Про детство Владимира Викулова практически невозможно найти информацию — партнеры по команде и друзья хоккеиста эту тему не затрагивали, а интервью с самим нападающим можно встретить крайне редко. Известно лишь то, что у Владимира были брат и пять сестер, а жила семья Викуловых на Большой Почтовой улице в Москве.
Можно сказать, что биография прославленного нападающего начинается с 15 лет — именно в этом возрасте Владимир пришел в детско-юношескую школу ЦСКА и начал заниматься хоккеем. В молодежной команде ЦСКА Викулов играл в тройке с Полупановым и Ереминым и выделялся больше драками и задиристым характером. Но Анатолий Тарасов сумел разглядеть во Владимире талант — в ответ на вопрос об игре этой тройки тренер заявлял: «Интересные мальчишки, с будущим. Но великий спортсмен среди них один — Викулов».
Спустя всего три года после начала карьеры молодой нападающий был переведен в команду мастеров. Тарасов сохранил сыгравшуюся связку Викулов — Полупанов и добавил к ним более опытного Анатолия Фирсова. Многие годы эта тройка вселяла ужас в своих соперников — Фирсов обладал убойным броском, Викулов отличался идеальным владением клюшкой и нестандартными решениями, а Полупанов был лучшим в борьбе.
«Выдумки, инициативы у Викулова на целую команду. Он все время в движении, в поиске, неустанно предлагает себя, спешит, если нужно, на помощь. Получив шайбу у красной линии, не ищет тут же партнеров — самостоятельно пробивается к воротам, словом, берет игру на себя. Физически сильный, ловкий, верткий. Не боится силовой борьбы. И вряд ли кому в ней уступит. Однако всегда предельно вежлив, корректен — его очень редко удаляют! Недостатки? Бросок по воротам. Ох уж эти броски Викулова — тема всеобщих шуток в команде! Сколько мы смеемся над ним, уговаривая попробовать добросить шайбу от синей линии до ворот (18 метров), — бесполезно. Не жалует Володя сильные броски. Гол издалека для него вовсе и не гол. Вот обвести защитника на «пятачке», «уложить» вратаря обманным финтом и вкатить шайбу в пустые ворота — это он считает настоящей удачей. Володя не всегда нацелен на ворота, ему не хватает хорошей жадности к голу. Даже находясь на ударной позиции, с удовольствием отдаст шайбу партнеру — пусть тот возьмет ворота. Викулову не жалко», — вспоминал о своем партнере Полупанов.
В своем первом сезоне за ЦСКА Викулов мало играл и сумел отличиться лишь раз, зато с ходу стал чемпионом СССР. На следующий год вклад Владимира в чемпионство армейцев стал более весомым — нападающий набрал 23 (12+11) результативных балла за 36 матчей. Своей игрой Викулов и его постоянные партнеры заслужили вызов в сборную на чемпионат мира. На том турнире звено Полупанова не было лидирующим, основную силу тогда составляли более опытные игроки — Вениамин Александров, Вячеслав Старшинов, Виктор Якушев. Несмотря на это, юный нападающий принял участие в семи матчах, набрал в них 6 (4+2) очков и впервые стал чемпионом мира.
На следующее мировое первенство звено Полупанова приехало уже в статусе лидеров сборной — на турнире нападающие набрали 53 очка на троих и вошли в список лучших бомбардиров соревнования. Викулов набрал меньше результативных баллов, чем его партнеры по звену, но вклад Владимира в игру их тройки нельзя недооценивать — нападающий летал по площадке и создавал много моментов для Фирсова и Полупанова.
«Володя Викулов, напротив, совершенно не честолюбив, что даже мешало ему. Выскочит один на один, обыграет вратаря и ждет Витю или меня — пусть, мол, они забросят, если уж это им так нравится», — вспоминал Фирсов.
На следующий год Викулов и его многолетние партнеры были вызваны на Олимпиаду, проходившую во Франции. На том турнире советские хоккеисты выиграли золото и потерпели лишь одно поражение (4:5 в матче с Чехословакией). Лидером той сборной вновь была тройка Полупанова — Фирсов стал лучшим бомбардиром турнира (12+4), а Полупанов (6+6) и Викулов (2+10) расположились на третьем и четвертом местах соответственно.
Карьера у Викулова складывалась отлично — Владимир каждый год побеждал со сборной на чемпионатах мира и Европы, чередовал золотые медали чемпионата СССР с серебряными, продолжал играть вместе с привычными партнерами и ежегодно входил в список лучших бомбардиров и в сборной, и в клубе.
В 1971 году распалась тройка, игравшая вместе с 1964 года, — Виктор Полупанов был отчислен из ЦСКА и сборной за регулярные нарушения режима. Новым партнером Викулова и Фирсова стал Валерий Харламов. По итогам сезона-1971/72 их сочетание удостоилось приза «Три бомбардира», вручаемого тройке, забросившей наибольшее количество шайб, а лучшим снайпером чемпионата СССР в том году стал Викулов, отличившийся 34 раза.
«Володя Викулов родился в 1946 году, он на два года моложе Михайлова, и тем не менее, выступая с ним в одной тройке, я в душе относился к нему не как к равному, а как к старшему товарищу. Странно? Ничуть! В хоккее иные возрастные категории и понятия. Весна 1967 года. Чемпионат мира в Вене. На голову выше всех играет лучшее звено, где объединены Владимир Викулов, Виктор Полупанов и Анатолий Фирсов. Викулов становится двукратным чемпионом мира. А кто, кроме немногих, очень немногих поклонников хоккея вспоминал в ту пору имена Михайлова или Петрова? А обо мне вообще никто не слышал. Викулов к сезону 1972 года был сформировавшимся первоклассным мастером, шестикратным чемпионом мира. Вот почему я писал об университетах Фирсова и Викулова, и, хотя к тому времени я тоже немало уже умел, чувствовал я себя в этой компании учеником», — вспоминал Харламов.
В этом же году Владимир вместе со своими партнерами по звену отправился на Олимпийские игры, проходившие в Японии. Там советская сборная выиграла очередные золотые медали, а Викулов набрал 8 (5+3) очков и стал вторым бомбардиром команды, уступив лишь Харламову, набравшему 16 (9+7) результативных баллов.
Спустя семь месяцев после олимпийского триумфа тройка Викулов — Фирсов — Харламов должна была ехать на Суперсерию в Канаду, но новый тренер сборной СССР Всеволод Бобров убрал из состава Фирсова, потому что считал, что игрок может начать мстить за своего любимого тренера — Анатолия Тарасова, отстраненного от должности незадолго до игр с Канадой. Поэтому связке Викулов — Харламов был нужен новый центральный нападающий — им стал Александр Мальцев, выступавший за московское «Динамо». Викулов принял участие в шести матчах Суперсерии, набрал 3 (2+1) очка, а в пятом матче (5:4) забросил победную шайбу в ворота канадцев.
Можно сказать, что 1972 год был пиком карьеры Владимира Викулова, после этого нападающий привлекался в сборную не так часто. Последним турниром в составе национальный команды для форварда стал победный чемпионат мира 1975 года — в шести матчах Владимир набрал 8 (6+2) очков.
Несмотря на это, Викулов продолжал играть за ЦСКА и регулярно становился чемпионом СССР. Из родной команды нападающий ушел по ходу сезона-1978/79. Владимир хотел перезапустить свою карьеру в ленинградском СКА, но по окончании сезона все-таки решил закончить с хоккеем.
Совсем скоро Викулову предложили должность тренера в детско-юношеской школе ЦСКА. Владимир отлично справлялся с новой ролью, его очень любили молодые хоккеисты. Многие считали, что Викулову было под силу стать великим тренером. Но во время перестройки финансирование детского спорта уменьшилось, а результаты ухудшились, поэтому Владимир был уволен из ЦСКА.
После этого прославленный хоккеист замкнулся в себе и начал пить, хотя до этого Викулов никогда не вел подобный образ жизни. Друзья хотели помочь своему товарищу, предлагали уехать из Москвы и поискать работу в регионе, но тренер не захотел уезжать из столицы.
«Он был тренером от Бога. Ребята его любили. Но эта невостребованность на высшем уровне произвела надлом. Ничто не предвещало столь печальной судьбы», — вспоминал Владимир Лутченко.
После этого жизнь Викулова пошла под откос — Владимир продолжал выпивать и работал грузчиком на складе, а в 2002 году получил сильнейший ожог ног и уже не мог работать.
Друзья и партнеры бывшего хоккеиста много раз предлагали ему помощь, но он всегда отказывался, а со временем практически перестал общаться со своими товарищами из прошлого. В результате такого образа жизни Викулов потерял семью и жилье.
«Викулов стал бомжом. Мы его потеряли, не можем найти. Лет пять назад встретились — смотреть на него было жутко. Семью разрушил, все. Бомж. И это Викулов, один из самых интеллигентных хоккеистов. Главное, не знаем, чем помочь. Как ни пытались — он от всего отказывался», — рассказывал Владислав Третьяк.
9 августа 2013 года сердце прославленного хоккеиста остановилось.