МЧМ по хоккею 2025. Статьи

1 января 2019, 22:00

Эта сборная Брагина действительно хороша. Но и у нее есть проблемы

Павел Климовицкий
Шеф-редактор по спецпроектам

Молодежный чемпионат мира-2019. Россия – Канада – 2:1

"СЭ" подводит итоги группового этапа МЧМ для сборной России и отмечает положительные и отрицательные стороны игры нашей команды

Что было круто

Вратари

Предыдущий чемпионат мира, на котором сборная России вылетела в четвертьфинале, единственное исключение из правила последних восьми лет со старта работы Валерия Брагина в молодежке (с учетом двух турниров с Михаилом Варнаковым) – у наших всегда крутые вратари. И то год назад Владислав Сухачев, который немало ошибался, все равно был одним из лучшим в команде и даже дал шанс на победу в плей-офф над США.

В остальном: 2011 – Бобков/Шикин, 2012-2013 – Василевский/Макаров, 2014 – Василевский, 2015 – Сорокин/Шестеркин, 2016 – Георгиев/Самсонов, 2017 – Самсонов. Ляпы можно вспомнить у каждого, но всегда вратарь или пара голкиперов были сильнейшей линией российской команды. Даже опережая нападение.

Нынешний год – не исключение. О талантах сына Вадима Тарасова Данила было известно давно, а вот Петр Кочетков, никогда не игравший в юниорских сборных и долгое время не цеплявший внимание клубов КХЛ, – это главное открытие в молодежном хоккее нового сезона. Брагин так и не определился с четким первым номером, отдав Тарасову матчи с аутсайдерами (правда, именно Швейцария забросила нам больше всех), а Кочеткову – с более сильными командами, но проблем это не создало – в каждой встрече наши вратари были на высоте.

Защитники

Опять же не обойтись без сравнений, но не покидает ощущение, что никто из прошлогоднего состава российской молодежки (включая более молодую версию Дмитрия Саморукова) не попал бы в линию обороны этой команды. Она не безгрешна: пара Журавлев – Морозов привезла и единственный гол канадцев, и заработала аховые "минус 7" на двоих и со швейцарцами, про двойный буллитный подарок от Саморукова тоже не забываем.

Однако средний уровень защиты совсем не смотрится ужасающе на фоне обороны других топ-сборных, а что Александр Романов, что Александр Алексеев при удачном раскладе могут претендовать на место в символической сборной турнира.

Решение Брагина впервые отказаться от восьми защитников в заявке и играть в три пары оказалось сверхсвоевременным – зачем давать время хоккеистам, которые не тянут уровень МЧМ, если есть те, кто могут проводить на льду по 23-25 минут?

Оборона россиян уже набрала в 4 матчах 13 (3+10) очков – в 2018-м было 8 (в 5), в 2017-м и в 2015-м – те же 13 (но в 7!), в 2016-м – 15 (тоже в 7).

Большинство

И уже в третий раз вернемся в прошлый год. А как иначе, когда россияне реализовали одну попытку из 20 в большинстве – настоящий кошмар! Вместо спецбригад Брагин пробовал все звенья по очереди, и на лед выходили хоккеисты, которым противопоказаны позиционные атаки как класс. Да, оправдать тренера могло отсутствие сильных атакующих защитников и диспетчеров в нападении – но не пять же процентов реализации? С таким результатом мы были худшей командой МЧМ.

Сейчас отношение к большинству куда более серьезное. Тройке Кравцова с Саморуковым и четвертым форвардом (Муранова в этой роли сменил Подколзин) потребовалась пара матчей, чтобы наиграть не самую простую схему, но в играх с Швейцарией и Канадой эта спецбригада забросила очень важные шайбы, сравнявшие счет. Не обошлось и без импровизации: Клим Костин рассказал, что вход в чужую зону в большинстве с оставлением от защитника и переводом на другой фланг придумали сами хоккеисты.

Меньшинство

За весь чемпионат мира было пять шайб в меньшинстве – и три (!) из них на счету сборной России. При этом и в обороне в формате "четыре на пять" наша команда хороша, пропустив лишь один гол в 15 попытках, и то весьма нелепый.

Брагин не прогадал, отдав места в заявке узкоспециализированным хоккеистам вроде Артема Галимова и Кирилла Слепца – агрессивный скоростной стиль в меньшинстве шокировал что чехов, что швейцарцев, лишь канадцы смогли создать реальную опасность у наших ворот.

Если бы Слепец еще реализовывал моменты! Кирилл чем-то напоминает Андрея Кузьменко трехлетней давности, который был сверхактивен, но жутко порол моменты и закончил МЧМ с нулем очков. Скорость, дриблинг, юркость, при этом определенная лимитированность в комбинационном хоккее, которую форвард СКА постепенно выправляет в КХЛ – хотелось бы, чтобы и нападающий "Локомотива" пошел по его пути, а не превратился в обычного бегунка из четвертого звена.

Что могло быть лучше

Первое звено

Эксперимент "Кравцов-центр" после первого периода матча со Швейцарией казался проваленным – к счастью, следующие 100 минут двух игр показали, что все не совсем безнадежно. Бессмысленно сравнивать ситуацию с Кузнецовым-2012: Евгений и до МЧМ много играл не на фланге и был готов к новой позиции.

Кравцов не так хорош на точке (около 40 процентов), но это не самое страшное – он частенько теряет позицию при обороне (вспомните первый гол Швейцарии) и не так здорово действует в отборе, что иногда приводит к очень плохому развитию событий: его тройка, которая должна доминировать, не может просто взять шайбу под свой контроль

У Кравцова есть очевидная химия с Денисенко, которая появилась еще на Турнире четырех наций в ноябре, но вот Костин … У Клима хватает класса не выпадать из игры звена, но он не придает ему ничего нового в атаке, лишь страхуя более рисковых партнеров сзади – все трое любят повозиться с шайбой и умеют это (в отличие от почти всех партнеров по нападению).

Костин мог бы усилить игру любого другого сочетания (скажем, Старков/Шашков – Шэн – Костин), а вот Денисенко и Кравцову куда больше подошел бы настоящий центр. Увы, джокера на эту позицию в сборной больше нет.

Некоторые форварды

Нереально, чтобы все 12 или 13 нападающих играли в свою силу – но не отметить, что несколько человек в атаке выпадают, нельзя. К счастью, не оправдались опасения по Василию Подколзину: он не результативен (одна передача), получает удаления, его постоянно бьют, но за счет сумасшедшего объема работы он свое место в команде отрабатывает.

А вот его более возрастные партнеры (18 лет против 17) по системе СКА Кирилл Марченко и Иван Морозов пока выглядит для МЧМ сыровато. Через год они наверняка составят с тем же Подколзиным одну из двух ведущих троек, но пока их роль в команде ограничивается недолгими сменами и попаданием в запас в третьем периоде. Сборная от этого не страдает, но вспоминая отцепленных, сложно отделаться от ощущения, что Брагин не угадал на сто процентов с составом.

При этом претензий к Марченко и Морозову немного, единственное серьезное разочарование в нападении – это Степан Старков. За всю историю Суперсерии очков больше него набирали лишь Никита Гусев и Кучеров, но если его партнер по тройке Павел Шэн так же хорош, как и на турне в Канаде, то форвард "Сочи" банально потерялся – его пока просто не видно.

Стиль

Победа над Канадой оправдывает любые игровые проблемы, но во время плей-офф не хочется оказаться в ситуации, когда российская сборная окажется не готова к своевременной смене своего стиля.

Если агрессии еще можно добавить, то креатива и комбинационных качеств, кроме уже имеющихся (его много, но лишь в одной тройке), взять уже неоткуда. К счастью, чехи попались в нашу ловушку, получив две шайбы в большинстве, а швейцарцам не хватило класс реализовать жуткое число голевых моментов (их было больше, чем у россиян). Канадцы же сыграли так же, как было и на Суперсерии – чересчур осторожно и без единого намека на самый скоростный хоккей в истории МЧМ, о котором говорил перед турниром их тренер Тим Хантер. Не факт, что американцы или шведы будут для команды Брагина столь же удобны.

Молодежный чемпионат мира по хоккею 2019 //
Расписание матчей молодежного чемпионата мира по хоккею //
Турнирная таблица и сетка плей-офф молодежного чемпионата мира по хоккею