ВХЛ
РУССКАЯ КЛАССИКА МЕНЯЕТ ФОРМАТ
– Как проходит подготовка к "Русской классике"?
– Бурными темпами. В этом году у нас нововведение: вместо двух обычных матчей мы сыграем три. Сначала репетиция основного действия – игра администрация области против руководства Высшей хоккейной лиги, она пройдет 6 февраля. На следующий день пройдет матч регулярного чемпионата ВХЛ между ТХК и "Бураном". Наконец, 9 февраля основный состав действующих чемпионов России ЦСКА померяется силами со сборной Тверской области, сформированной под вывеской СКА МВО, в которой сыграют шесть игроков из КХЛ, в том числе и Илья Ковальчук. Сергей Федоров совершенно официально заявил, что собирается принять участие в этой встрече. Это будет не просто товарищеский матч, у него будет серьезная спортивная составляющая.
– Тяжело было договориться с ЦСКА по поводу участия в этом мероприятии?
– Организация предыдущих "Классик" дает положительный эффект, о нашем позитивном опыте в этом направлении в российском хоккее уже все знают и понимают, насколько это интересно. Мы осознанно выбирали дату проведения мероприятия, когда КХЛ делает перерыв на Евротур. Так почему бы армейцам не поучаствовать в "Русской классике", не продышаться на свежем воздухе?! Своим приездом в Тверь они подарят людям настоящий праздник. Да и в целом все клубы, которые мы просили отпустить игроков, подошли с пониманием, и никто нам не отказал.
В ПОЛОЖЕНИИ "ЗВЕЗДЫ-ВДВ" МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ ЛЮБОЙ КЛУБ
– Как обстоит ситуация с "проблемными" в экономическом плане клубами?
– Сейчас наибольшая часть нашей работы состоит в том, чтобы оказать поддержку командам, находящимся в тяжелой финансовой ситуации. Проблемы всегда существовали, но так остро, как сейчас, они раньше не стояли. Однако, несмотря на все трудности, у нас нет никаких срывов, держим руку на пульсе. Конечно, очень неприятный случай произошел с клубом "Звезда-ВДВ". Да, почти все требования регламента при вступлении в ВХЛ были соблюдены, за исключением определенных недостатков по спортсооружению. Однако руководство клуба не смогло справиться с тяжестью той задачи, которую они на себя взвалили. Получилось, что в результате они подвели лигу, Дмитров, своих болельщиков. Хорошо, что удалось снять команду с чемпионата управляемым путем – она доиграла до конца первого круга, и мы смогли сохранить в силе результаты ее матчей.
– Насколько реально в будущем обезопасить себя от такой ситуации?
– К сожалению, реальность такова, что в подобном положении может оказаться любой клуб в любом виде спорта. К тому же не стоит забывать, что у нас не коммерческая лига, а социальный проект. Главная задача сейчас – сохранить те команды, которые есть.
– То есть о потенциальном расширении речи не идет?
– Как вы знаете, с этого сезона под нашим крылом появилась еще одна лига – первенство ВХЛ, права на которую нам переданы ФХР. И было принято решение, что в чемпионат ВХЛ, наше главное соревнование, команда может попасть только "обтеревшись" в играх первенства.
– А какие-то заявки от новичков для участия в первенстве ВХЛ уже есть?
– Пока рано об этом говорить. При этом мы не отказываемся от своей цели: в первенстве должно быть в два раза больше команд, чем в чемпионате ВХЛ. Чем больше, тем лучше. У нас огромная страна, и чем больше команд, тем меньше затраты на участие, возможно дробление на зоны, конференции, дивизионы, позволяющее снизить расходы. Каждый, кто не может себе позволить бюджет клуба КХЛ или ВХЛ, должен иметь возможность создать хоккейную команду в своем городе. Надо всех желающих, имеющих профессиональную структуру клуба, но крайне ограниченные финансовые возможности, объединить в одно соревнование. Каждый клуб может сам определять, кем ему играть: опытными хоккеистами, юниорами или смешанным составом.
СПОРТ ДОЛЖЕН ОПИРАТЬСЯ НА МАССОВОСТЬ
– А как это может помочь российскому хоккею в долгосрочной перспективе?
– Во-первых, мы таким образом поднимем интерес к виду спорта в стране. Дадим толчок многим регионам создать хоккейную команду, которая была бы не столь финансово затратна. Весь спорт должен опираться на массовость, начиная с турниров вроде "Золотой шайбы". Возьмите пример Северной Америки – сколько у них различных молодежных лиг. Чем больше будет соревнований разного калибра, команд и игроков, в них участвующих, тем больше будет хоккеистов высокого уровня, а национальная сборная будет представлена более классными игроками, в том числе на чемпионатах мира и Олимпиаде. К тому же эта тема развития касается не только игроков, но и тренеров.
– Как, например, Андрея Разина, перешедшего в "Автомобилист" из ВХЛ?
– Да, в последнее время клубы КХЛ все больше уделяют внимания молодым российским тренерам. Но не совсем правильно, когда неопытный специалист приходит в команду КХЛ, и от этого страдает и результат клуба, и его карьера. Надо пройти весь путь снизу доверху, как это и сделал Андрей Разин. Посмотрите, как играет его команда, учитывая возможности клуба по сравнению с топ-клубами. Тема ступенчатого развития касается всего: тренеров, игроков, клубов в целом. Вспомните тот же хоккейный клуб "Донбасс". Команда могла спокойно заявляться в КХЛ, но предпочла провести один сезон в ВХЛ, чтобы более готовой подойти к новому для себя уровню.
– А как оцените дебют в лиге более удачливых новичков, чем "Звезда-ВДВ", воскресенского "Химика" и "Звезды" из Чехова?
– Пока им не так просто все дается, но, вероятно, успехи еще впереди. Есть еще один важный момент, касающийся этих клубов. "Звезда" – фарм-команда ЦСКА. Таких команд в ВХЛ пять – еще это "Челмет", "Барс", "Динамо" (Балашиха) и "СКА-Нева". Проблема в том, что эти пять представителей лиги и двадцать других клубов решают совершенно разные задачи в чемпионате, что очень негативно сказывается на спортивной составляющей. Фарм-команды полностью подчинены интересам клубов КХЛ, а остальные двадцать – реально борются за титул победителя Всероссийского соревнования. ВХЛ – это не тренировочное соревнование для резервистов, а полноценный и самодостаточный турнир.
– Тем не менее важно для российского хоккея в целом, чтобы хоккеисты со временем переходили из ВХЛ в КХЛ.
– Безусловно. Мы проводили аналитическое исследование и посчитали, что за все годы существования лиги более 700 хоккеистов, прошедших школу Высшей хоккейной лиги, хотя бы раз сыграли в КХЛ. И в этом нет ничего удивительного, хотя некоторые все равно говорят: ВХЛ не работает и ничего не дает нашему хоккею. Но как не работает? Фамилии всех не перечислишь, но возьмите тот же "Амур", где играют братья Ушенины, один из лучших вратарей ВХЛ Александр Судницин сейчас первый номер у Нефтехимика, лучший новичок первого сезона Максим Карпов – лидер московского "Динамо", много игроков из ВХЛ играют в "Автомобилисте", "Адмирале", новокузнецком "Металлурге", "Витязе", "Ладе". Повторюсь: речь не только об игроках, но и о руководителях, тренерах, клубах в целом. Про "Ладу" говорили: в КХЛ команда играть не будет и хоккей там умрет. Такие разговоры от лукавого. Тольяттинцы сделали паузу, собрались с силами и вернулись в КХЛ.
КЛУБЫ РЕШАТ САМИ
– Недавно зазвучали разговоры о появлении отдельной лиги для фарм-клубов.
– Мы всецело поддерживаем это решение. Это позволит разделить совершенно различные по структуре команды, и цели, и задачи клубов внутри одного турнира будут совпадать. Некоторые ошибочно называют ВХЛ соревнованием фарм-клубов, но это не так. Это унижает сами соревнования, наших болельщиков, подобное понимание неверное. Фарм-клубов у нас нет. Есть двадцать самостоятельных клубов со своей историей, традициями, болельщиками и пять команд клубов КХЛ. Да, есть сотрудничество между клубами КХЛ и ВХЛ, но это совсем другая ситуация. Например, ярославский "Локомотив" здорово взаимодействует с той же "Рязанью", "Северсталь" с "Ижсталью", "Витязь" с ТХК и так далее, но это взаимовыгодная договоренность клубов, основанная на спортивном, а не финансовом сотрудничестве. Проблема и в посещаемости. Если вы сходите на любой домашний матч фарм-команды: "Звезды", "Динамо", "Барса", то практически не увидите на трибунах болельщиков. А хоккей не может без них существовать. Не стоит забывать, что ВХЛ – самостоятельная лига, которая финансируется за счет спонсорских денег, а также средств клубов, которые участвуют в соревновании, и они сами определяют политику лиги.
– Не боитесь, что кого-то из участников ВХЛ могут перетянуть в эту новую лигу?
– Не думаю, что это может принять массовый характер, разве что какие-то отдельные случаи. Не случайно, что еще при создании ВХЛ все клубы хотели стать частью самостоятельного соревнования с высоким организационным уровнем, и вряд ли в их интересах изменение ситуации. Для российского хоккея важно, чтобы второй его эшелон был сильным. Что касается первенства фарм-клубов, то необходимого высокого уровня соперничества данное состязание будет лишено. Посмотрите на подобное соревнование в футболе, и ответ на данный вопрос получите сами.