Сборная России

14 января 2018, 00:00

"Вот Кубок Канады отыграю и вешаю коньки на гвоздь". Неисполненные планы Валерия Харламова

Владимир Омелин
Корреспондент
14 января Валерию Харламову исполнилось бы 70 лет. К юбилею легенды отечественного хоккея "СЭ" вспоминает яркие моменты из нехоккейной жизни великого спортсмена.

Валерий ХАРЛАМОВ
Родился 14 января 1948 года в Москве в семье слесаря-испытателя Бориса Сергеевича Харламова и токаря-револьверщицы Кармен (Бегонии) Ориве-Абад.
В составе ЦСКА дебютировал в 1967 году. После сезона в "Звезде" из Чебаркуля (1967 – 1968) в 1968 – 1981 гг. играл за ЦСКА. 11-кратный чемпион СССР, пятикратный обладатель Кубка СССР.
Дебютировал за сборную СССР в 1968 году. Восьмикратный чемпион мира (1969 – 1971, 1973 – 1975, 1978 -
1979). Двукратный олимпийский чемпион (1972, 1976).
Член Зала славы ИИХФ. Член зала хоккейной славы в Торонто.
Погиб 27 августа 1981 года вблизи Солнечногорска в автокатастрофе.

"ЗАКОНЧУ ИГРАТЬ И ПОДУМАЮ НАД ВАШИМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ"

Доживи Валерий Харламов до 70-летнего юбилея, очень может быть, хоккейная сборная Испании могла бы сейчас похвастаться значительно более серьезными достижениями, чем победа 38:0 над Турцией и 22-е место (если считать команды в трех дивизионах) на чемпионате мира 1977 года. В шутку или нет – Валерий Борисович не раз заикался о желании вернуться на родину матери и заняться там тренерской работой.

По воспоминаниям сестры хоккеиста из книги "Неизвестный Харламов", он даже получил соответствующее предложение от Испанского олимпийского комитета. "Вот закончу играть, – ответил Харламов, – тогда и подумаю над вашим предложением".

А заканчивать он собирался уже в 82-м. К 33 годам в копилке хоккеиста всевозможные чемпионские звания и "напрочь развороченные голеностопы". "Вот Кубок Канады отыграю, – говорил он тогда близким, – институт закончу, диплом получу – и вешаю коньки на гвоздь".

Но на Кубок Канады – то ли из-за тех самых голеностопов, то ли из-за тренера – он так и не поехал. Дальше тоже все пошло по-другому. И тренером Харламов не стал.

"ДА ОН УЖЕ ГОД КАК ХОККЕЕМ ЗАНИМАЕТСЯ"

Впрочем, мог Харламов не стать и хоккеистом. Диспепсия, дизентерия, детский паралич – вот лишь некоторые из тяжелых болезней, которые маленькому Валере пришлось перенести. Наконец, в 61-м у 13-летнего мальчика обнаружили порок сердца. О спорте с этого момента можно было даже не мечтать.

Освобождение от физкультуры. Тишина и покой. Шахматы и шашки. В лучшем случае – пинг-понг.

Но мальчик, стоявший на коньках с двух лет – пока отец играл за заводскую команду в бенди, "Валерик" часами катался за воротами, – жить без хоккея уже не мог. А потому, через полгода после постановки диагноза, никому ничего не сказав, отправился на просмотр в школу ЦСКА – медицинские справки тогда не требовали. И, несмотря на огромное количество желающих, Валерий получил приглашение в команду. Отцу – никуда не денешься – пришлось рассказать, тот рассудил: пусть уж лучше играет на площадке с медиками и тренерами, чем во дворе среди сугробов. От матери скрывали целый год, пока наконец не выяснилось, что с сердцем мальчика все в порядке. Врачи только руками разводили – как так случилось? – на что Борис Сергеевич спокойно отвечал: "Да он уже год как в ЦСКА хоккеем занимается".

И сколько не доставалось ему с тех пор на льду – бывало и так, что от бортика до бортика тянулась за Валерием кровавая дорожка – о детских болезнях он больше не вспоминал.

ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ В ИСПАНИИ?

Могла его еще не начавшаяся карьера закончиться и по-другому. В 56-м году дети, эвакуированные в СССР из Испании во время гражданской войны, получили возможность вернуться на родину. В числе прочих – мать будущей легенды советского спорта, Бегония Харламова. Уезжая с детьми на родину, она толком не понимала, сможет ли когда-нибудь вернуться обратно к мужу.

Да и захочет ли? В СССР ее ждала заводская зарплата в 80 рублей и комната в коммуналке, в Испании – обеспеченная семья, семь комнат, патио, корзины овощей и хамон на деревянной перекладине. Мама в одной комнате, Валера – в другой, сестра Таня – в третьей, в Москве, где уже будучи олимпийским чемпионом Харламов жил в однушке в Тушино, себе такое даже представить трудно.

Но то ли не выдержала Бегония разлуки с мужем, то ли устала от тотального контроля – в Испании за "возвращенцами" следили едва ли не пристальнее, чем в СССР, – но через несколько месяцев уверенно заявила: "Дети, мы едем к нашему папе". А может быть, это было в крови – ведь и для ее сына материальные ценности никогда не будут стоять на первом месте.

Бабушка с дедушкой настолько привязались к внукам, что накануне отъезда даже собирались их выкрасть, но Валера услышал разговор и рассказал обо всем маме.

Не подслушай он тогда слова дедушки или умолчи о них – возможно, история отечественного, да и мирового хоккея сложилась бы совсем по-другому. И может быть, сборная Испании уже на том самом, первом в своей истории чемпионате мира 1977 года заняла бы место повыше двадцать второго. А может быть, фамилия Харламов заняла бы не менее достойное место в футбольной истории – Валерий и в СССР посвящал этому виду спорта довольно много времени, а в Испании так и вовсе гонял мяч с утра до ночи. И даже племянника – тоже Валеру Харламова – много лет спустя устроил именно в футбольную школу.

"ЗНАЧИТ, НУЖЕН Я"

Когда ни болезни, ни границы больше не стояли на пути Харламова в большой хоккей, на нем едва не оказалась первая юношеская любовь. В то самое время, когда карьера Валерия пошла на взлет, сам он, охваченный чувством, перелезал на соседний балкон пятого этажа, чтобы ночами напролет общаться с возлюбленной. В конце концов, в дело вмешалась мама хоккеиста, втолковавшая сыну, что сейчас либо чувства, либо спорт – и он, как теперь любят говорить, дистанцировался.

В 1976-м не позволил он встать на своем пути и страшной автомобильной аварии. Врачи тогда рекомендовали Харламову завершить карьеру, а иные и вовсе говорили, что после такого Валерий не то, что на лед не выйдет, а и по земле-то ходить будет с трудом, но всего через четыре месяца он снова забивал голы в чемпионате СССР.

Первый матч после той аварии, хоть и рядовой, стал одним из самых эмоциональных в карьере Харламова. Сам он рассказывал о нем так:

"Играл я тогда как в тумане. И не потому, что был слаб. Функционально я уже восстановил форму. Просто я видел, что ребята оберегают меня – и партнеры, и противники. И тронуло меня это необыкновенно. Значит, нужен я. Значит, ценят. Ощущение такое – вот-вот разревусь. Еле совладал с нервами…"

Но вскоре легенду уже никто не оберегал. А всего через пять лет ему, вероятно, впервые за долгое время суждено будет испытать совершенно обратное чувство. 25 августа 1981-го Харламов узнал, что он больше "не нужен" и не едет на Кубок Канады. Два дня спустя Валерий погиб. А еще через две недели в память о нем сборная СССР одержала самую сокрушительную победу в истории советско-канадского противостояния.

"ХОЧУ ДЕТИШЕК ТРЕНИРОВАТЬ"

В последние годы хоккейной карьеры Валерий все чаще мечтал о поездке в Бильбао – может быть, только на время, а может – и навсегда. Может быть, просто отдохнуть, а может – действительно поднимать хоккей на родине предков. Рассказать о деталях он не успел.

И возможно, его, как Фетисова, под разными предлогами держали бы в стране почти до начала девяностых. А может быть, сборная Испании могла бы сейчас похвастаться более серьезными достижениями, чем победа над Турцией 38:0.

О тренерской работе Валерий задумывался и даже точно знал, о какой именно: "Хочу детишек тренировать". С детьми он всегда ладил замечательно: и с племянником, которому был практически как отец, мог заниматься часами, и даже повозиться во дворе с соседской ребятней – уже будучи известным игроком – выходил с удовольствием.

И, может быть, съездив наконец в Испанию, он вскоре вернулся бы в Россию и до сих пор тренировал детишек в родной школе ЦСКА. И за поколением хоккеистов, которые выросли, глядя на игру Харламова, пришло бы поколение хоккеистов, выращенных самим Харламовым.

76
  • Электросталец

    да, продались в 91-м за джинсы и мальборо, и разобщение в обществе теперь налицо, у каждого своя жизнь, и каждый за себя.

    14.01.2018

  • Упёртый русский

    Электросталец. Даль - человек, ум которого почти полностью разрушен американской либеральной пропагандой. Может, в самых дальних нервных клетках ещё остались следы адекватности, но проявляются они очень редко. Уровень социальной справедливости в СССР был гораздо выше, чем в любой капиталистической стране - именно это главное. Хотя абсолютно западные страны и были богаче, но по другому после ВОВ и не могло быть теоретически. В 90 году было 45 лет Победы, фактически, только два поколения новых жили, фронтовиков большое количество оставалось. А в 45 половина СССР представляла собой выжженую землю. А США - заработал денег на поставке военной техники. Как СССР в таких условиях по абсолютному благосостоянию можно сравнивать с США? А то, что достижения СССР при этом были бесспорны, в том числе по благосостоянию населения, это - бесспорно. И советские хоккеисты жили в СССР хорошо. Сейчас они получают шальные, ничем не обоснованные деньги, и это не правильно.

    14.01.2018

  • Электросталец

    упертый, а где росгерои хоккея, даль вон не хочет медалек, все изнанку выворачивает, да западная пропаганда работает!

    14.01.2018

  • Электросталец

    даль, заметь для амерских детишек, но не для сборной

    14.01.2018

  • Упёртый русский

    Валерий Харламов был самым легендарным хоккеистом СССР - это однозначно. Да и по праву. Его голы канадцам - незабываемы. Статья, правда, совсем слабенькая. Не о том автор пишет в памятную дату. Валера при всех опросах в России однозначно был бы признан самым великим хоккеистом в истории хоккея, никакие Грецки с Лемьё с ним и рядом не будут стоять. Даже не войдут в десятку лучших - это однозначно. И совершенно верно - кэнакам - канадские герои, россиянам - российские и советские!

    14.01.2018

  • Электросталец

    даль, наши по-другому не умеют, все из-под палки

    14.01.2018

  • = Даль =

    ростовский свин = Даль =..был бы и хлеб -если бы продолжили и дальше сталинские идеи..китай вон продолжил...======= в китае от сталина только флаг и расстрелы пулеметами. Миллиардеры опять же есть, частная собственность. другое там

    14.01.2018

  • ростовский свин

    = Даль =..был бы и хлеб -если бы продолжили и дальше сталинские идеи..китай вон продолжил...

    14.01.2018

  • = Даль =

    а 5 марта 1953 года -вот тогда величию россии пришел конец. ====== величие на хлеб не намажешь. кому оно нужно?

    14.01.2018

  • ростовский свин

    = Даль =Электросталец............успехи хоккея в ссср обьясняются просто - пример перед ои в сараево 1984 -за два месяца до ои чемпионат был приоставновлен - и сборная засела на базе...2 месяца!!!!иэто называлось любители.Советские хоккеисты были супер проффесионалами - фармакология, допинг, востановительные процедуры, интенсивность тренировок все было на высоком проффесиональном уровне...не было только своих клюшек и коньков-)))финны были любителями, шведы тоже , у канадце тоже на ои приезжали любители...

    14.01.2018

  • = Даль =

    ростовский свин.....И тем больше выглядит величие сталина -который за 10 лет сумел создать не только производство и свои инженерные кадры:грабин, илюшин, лавочкин, королев и многие другие конструкторы танков.===========.грабин, илюшин, лавочкин, королев это как щас павел дуров. словами гарика харламова : " всё, спи жена". тот же королев годами изучал секретные разработки нацистской германии.

    14.01.2018

  • = Даль =

    Электросталец CCCР дал хоккей, что ровно через четверть века играли наравных с родоначальниками. Сейчас же обратное развитие налицо. 98-серебро, 2002-бронза, 2006-деревяшки на шее, 2010 - разгромное поражение в четвертьфинале от кануков, в 2014- в 1/4 уже от чухонцев. 2018 - невыход из группы? ====== чтобы выигрывать всё в хоккее надо 300 дней сидеть на базе, и для злости в матчах с Канадой, получать копейки по сравнению с Филом Эспозито и после 30ти стать никому не нужным инвалидом. Сколько звезд переломал советский хоккей. Что лучше: смотреть как Овечкин радует вашингтонских детишек в НХЛ или посадить его безвылазно в Новогорск на все 10-15 лет карьеры, ради медалек ОИ для России?

    14.01.2018

  • ростовский свин

    = Даль =Гордость сталинской эпохи -Днепрогэс: проект слизан с ГЭС"Куинстон" на Ниагаре..естественно ...это никто и не отрицает -газ это форд, тракторы слизаны с катерпилера - точнее в америке куплена лицензия на их производство и оборудование, американские и европейские специалисты помогали проэктировать и запускать производство.И в этом нет криминала ..так как у россии до 1930 годов - практически не было такой сложнейшей отрасли как машиностроение, так как цари "танцевали" ксешинских, всяких, боялись ввести конституционную монархию..развивать промышленность и т.д. У страны тупо не было кадров и знаний для этого.И тем больше выглядит величие сталина -который за 10 лет сумел создать не только производство и свои инженерные кадры:грабин, илюшин, лавочкин, королев и многие другие конструкторы танков. тракторов, двигателей, самолетов и т.д.Путь сталина затем повторила корея и китай -они покупали лицензии и начинали свое производство с копирования японских немецких авто..потом набирались опыта, создавали свою конструкторскую школу и начинали производить свои оригинальные вещи.Так же было и в сталинском ссср - если первые авто точная копия форда, то победа и газ 21 -оригинальные разработки, и весьма передовые авто по тем временам.Это потом в хрущевско-брежневские времена - все деградировала..хрущ еще гагрина запустил в космос на сталинском наследии - и потом все медленно сдохло....Настоящий ссср распался не в 1991 году, а 5 марта 1953 года -вот тогда величию россии пришел конец.

    14.01.2018

  • Электросталец

    CCCР дал хоккей, что ровно через четверть века играли наравных с родоначальниками. Сейчас же обратное развитие налицо. 98-серебро, 2002-бронза, 2006-деревяшки на шее, 2010 - разгромное поражение в четвертьфинале от кануков, в 2014- в 1/4 уже от чухонцев. 2018 - невыход из группы?

    14.01.2018

  • = Даль =

    И квоты не на выпуск, а на экспорт на рынок ЕС. Делай помидоров сколько влезет, продавать в ЕС не сможешь.

    14.01.2018

  • ростовский свин

    царская россия была безусловно -суперотсталым государством -где процветала коррупция, сословия. отсталость и невежество проникли во все сферы жизни..не надо каких то статистических выкладок - просто почитайте достоевского, чехова, салтыкова щедрина...и станет понятно в какой ж.пе была царская россия..а это вовсе "не балы , лакеи юнкера и вальсы шуберта и хруст французской булки"(а то многие представляют романовскуую россию именно такой ), а нищяя, забитая страна , у которой до 1961 года -90% населения имели статус РАБ.Усиленно испольховался рабский детский труд на заводах.Население было поголовно необразованным - а кто будет учить крепостного...В высших эшелонах власти поголовная кррупция и мздоимство.

    14.01.2018

  • = Даль =

    Монте-Кристо (Мститель) . Придуркам. Плановая экономика действует давно во всем мире. Во всех странах, корпорациях и т.д. Чтобы не было перепроизводства. Те же квоты на выпуск сельхозпродукции в Европе - это плановая экономика. =====ну и Евросоюзу хана скоро. Брекзит забыл?

    14.01.2018

  • = Даль =

    Монте-Кристо (Мститель) . Недоумок, у меня написано там, что царизм умышленно сдерживал развитие России, чтобы не обидеть западных партнеров. ======= Так то, правильно. Афганистаном обидели и что вышло.

    14.01.2018

  • = Даль =

    Монте-Кристо (Мститель) . Дурачки пишут о тракторам при царизме, о самолетах, автомобилях и прочую чушь. Но не знают, что двигатели тогда Россия производить не умела. Те же поршни, кольца к ним и т.д. Не умела делать и свечи зажигания. И даже косы и сохи по большей части импортировали. ========== Гордость сталинской эпохи -Днепрогэс: проект слизан с ГЭС"Куинстон" на Ниагаре. Далее.Оборудование, поставлявшееся на строительство станции:Германия (заводы Круппа),лесопильный завод — Гамбург,высоковольтный трансформатор для испытательной лаборатории Днепростроя — Дрезден,трансформаторы для временной подстанции Кичкаса — Нюрнберг,паровые турбины временной станции — Мангейм,камнедробилки — Магдебург. гидротурбины- General Electric США. 17 сентября 1932 года «за особо выдающуюся работу на Днепрогэсе» 6 американских консультантов (Франк Фейфер, Чарльз Джон Томсон, Вильгельм Петрикович Меффи, Хью Купер, Фридрих Вильгельмович Винтер, Георг Себастьянович Биндер), возглавляемых шеф-консультантом Купером и инженером «General Electric» Томсоном.В 1930 году компания General Electric поставила пять генераторов для ДнепроГЭСа.Девять турбин были поставлены Newport News Shipbuilding and Drydock Company, США. Продолжать ?

    14.01.2018

  • Монте-Кристо (Мститель) .

    Придуркам. Плановая экономика действует давно во всем мире. Во всех странах, корпорациях и т.д. Чтобы не было перепроизводства. Те же квоты на выпуск сельхозпродукции в Европе - это плановая экономика.

    14.01.2018

  • = Даль =

    При это они "забывают" указать, что киловатт электроэнергии стоил 22 копейки. А средняя зарплата рабочего составляла в 1913 году 24 рубля. 110 киловатт ! ======== Монтя, самый дешевый сотовый мобильный телофон в 1993 году стоил 1000 баксов, в 2017 - 1000 рублей. Я к тому, что производство киловатта в 13 году и в 35 году две большие разницы.

    14.01.2018

  • Монте-Кристо (Мститель) .

    Дурачки пишут о тракторам при царизме, о самолетах, автомобилях и прочую чушь. Но не знают, что двигатели тогда Россия производить не умела. Те же поршни, кольца к ним и т.д. Не умела делать и свечи зажигания. И даже косы и сохи по большей части импортировали. Да почти все, что касалось промышленного производства. К 1914 году более 65% промышленности, которая находилась в зачаточном состоянии, принадлежала иностранцам. Которым невыгодно было выпускать продукцию высоких переделов. Они умышленно сдерживали развитие России. А недееспособный царизм к индустриализации был неспособен. По сути и тогда в России была отверточная сборка из готовых деталей. Рабочие в 1914 году составляли только 4-5% населения России, включая членов их семей. Крестьян было 85% населения России. На территории современной России более 80% были крестьянами..

    14.01.2018

  • = Даль =

    продукция СССР оказалась неконкурентноспособной на мировом рынке. Мы отставали везде: автомобилестроении, кораблестроении, станкостроении и пр. И если частная компания, производящая фуфло, разоряется, то плановая экономика СССР - разрушила всю страну.

    14.01.2018

  • Монте-Кристо (Мститель) .

    Развивалась ли Россия при царизме ? Развивалась, но черепашьими темпами. Возьмем среднюю продолжительность жизни. 1900 год - 31 год. 1914 год - 32 года. Фактически прогресса нет. А в Англии, Германии, США средняя продолжительность жизни в 1910 году превышала 50 лет. 1927 год при большевиках - 42 года. А тоже ведь прошло 13-14 лет, как с 1900 года по 1914. 1939 год - 47 лет ! Почему стал возможен такой прогресс ? За счет того, что медицина стала доступна для всего населения и за счет развития самой медицины, план Семашко. До революции медицина была недоступна для 80% населения. За 1880-1916 годы в России умерло не менее 158 млн. детей, из них в годы царствования Николая 2-го — 96,8 млн. Кстати, 75% населения России было безграмотно. Среднее образование имело 5% населения. Высшее - менее 1.5%. ............. Развивалась ли экономика России в начале 20 века ? Развивалась, но не столь быстро, как нам врут либералы. Развивалась за счет старта с низкой базы. При этом экономическое положение России стремительно ухудшалось. Вот такой парадокс. С чем это было связано ? С идиотской привязкой рубля к золоту, которую Николаю навязали англичане. После привязки рубля к золотому эквиваленту стал стремительно расти государственный долг России, с 5 миллиардов в 1900 году до 8.8 миллиарда в 1913 году. 1915 г.—10,5 млрд., 1916 г.—18,9. 1917 г.—33,6, а к 1 июля 1917 г. достиг уже 43,9 млрд. руб. Россия была банкротом. Ее крах был неизбежен. Дефицит бюджета в 1913 году составлял 39%. А самое главное, что после привязки рубля к золоту Россия не могла печатать лишние рубли, которые были необходимы для развития страны. Поэтому развитие и происходило черепашьими темпами. От США отставали в 1900 году в 6 раз, в 1913 году в 8 раз. При этом Штаты развивались с высокой базы. Из-за катастрофической нехватки средств все больше предприятий переходило в руки иностранцев. Аналогичные процессы идут в России и сейчас. Путинско-либеральная Россия - копия России царской. И конец у нее будет аналогичный. Она распадется на части после того, как закончатся ЗВР. Только в 1917 году Россию спасли большевики, которые остановили развал страны и смогли вернуть почти все отколовшиеся территории. То теперь Россию спасти будет некому. ......................... И один интересный момент. Либералы пишут, что при Николае Втором все в России стоило дешево. При это они "забывают" указать, что киловатт электроэнергии стоил 22 копейки. А средняя зарплата рабочего составляла в 1913 году 24 рубля. 110 киловатт ! При этом Николай Второй запрещал строить гидроэлектростанции, они бы снизили цену на электроэнергию в несколько раз, которые были разработаны русскими учеными, чтобы не обидеть иностранцев, которым принадлежало большинство электростанций в России. Был ли возможен прогресс в экономике России при таком подходе ? Нет и еще раз нет. Ленин поэтому первым делом и начал со строительства электростанций в тяжелом для страны 1918 году. Воплотив в жизнь разработки русских дореволюционных ученых, которые с удовольствием сотрудничали с советской властью.

    14.01.2018

  • Монте-Кристо (Мститель) .

    Единственное светлое, что было в истории России - это СССР. Единственный период, когда Россия чего-то стоила на планете, не была страной третьего мира, сырьевой колонией, придатком запада - это СССР. СССР же появился в результате Великой Октябрьской революции. Поэтому 7-е ноября - это главный праздник в истории России. И не только России. Все в мире изменила Великая Октябрьская революция. Буржуазия была вынуждена поменять отношение к рабам. Создать им условия для человеческой жизни. До 7-го ноября 1917 года рабочие и крестьяне во всем мире были на положении скотов. Заставила буржуев делиться своей прибылью с народом. Заставила уважать народ. Только рабы этого не понимают, тем более их грамотно оглупляют СМИ и экономисты, которых буржуазия содержит. Но после гибели СССР в мире идет обратный процесс. И неминуемо рабов опять загонят в стойло. И рабы этого достойны.

    14.01.2018

  • = Даль =

    ростовский свин.........одним шприцем десяток пионеров херачили. Медицина СССР то еще достижение, согласен.

    14.01.2018

  • Монте-Кристо (Мститель) .

    Задорнов смеялся над американцами, говоря, что они тупые. Но еще больше, только про себя, он в это время смеялся над россиянами, ибо знал, что россияне гораздо тупее американцев. Так как дела в США идут хорошо, а в России все хуже и хуже. Причем россияне сами себе устроили такую жизнь, по доброй воле. Они захотели жить, как в США и стать американцами. У них получилось, но только частично. Они для этого разрушили СССР. Государство, которое гарантировало им светлое будущее. В итоге жить лучше они не стали. Наоборот, у подавляющего большинства жизнь сменилась на выживание. А по части тупости американцев превзошли. «Государство, сознательно убивающее самое себя, — такого в мире ещё не бывало», - говорил о современной России Валентин Распутин. После его слов больше и добавить нечего.

    14.01.2018

  • Монте-Кристо (Мститель) .

    ростовский свин ...................... Так всем разумным людям очевидно, что технологии КНДР кто-то передал. Или мы или Китай. И между современной КНДР и СССР огромное отличие. Во времена СССР страна развивалась гармонично. По мере развития науки и промышленности пропорционально в те годы повышался уровень жизни народа. И еще. В 1985 году уровень жизни в КНДР был выше, чем в Южной Корее. Народ жил достойно. Все рухнуло после гибели СССР и предательства других стран социализма. Экономика КНДР была заточена под них. И все в одночасье рухнуло. Промышленная продукция КНДР стала никому не нужна. Ибо действовало эмбарго на нее в остальном мире. А после 1991 года все страны мира, кроме Китая, стали для КНДР остальным миром. Но Китай самодостаточен. Он главный мировой экспортер. Он все производит сам.

    14.01.2018

  • ростовский свин

    = Даль =я согласен ,насчет люмпенов. которые до сих пор ноют о стабильности, о бесплатных комуналках и лучшей советской медицине(при воспоминании о советском стеклянном шприце с тупой иголкой толщиной в палец мой зад до сих автоматически сокращается-)))Но сталин все же не поднимал из разрухи, то что уничтожал, сталин с нуля создавал отрасли и специалистов , которых у нас в стране никогда не было ..как говорится отродясь...

    14.01.2018

  • = Даль =

    ростовский свин=== Началось все с русско-японской. Николай2=Горбачев. Слабый и безвольный, вот и почалось. Так все империи и распадались. Ничего удивительного

    14.01.2018

  • = Даль =

    ростовский свин======Сталин поднял из разрухи то, что он сам и такие как он и разрушил. НТР же никто не отменял. Вот и кажется, что при Сталине было лучше, чем при Николае. Когда рухнула империя в 17 тоже было много недовольных, как и после 91. Не хотелось менять уклад жизни. В 17том - возмущали помещики, фабриканты, в 91 - пришибленные совком люмпены. Первые жаловались на потерю фабрик и заводов, люмпены 91 года до сих пор плачут по бесплатному жилью и медицине. Крутили 40 лет одну гайку и эта гайка после развала СССР нафик никому не сдалась, оказалось.

    14.01.2018

  • ростовский свин

    = Даль =..поспорю -западный фронт был позиционным -там кавалерия уже ничего не решала, а решала артиллерия, эффективность которой повышала моторная авиация -аэрофотосьемка и аэроразведка. корректировка, и первые подразделения спецназа -штурмовики(особенно в германии)которые были вооруженны автоматами -мп 18 помойму, В профильных учебных зведениях страны о этом есть курсы.Немцы сравнивали восточный фронт против россии с курортом, по отношению к западному, потому что русская армия была отсталой и слабо вооруженной.Вот итог царского правления.

    14.01.2018

  • Гуго Оберштейн

    Монте-Кристо (Мститель) . Все остальное лучше доступнее было в СССР в конце 80-х. Лишь 30% в Европе имели собственное жилье. Большинство же завидовало жителям СССР. Где более 90% населения, из тех кто стоял в очереди, получили квартиры к 1991 году. Европе это и не снилось.---------------------------Этот перл однозначно в избранное.

    14.01.2018

  • = Даль =

    ростовский свин.......неплохо, только почему в первую мировую мы по моторизации армии проигрывали всем и еще снарядов не хватало....===== моторизированная техника было в зачаточном состоянии. Посмотри смешные танки какие. Решали кавалерией еще и поэтому 1МВ выиграл пулемет максим.

    14.01.2018

  • ростовский свин

    = Даль =...неплохо, только почему в первую мировую мы по моторизации армии проигрывали всем и еще снарядов не хватало....

    14.01.2018

  • ростовский свин

    = Даль =я отнюдь не совкофил, наоборот совкофоб ,но товарища сталина уважаю,история и цифры показывают никогда Россия не имела такого статуса, как во времена сталина, ни в царские ,не в демократические ...Если бы он мог править страной в мирные, спокойные времена его система дала бы огромные результаты.Она и так дала огромные успехи в условиях страшных войн и потрясений. представь какой бы успех был в спокойной обстановке.НАсчет царской россии..это тема для другова разговора....Р.С.даль -а ты случайно не поклонская???

    14.01.2018

  • = Даль =

    Как любят повздыхать ненавистники Российской Империи, в РИ к 1913 году было всего 165 тракторов, цитируя при этом, например такое: "1911 год. Я.В.Мамин изготовил трактор с двигателем мощностью 18 кВт собственной конструкции и дал ему название "Русский трактор-2". После испытания и небольшой переделки был создан трактор с двигателем мощностью 33 кВт. На Балаковском заводе было выпущено до 1914 года более 100 таких тракторов. Кроме Балаковского завода, незадолго до первой мировой войны несколько заводов России (в Ростове-на-Дону, Кичкассе, Барвенкове, Харькове, Коломне, Брянске и др.) приступили к выпуску тракторов." Неплохо, для "отсталой" страны? Эра тракторов в действительности началась с выпуска Фордом трактора Фордзон в 1917 году, но Россйской империи тогда уже не было.

    14.01.2018

  • Монте кормушка новосибирского Академгородка икается до сих пор. Пропагандист детского сада №1

    14.01.2018

  • ростовский свин

    Монте-Кристо (Мститель) К середине 50-х создал водородную бомбу и АЭС. Что Испании тогда и не снилось....не снилось , но прямой связи с уровнем жизни населения , не имеет.Северная корея и ее опыт поттверждает.

    14.01.2018

  • = Даль =

    ростовский свин Сколько было тракторов в сельском хозяйстве до сталина???А сколько при сталине?? ======= сколько компьютеров было при сталине? а сейчас??? ты сравниваешь хрен с балериной. В 1913 году не было тракторов вообще, а в 1935 - 40 млн. тракторов. Иихуу, Йоська красавчик!

    14.01.2018

  • ростовский свин

    Монте-Кристо (Мститель) ....В СССР их качество начало деградировать во второй половине 50-х, с правления Хрущева. Он ликвидировал артели и кооперативы. А проклятая "косыгинская реформа" качество добило. ..ха я это и написал -что хрущев предатель и враг ,еще похлеще других, этот коментарий потерли.Только вот ссср времен"развитого социализма" выстроен больше по системе хрущева, поэтому он и деградировал и не надо писать, что все были обеспечены комфортным жильем...Жителей бывших комуналок раздражает...

    14.01.2018

  • Монте-Кристо (Мститель) .

    ростовский свин ................ 1) Ты это только что прочитал. 2) Все это так. Но и СССР развивался такими же темпами. Только гораздо с более высокой базы. Испания же только в середине 50-х вернулась к уровню середины 30-х годов. Восстановила, разрушенное гражданской войной. А СССР бурно развивался в 30-е годы. В 1940 году вышел на второе место в мире по ВВП. К 1951 году восстановил, разрушенное войной. К середине 50-х создал водородную бомбу и АЭС. Что Испании тогда и не снилось. Пропасть была между СССР и Испанией. И повторю. Только к 1990 году Испания догнала РСФСР по ВВП на одного человека. Так как в СССР заканчивалась катастройка. Умышленное разрушение страны. И экономики в ней.

    14.01.2018

  • Крылья,ноги,хвосты.

    Ещё "Международная панорама" была. "Яркое солнце светит над Парижем, но не радует оно парижан."©

    14.01.2018

  • Крылья,ноги,хвосты.

    = Даль= ____ Зато большинство европейцев завидовали жителям СССР. Монтя сам, в программе "Время" слыхивал, и в "Совраске" читывал.

    14.01.2018

  • ростовский свин

    = Даль =...А.Галич - Поэма о Сталине (оказался наш Отец не отцом а сукою). Слушаю ща, ржу. А по теме, мне прадед рассказывал как его коровы стали общими в 30х. Пьянь местная, деревенские бездельники и алкашня, стали председателями. Через год стадо все сдохло......вот сталинскую коллективизацию и изображают всякие очернители..все сдохло, пьяницы , алкаши..Во первых сталин решил аграрный вопрос, который до него не цари, ни столыпин решить не могли; раскулачивание это да ошибка -точнее перегиб- как модно было говорить.НО ис таким сельским хозяйством какое было до 1930 -жить и развиватся дальше уже было не возможно.Сколько было тракторов в сельском хозяйстве до сталина???А сколько при сталине??Сталин создал грамотную систему мтс - когда техника не находилсь на попечении колхоза, а ее ремонтом обслуживанием и работой на ней занимались проффесионалы - работники мтс, ремонт и обслуживание происходили в проффесиональных условиях, хрущев развалилэту систему передав технику колхозам- пошла , пьянка и разруха когда енпрофесионалы убивали новую технику за сезон - т.д.При сталине было разрешенно частное производство -артели ..хрущев и это убил.сталинская система была эффективной -цифры это потверждают..то что у тебя вызывает смех и отвращения -это хрущевско-брежневские колхозы...Система сталина сильно отличалась.

    14.01.2018

  • Монте-Кристо (Мститель) .

    ростовский свин: "качество жизни советского человека: жилищные условия, качество еды,одежды, медицинских услуг, обуви, бытовой техники - уступало намного качеству жизни в европе."..................... Бредятину несешь. Причем полную. Правда только в том, что качество бытовой техники, одежды и обуви в Европе было выше. Все остальное лучше доступнее было в СССР в конце 80-х. Лишь 30% в Европе имели собственное жилье. Большинство же завидовало жителям СССР. Где более 90% населения, из тех кто стоял в очереди, получили квартиры к 1991 году. Европе это и не снилось. Про образование и медицину даже не пишу. В СССР любой мог получить бесплатно качественные услуги. В Европе только обеспеченные получали высшее образование. Качество тогда медицины было одинаковым. И о качестве бытовой техники и одежды. В СССР их качество начало деградировать во второй половине 50-х, с правления Хрущева. Он ликвидировал артели и кооперативы. А проклятая "косыгинская реформа" качество добило. Надо иметь хоть элементарное представление о том, что происходило в СССР и в мире. Чтобы ахинею не нести.

    14.01.2018

  • = Даль =

    Бу-га-га! = Даль =____ Там вообще всё печально. Альтернативная, Монтина Россия. Как в "попаденской" фантастике.====== скотный двор у него в башке,имхо

    14.01.2018

  • = Даль =

    У Ильича в мухосранском Симбирске гувернантка была из Пруссии выписана. Батя Ленина был из астраханских крестьян еси че. Да-да, не было социальных лифтов в царской России.

    14.01.2018

  • Крылья,ноги,хвосты.

    = Даль =____ Там вообще всё печально. Альтернативная, Монтина Россия. Как в "попаденской" фантастике.

    14.01.2018

  • ростовский свин

    Монте-Кристо (Мститель) ....нужны конкретные цифры...в свое время попался интересный материал про реал мадрид. так вот испания в 51-60х годов развивалась очень интенсивно, прирост экономики был 8 % каждый год, в том числе в этот же период началась индустриализация испании, как раз таки 50 е это рост испанской экономики, и на этой волне разросся и реал..так как с 1949 года испания прорвала международную блокаду и установила дипломатические отношения , в том числе и с америкой, американское бабло и правильное руководство франко- протекционизм в экономике - привели к тому что испания в 50 годы сильно прибавила...Плюс страна не пострадала от войны..Нужны конкретные цифры по сравнеию с ссср что бы делать выводы.Насчет нищеты испании в 50 годы это довольо спорно

    14.01.2018

  • = Даль =

    Бу-га-га! Монтя объективную критику органически не переваривает. Его сразу падучая бить начинает. Корёжит не по-деццки. ====== Конечно, не сходятся данные. Не в курсе историкус, что при царях более миллиона, а то и двух немцев,французов, англичан и др. европейских басурман переехали в Росс. Империю в 18-19 веках за хорошей жизнью. У Монти история начинается с казни Николашки.

    14.01.2018

  • Монте-Кристо (Мститель) .

    ростовский свин ......................... И сейчас в России число долларовых миллиардеров зашкаливает. Покупают халков за 60 миллионов евро. Но при этом уровень жизни среднего эрефянина - это 17% от уровня среднего янки. А уровень среднего жителя РСФСР в 1985 году составлял 45% от уровня среднего жителя США.

    14.01.2018

  • = Даль =

    ростовский свин======== А.Галич - Поэма о Сталине (оказался наш Отец не отцом а сукою). Слушаю ща, ржу. А по теме, мне прадед рассказывал как его коровы стали общими в 30х. Пьянь местная, деревенские бездельники и алкашня, стали председателями. Через год стадо все сдохло...

    14.01.2018

  • Монте-Кристо (Мститель) .

    ростовский свин .................. Твоя "логика" смешит. В царской России были богатейшие люди, которые в Европе сорили деньгами. Сводили своим богатством Европу с ума. При этом царская Россия была самым нищим государством Европы. Где доля нищих составляла 60%. Бедных и нищих - 85%. Ибо было дикое расслоение общества. Аналогичное расслоение было и в Испании в 50-е годы. А то, что в СССР во второй половине 50-х годов уровень жизни был выше, чем в Испании в то же период, то это исторический факт. Официальные данные. Только во второй половине 80-х Испания догнала по уровню жизни РСФСР. Когда вовсю уже шла разрушительная катастройка.

    14.01.2018

  • Крылья,ноги,хвосты.

    Монтя объективную критику органически не переваривает. Его сразу падучая бить начинает. Корёжит не по-деццки.

    14.01.2018

  • = Даль =

    ростовский свин = Даль =..про сталина попрошу не надо, ======== про Сталина Мандельштам все написал.

    14.01.2018

  • ростовский свин

    Монте-Кристо (Мститель) ...обьясни откуда в "нищей испании" 50х годов были огромные бабки на футбол на барселону, атлетико(любимыйклуб франко) и на реал??? Почему венгры бежали в испанию, после 56 года -хидегкути, пушкаш??

    14.01.2018

  • ravilius777

    Бобров Харламов Буре !!!

    14.01.2018

  • ростовский свин

    = Даль =..про сталина попрошу не надо, его период правления -требует более вдумчивого анализа, чем "кровавый тиран"...а вот хрущев и брежнев такие предатаели как горбачев, они так же плавно подводили страну к краху, проваливая экономические реформы ..горбачеву просто досталось это прогнившее советское дерьмо ,которое надо было реформировать .И что тут случилось : все окраины советской империи -выразили желание получить независимость: стало быть не сильно прониклись советскими идеалами за 70 лет....А может быть их верность коммунизму была пока платили из москвы, как только москве стало не до платежей, и верность коммунизму куда то улетучилась...

    14.01.2018

  • Крылья,ноги,хвосты.

    = Даль =___ Не самих палачей, а тех, кто после исполнения имущество распределял. Но это тоже не точно, а имхо.

    14.01.2018

  • Монте-Кристо (Мститель) .

    gibson ................ Во второй половине 50-х и в 60-е годы уровень жизни среднего жителя СССР был выше уровня жизни среднего испанца. Но тут написано, что родственники Харламова относились к зажиточной части населения. Хамон у них водился ?! Для мещанина, для эрефянина хамон и счастье - это слова синонимы.

    14.01.2018

  • = Даль =

    Бу-га-га! Монтя щитает, что в СССР жили только сотрудники ОБХСС и члены их семей. ====== Монтя потомок сталинских палачей. Но это не точно,имхо.

    14.01.2018

  • ростовский свин

    Thomas_Boy_..абсолютно согласен, качество жизни советского человека: жилищные условия, качество еды,одежды, медицинских услуг, обуви, бытовой техники - уступало намного качеству жизни в европе.Я беру среднестатистического человека, как у нас так и в европе.Не беру работников пртийной номенклатуры, работников торовли-)))) СССровская модель устройства экономики и общества - утопический бред, экспериментнад народом , который 30 лет назад с треском провалился.

    14.01.2018

  • = Даль =

    А фамилия Ориве еврейского происхождения. Фото молодой Кармен смотрим, там все видно. Фамилия прослеживается с XIII века. Корни происходят от обработки золота. Многие евреи для удобства принимали христианство и оставляли фамилии по ремеслу. в 13-15 вв. продажа и обработка золота в Испании была под евреями. Дальше сами гуглите если интересно. Не надо в Ленинку записываться как в 56том))

    14.01.2018

  • Крылья,ноги,хвосты.

    Монтя щитает, что в СССР жили только сотрудники ОБХСС и члены их семей.

    14.01.2018

  • ростовский свин

    согласен с графом -испания до 70Х годов 20 века -это аграрное государство,но не значит нищая, с элиментами сословно-феодального общества,и вот тут вопрос к какому сословию относились родители матери харламова???Так как понятие агррарная страна -не значит нищая ,не забываем , что в 50годы 20 века -именно в испании создали великий реал бернабео. который выиграл 5 подряд кубков чемпионов, пригласив многих суперзвезд того периода,за огромные деньги.Если нашлись гигантские бабки на футбол, думаю испания была далеко не такой нищей ...Так что уровень жизни в испании был не хуже ссср , хотя бы по той причине , что она не пострадала от второй мировой войны...Советское государство - по среднему качеству и уровню жизни населения всегда уступало странам запада.И даже спорить здесь не о чем.

    14.01.2018

  • Thomas_Boy_

    Квартиры в СССР, конечно, давали. Но мои родственники в 50-х жили в коммуналке. Да, в самом центре. Но в коммуналке. Они там жили 40 лет. Пожил в этой квартире и я. Это был адский Ад даже для ребенка. Так что сказок про счастливый советский Рай не надо.

    14.01.2018

  • = Даль =

    Фамилия Абад это как у нас Долгоруковы, Юсуповы. Куда вы со своей зарплатой в 80 рублей новыми в калашный ряд и промтоварами, историки скоморохи)). Имеет происхождение со времен захвата Испании арабами в 8 веке.

    14.01.2018

  • = Даль =

    Вы бы хоть погуглили, кем был отец Бегонии Харламовой, прежде чем писать комменты...там не 7 комнат, там дворец в Бильбао. Вернулась из рая к московским клопам, автор прав.

    14.01.2018

  • Werewolf

    Вы статью читайте внимательно, эксперты экономические. Там ни слова не сказано про ситуацию в Испании. Там написано что семья у жены (т.е. бабка с дедом) богатые были. Дом семикомнатный и т.д. Думаю им было плевать на платную медицину, да и голодать не приходилось. А в СССР да, бесплатно квартиры, продуктовое изобилие, но жили почему то в однушке.

    14.01.2018

  • gibson

    Монте-Кристо, браво. Восхищаться уровнем жизни в Испании 50-х годов это что-то с чем-то:-) Вот что с людьми делает многолетняя либеральная пропаганда - везде лучше чем в СССР:-)

    14.01.2018

  • Монте-Кристо (Мститель) .

    В 50-е годы в Испании жили бедно. Была дикая безработица. Промышленность отсутствовала. Индустриализация только начала осуществляться. Испания была по сути аграрным государством. С фашистом во главе. С фашистской диктатурой. С высокой инфляцией. А во второй половине 50-х в Испании разразился валютно-финансовый кризис. В результате которого инфляция и девальвация национальной валюты стали зашкаливать. Но автор этого ничего не знает. Для него запад - это страна абсолютного счастья с молочными реками и кисельными берегами. И еще. Зарплата в 800 рублей (80 новыми) в 1956 году считалась высокой. Ибо в магазинах все стоило копейки. Было изобилие продуктов и промтоваров. Разрушительные хрущевские "реформы" только начинались. В СССР бесплатно давали квартиры. Было бесплатное образование и бесплатная медицина. В Испании же медицина и образование обходились дорого. Так что любой нормальный человек тогда выбрал бы СССР.

    14.01.2018

  • andersen78

    Жаль что так рано

    14.01.2018

  • Thomas_Boy_

    Помимо 11:1 на ЧМ-77 были еще 9:1 на ЧМ-85.

    14.01.2018

  • Электросталец

    самую сокрушительную победу в истории советско-канадского противостояния 11-1 на чм-77

    14.01.2018

  • Sp M

    А еще через две недели в память о нем сборная СССР одержала самую сокрушительную победу в истории советско-канадского противостояния. =================================================== У них там в Канаде какой-то праздник был в тот день. Все ожидали главного - победы сборной Канады. Здорово мы им всё испортили.) Третьяк был непробиваемым.

    13.01.2018