — в жизни и в спорте. Умение сплотиться перед лицом беды, поражения, проблемы — как раз наша сильная сторона. Гром грянул, мужики перекрестились — и повели в счете в восьмом матче. И выигрывали в последнем матче перед последним периодом — 5:3.

Комплименты комментаторов

«В чем, в чем, а в двух качествах следует отдать должное канадцам — часто выигрывают вбрасывание и борются до последней секунды».

Теле- и радиокомментаторы, коих слушал весь Советский Союз, не скупились на комплименты в адрес родоначальников хоккея. Выделяли именно приведенные два качества. Отчего-то забывая об иных компонентах хоккея — силовых единоборствах, бросках, добивании... То стало штампом, штампом невоспринимавшимся, потому что Советский Союз переживал золотую эпоху Аркадия Чернышева с девятью кряду чемпионскими триумфами и потому что в очных встречах, обычно очень жарких, одолевал Канаду.

Вбрасывание в исполнении канадцев. Отставание в этом компоненте отдавала этаким пренебрежением: ну это же наполовину случайность; ну это же не столь уж важно...

Концовки матчей в исполнении канадцев. Уступка в этом компоненте казалась некоторой фривольностью: ну хороши они, ну с ними надо быть бдительным и не расслабляться вплоть до финального свистка. Ничего уж не попишешь — такие вот канадцы. А то, что это является нашим недочетом, отчего-то не формулировалось. Такая вот данность. Бывают же люди от природы с румянцем на щеках, а бывают, ни в чем им не уступающие, без розовощекости.

Вадим Гущин:

— В восьмом, последнем и решающем матче наши вели. После второго периода — 5:3. Потом произошел переворот в матче, когда соперник отыграл две шайбы — 5:5. Это стало неожиданностью.

Как канатоходец в песне Высоцкого — «Но... замрите — ему остается пройти не больше четверти пути!» Напомню, в той песне он именно тогда и падает.

Как я уже говорил, типовая, привычная для наших хоккеистов ситуация предполагала после стартового натиска досрочную победу. А неожиданное сопротивление «уже переигранных» профессионалов вызвала психологический шок. Это был удар в привычный образ действия, который психофизиологи называют «акцептором действия». Который представляет собой образ того, к чему мы стремимся, и заданную для этого последовательность действий. А создать новую программу действий в дефиците времени психика оказалась не готова. Ведь на фоне новых неожиданных обстоятельств всегда сложнее модифицировать привычную модель поведения, приходится начинать с нуля. А времени на это в концовке матча нет, тут нужны «домашние заготовки». Которые были у канадцев, но не у наших.

Считываем считаные секунды

Целый ворох случайностей сопровождал шайбу, заброшенную Полом Хендерсоном в тот момент, когда 8-й матч вплотную приближался к завершению, означавший незначительный перевес в серии Советского Союза. Каждая из тех случайностей была из категорий редких; а реальность их сочетания и вовсе разум отказывался воспринимать...

Вадим Гущин:

— Много чего доводилось читать и слышать про концовку 8-го матча... Случайности? Куда же без них? Бывают. Однако, если обобщать, позволяю себе утверждать: спорт справедлив! Если только не касаться допинговых историй и каких-нибудь запретов по политическим причинам.

Возвращаясь к высказанной мной гипотезе «борьбы привычного с неожиданным»... В заброшенной канадцами на 60-й минуте 8-го матча победной шайбе не было красоты. Случился трудовой гол темной лошадки Хендерсона. Забитый в типично канадском стиле — перехватили, добили, затолкали. Сделали то, что от зубов у них отскакивает.

А рядом стояли наши — ничего не понимающие, потрясенные несправедливостью (с их точки зрения). Игравшие ярко, красиво, но упустившие победу.

Позволю себе высказать банальное: случайность — форма проявления закономерности! Профессионал может сыграть хуже любителя. Но всегда даст результат.

И решающий гол Канады, как по мне, подтверждает это.

Борис Майоров.
Фото Юрий Голышак, «СЭ»

Резюме Бориса Майорова

Легендарный лидер Спартака и сборной СССР 60-х, звездный форвард Борис Александрович Майоров обладает наряду со многими незаурядными качествами исключительным интеллектом. Едва начав обсуждение данной темы, едва я упомянул еще во времена его спортивной поры звучавший штамп о том, что «канадцы бьются до последней секунды, что канадцы добавляют в концовке игры», я получил исключительно рельефный ответ.

Борис Майоров:

— Это не совсем правильно так формулировать. Что значит — они добавляли к концу матча? Канадцы выкладывались по максимуму с первой минуты до последней. Бились. А наши могли ближе к концу позволить себе какую-то слабину. То есть не канадцы якобы добавляли, а это мы могли сбавить обороты.

Если анализировать развязку серии 1972 года, то именно такой расклад и произошел в седьмом и восьмом матчах.

Если анализировать поглубже, то недобрую службу сослужило нашей сборной успешное выступление в канадской части серии.

Если же анализировать то, как выступала наша сборная при Чернышеве — Тарасове, то могу утверждать — мы переламывали ход игры в третьем периоде в самых важных и сложных играх. И мы не позволяли себе малейшего расслабления на последних минутах и секундах.

Но следует признать: у канадцев эта способность к полной выкладке сил и эмоций в крови.

В крови Бориса Александровича зашкаливает неуемная страсть к сражению, полному искусства и железной воли. Его хоть сейчас выпустить на лед — сравнение с любым боевитым канадцем выдержит. Его хоть сегодня поставить на лавку рулить командой — пластаться парни будут до последних секунд. Ему в 1969 году пришлось явно преждевременно финишировать из-за травмы, которую тогдашние хирурги толком не умели вылечивать; иначе бы вполне мог выводить на лед нашу сборную и в Суперсерии-72. И буквально на этой строке явилась мне мысль: так, может быть, непревзойденного вожака и высочайшего класса форварда Бориса Майорова и не хватило сборной СССР в сентябре 1972-го?! Особенно в предпоследнем и последнем боях.

Полупризнание Кулагина

Случаются, однако, чудеса.

Тема этой публикации, то проблескивая, то исчезая, вертелась в моем журналистском подсознании незнамо как давно. И только с появлением моей рубрики в «Спорт-Экспрессе» стал погружаться в нее. И надо же было такому случиться — получил в подарок книги Кэна Драйдена, вратаря сборной Канады-72 и Гарри Синдена, главного тренера сборной Канады-72 из рук того, кто их перевел. В 1972-м Виктор Хоточкин отработал переводчиком советской делегации во время подготовки и проведения эпохального события. Впоследствии Виктор Алексеевич стал крупным спортивным руководителем, в частности, был почетным первым вице-президентом Олимпийского комитета России.

Спустя три года после эпохальной серии крайне интересное признание сделал Борис Кулагин, в 1972-м помогавший Всеволоду Боброву. Это публичное признание широко не распространилось, ибо содержалось в предисловии к книге вратаря сборной Канады — 72 Кэна Драйдена. Предисловие Бориса Павловича, который тогда уже возглавлял сборную СССР, содержало несколько весомых и неординарных признаний, включая и самокритичные по отношению к тандему Бобров — Кулагин. Привожу только касающееся непосредственно темы публикации:

«...Если бы, наконец, мы, тренеры, на последних минутах тех встреч не допустили ряд ошибок».

Природу тех ошибок на тех печатных полосах не раскрыл...

Гарри Синден.
Фото Getty Images

Разгадка от Синдена

Не страдая категоричностью, я был в значительной мере убежден в правоте своей версии о смазанной нашей сборной концовки серии. А теперь представьте мои эмоции, когда уже после написания материала наткнулся на признание главного тренера сборной Канады Гарри Синдена:

«...Они были сильнее физически, но мы оказались сильнее психологически. Наша психологическая подготовка — та жесткость, которая приходит только во время игр Кубка Стэнли — вот что оказалось в итоге решающим фактором».

Время вспять

Задаюсь резонным вопросом: а могла ли концовка серии сложиться иначе?

Чисто гипотетически: имелась ли какая-то предопределенность последних минут 7-го матча и последних секунд 8-го матча?

И, наконец, отдают ли броски Хендерсона чем-нибудь мистическим? Были ли те обстоятельства роковыми?

Ответы на эти вопросы — неординарная тема для знатоков хоккейной души и профессиональных психологов, для тех экзотериков, во всем находящих причинно-следственные связи, и тех изотериков, кто верит в нумерологию и прочие надземные, потусторонние предзнаменования. Тема, по накалу превосходящая любую накаленную хоккейную концовку. Тема, в отличие от матча плей-офф с овертаймами, продолжающимися за полночь, бесконечная.

Автору крайне любопытно узнать суждения читателей...

А покуда я сформулировал для «дискуссионного клуба» три абсолютно очевидных вопроса по теме данной публикации и задал их тем, кто знает больше нас — трем россиянам, которые схлестнулись на льду с канадцами в сентябре 1972-го.

Три вопроса точно отражали три аспекта, которые были рассмотрены в этой публикации о восьмилетнем периоде, предшествовавшем Суперсерии-72. Будучи элементарно профессиональным, я вопрошал предельно нейтральным тоном и избегал намеков на собственную убежденность.

«Если бы не доминирование ЦСКА, Советский Союз одолел бы Канаду?»

Одолел бы. По словам и тону оценил степень единодушия на 80-90 процентов.

«Если бы чемпион страны определялся в плей-офф, Советский Союз одолел бы Канаду?»

Одолел бы. Единогласие наблюдалось как на советских партийных съездах — 100 %.

«Если бы практически все перспективные хоккеисты не скапливались в московских клубах, Советский Союз одолел бы Канаду?»

Одолел бы. А вот здесь монолитность дала трещину, поскольку один заслуженный мастер усомнился в обрисованном доводе, намекнув на невысокую в среднем квалификацию тогдашних провинциальных тренеров. Единодушие расценил на 75%.

«И ты, порой, почти полжизни ждешь,
Когда оно придет, твое мгновение».

В течение пятнадцатиминутной прогулки до метро я постепенно возвращался из сентября 1972 года в сентябрь 2025 года. И не без законной гордости расправлял плечи, убедившись в резонности аспектов той темы, на которую осмелился. Спустя полчаса на выходе из родной станции «Сокол» орлом уже себя не ощущал, забыв о прессинге супруги: «Не сутулься. Держись прямо! Вот Саня, друг твой закадычный, прямой, как стрела!»

Мой друг детства кровей особенных. По материнской линии — древние и знатные княжеские рода Хованских и Ляпуновых; ну как тут стрелой-то не держаться! Однако не только генами это было обеспечено, но и неусыпным одергиванием высокородной матери в его детстве. А по отцовской линии — дедушка Маршак, основатель советской детской литературы; ну как тут не держать осанку!

«У каждого мгновенья свой резон,
Свои колокола, своя отметина».

...1972-й. Дескать: «У канадцев эта способность сражаться в концовке до последней капли крови была в крови». Не потому что являлись какими-то обособленными, высокородными — просто с детства их к тому приучали, а во взрослой жизни практиковались в Кубке Стэнли. Советских же мастеров ни в хоккейном детстве не приучали к этому, ни во взрослой жизни порой практику значимую не имели.

«И я не понимаю иногда,
Где первое мгновенье, где последнее».

Ничего фатального в 1972-м не случилось.

Ныне же россияне никому не уступают в этом ключевом психологическом компоненте в сражениях Кубка Стэнли. Не состав крови изменился, а практикум.

Отчего-то осанка снова подвела меня. Но это же элементарно тренируется. Куда легче, чем практиковать навыки по удержанию повышенного внимания. Того самого внимания, которое, судя по всему, предопределило концовку эпохального советско-канадского противостояния.

«Мгновения спрессованы в года,
Мгновения спрессованы в столетия».

После Суперсерии-72 минуло более полувека.

(В публикации использованы строки из песни «Мгновения» из фильма «Семнадцать мгновений весны» на стихи Роберта Рождественского)

85
  • Владимир К.

    Учавствовал я в этой лабуде под названием "Кожаный мяч" от школы. Просто формальность: собрали из нескольких классов тех, кто хочет поиграть в футбол, сгоняли в манеж на день, проиграли какой-то спортшколе, вот и всё. Один день в году, массовость прям зашкаливает. Только отчётики красиво написаны.

    23.11.2025

  • Владимир К.

    Дада, раз финны и шведы тоже стали жульничать, значит всё правильно делали. А канадцы с американцами дураки упрямые, не стали. Кстати, может, если бы привезли профи на все эти Олимпиды, да с подготовкой было бы как у ДримТим в баскетболе?

    23.11.2025

  • Владимир К.

    Дорогой, прежде чем писать, я посмотрел составы и прочитал, кто там был. Средний возарст сборной США по хоккею в Лейк-Плесиде - 21 год, представляли универститет Миннесты, Бостона, Висконсина и пр. Да, большинство из них потом играло в НХЛ, но это были реальные студенты. А напротив них была сборная СССР со среднем возарстом в 26 лет. И ты сам знаешь, где они играли и сколько титулов уже выиграли. Хватит обманывать самих себя.

    23.11.2025

  • andy1962

    а сколько раз наши спортсмены нагибали америкосов? Несть числа. и хватит врать - в Лейк -Плэсиде против нас играли отнюдь не студенты, в финале баскетбола в Мбнхене - да, студенты, но студенческий баскет в США на очень высоком уровне.

    23.11.2025

  • Denis Laktionov

    массовый спорт в СССР это ДЮШС, турниры Кожаный мяч и Золотая Шайба, турнир Миллионов, первенства города, района, заводов, различные спартакиады, массовый спорт америкасов для нас не эталон у нас не одни студенты массовым спортом занимались. Если уж по твоему Эспозито врёт в своей автобиографии, то тогда к твоим фантазиям уж точно прислушиваться не стоит.

    23.11.2025

  • Denis Laktionov

    СРССтак ты не знаешь элементарного, на ОИ помимо сб.СССР выступала целая куча сборных в которых были опытные спортсмены и только северо-американцы зачем то везли на олимпиады студентов- малолеток. Хотя ещё в 50-60-х годах канадцы и америкосы привозили на ЧМ и ОИ взрослых, опытных хоккеистов, некоторые из них даже в нхл успели поиграть. В 1975 году Финляндии и Швеция официально объявили о сооздании в своих странах профессиональных хоккейных лиг и именно из этих лиг комплектовали состав на ОИ 1980г. и только тупые канадо-америкосы не могли додуматься как придать любительский статус опытным, взрослым игрокам. И везли на ОИ 1980 "студентов", которых в университетах два раза в год видали, а некоторые из этих "студентов" успели ещё на ОИ 1976 сыграть и на ЧМ 1979 и 7 месяцев целенаправленно готовиться к ОИ 1980 и никто не видел их в это время в учебных аудиториях. И некоторые из этих " студентов" сразу после ОИ в нхл заиграли и даже кубок Стэнли успели выиграть в том же сезоне.

    23.11.2025

  • 804alex

    Согласен с Вами, только я говорил о нас, а не о канадцах.

    22.11.2025

  • Gordon

    Браво!!!

    22.11.2025

  • лиего

    Сборной 72 года не игрока какого-то не хватило, а тренера-Тарасова!

    22.11.2025

  • Владимир К.

    А, так ты не знаешь элементарного?) По правилам Олимпийских игр того времени, в соревнованиях могли учавствовать только любители, не профессионалы. Поэтому, например, игроков НБА и НХЛ тогда не допускали. Как и не попал бы туда Моххамед Али. А вот советские спортсмены считались любителями, а не профессионалами, хотя тому же Мальцеву на ОИ-80 было уже 30 лет, а Третьяку 27 и были они лютые профи. А откуда же брались эти любители у США? Да из NCAA, откуда же ещё?) Студенты выигрывали медали Олимпиад, а не липовые любители. А студенты - это и есть массовый спорт. Да, они не соревновались друг с другом, ибо кто же допустит советских студентов, если у нас такие замечательные "любители"?)) Ещё запорят очередное досижение социалистического строя! Эспозито написал что-то там для книжки, чтобы лучше покупали. Да, проигрыш их задел, а кого бы не задел? Но, повторюсь, им свой чемпионат всегда был важнее.

    22.11.2025

  • Denis Laktionov

    а советским хоккеистам на кой корячиться надо было в этой суперсерии , в первом же матче был развенчан миф о непобедимости нхловцев, дальше всё, играли в пол ноги, впереди ещё чемпионат СССР. А вот нхловцам пришлось из трусов выпрыгивать, чтоб доказать всему капиталистическому миру, что хотя бы в серии они будут сильней. А уж как накачаны были канадские поофи Эспозито рассказывал и в интервью и в своих мемуарах, как он в то время ненавидел комуняк. И хорош уже рассказывать эту байку про отставку Тарасова из сборной за победу над чехами.

    22.11.2025

  • Denis Laktionov

    что за бред, какая ещё показуха и несправедливость, на Олимпиаде были какие-то ограничения по возрасту или ограничения по продолжительности подготовки к крупным международным соревнованиям? Может америкосы вообще перестанут тренироваться и детей пришлют или пенсионеров на соревнования, это их проблемы. У нас была своя система подготовки, сколько надо было столько и тренировались и как хотели так и комплектовали свои команды, мы правила регламента не нарушали. И откуда известно,что массовый спорт в сша был лучше советского массового спорта, они где-то массово между собой соревновались?

    22.11.2025

  • Владимир К.

    Эти жирдяи, будучи настоящими студентами, в 1980 году нагнули советских "любителей" в Лейк-Плэсиде. Про армию просто рассмешил.

    22.11.2025

  • Denis Laktionov

    всё правильно автор утверждает, именно хоккейный клуб Динамо приписали к КГБ.

    22.11.2025

  • Владимир К.

    Да накой им это надо было?) Ну русские, ну приехали на пару недель, поиграли, рекламу раскрутили, шоу сделали, а там дальше новый сезон (играли то в сентябре) и свой личный чемпионат, которым этим канадцам был всегда важнее. Это в СССР накачка в полный рост ("за нами все марксисты-папаусы Африки следят!"), да еще могут за проигрыш или неправильное понимание момента отчислить или уволить (как Тарасова за победу над чехами).

    22.11.2025

  • Saiga-спринтер

    Это НХЛ вобрала всё лучшее из советского и европейского хоккея. После Суперсерии-1972 канадцы стали перестраивать свой индивидуальный примитивно-прямолинейный стиль игры.

    21.11.2025

  • Saiga-спринтер

    ты давно пшелный на ...

    21.11.2025

  • alexandersivirin

    Какая ерунда. Что наши при СССР выиграли, я знаю. А что при новой России с плей-офф, не припомню. Может подскажите.

    21.11.2025

  • 804alex

    Полностью согласен с АВТОРОМ! И главное, хорошо хоть в хоккее учимся и берем все лучшее из НХЛ. Хватит потакать тупым ура-патриотам, что у нас "особый путь" и мы великие и нам чужие науки не нужны.

    21.11.2025

  • оппонент

    Все эти штампы про сражения канадцев до последней секунды и про то, что у них это в крови появились как раз после серии 72 года и повторяются до сих пор. Однако почему-то не вспоминаются разгромные 7:3, 8:1, 6:0, когда наши накидали им в самом конце..

    21.11.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    Ну раз пшел, то иди

    21.11.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    реминисце?нция Женский родКНИЖНОЕ 1. Смутное воспоминание. 2. Отголосок, отражение влияния чьего-н. творчества в художественном произведении.

    21.11.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    Спасибо

    21.11.2025

  • Фирсыч

    Нет, тем более, что я не слышал этого слова.

    21.11.2025

  • Рой Мансон

    Да,эти сс хорошо показали,что игоая,на голову сильнее можно и проиграть. Это чисто тренерское поражение. Но московские матчи смотреть невозможно,тк хоккея было мало. Обезьяны тупо избили советскую сборную. Грязная игра,постоянные паузы, потасовки...,так и сбили темп советской игры. Не были готовы мальчики из СССР к подлой и грязной игре обезьян. Тарасов,безусловно,подобрал бы ключ к такому недохокккею обезьян

    21.11.2025

  • ABSNRS

    Да, мы одержали стратегическую победу, просто разрушив мировозрение канадцев.Причем всей страны.

    21.11.2025

  • ABSNRS

    Как это не было профосновы?Не было профспорта как понятия, но он был по своей сути.Методики, медицина и т.д. это что с Марса брали?

    21.11.2025

  • ABSNRS

    А кто мешал канадцам готовится к суперсерии?Они просто не хотели, считая себя богами.

    21.11.2025

  • Saiga-спринтер

    Пшел

    21.11.2025

  • Kosta71

    Ну то что у советских хоккеистов психология всегда была в стиле:"Ну что,Муха,бац-бац и по пиву?" это ясно. И только канадцы разума вставляли. Не только в 87-м. Но и в 84-м. Самое обидное поражение. Канадцы были не так сыграны и разобщены на фоне соперничества Ойлерс и Айлендерс и были обыграны в основное время не только СССР,но и шведами. Следующий раз канадцы проиграют в сильнейших составах в основное время только в 96-м. А ещё помню,как в 82-м сидел с открытым ртоми и наблюдал за бандой во главе с Гретцки,что сравняла счет с 1:4 до 4:4 на ЧМ-82. Такое могли сделать с той сборной СССР только канадцы.

    21.11.2025

  • Дмитрий Ушкачев

    А КК-1981 не нивелирует боль? А ОИ-84,88,92? Странно, что ты ОИ-80 и 98 не вспомнил, как боль. Что за выборочность такая? Просто раны хочется расковыривать? ЧМ-86 (футбольный) был в исполнении нашей сборной отменным, но зачем останавливаться и не доигрывать, сигнализируя про вне игры, плювая на судью (причем, тупо, под копирку - дважды, про ангажированность человека в черном - это для любителя историй заговоров)? Про отменную подготовку 1988-й, кстати, все про наш футбол рассказал. Я лишь говорю, что взлеты и падения случаются (нидерландцы не дадут соврать про свои неоднократные громадные шансы стать чемпионами мира). Или французы в полуфинале ЧМ-82 (Шумахер - простой черт, не он своим идиотизмом матч выиграл).

    20.11.2025

  • Евлампий Косоваров

    И никто не написал,что на Харламова канадцы устроили охота.. Они сами потом признавались, что тренер им дал задание его сломать

    20.11.2025

  • Футболист Сапогов

    Предвосхищая упрек читателя — а не переборщил ли автор с реминисценциями?

    20.11.2025

  • БоБо

    Интересно

    20.11.2025

  • Pol Pol

    Вот от того, от таких вот подходцев, что мало им в своё время грызло чистили, вот они выросли, козлятник этот безмозглый, тупорылость повсеместная и всёохватывающая ! Вместо головы - шишка ! И не стиздить и не покараулить ! А токо стоять под лозунгом и бубнить чего то там, даже не своё ! А чё там написано .... да какая разница ! Бляяяя, ( извиняюсь за мой французский ), призераю и ненавижу, до мозга костей ! Зачем и для чего такие рождаются, какой от них прок, да той же Родине, вот обьясни ? Он такой ... он что может придумать, принять волевое и не глупое решение, он ваще ... хоть на что то способен, кроме как за бутылкой сбегать ? Когда у него вместо мозгов дерьмо ?! Тока одобрямс и руку тянуть, для голосования ? Вот те и .... не ругайся. Лааадно, Будь Здоров.

    20.11.2025

  • andy1962

    вот как-раз массовый спорт СССР в миллион раз превосходил любой другой в мире. Нормаы ГТО сдавались массово, армию проходили 99 проц юношей. Американские жирняки уже тогда жрали гамбургеры, запивая колой и закусывая поп-корном. Ты наверное просто не жил в то время.

    20.11.2025

  • Док

    Нет. Категорически нет. Сейчас, по истечении 50 с лишним и почти сорока лет могу ответственно сказать: мне похрен на победу хоккея и его популяризацию, на приверженность стилю. Мы проиграли самым обиднейшим образом оба турнира и эти две раны до сих пор у меня свербят. Никакой ничьей не было - у канадцев тупо больше побед в первой серии и чашка в КК-1987. "Больно, Гаврик?" - Больно, Вася!" Из этой же запоминающейся болезненной серии проигрыш футболистами Бельгии в 1986 году - чудовищная боль и обида, потому как играли блестяще!

    20.11.2025

  • Дмитрий Ушкачев

    Почему - увы, Док? Приверженность своему хоккею - это внушает. Противостояние закончилось вничью. Выиграли канадцы в одну шайбу - изначально вопрос стоял так, что русские нам (им) - не соперники от слова "совсем". Как после этой серии хоккей попер в гору в плане популяризации. Это - не вопрос. Это - респект и уважуха. Хорошо, что это случилось и случилось по такому сценарию. Убираю за скобки вопросы подготовки, тренерских идей, мастерства игроков... Хоккей победил - вот главное этого действа.

    20.11.2025

  • Фирсыч

    "Каждый мнит себя стратегом, Видя бой со стороны." Ш.Руставели.

    20.11.2025

  • Владимир К.

    Да не ругайся. Они ж патриоты, не то, что мы. Похвалил пиндосов или про совок правду сказал - всё, "придатель". Ну так воспитали их, на лозунгах и болтовне, чтобы о бедности своей не думали.

    20.11.2025

  • Фирсыч

    Помню триумфальное выступление Крыльев Советов в Канаде. 2/3 голов забила первая тройка, Шалимов- Шадрин-Якушев. Один из шедевральных голов Шалимова помню до сих пор.

    20.11.2025

  • Док

    Читать было тяжело, а потому по диагонали, но в принципе в целом соглашусь с мнением автора. Игроки примерно одного класса, более того, умельцев-технарей типа Валерия Борисовича, у Канады наверно не было, но наши действительно были не приучены рвать задницу в плей-оффных (с кровью, с мясом) сшибках. Наши привыкли к счетам 10:1 в чемпионате Союза. Более того, скажу что и КК-1987 мы проиграли абсолютно по этим же причинам. Как бы местные упоротые не доказывали, что в 1972 году канадцы сломали Харламова, не выручил Третьяк, а 15 лет спустя во всем виноват Кухарски падла. Причем плей-оффного опыта не было не только у игроков, но и самое главное - у тренеров. Потому что любой даже средненький канадский тренер, ведя в седьмой игре серии три шайбы, сыграл бы в откат, насытил среднюю, надел пинжаки на лидеров соперника, жалил на контрах и спокойно довел дело до победы. Но не Бобров и не Тихонов. Увы...

    20.11.2025

  • Дмитрий Ушкачев

    Увлекся. Понесло. С кем не бывает.

    20.11.2025

  • Дмитрий Ушкачев

    Пойдет.

    20.11.2025

  • Alexander Nikiforov

    Хосспаде, как же многабукафф на одну простую мысль. Осилил только половину. Аффтар явно пожилой графоман из эпохи, когда корреспондентам платили построчно.

    20.11.2025

  • Pol Pol

    Иди, иди, дурак и не просто иди .... иди в жопу ! Где ты тут холуёв видишь, чмо кудрявое ? Человек дело говорит, а тут ты такой, из п.зды на лыжах, со своим манифестом ... харёк Тимоха, шавка за забором ! А ну ... пшёл вон, смердячка !

    20.11.2025

  • Pol Pol

    Совершенно справедливо .... канадцы сами чуть ся не укопали, когда вышли в развалочку. И пока этих всё лето друюкали, с утра, до вечера, те ... из отпусков не вылазили. Но на то и есть профи .... они когда врубились, то за 3 недели подянули форму так, что этого кое как, но хватило.

    20.11.2025

  • ёzhic8

    так бы и сказал а то - конгресс, немцы какие-то голова пухнет

    20.11.2025

  • Pol Pol

    Девушки ? На первы взгляд ? Да 100 пудово ! Ты глянь, на нынешних, так скать, барышен, вернее ... баб*сс ! Сколько из сотни, на улицах, ты узреешь .... не в штанах ? Двух ? Одну ? Простите, звините .... но так дело .... не пойдёт !

    20.11.2025

  • Pol Pol

    Именно .... и Васильев и Ляпкин.

    20.11.2025

  • Дмитрий Ушкачев

    Согласен про отсутствие вывода. Статья о том, как это было с точки зрения автора. Восприятие события. Попытка описать прорыв в международном хоккее. Сплочение и уважение - такой рефрен. Бились знатно, одна шайба исход сериала решила... Жизнь - лучший сценарист.))

    20.11.2025

  • Aleksandr Gorohov

    И откуда такие как ты берутся? Массовый спорт был как раз в Союзе... А что касается серии то она закончилась 2 сентября понейшим разгромом и унижением команды которая играла на площадке своих размеров и со своими судьями... Буки принимали ставки на то что забросил мы хотя бы шайбу.... Мы их просто размазали....Стыдно быть холуем Владимир К.

    20.11.2025

  • Дмитрий Ушкачев

    Мне незачем эту накипь цитировать.

    20.11.2025

  • Равиль Гареев

    Вроде и великая серия была... понимаю что хоккей развивается, но видя как играли вратари в то время, думаю что в современном хоккее у них шансы стремились бы к нулю. И великий Третьяк с такой игрой пропускал бы с десяток

    20.11.2025

  • igor1972

    а что не так? Андропов лично курировал хоккейное Дмнамо в бытность главой КГБ

    20.11.2025

  • IQ-87%

    Я уже подумал вы о статьях уголовного кодекса-о дискредитации

    20.11.2025

  • Loden

    Все верно, Владимир, но это к сегоднняшним реалиям. В Союзе как раз был массовый спорт. Проф основы не хватало, факт. Побеждали за счет самородков. Но золотая шайба и кожаный мяч давали свои плоды.

    20.11.2025

  • Scallagrim

    А может и относилось. Неофициально. Официально - МВД, а теневым образом - Комитет Глубокого Бурения. Кто его знает, в Совдепии такие вполне быть могло.

    20.11.2025

  • Scallagrim

    "Можно было подумать, что состав хоккейной крови у Якушева и Харламова .... какой-то совсем иной, с отсутствием какого-то очень важного и очень редко-хоккейного элемента." --- Конечно, иной. Водки в этой крови очень много содержалось. Причем, именно в домашних матчах, в Канаде то так не оттянешься, как дома. Вот и проиграли 3 игры из 4-х.

    20.11.2025

  • Arturo

    Динамо всегда был детищем МВД))) пока их банкиры не купили)))

    20.11.2025

  • Дмитрий Ушкачев

    Я бы вместе со статьей Рейзера опубликовал еще статьи (2-3-5) канадских журналистов по поводу той серии, чтобы картинка стала бы ближе к 3-D. "Воспоминания, как реки Текут порой сквозь время вспять И то, что кануло навеки К нам возвращается опять..."

    20.11.2025

  • Дмитрий Ушкачев

    Это - вероятность, а не утверждение.

    20.11.2025

  • Дмитрий Ушкачев

    Писатель он неплохой, есть стиль. Возможно, возраст влияет - трава зеленее, небо синЕе, вода мокрее, девушки красивее... Раньше. Путает условных половцев с печенегами. Вон что Гершкович и Ко на встрече с министром спорта учудили про легионеров. Разные поколения. Есть разрыв в восприятии. Написал бы сейчас (гипотетически) Ваньят про спорт - многие бы не поняли ни слога, ни стиля, ни посыла. Не защищаю Рейзера. Мой спич - попытка объяснить.

    20.11.2025

  • АК-63

    Немного о другом, для любителей поохать, типа сегодняшние звёзды в наше время бились бы за место в составе команды 2-ой лиги. Так вот- на всём протяжении видео (около минуты) обе команды не сделали больше 1 точной передачи, вообще ни одного технического действия хоть отдалённо напоминающее действие среднего игрока спротшколы. Разумеется, играй они сейчас, были-бы отличными игроками. Но б...ть как вы их сравниваете!!!???

    20.11.2025

  • hant64

    Дочитал до момента, когда Рейзер ничтоже сумняшеся утверждает, что Динамо ведомственно относилось к КГБ. Дальше смысла читать не стало, ибо, если автор элементарных вещей не знает, то что он разумного может написать в принципе?

    20.11.2025

  • Skovorodker

    А кто был у нас в паре защитников, когда Хендерсон забивал победный гол? В частности 6 номер? Удивительно плохо и рахлябанно сыграли (может сильно переиграли свою смену?) (похоже Васильев и Ляпкин)

    20.11.2025

  • Saiga-спринтер

    Опус, высосанный из каких то явно далеких от видения того хоккея (Суперсерия-1972). Все можно уместить только в одном. В последних матчах в Москве не выручил Третьяк. Был бы в рамке Коноваленко, то всю Суперсерию выиграла сборная СССР еще после 6 матча серии.

    20.11.2025

  • Догада

    больше нет сверхдоминирующего клуба, к плей-офф и овертаймам давно привыкли, контракты с игроками можно пересмотреть в любой момент, что дальше делать?

    20.11.2025

  • IQ-87%

    Естественно-но только в единственном правильном свете или разрезе

    20.11.2025

  • Тебе на воротник

    ой вей, вот это высер сразу чуйствуется старая школа, читать такое просто невозможно понятно откуда Кряклич нахватался всякого для своих портянок и простыней

    20.11.2025

  • ёzhic8

    Автор рискнул, это конечно хорошо. Или неплохо. Или как минимум ненаказуемо. Честно говоря, я не нашел в большой простыне обоснованного вывода. И это нехорошо. Или плохо. Или как минимум не стоит оплаты Воть

    20.11.2025

  • spar001

    "Потолок подравнял составы, и непредсказуемость матчей подскочила в разы."... Воот, я об этом давно говорю: РПЛ нужен потолок зарплат!... понятно, что будут искать лазейки и все такое, но "непредсказуемость матчей подскочила в разы." - это главное...

    20.11.2025

  • Дмитрий Ушкачев

    Не напомнишь - забудут. Об этом тоже надо помнить.

    20.11.2025

  • Дмитрий Ушкачев

    "Ничего фатального в 1972-м не случилось" ... Именно)) В матчах равных соперников все решают нюансы, мгновения, в нужный момент - желание выиграть. Так было, например, с Кубком Канады в 1987-м. Расслабон всегда наказуем. Впрочем, это - прописные истины, не стану уподобляться колумнисту Казакову.

    20.11.2025

  • Владимир К.

    Автор очень мягко написал. Когда ты чуть ли не круглый год сидишь на сборах в ЦСКА и Сборной, целенаправленно готовишься к международным турнирам, а твой соперник буквально собирается за несколько недель, то нетрудно понять, где полная витрина с пустыми полками позади. Реальность и показуха - это разные вещи. И порой всё это выливается в вопиющую несправедливость: вспомним тот баскетбольный финал ОИ-1972, когда взрослые опытные мужики-"любители" обыграли команду реальных 19-тилетних студентов, собранных дай Бог за месяц до Олимпиады. К сожалению, это главный порок той системы: готовность на всё ради показухи. Да, советские сборники были сильные, никто не спорит, но массовый спорт в США гораздо лучше, NCAA тому яркий факт. А что важнее для государства, медальки для единиц или массовый спорт?

    20.11.2025

  • AtlasSM

    Всеволод Бобров был еще более лаконичен: «Пижоны вы, впервые вижу игроков, которые добровольно отказались от машин»

    20.11.2025

  • NF

    Какая еще "тайна"?..

    20.11.2025

  • Pol Pol

    Три игры сподряд, три .... им его надо было пасти, как зеницу ока ..... и всё равно, ниччё не помогло, особенно хорош был забитый им последний в предпоследней игре, когд вырвали 4 - 3 .... Он же от безысходности, полез сразу на всю защиту, а их там было, трое, как минимум и таки .... изловчился и никакой Владик, ничего поделать не мог ! Ну когда уже засадил в последнем матче, я чуть люстру не снёс, от потрясения ..... от отличного потрясения, ведь они горели по ходу пьесы, с разницой в две шайбы ! Таких игр .... больше никогда не будет ! Он просто спас им репутацию, хотя она и так, оказалась, если честно .... напрочь подмоченой. И были же и другие игры, в рамках турне .... против шведов, против чехов. И те тоже, не сильно то дали себя гнобить. К тому времени, уже стало очевидным, в хоккей научились играть не только канадцы ..... Как не странно, в опросах в Канаде, он до сих пор ...ну гол этот .... стоит на первом железном месте.

    20.11.2025

  • с Урала

    Третьяк же рассказывал, что после Канады приехали в СССР с шапкозакидательским настроением, а канадцы наоборот настроились. И последний матч наши всю встречу вели в счете, что уже ни о чем не беспокоились, за что и поплатились на последних минутах. Вот и все, все ваши 5 страниц писанины в 3 строчках

    20.11.2025

  • Loden

    Общий средний уровень хоккеистов лиги задаёт тон всему. В своё время Лобановский в своей книге "Бесконечный матч", повествуя об успехах футболистов сборной, подчёркивал, что это витрина, а за ней пустые полки. По отношению к хоккею это было бы сильным преувеличением. Тем не менее. Наша сила была в другом. Мы должны учитывать, что сборная в 1972-м отбиралась и готовилась к серии целенаправленно. Долго и методично. Это было нашим плюсом. Но выставь, образно говоря, серядка нашего чемпионата 1971/1972 тот же челябинский Трактор или ленинградский СКА против любого клуба НХЛ, не уверен, что результат был бы для нас положительным. Это впоследствии учитывалось в знаменитых новогодних матчах наших лучших клубов с разными командами НХЛ, когда усиливали составы лидерами других команд. Не круговая система или плей-офф, а именно общий уровень хоккеистов всё определяет.

    20.11.2025

  • Dreamlike

    Гордятся поражением

    20.11.2025

  • IQ-87%

    Именно так и будет-приглашает редактор какого то будущего скрыля и говорит-давече в МК была статья о печенегах и их влияние на историю-вот и нам надо напомнить о рекордах человека-памятник которому стоит у нас на площади

    20.11.2025

  • Павел Леонидович

    реально, тема такой бородой... Смысл в этом?)

    20.11.2025

  • Павел Леонидович

    никогда такого не было!

    20.11.2025

  • IQ-87%

    Шел 3025 год-и вот появилось новое расследование приглашенного автора с нашей -давно освоенной Луны

    20.11.2025