Петр Кочетков (Рязань, ВХЛ), Даниил Тарасов (Толпар, ВХЛ), Кирилл Устименко (Динамо Спб, МХЛ)
Один из главных прорывов в молодежном российском хоккее в этом сезоне – история голкипера Петра Кочеткова. Редко бывает, что к 19-20 годам на высоком уровне раскрывается игрок, который даже и близко не подходилк юниорским сборным своего возраста. Да, Кочетков уже в 17 лет сыграл в ВХЛ за пензенский "Дизель", воспитанником которого он является, но в тройку лучших вратарей 1999 г.р. ранее он никогда не входил.
В этом году Петр уже дебютировал за ХК "Сочи" в КХЛ, имеет неплохие показатели в "Вышке" в "Рязани" (1,89 гола за игру и 93,6 процента отраженных бросков – для ВХЛ отличными их назвать нельзя, Кочетков не входит даже в десятку лучших голкиперов по цифрам) – а на Суперсерии он стал настоящим кошмаром канадцев, выиграв три матча и пропустив в них два (!) гола. У Даниила Тарасова, к которому претензий также немного – одна победа и семь пропущенных шайб.
Любопытно, что за два последних драфта было выбрано сразу пять российских голкиперов этого возраста: Тарасов, Кирилл Устименко, выступающие в лиге Онтарио Максим Жуков (первый номер этой сборной на ЮЧМ, Брагин его даже не вызывал на Суперсерию) и Иван Просветов, а также вратарь из системы "Сибири" Шамиль Шмаков. Почти нет сомнений, что летом задрафтуют и Кочеткова, а в КХЛ на него обратят внимание клубы побогаче "Сочи".
Перед МЧМ Петр за счет Суперсерии имеет небольшое преимущество над Тарасовым, но, скорее всего, в контрольных матчах перед турниром и на групповом этапе Брагин даст сыграть им обоим –основной голкипер пока не определен. Устименко же будет третьим и запасным вратарем. Ситуация похожа на прошлогоднюю, когда до старта чемпионата мира предсказать первого номера было тяжело, но средний уровень голкиперов сейчас значительно выше.
Александр Алексеев (Ред Дир, WHL) – Дмитрий Саморуков (Гелф, OHL), Александр Романов (ЦСКА) – Илья Морозов (Сибирь), Данила Журавлев (Барс, ВХЛ) – Савелий Ольшанский (Зауралье, ВХЛ), Евгений Калабушкин (СКА-Нева, ВХЛ)
Сказанное про вратарей можно повторить и про защиту: да, в ней нет топ-хоккеистов вроде Ивана Проворова или Михаила Сергачева, но средний уровень значительно выше прошлогоднего, когда очень посредственные навыки оборонцев на корню убили любые попытки организации игры сборной России – особенно в позиционном нападении и большинстве.
Сейчас же у команды Брагина чуть ли не лучший подбор защитников за последнее десятилетие: не случайно, что в Суперсерии россияне позволяли канадцам так мало. Да, по атакующим навыкам наши хоккеисты сильно проигрывают оптимальному составу что "кленовой", что шведской или финской обороны, но дисбаланса между возможностями линий защиты и нападения больше быть не должно.
Алексеев, Саморуков, Романов, Морозов и, скорее всего, Ольшанский – железные кандидаты на поездку на МЧМ. Выбор остальных зависит от решения Брагина: брать ли традиционно восемь защитников и двенадцать нападающих на турнир либо перейти к более современной схеме "7+13", которая позволяет не опасаться травмы одного из форвардов, разбивающей четыре сыгранных тройки, ведь всегда есть запасной.
Вероятно, Брагин ранее пытался компенсировать недостаток класса защитников их постоянной свежестью, играя в четыре пары, но сейчас необходимость в этом нет: Алексеев, Саморуков, Романов и Морозов могут и должны проводить на льду 20 и более минут. Учитывая, что концовку Суперсерии Брагин проводил именно с форматом "7+13", предположу, что есть шанс, что он использует его и на МЧМ.
В выборе шестого, седьмого и, вероятно, восьмого защитника у тренера есть варианты: как "канадские" – Журавлев, Калабушкин, Вениамин Баранов или Марк Рубинчик, так и "европейские" – Антон Малышев, Данила Галенюк и Даниил Валитов. Скорее всего, приоритет у тех, кто играл на Суперсерии – на Турнире четырех наций в обороне моментами творился кавардак.
Григорий Денисенко (Локомотив) – Виталий Кравцов (Трактор) – Николай Коваленко (Локомотив), Степан Старков (ХК Сочи) – Павел Шэн (Салават Юлаев) – Клим Костин (Сан-Антонио, АХЛ), Иван Чехович (Бе-Коме, QMJHL) – Александр Хованов (Монктон, QMJHL) – Дмитрий Завгородний (Римуски, QMJHL), Иван Муранов (Динамо М) – Артем Галимов (Барс, ВХЛ) – Кирилл Слепец (Лада, ВХЛ), Василий Подколзин (СКА-Нева, ВХЛ)
Наконец, самое интересное и непонятное. Повторю написанное в оперативном ночном тексте после шестого матча Суперсерии – почти на каждую позицию в атаке можно найти по два кандидата, которые здорово проявили себя или в канадском турне, или на Турнире четырех наций.
Ключевая интрига, от которой зависят все сочетания форвардов – позиция главной звезды этой сборной Виталия Кравцова. Из-за травмы нападающего Аноховского Юрию Бабенко, который ездил с молодежкой в Чехию, пришлось экстренно сдвигать Кравцова с правого фланга в центр.
Формально с новой ролью Виталий справился – в связке с Денисенко и Коваленко он набрал 5 (2+3) очков. В том, что он может действовать в центре на молодежном уровне в атаке, больших сомнений нет: для индивидуальных проходов Кравцову даже удобнее уходить подальше от бортов, а с комбинационными навыками у него все в порядке.
Но вот игра в обороне, ключевые вбрасывания … Да, это можно наработать до адекватного уровня (пример Евгения Кузнецова в "Вашингтоне") – но не за месяц до старта МЧМ. Если Кравцов остается на новой позиции, это может добавить необходимость выпускать на большинстве специального форварда для игры на точке и по максимуму убирать ведущую тройку со смен в своей зоне.
При этом связка Денисенко и Кравцова видится более важной, чем ярославская – Денисенко и Коваленко. Сын "Русского Танка" – тоже железный кандидат на поездку на МЧМ, но его можно использовать и в любом другой тройке вплоть до четвертой: Николай не так техничен, как его партнеры, но более универсален.
Скорее всего, в Ванкувер поедет связка Старков – Шэн, набравшая на двоих 10 (4+6) очков на Суперсерии. Это идеальное сочетание для контратакующего быстрого хоккея. При этом шансы их партнера Александра Яремчука я оценю пониже: он не так хорош при игре сзади, плюс нужно найти место в составе для Клима Костина – нашего лучшего хоккеиста на прошлом МЧМ. Он по-прежнему играет с переменным успехом в АХЛ, до основы "Сент-Луиса" ему далеко, но в молодежке он незаменим – другого опытного хоккеиста, который настолько одарен и физически, и технически, в нашей атаке нет.
Перед Брагиным может встать выбор между двумя целыми тройками: питерским сочетанием Марченко – Морозов – Подколзин и "квебекским" – Чехович – Хованов – Завгородний. Взять и тех, и тех можно, лишь если отказаться от ролевого четвертого звена чеккеров и бегунков.
Тройка Морозова намного габаритнее (средний рост ближе к 190 см, когда у их конкурентов не дотягивает на 180), но чуть моложе (по два хоккеиста 2000 г.р., а вот Чехович на два года старше Подколзина).
Если "квебекцы" вытащили сборной победу в Суперсерии на глазах у Брагина, то "питерцы" провели свои три матча на турнире в Европе неровно: Морозов отметился лишь голом в меньшинстве, Марченко набрал очки лишь в концовке третьего матча со шведами при счете 3:1 в нашу пользу, чуть более заметен был Подколзин.
Для Василия в случае его непопадания в состав лучше поберечь то самое место 13-го форварда и отказаться от малонеобходимого 8-го защитника: у недавнего дебютанта СКА есть очевидное уникальное качество – умение переламывать игры, в которых его команда уже сдалась и признала поражение. Подколзина как джокера всегда можно использовать как в ведущем звене, так и ролевом – он готов и к позиционному нападению, и индивидуальным прорывам.
Для четвертого звена кажется оптимальным сочетание габаритных и физически сильных Муранова и Галимова (или Павла Колтыгина) и взрывного Слепца, в игре которого не так много созидания для партнеров, зато достаточно заражающей команду активности.
Во всех линиях сборная России сильнее, чем год назад. Намного длиннее скамейка – помимо основного 1999 г.р. на двух турнирах Брагин задействовал два десятка хоккеистов 2000-го – вероятно, сильнейшего года в российском хоккее за полтора десятилетия (начиная с 1986 г.р. Малкина и Радулова).
Сложно забыть позорный для этого поколения юниорский чемпионат мира, но та неудача куда больше была менеджерской и тренерской – оптимальный состав мог бы побороться с финалистами – США и Финляндией.
Сейчас россияне не сильно уступают по составу американцам и канадцам (если вообще уступают), превосходят шведов и чехов, а финские энхаэловские потери (Хейсканен, Йокихарью и Котканиеми) слишком велики, чтобы чересчур опасаться сборную Суоми.
Теперь Брагина можно будет оценить куда объективнее: прошлогодний провал можно было списать на недостаток кадров, теперь же тренеру есть из кого выбирать и благодаря кому создавать новую чемпионскую команду. И все это мы увидим очень скоро – До самого яркого турнира года ждать осталось чуть больше месяца.