26 мая 2016, 00:30
Когда в марте Олег Знарок не включил Александра Радулова в число "16-ти неприкасаемых" для участия в Кубке мира, он недвусмысленно дал понять: форвард ЦСКА свое право на место в сборной еще должен доказать. Доказать на домашнем чемпионате мира.
Но не вышло. Радулов не особенно хотел играть за сборную, да и не мог при всем желании – травма была слишком серьезной, чтобы рисковать здоровьем. И вновь, спустя всего месяц после апрельского демарша Александра, Знарок оказался перед той же самой дилеммой: брать ли Радулова в команду или нет?
Сыграл бы в Москве – и ответ было бы не сложно найти, исходя из результата. А так вышло, что кроме этапов Евротура (из которых серьезные выводы не сделаешь) у тренерского штаба есть только абстрактное представление о том, как армеец (или скорее экс-армеец) может помочь сборной, ведь при Знарке он так и не сыграл ни на одном крупном турнире.
Из семи путевок в Торонто для нападающих осталось максимум три места – меньше семи защитников в заявке быть не может – вдруг кто получит травму? Кандидатов на эти позиции совсем немного: кто-то, как Ковальчук и Семин, отсеялся еще до чемпионата мира, другие (Плотников и Бурмистров) – по ходу турнира.
В сухом остатке выходит шестерка нападающих: отлично сыгравшие в Москве Шипачев и Дадонов, Мозякин, даже с тяжелейшей травмой забивший шесть голов, открытия чемпионата Телегин и Любимов ... и Радулов. Широков с Калининым, при всем к ним уважении, на Кубок мира не наиграли.
Был бы в распоряжении Знарка звездный во всех линиях состав, в котором можно без проблем жонглировать звеньями атаки без урона качеству, вопросов бы не было – от известного бунтаря (как на льду, так и за его пределами) он бы отказался без долгих раздумий. Однако такого второго хоккеиста, как Радулов, в России просто нет – и даже в том оптимальном составе, который соберется в Торонто.
Главная проблема почти всех современных российских звезд нападения – критическое отсутствие универсальности. Дело даже не в умении играть как в центре, так и на фланге, или наличии хороших навыков двустороннего форварда, чем козыряют почти все канадские топ-хоккеисты. Все проще: единый паззл из десятка снайперов и диспетчеров мирового уровня не удалось собрать ни одному российскому тренеру.
То один (Овечкин), то другой (Малкин), то кто-либо еще, а иногда почти все сразу (Сочи-2014) выпадают из общего ансамбля. Слишком много первых скрипок – а таскать рояль не хочется никому. Радулов в этом смысле совершенно другой. Надо – и он потащит к снайперским вершинам Телегина, Любимова и Светлакова. Надо – и будет впахивать на пятачке и у бортов в звене с условным Дацюком. Тренерский штаб уже успел стать заложником ситуации, когда к парам мастеров (Овечкин и Кузнецов, Дацюк и Мозякин) было не найти подходящего правого вингера. На один полуфинальный матч пропала тройка Шипачева – и некому оказалось взвалить на себя бремя лидерства.
Из шестерки кандидатов помимо Радулова лишь Дадонов и Телегин играли в североамериканских лигах и имеют большой опыт выступлений на маленьких площадках. Мозякин сильно нуждается в классном партнере (хотя бы одном), который любит комбинационный хоккей, способность Шипачева и Дадонова феерить без Панарина (а вдруг придется) под большим сомнением после полуфинала Кубка Гагарина. А их оппоненты по той стадии из ЦСКА, кроме как на роль 13-го экстрафорварда или в "энерджи-лайн" (если она вообще будет), не претендуют. Против Радулова – лишь эмоции и желание обезопасить себя от риска. Любые чисто игровые факторы говорят только за.
Правда, есть одно большое "но" – хочет ли играть в сборной Знарка сам Радулов? Но если удалось договориться и пойти на уступки один раз, то что мешает это сделать и во второй? Тем более, когда на кону Кубок мира, который в случае отказа НХЛ от участия в Олимпиадах станет самым важным международным турниром. Пора бы уже взять медали на форуме с участием всех сильнейших – но не собрав в Торонто всех лучших российских хоккеистов, это будет сделать практически невозможно.