Сборная России

19 сентября 2024, 10:00

Кто круче: Тихонов или Тарасов? Неизвестное интервью великого капитана сборной СССР

Марат Сафин
Шеф отдела хоккея
Мнение трехкратного олимпийского чемпиона Виктора Кузькина. Публикуется впервые.

Трехкратных олимпийских чемпионов в нашем хоккее немного, даже несмотря на все победы прошлых лет. Из ныне живущих их только три: Владислав Третьяк (1972, 1976, 1984), Виталий Давыдов (1964, 1968, 1972) и Андрей Хомутов (1984, 1988, 1992).

Защитник Виктор Кузькин, конечно, не столь известен, как Валерий Харламов, Борис Михайлов или Александр Якушев. И дело исключительно в особенности амплуа. Не набирающие очков защитники не на слуху, если только не отличаются ярко выраженной силовой манерой игры, как, например, Рагулин или Каспарайтис, или атакующими действиями (Фетисов, Касатонов, Зубов).

Пик карьеры Виктора Кузькина пришелся на первый взлет советского хоккея: 60-е — начало 70-х. Он был на трех победных Олимпиадах и стал участником Суперсерии 1972 года. Был многолетним капитаном сборной СССР. По его карьере можно изучать историю нашего хоккея.

Вышло так, что я стал последним корреспондентом, кто брал интервью у Виктора Григорьевича. Делал материал для журнала «Российский хоккей+», который, как и вся глянцевая печатная продукция о спорте, давно умер. Я поговорил с ним в мае 2008 года, через пару дней после победы нашей сборной в Квебеке. А 24 июня Кузькин погиб.

Материал в журнале так и назывался — «История по Кузькину». Вспомнил о нем во время пандемии — летом 2020 года, и решил перевыпустить уже в «СЭ».

Но оказывается, это было не самое последнее интервью. У меня было еще одно редакционное задание: попросить сравнить Кузькина методы работы Анатолия Тарасова и Виктора Тихонова. Под руководством первого Кузькин играл и был капитаном, со вторым работал в ЦСКА, поэтому стиль обоих великих хоккейных специалистов знал лучше многих.

Материал этот я сделал, но он так и остался невыпущенным, теперь и не помню, по какой причине. Это уже и не важно. О нем я напрочь забыл и случайно вспомнил на днях: пришлось пересматривать давно забытые архивы на жестких дисках.

Давайте перенесемся на машине времени в 2008 год, где Виктор Григорьевич, будучи президентом «Крыльев Советов», сидя в кабинете сетуньского Ледового дворца, отправит нас на ней еще дальше — своими воспоминаниями об Анатолии Владимировиче и Викторе Васильевиче. Кузькин сравнивал великих в четырех категориях: физподготовка, психология, тактика и управление игрой.

Анатолий Тарасов
Анатолий Тарасов.
Фото Олег Неелов

Физическая подготовка

Тарасов

«Тарасов, как известно, давал очень много атлетизма. Большинство упражнений делалось в движении, они были в основном беговыми и прыжковыми. «Железа» было много, но это были либо штанги, либо блины. Очень часто использовали то, что было под рукой: булыжники, кирпичи. Особенно на предсезонных сборах в Кудепсте. Кроссы у Анатолия Владимировича были короткими: два-три километра. Отдавалось большое предпочтение играм: футболу, гандболу и особенно баскетболу — в нем ведь тоже играют пять на пять, похожим образом открываются, ставят блоки. Когда команды уставали, играли в волейбол. Если отметить лучших футболистов, то это, наверное, Рагулин и Харламов. Причем Рагулин играл в нападении. Весил он за 100 кг, но бегал быстрее многих наших скоростных хоккеистов, например Моисеева. А так — 90 процентов всех игроков могли спокойно выступать за команды класса В, особенно воспитанники московского хоккея. А про старшее поколение и говорить не приходится — сплошь были футболисты.

Что касается контроля над выполнением упражнений, то Анатолий Владимирович руководствовался принципом «доверяй, но проверяй». Даст игроку задание, а потом подглядывает за ним.

Приезжие хоккеисты, те, что были на подходе к команде, жили в пансионате на Песчаной. Тарасов приедет рано утром, благо от Сокола дотуда пять минут на машине, — все спят... Как крикнет: «Почему, так вас растак, не на зарядке!!!»

То, что у Рагулина на закате хоккейной карьеры был свой блин, который выглядел точь-в-точь как 20-килограммовый, но весил меньше, — подтверждаю. Никто этот блин не трогал. Но Тарасов это дело просек. Если бы Рагулин взял его на пару тренировок, одно дело. А в течение нескольких лет, конечно, про это прознаешь».

Виктор Тихонов
Виктор Тихонов.
Фото Александр Федоров, "СЭ"

Тихонов

«Физические упражнения при Тихонове значительно поменялись. Появились различные тренажеры. Упражнения делались больше в статике, нежели в движении.

Участились и удлинились кроссы — по 10 километров. Виктор Васильевич ввел прыжки через барьеры.

Контроль у Тихонова был жестче.

Если был кросс, то сам Тихонов и его помощники стояли в трех точках. Один на возвышенности, где все видно, двое на местах, где можно срезать. Правда, и при Тихонове игроки умудрялись филонить. Идет кросс на время: кажется, проще бежать в одном и том же ритме. Но ведь надо уложиться в определенное время и выложиться. Тренеры с часами. Игроки тоже с часами. Спрячутся, постоят, потом срежут в плохо просматриваемом месте, где-нибудь через лесок, как партизаны, и выбегают, как будто бы успели. Но я, будучи помощником, ребят жалел и понимал. Ведь если постоянно без передышки работать как робот, можно себя угробить.

Если Тарасов многие упражнения и методики подготовки придумывал сам, то Тихонов чаще обращался к медицинской литературе.

Научная группа появилась еще при Анатолии Владимировиче, но при Тихонове она давала больше плодов. Во времена Тарасова эксперименты на команде ЦСКА так ни к чему и не привели. Люди, работавшие с нами, просто защищали свои кандидатские диссертации, но разработки эти, по-моему, так и не нашли своего применения».

Анатолий Тарасов
Анатолий Тарасов.
Фото Олег Неелов

Психология

Тарасов

«Характер у Тарасова был жестким, взрывным. Накричать на игрока — раз плюнуть. Когда играло мое поколение, нам он казался чересчур жестоким. Слишком неуступчивый, дающий непомерные нагрузки, порой несправедливый по отношению ко многим игрокам. Понимание того, что некоторые вещи он делает правильно, пришло намного позже, когда все мы закончили с большим хоккеем.

Трудно сказать, кто был лучшим психологом. Но Тарасов очень чувствовал подопечных. Способ воздействия был простым: всегда ругать игрока. Тогда он начинал заводиться и прибавлять. Обиды были, но если ты смертельно обиделся, значит, ушел из команды. А почти все, кто уходил из ЦСКА, почти сразу заканчивали с большим хоккеем».

Тихонов

«Тихонов был в целом мягче Тарасова. Но на игрока мог точно так же повысить голос. А что делать, если он не понимает? Беседы один на один он проводил значительно реже, чем Анатолий Владимирович.

А настраивал на матч Тихонов точно так же, как и Тарасов. Говорил похожие слова, все-таки он был в каком-то смысле его продолжателем. Единственное отличие — предматчевые установки он проводил дольше. Разбирал ошибки, объяснял тактические схемы более подробно.

Штатного психолога для команды вводили еще при Тарасове. Но кроме «ляг, расслабься, успокойся» никаких действенных методик он не применял. Так что ни при одном из тренеров психологи не задерживались. Сейчас психологи с командами в хоккее работают гораздо чаще, но и сама психология как наука ушла намного дальше».

Анатолий Тарасов
Анатолий Тарасов.
Фото Олег Неелов

Тактика

Тарасов

«Тактика у обоих тренеров была одна — атака. Ни при Тарасове, ни при Тихонове я не помню, чтобы ЦСКА или сборная играли вторым номером. Оборона — это гибель. Лучше всего сломить противника на первых минутах. Тарасов часто применял персональную опеку, что при Тихонове никогда не делалось. В особенности — против спартаковского звена Старшинов — братья Майоровы. К Славе Старшинову он прикреплял Моисеева, резкого и быстрого. И тот ему мешал играть любыми способами, по всей площадке. Если что, его подстраховывали. Может, это выглядело не очень красиво, но зато давало свои плоды.

Лидеры у Тарасова имели гораздо больше игрового времени. Иногда тяжелые матчи доигрывало всего восемь человек, и они часто вытягивали безнадежные игры».

Тихонов

«Тихонов, как известно, ввел игру в четыре пятерки. Во времена Тарасова ведь в команде было шесть, а то и четыре защитника. Игроки должны были за 30-40 секунд успеть многое сделать на площадке. Цель столь частой смены была одна — измотать соперника. Я, кстати, был противником такой тактики. Во все времена первые два звена в два-три раза сильнее третьего и четвертого. И лидеры, проводя короткие отрезки на площадке, просто не успевали наиграться, создать что-то острое. Но тактика Тихонова приносила свои плоды. А победителей, как известно, не судят.

При Тихонове защитники гораздо чаще стали подключаться к атаке. При Тарасове это позволяли очень редко. Бывает, убегу я в атаку, наши потеряют шайбу, нам забьют гол. И ты сидишь две-три смены на лавке. И задумаешься — бегать ли тебе вперед или нет. Главная задача защитников при Тарасове была одна — отбор шайбы. У Тихонова Фетисов и Касатонов почти всегда были частью атаки. И после них другие поколения наших лучших игроков обороны — Зубов, Гончар, Твердовский — имеют ярко выраженную атакующую направленность».

Виктор Тихонов
Виктор Тихонов.
Фото Александр Федоров, "СЭ"

Управление игрой

«Это самый тяжелый пункт в таблице. Здесь поставлю знак равенства. Оба тренера рисовали на макетах, где кто должен быть, но в игре, как правило, было по-другому. Шайба отскочила в другую сторону, и макет уже не нужен — думай сам. И Тарасов, и Тихонов делали многие изменения во время игры. В основном это касалось советов: кто леворукий, кто праворукий, кого куда надо переставить, в какой угол бросать такому-то вратарю. Но в основном вся тактическая подготовка велась до матча. Корректировка по ходу действия была незначительной.

Оба тренера поддавались эмоциям. Сейчас многие современные специалисты позволяют себе их гораздо реже, что, на мой взгляд, правильно. Когда тренер спокоен — команда меньше нервничает. А криком и топаньем ногами тренер игру не вытянет.

Единственное, более взрывной характер Тарасова позволял по ходу матча заряжать игроков своей энергией. «Иди, поднимай народ», — была его коронная фраза, адресованная капитану. Но я ее не очень понимал. И так понятно, что нужно отыгрываться, если вдруг проигрываем. А чего мне игроков-то поднимать? Они же не упали...»

И напоследок.

Как Кузькин сломал нос Фирсову

«В детстве я серьезно занимался волейболом. Был ли я лучшим волейболистом в команде — судить не берусь. Но вот однажды, играя на сборах в волейбол, умудрился... сломать нос. И не себе, а Толе Фирсову! У нас была утренняя зарядка и легкий волейбол — минут на 15. И мы с Анатолием Васильевичем играли в одной команде. Ну что поделать, если он был чересчур активным! Там же каждый играет на своем месте. Он стоит на третьем номере, а пас — мне. Но Толя решил, что он сыграет лучше, и ринулся на мяч. А пас был хорошим. Я высоко выпрыгнул и решил сыграть красиво — ударить посильнее. Но вместо мяча попал ему по голове... Тренеры не ругали. Это же игра, я же не умышленно это сделал».

68
  • Пан Юзеф

    Точно так!

    19.02.2025

  • 804alex

    А еще Роман Борисович разгадал самую великую тайну всех наших соперников - каждый из них именно против его команды сильнее всего выкладываются и не дают ему выйграть матч...

    19.02.2025

  • vslav

    Не Тихонов и не Тарасов! Аркадий Чернышев!!!

    02.10.2024

  • андр

    Статистику мало знать. Вы наверно игр не видели, так посмотрите в записи.

    20.09.2024

  • андр

    Да нет, там был судья Кохарски-судил очень предвзято, если Вы не в теме, лучше бы ничего не говорили.

    20.09.2024

  • андр

    Прежде чем такое утверждать, матчи посмотрите. Гении были и в нашей команде не хуже.

    20.09.2024

  • Пан Юзеф

    Спасибо.

    20.09.2024

  • Marcus Crassus

    То есть я правильно понимаю,что Тарасов вообще ничего не дал хоккею?Ну и соответственно у него вообще не было воспитанников,так?При этом по непонятной причине он был принят в Зал хоккейной славы в Торонто.Кстати,а кто был лучшим бомбардиром первого чемпионата в 46-м году?

    19.09.2024

  • Alnik-star

    Видимо, автор считает, что осталось мало тех, кто помнит советский хоккей 1960-1970-х годов, а я из тех оставшихся и Кузькина помню.

    19.09.2024

  • Alnik-star

    Прогиб засчитан.

    19.09.2024

  • Archon

    Был забавный случай..Когда Тарасова после "известных событий"(Прага-1968,когда он отказался играть с Чехословакией вничью),потом переход на мальчишек ("Золотая шайба". И он приглашает на тренировку Рагулина.. "Посмотрите,детишки..Перед вами девятикратный чемпион мира!" - "Анатолий Владимирович, я ж десятикратный.." - "Это уже без меня и неважно!" ))) Канадцы (в серии 1972) называли его "Большой Раг". А насчет Виктора Григорьевича..Удивительно,насколько он был мощным защитником, несмотря на весьма скромные(по нынешним временам) габариты(181 см, 87 кг).Впрочем..Хех) Фирсов тоже был "дрыщ мелкий"..))А щелчком обладал просто невероятным)) И ещё из забавного(редкого): Кузькин вышел ПОДПОЛКОВНИКОМ! Для справки: Фетисов и Третьяк = только майорами(на выходе))) Полковниками - они уже ПОТОМ стали))

    19.09.2024

  • Кот

    Мне нравились они все в сборной 60-х - 70-х, каждый - имя и неповторимость !.. В комментарии высказал своё мнение по затронутой автором теме - об ИЗВЕСТНОСТИ упомянутых хоккеистов.

    19.09.2024

  • Док

    Есть одна история. Тарасову предлагали забрать первое спартаковское звено. Которое периодически его ЦСКА "щёлкало". Он отказался, сказав: "Против кого я тогда играть буду?" ================================================================= Это не история, это байка. А на самом деле Тарасов наоборот - приглашал всю тройку в ЦСКА, они отказались и имели проблемы с вызовом в сборную.

    19.09.2024

  • Док

    За молодого спасибо, хотя даже таким молодым я брал автографы у Тарасова, Фирсова, Третьяка, Викулова и компании. А Полупанова не дождался, его Кулагин после пьянки гонял в одиночку после тренировки. Всё остальное - спорная мутота, особенно определение "лучшести" центр-форварда - причем премьера, на которого и на статистику которого работает вся команда - по набрнным очкам. Да и не был Лемье никаким лучшим в Праге, ни по очкам, ни по опросам. Вообще, когда мне болельщики (априори больные люди, а частенько откровенные фанатики) втирают за "лучшесть" и "сильность" каких-то игроков, то я просто теряюю время...

    19.09.2024

  • Archon

    Не знаю..Мне больше нравился Палыч(Рагулин) )))

    19.09.2024

  • Дмитрий Иванов

    Не было опыта плей-офф? Ну так проблемы индейцев шерифа не волнуют, как говорится) и вратаря у канадцев точно также не было великого - надеюсь, Фюра вы таковым не считаете?

    19.09.2024

  • Дмитрий Иванов

    Ерунда полнейшая, уступали, и еще как, достаточно посмотреть на статистику Гретцки и Лемье и любого из пятёрки Ларионова, причем годами сыгранной пятёрки. А Гретцки и Лемье постоянно играли с разными партнёрами, но в любых сочетаниях были сильнейшими и тащили на себе Канаду. А уж когда они выходили вместе, то просто разрывали. И оба эти парня были лучшими на ЧМ, на которых выступали, несмотря на то, что были совсем юными в 82 и 85 соответственно. А Гретцки вообще лучший бомбардир на четырёх!!! из пяти своих КК! Поэтому не смешите людей, молодой человек, и не сравнивайте лучших в истории с очень сильными, но только одними из

    19.09.2024

  • Док

    против гениев нет приёма) ============================================ Неправильная неправильность. Так вот я считаю, что любой игрок первой пятерки сборной Союза ни в чем (абсолютно ни в чем) не уступал ни Марио ни Уэйну. И когда оба этих парня выступали на ЧМ, то никакой гениальностью (на фоне наших) не выделялись. Кстати, есть еще пара причин неудачи той сборной СССР, при том, что тогда в обоих командах реально играли сильнейшие хоккеисты мира: 1. у игроков (и тренера, как я талантливо отметил ранее) сборной СССР абсолютно не было плей-оффного опыта - это когда люди хоть поодиночке, хоть командой показывают свой лучший в жизни хоккей. Наш же чемпионат - это унылая бодяга с предсказуемым исходом, типа тренировки к ЧМ или ОИ и никак не способствовал приобертению этого опыта. И, кстати, именно с того сезона наш чемп стал завершаться плей-оффом. 2. Не было выручающего вратаря, без чего чашки не берут.

    19.09.2024

  • Дмитрий Иванов

    У Советов всегда виноват кто угодно, но только не они сами

    19.09.2024

  • Дмитрий Иванов

    И верно, и нет. Его вина только наполовину. Вторая половина - это Гретцки и Лемье. Фактически они вдвоем выиграли у СССР. Как говорится, против гениев нет приёма)

    19.09.2024

  • Гена Борисов

    Тихон молодец но Тарасистый покруче !!! Обоим почет и уважения !!!

    19.09.2024

  • Пан Юзеф

    Тоже верно.

    19.09.2024

  • Догада

    Роман Борисович спецально обученный по науке человек, с профессиональным дипломом, а Тарасов и Тизонов - дворовые самоучки. Разве можно их сравнивать

    19.09.2024

  • андрей михайлович

    Плохо ты знаешь историю хоккея. Не Тарасов стоял, а как раз Чернышев в самом первом первенстве был играющим тренером у комады первого чемпиона СССР! А потом став главным тренером выиграл и олимпиаду и чемпионат мира, а после когда на последующем чемпионате мира взял бронзу и его сняли и поставили Тараса который за три года ничего не добился в сборной. После этого их вызвали в спорт комитет где им озвучили решение работать вместе, на что Чернышев заявил что будет согласен если он остается главным, а тарасов у него в помощниках. И с тех пор Чернышев отвечал за общее руководство за стратегию, тактику и т.д. , а тарасов только за тренировочный процесс! Учи матчасть!

    19.09.2024

  • echo2011

    Этак можно вспомнить и Эпштейна,который своим "оборонительным хоккеем" "Химика" весьма часто ставил подножку ЦСКА.Повторяю-слишком разные возможности комплектования состава.

    19.09.2024

  • Gordon

    Неправильно считают при всём уважении. Основоположник - Чернышов. Тарасов просто был намного более социально активен.

    19.09.2024

  • Gordon

    Есть одна история. Тарасову предлагали забрать первое спартаковское звено. Которое периодически его ЦСКА "щёлкало". Он отказался, сказав: "Против кого я тогда играть буду?" Тихонов никогда не смог бы так поступить. А номер один за все времена, конечно, Чернышов. За явным преимуществом.

    19.09.2024

  • Gordon

    Про Чернышова в точку!

    19.09.2024

  • Gordon

    Чушь собачья. Чернышов был главным тренером, ог же руководил игрой. А по части интервью Тарасов всему миру фору даст. Вот и пошёл миф о "тандеме". Кстати, Тарасов три турнира был главным в сборной. И не выиграл из них ни одного.

    19.09.2024

  • grinpavl

    Тарасов руководил игрой, а Чернышов интервью давал. В сборной так!

    19.09.2024

  • Сергей Пашков

    Николая Карпова я бы добавил к хоккею)

    19.09.2024

  • Грег Хаус

    Матыцин, Дегтярёв, Поздняков, Логинова - мы сильны мозгами.

    19.09.2024

  • андр

    Хоккей: Тарасов, Бобров, Чернышев, Эпштейн, Тихонов, Кулагин и т.д. Футбол: Качалин, Якушин, Маслов, Бесков, Лобановский и т.д. Россыпь! Есть о чем спорить. А сейчас где это?

    19.09.2024

  • Торвик

    Спасибо , что согласны со мной !!!!!!!! И то что он самый-самый-самый - в этом нет у меня ни малейшего сомнения !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! У меня даже был шанс играть с ним ... но я им не воспользовался ... ВЫ не поверите ... но это так ... Я немного моложе Третьяка ...

    19.09.2024

  • Андрей Карповцев

    Точно !!!

    19.09.2024

  • Marcus Crassus

    Серьезно? А ничего что они на пару сборной руководили? И кстати, если что,то именно Тарасов стоял у истоков советского хоккея.

    19.09.2024

  • Андрей Карповцев

    Вот Вы все рассуждаете о величие этих тренеров. Я не согласен не со статьей (все поверхностно, о чем уже давно все сказано и написано). Собрать всех лучших со всего Союза (Челябинск, Воскресенск, Устинка, Сибирь и т.д.) и сделать команду ну и??? А вот тренера которые создавали эти алмазы и отдавали в ЦСКА? Или в этой стать идет рассуждение о 2-х мэтрах? Тогда давайте вспомним Динамо, Спартак (Чернышов, Бобров и т.д. все создавали и стояли у руля команд которая и создали величие советского хоккея. А еще хотел бы упомянуть В.В. Юрзинова! Его тренировки и тренировочный процесс ничем не уступал Тарасова и даже превосходил по фантазии и разно-плановости в упражнениях. (Школа Чернышова). А автор стать плохо знает материал и написано поверхностно.

    19.09.2024

  • Грег Хаус

    ОИ-1980 прохреначили - несмыемый тренерский просчёт.

    19.09.2024

  • ph-m-t

    Тот, о ком вы написали - мой самый любимейший хоккеист всех времён и народов!!! Фирсов №11. Считаю его самым лучшим и самым талантливым хоккеистом. Всех времён и народов. Разумеется, я ошибаюсь, ибо - сколько людей, столько и мнений. А Фирсова я видел с самого раннего своего детства.

    19.09.2024

  • Pol Pol

    Дааа, тут спорить и приводить разные доводы, в ту или иную пользу, можно до бесконечности ... у одного был полный карт - бланш, у другого, только частичный ... один обобрал всех остальных, до нитки причём, другой и близко не видел такой необходимости .... что лучше, что хуже, да кому как ?! Тут выступать, с докладом, можно, не мение Ильича .... на 25 сьезде.

    19.09.2024

  • prapor-66

    Тарасов в свое время угробил по сути многих хоккеистов , не дав им играть в сборной ! Особенно его отношение к Евгению Майорову ! ----------------------------- Евгений Майоров впервые не получил приглашение в сборную в 65-м. Тогда главным был Чернышев.

    19.09.2024

  • Торвик

    Хоть бы кто , хоть раз вспомнил , еще не менее крупную звезду ... Анатолия Васильевича ... тоже 3-х кратного Олимпионика !!! Большой души и таланта человека !!!!!!!!!!! До сих пор в ходу его фирменный прием - клюшка - конек - клюшка !!! А щелчки заставляли вратарей втягивать голову !!! Как будто на фронте , в окопе ... И вокруг пули визжат ... А по главной теме могу сказать только одно - лучший ... конечно же РОМА Р.

    19.09.2024

  • prapor-66

    Тихонов почти такой же - сразу начал избавляться от Тарасовских хоккеистов - Петров , Михайлов и многие другие ! ------------------------------ Борис Михайлов закончил играть в 1980 году, в возрасте 36 лет. Быть может дело не в том, что он "тарасовский"?

    19.09.2024

  • prapor-66

    Многих отличных хоккеистов не брал в сборную по многим причинам ! Потому что не из ЦСКА ----------------------------- Из всей своей многолетней тренерской карьеры в сборной, Тарасов более 10 лет был вторым тренером. А первым был Чернышев. Так что по комплектованию - это к нему.

    19.09.2024

  • Djin Ignatov

    !йеккхоещбовоюртТарасов в свое время угробил по сути многих хоккеистов , не дав им играть в сборной ! Особенно его отношение к Евгению Майорову ! Одна фраза Евгения поставила его вне сборной !! А в клубе они были великолепны ! Братья Майоровы - Стпаршинов ! Многих отличных хоккеистов не брал в сборную по многим причинам ! Потому что не из ЦСКА ! При нем можно было свободно составить 2 сборных !!! Тихонов почти такой же - сразу начал избавляться от Тарасовских хоккеистов - Петров , Михайлов и многие другие ! Как бы говоря что вот эти - МОИ воспитанники а не Тарасова ! Навсегда ПЯТНО на Тихонове останется ХАРЛАМОВ , который стал лучшим на европейском кубке - а в сборную его не взял ! Был противником АВТОРИТЕТА многих хоккеистов ! Только Я - и никто другой ! Конечно оба самодура и их СЛОВО ВСЕГДА должно быть последдним , даже и в угоду интересам команды ! При Тихонове а ОСОБЕННО при Тарасове - ХОККЕЙ был настолько популярен , что ВСЯ страна знала игроков по именам !! И ВСЕ смотрели хоккей

    19.09.2024

  • Fun_furick

    Самый великий советский тренер это Аркадий Иванович Чернышёв! Кстати учитель и наставник Тарасова… - это если брать по титулам… А так сравнивать людей разных поколений не совсем корректно… это как кто круче: Месси или Марадона, Гретцки или Макдевид…)

    19.09.2024

  • Главврач Маргулис

    Браво!

    19.09.2024

  • андр

    Если Вы имеете в виду Кубок Канады 1987, то в третьем решающем матче судьи явно помогли канадцам, а не неправильная тактика Тихонова, что было очень обидно.

    19.09.2024

  • Док

    С другой стороны одно из самых обидных для простых болел поражений советской сборной осенью 1987 года - это вина только и исключительно Тихонова. Ну ведешь ты в решающей игре три шайбы, порули на скамейке, чутка перестрой игру, сыграй в откат, насыть середку, сделай её более вязкой и компактной, надень "пинжаки" на лидеров соперника. Ведь форчекинг забирает не только силы, но и оголяет середину поля. В общем, лошара ты Виктор Васильич)). Выиграй он тот кубок - стал бы величайшим)!

    19.09.2024

  • Пан Юзеф

    Оба тренера хороши. Но ни один из них не имел и близко таланта, который Бог дал Роману Борисовичу Ротенбергу. Вот Роман Борисович -это великий тренер. А Тихонов и Тарасов - просто хорошие.

    19.09.2024

  • Док

    Мнение очевидца событий всегда интересно, хотя в комментариях всё, один хрен, сводится к соплям старперов, обожающих пускать эти самые сопли по "лучшести" и "сильности" игроков, команд, тренеров)). Даже понимая бесполезность такого занятия. Сам из этой категории, а потому ляпну пару слов: Оба полковника ярые представители системы, полностью её олицетворяющие. Причем у более молодого возможностей в комплектовании ЦСКА и руления в сборной (в которой Тарасов все же был не главным) было на порядок больше. Соответственно у Тихонова результаты гораздо более впечатляющие. Он выигрывал у команд, составленных из сильнейших игроков мира! Чего у Тарасова никогда не было. Да и вообще, надо бы признаться, что роль Анатолия Владимировича в нашем хоккее несколько преувеличена...

    19.09.2024

  • Андрей Карповцев

    Виталий Семенович Давыдов 3-х олимпийский чемпион!!!!! Знать НАДО ШЕФ отдела хоккей!!!

    19.09.2024

  • Pol Pol

    Слишком уж кропотливый разбор .... много лишнего, а если в кратце .... так что б было сразу всё ясно, а некотрым, даже и понятно .... в чём главная то разница ? А вот она в чём.... Анатолий Владимирович, он чтил и уважал внутреннее первенство и считал его очень важной и значимой состовляющей, очень ! В отличии от Тихона, который его, это перевнство страны ... в Гробу видал, в белых тапках и сделал всё что только мог, что б оно накрылось, то ли медным тазом, то ли женским половым, это уж, кому как будет угодно. Тарасов, если и пылесосил, то по мелочи .... и в сборной место находил представителям разных, так скать, конфессий. И не всегда армейцы играли у него решающую роль, это факт неоспоримый. Тихон же, это произвоздственный пылесос, мощный и безжалостный, подмявший под себя всех и всё ..... внешность очень обманчива, очень .... Громевежец Тарасов и, казалось бы, тихоня Тихон .... ничего общего ! Один жил и другим давал, другой других, в гробу видал ! Вот и вся разница.

    19.09.2024

  • Gordon

    Чернышов круче. И того, и другого вместе взятых.

    19.09.2024

  • vslav

    Для меня не Тарасов и не Тихонов, а ЧЕРНЫШОВ Аркадий Иванович ( кстати и вырастивший Тихонова). Еще заметьте , что большие тренеры выросли в Динамо, а не ЦСКА

    19.09.2024

  • андрей михайлович

    Однозначно динамовец Чернышев он больше всех выигрывал олимпийское золото 4 раза и 11 лет подряд наша сборная при нем была не победима! А когда Тарасов был главным он ничего не выигрывал. Кстати Тихонов тоже был Динамовец!

    19.09.2024

  • 804alex

    Хорошая статья и хорошая анлитика от отучастника великих свершений в нашем хоккее. Побольше бы таких статей.

    19.09.2024

  • Patisson

    Защитник Виктор Кузькин, конечно, не столь известен, как Валерий Харламов, Борис Михайлов или Александр Якушев. //////// Если автору он не столь известен ( он и Тихонова-то застал в детском саду), то говорить такое про трехкратного Олимпийского чемпиона, это достаточно странно. Это все равно что сказать: я родился, и со мной родился хоккей.

    19.09.2024

  • А какие у тебя корни ?

    И опять про то что было 100 лет назад ,вот если бы это огласили когда все были живы а так можно все написать

    19.09.2024

  • лиего

    Тарасова до сих пор считают основоположником русского хоккея за рубежом (первый зарубежный тренер в музее хоккейной славы), а Тихонов просто оказался вовремя на нужном месте. Да и статья напечатана после смерти Кузькина-делайте выводы.

    19.09.2024

  • Кот

    Автор: "Защитник Виктор Кузькин, конечно, не столь известен, как Валерий Харламов, Борис Михайлов или Александр Якушев..." ----------------------- Для поколения болельщиков, при котором играл Кузькин, его известность, конечно, не уступала названным игрокам. Невероятная самоотверженность в игре многолетнего капитана сборной, как и призывы трибун к "Григорьичу" показать соперникам "кузькину мать" - легенда того хоккея...

    19.09.2024

  • echo2011

    Все крутые,когда есть неограниченные возможности комплектовании команды.Где был Тихонов с ЦСКА,когда эти условия изменились?

    19.09.2024

  • sergsteed

    да,великие.в отличие от писак отдела хоккея

    19.09.2024