МЧМ по хоккею 2026. Статьи

30 декабря 2021, 19:00

«Опозорили Родину!» Наша сборная уже получала техническое поражение на МЧМ

Андрей Жданюк
Корреспондент
Из-за побоища на льду пришлось вмешаться даже полиции.

Почти 35 лет назад молодежный чемпионат мира в Чехословакии завершился необычным образом. В наше время матчи и турниры отменяют из-за надоевшего всем коронавируса, а тогда причиной вполне мог стать массовый мордобой прямо на хоккейной площадке.

Именно этим решили заняться сборные СССР и Канады, решив, что выяснять отношения в таком формате будет гораздо веселее, чем гонять по льду шайбу. Беспощадная драка между игроками двух команд навсегда вошла в историю мирового хоккея, а про существование города Пьештяны с тех пор знает любой опытный канадский болельщик.

С чего все началось?

Для сборной СССР тот турнир не задался во всех отношениях. Команда выглядела довольно блекло и в шести матчах набрала всего пять очков. Тогда МЧМ проходил по круговой системе без игр на вылет. К моменту встречи с Канадой команда Владимира Васильева потеряла все шансы даже на бронзу, а «Кленовые листья» при определенных раскладах еще могли завоевать золото. Для этого им необходимо было обыграть СССР с разницей в пять шайб. За шесть минут до конца второго периода канадцы вели со счетом 4:2, однако затем градус неприязни между игроками стал стремительно расти. Сначала зацепились Сергей Шестериков и Эверетт Санипасс, а затем и Павел Костичкин с Теореном Флери.

Последний делал все для того, чтобы вывести соперников из себя. После заброшенной шайбы он демонстративно подъехал к скамейке советской команды и расстрелял игроков из воображаемого автомата. Неудивительно, что нервы Костичкина не выдержали, и в одном из эпизодов он ударил Флери клюшкой. Завязалась драка, на помощь партнеру пришел Евгений Давыдов, после чего хоккей в тот вечер закончился. Судьи не особо пытались погасить конфликт в его начальной стадии, а когда поняли, насколько далеко зашла ситуация, просто ушли в раздевалку. В то время председателем судейского комитета ИИХФ был Рене Фазель, который после увиденного накричал на арбитров и обвинил их в некомпетентности.

Потасовка между игроками мгновенно выросла в масштабах так, что сложно представить, кто бы смог быстро и без проблем остановить это безумие. Драка затянулась настолько, что организаторы вынуждены были выключить на арене свет. Впрочем, не помогло даже это, и на помощь пришлось звать полицию. Только так команды удалось уговорить покинуть лед и проследовать в раздевалки.

Сборным Канады и СССР дали полчаса, чтобы собрать там свои вещи, после чего под конвоем военных развезли по разным городам в отели, а наутро — в аэропорты. «Я помню, что Валерий Зелепукин получил травму, выбил плечо. Он упал на колено, а все это время его бил канадский игрок. В Советском Союзе нас к подобному не готовили, мы не понимали, что происходит, как нам себя вести. Арбитры вообще самоустранились», — вспоминал Сергей Федоров.

«За это надо гнать из комсомола!»

Все это было похоже на нелегальный турнир по боям без правил, где противники просто ненавидят друг друга. Защитник Владимир Константинов настолько вошел во вкус, что сломал нос своему канадскому коллеге по амплуа Грегу Хоугуду, нанеся удар головой. Разумеется, такой беспредел не мог закончиться безнаказанно. Тренеры команд были дисквалифицированы ИИХФ на три года, игроки — на полтора, но позднее им уменьшили срок до шести месяцев. Результат того недоигранного матча был аннулирован, а чемпионом впервые стала молодежка из Финляндии, которая на одно очко опередила хозяев чемпионата.

Реакция на произошедшее в каждой стране была разная. В Канаде боготворили своих игроков, газеты выходили с заголовками «Уничтожили коммунизм», а владелец «Торонто» Гарольд Бэллэрд даже изготовил за свой счет комплект золотых медалей, заявив, что канадская сборная его достойна.

В СССР же все было иначе. Бывший защитник Вадим Мусатов вспоминал следующее: «Что нас ждало на родине? Сделали невыездными, дисквалифицировали на год, стали таскать на всякие разборки. Помню, в гостинице «Юность» нас распекали уважаемые ветераны сборной Третьяк, Майоров: «Опозорили Родину! Как вы могли до такого дойти?! За это надо гнать из хоккея, из комсомола!» Я в армейской команде числился. Думал, если не в тюрьму посадят, то на гауптвахту точно. Родители во Владимирской области испугались, звонят: «Вадик, ты где?! С тобой все в порядке?!» Я и спать, и есть нормально не мог несколько дней».

Интересно, что хоккеисты сборной СССР купили запись с этой дракой прямо в аэропорту у находчивого местного болельщика. Кассета обошлась команде в 300 крон, однако дошла только до больших начальников, и никто из игроков ее так и не увидел. По сей день идут споры, кто же виноват в том побоище, но вряд ли когда-нибудь найдется четкий ответ на этот вопрос.

«Когда на арене выключили свет, я делал такие вещи, за которые мне до сих пор стыдно. Там было настолько темно, что ты даже не видел лица того, с кем дерешься. Гордиться произошедшим не стоит. Однако мы пожертвовали золотом, чтобы защитить своих товарищей, и сделали бы это снова», — говорил Брендан Шэнахан. МЧМ-1987 был неплохо прорекламирован советскими и канадскими хоккеистами, а внимание болельщиков к турниру стало расти с каждым годом. Не зря ведь говорят, что во всем всегда можно найти свои плюсы.

96
  • Электросталец

    скажите, кто на фото из игроков

    31.12.2021

  • Электросталец

    напишите, кто на фото

    31.12.2021

  • Андрей Лотоцкий

    Да помню эту историю. В глазах болельщиков ребята вовсе не опозорили Родину))

    31.12.2021

  • ЮКИ

    молодцы,пацаны!так и только так!Отцы били и Внуки достойно продолжают!а эти комуняцкие начальнички в раздевалке Одно гвандели,а для прессы противоположное!пусть знают,что Русских лучше Не трогать!кстати,ноне перестроившиеся тренеришки могли бы и Юбилейную медаль отлить,типа "за Отвагу на хоккее"ЮКИ

    31.12.2021

  • Lаns

    Что за радость РОДИНУ поливать ? Вам за это платят или в мозгах полная разруха. Д.Б.

    31.12.2021

  • Bokkie

    Так ты дисседентом начинал?

    31.12.2021

  • Bokkie

    За Державу обидно, Братуха?

    31.12.2021

  • Bokkie

    Интрига в словах Шэнахена

    31.12.2021

  • sailor1990

    Про тот матч я узнал от русички, которая на уроке сказала, что вот молодежная сборная опозорила страну на чемпионате. Но поскольку у нас с русичкой были весьма натянутые отношения, то у меня автоматически возникла противоположная точка зрения на данную ситуацию.

    31.12.2021

  • alex1995

    зато на следующий год устроили погром Канаде в Анкоридже 7-2. И там уже окончательно сформировалась супер звено Могильный - Федоров - Буре (39 очков в 7 играх). Должны были стать третьей супертройкой после М-П-Х и К-Л-М, но увы не сложилась, рассыпалось звено, как вскоре и вся страна...

    31.12.2021

  • АбАкУмоВ

    А что ты до сих пор от страха дрищешь при упоминании об СССР?... РОссия правоприменица СССР.. гимн почти такой же .. слегка отредактированный.. А кто без России зажил хорошо из бывших советских республик?..Назови хоть одну..

    31.12.2021

  • АбАкУмоВ

    Россия правоприемница СССР как СССР был правоприемником Царской России...Я понимаю ты опоздал на раздачу мозгов

    31.12.2021

  • Garribaldi007

    ничья, по совокупности судейских оценок

    31.12.2021

  • Scallagrim

    Друг, глаза протри. В данном издании грязь льют на США и Европу.

    31.12.2021

  • Jackson 57

    "С добрым утром, тётя Хая..."

    31.12.2021

  • IQ-87%

    Я много чего читал раньше-в перерывах просмотра видео о боях за Брежнева - а что-заметно

    30.12.2021

  • glass99

    да скорее всего (хотя сам не помню подробностей этого события, как-то мимо прошло). Ибо, учитывая вводные - его "жест" был априори неадекватен. Ну и не просто так ведь поговорка про "прибежище негодяев" существует.

    30.12.2021

  • Очень хорошо помню этот случай!!! -) :cut_of_meat: P s . Потом много позже ,уже наша Молодёжка с Клиновыми зарубилась по такому же сценарию ..!-)) :flag_ru:

    30.12.2021

  • alehan22747

    об этом и речь...вишь как тебя отпендюрили - до сих пор забыть не можешь, ха-ха-ха:)))!!!

    30.12.2021

  • Василий Любимов

    В итоге кто кому накостылял? Махач был очень весёлый.

    30.12.2021

  • Деметрио

    Какие имена,аа!!! Что с нашей стороны, что с канадской!!! Легенды!!!

    30.12.2021

  • IQ-87%

    Люди очень любят Сэ сээр-что поделаешь-а память такя штука-запоминается только хорошее-даже если его не было

    30.12.2021

  • а Россия и есть СССР*************************** Бедный, как тебя обработали..)))

    30.12.2021

  • alehan22747

    Не мог брежнев повезти бровью в 1986г. Не ври, совдепия:)))

    30.12.2021

  • alehan22747

    Да он просто "господин соврамши"!!! (с.)

    30.12.2021

  • alehan22747

    Да уж, 30 лет прошло с тех пор как Свободный Мир отпендюрил совдеповскую помойку и освободил русских людей, но отпендюренные совкодрочеры ещё остались и продолжают мучиться от собственных комплексов неполноценности, LOL:))))!!!

    30.12.2021

  • Аллах говорит, вы таки правы...

    30.12.2021

  • allerc

    Да, были времена...

    30.12.2021

  • сакс_КТ

    /Шепотом/ Как истинный русский патриот, надо говорить "надеваю")

    30.12.2021

  • И тебе спасибо, благородный дон!

    30.12.2021

  • Дон Румата

    Спасибо, благородный дон, взаимно!

    30.12.2021

  • Кто знает... С Наступающим, благородный дон! Пусть новый год будет для тебя легче и счастливее, чем уходящий.

    30.12.2021

  • Дон Румата

    Тогда, в 87-ом, оно даже задумкой не было, имхо.

    30.12.2021

  • С наступающим! Ну... Зато и не проиграем. А то результаты последних лет скорее огорчали. А в сборную Зубова я не сильно верю. Только Мичков, остальные что-то никак.

    30.12.2021

  • djavdet

    Да уж, вот до чего цифровизация с глобализацией людей довели. Бабушки и дедушки поменялись местами, да и от пионеров стали шарахаться. С наступающим. Жаль, в новогоднюю ночь с отменой МЧМ остались без зрелища

    30.12.2021

  • Это оно сейчас неясыть. А тогда, в 87-ом, оно было субулькой.

    30.12.2021

  • alexpomor

    67 г.р. не очень удался. Был Толя Фетисов, но... А Вова Константинов драться совсем не умел(. Давыдов, Керч... Точно не лидеры, так себе...

    30.12.2021

  • Дон Румата

    Когда выключили свет, Шэнахан решил прибить Фёдорова. А Фёдоров решил проучить Шэнахана. Они долго махали кулаками, а когда включили свет, вяснилось, что они вдвоём месили каким-то образом потерявшуюся в темноте и оказавшуюся на льду неясыть. Враги покачали головами, отёрли пот со лбов... и объединили усилия. Летели пух и перья. Так добро победило.

    30.12.2021

  • Novgorodets Veliky

    слили золото в унитаз и довольны)) ну тупые(с)

    30.12.2021

  • Ну насколько я помню те байки, что рассказывали про Бэлларда, редкая скотина он был...)

    30.12.2021

  • glass99

    >зря кленовым медальки-то Бэллард выдал< дык, ура-патриоты - не только у нас есть. Они в любом государстве присуствуют. пысы тут давеча машинки за 4-е место давали - как чемпионам)

    30.12.2021

  • Иван Иванов

    россия только отдаляется от величия СССР и стремительно падает в бездну, за год во всех видах спорта об нас ноги вытерли

    30.12.2021

  • Вот и все. Вот и решен вопрос.)

    30.12.2021

  • Так-то я и сейчас по выходным одеваю галстук и пристаю к бабулькам на светофорах. Время, конечно, другое, недоверия много. Некоторых приходится насильно через дорогу переводить. Некоторые от меня шарахаются уже, как от чумы... Но такова се ля ви...

    30.12.2021

  • djavdet

    Позабавило. Прям вижу Томаса в г. Горьком -дцать лет назад переводящим чрез дорогу разных бабушек и дедушек. Настоящий пионер

    30.12.2021

  • andy1962

    ааа.....насчет Фетисова-то я был прав!!! насчет Леонида Ильича ошибся, да. а Фетисов и Макаров отдолбили канадцев.

    30.12.2021

  • просто человек 5

    Зачем спорт когда пьешь водку?

    30.12.2021

  • andy1962

    Эврика!! тем хуже для Вас конкретно...Макаров избил Залапски на родине хоккея в Калгари 1988г....Все остальное не имеет значения! Признаю, про Брежнева и Фетисова перепутал.

    30.12.2021

  • Hexen

    Сак май Кэр.

    30.12.2021

  • Давайте вы не будете юлить.)) Я счастлив от того, что Макаров побил Залапски. Но меня таки сильно смешит лажа, которую вы понаписали относительно Брежнева и ЧМ в Москве. А еще больше смешит то, как вы по-детски упрямитесь, хотя вас приперли к стенке.) Все ошибаются, это нормально. Сам грешен. Но упираться так, как это делаете вы, может только человек с болезненным самолюбием.

    30.12.2021

  • АбАкУмоВ

    Рукожопы почините уже сайт .. то комментарии видно то не видно... лента ответов нормально не проматывается как должна...

    30.12.2021

  • andy1962

    я только одного непонимаю....почему Вам не нравится то, что Макаров отдолбил Залапски? Наверное, уж было за что!)))

    30.12.2021

  • Ну да, ОИ-88 в Калгари - это как ЧМ в Москве, только в Канаде.)) Вы поищите в своей памяти про Яшина, Месси и Горбачева. И расскажите обязательно. Можно заменить персонажей на Овечкина, Бобби Орра и Ленина.)

    30.12.2021

  • andy1962

    Специально для Вас поищу где еще Серега мог знатно отдолбить Зарли....неужели это случилось на Играх в Калгари...где 5-0 в нашу пользу?))))

    30.12.2021

  • АбАкУмоВ

    Ваша сборная это сборная сша или канады.. успокойтесь уже русофобы.. А что только сборная России получила технарь?...Все вопросы к ИИХФ и их бездарной организации турнира.. если цель была сорвать турнир они с ней справлись.. молодых хоккеистов жаль.. у них отняли самый ценный подарок в году.. возможность играть со сверстниками в хоккей на международном уровне и я вижу СССР уже 30 лет как распался а некоторых до сих пор от него корёжит.. а Россия и есть СССР и набирает былую мощь и силу... и в спорте в том числе...

    30.12.2021

  • Спасибо огромное, а историй про то, как Горбачев аплодировал Льву Яшину после того как тот отбил пенальти от Месси у вас нет?))

    30.12.2021

  • andy1962

    Вот видите, а Вы спорите....ничего, прощаю!

    30.12.2021

  • Да, это реально важно.))

    30.12.2021

  • Владимир Чудаков

    Чтоб водку пить, надо иметь здоровье !

    30.12.2021

  • andy1962

    Не наводите тень на плетень! Брежнев умер в 82! важно то, что Макаров избил канадца Зарли Залапски как ребенка ион заплакал..

    30.12.2021

  • Владимир Чудаков

    Ну молодчина Неясыть !

    30.12.2021

  • Это уже бла-бла-бла, это таки не интересно. Интересно, что у вас Фетисов и Залапски на ЧМ-79, а Брежнев бровями водит в 86-ом.

    30.12.2021

  • просто человек 5

    Зачем здоровым людям спорт?

    30.12.2021

  • Djin Ignatov

    Бездарное заключение человека не знающего СПОРТ !!! Сборные СССР и России даже и близко сранивать СМЕШНО!!! Тогда иы занимали на всех ОИ первые -вторые места , а сейчас в последние лнтгие ОИ опустились уже на 5 строчку !!!

    30.12.2021

  • Ну да. В 87-ом. По движению брежневской брови. Хорошо, что не написали, что по звонку с сотового. Поразительное неумение признавать собственные ошибки.))

    30.12.2021

  • просто человек 5

    Не зря ведь говорят, что во всем всегда можно найти свои плюсы.(А.Ж.)А ведь если ему голову оторвать кликов прибавится.Явный плюс.

    30.12.2021

  • Владимир Чудаков

    35 % не интересуются спортом, но тупо сидят на ветках. Во имя чего ? Пререкаться с настоящими болельщиками - уже устал про это писать, но эти проценты заколебали.

    30.12.2021

  • andy1962

    у Вас, конечно! Вы можете сколько угодно иронизировать...годы здесь абсолютно не важны...я помню как Макаров мочил Зарли Залапски.

    30.12.2021

  • andy1962

    к сказанному можно добавить, что канадцы как истинные французские петушки всегда клевали первыми, но когда видели таких людей как Рагулин, Васильев...сразу скисали.

    30.12.2021

  • Зарли в 79-ом было 11 лет. Макаров избил ребенка? Та Боже ж мой, что вы такое пишете...) Это же гнусный поклеп на прославленного хоккеиста Макарова. Так у кого каша-то в голове?

    30.12.2021

  • andy1962

    Вам не нравится сам факт того, что Макаров отдолбил Зарли?)) вполне возможно, что это было в 79. Это не важно, важно то, что советские хоккеисты когда хотели избивали канадцев. В то же время перед ними всегда была главная цель - первое место на том или ином турнире.

    30.12.2021

  • richardford

    Кто виноват в том побоище?А вы посмотрите первую игру Канада-СССР в 1972 году. Вспомните как в1976 году избивали Харламова, а наши стояли и смотрели как это происходит, проявляя выдержку и дисциплинированность.

    30.12.2021

  • Я прекрасно помню как на ЧМ в Москве достаточно было Леониду Ильичу Брежневу только повести знаменитой бровью, как Слава Фетисов сотоварищи так отмутизили канадских профи, что те долго собирали кровавые сопли....перед глазами картина Сергей Макаров долбит канадского гиганта Зарли Залапски, сидя на нем....)) _________________________________________ Вы при памяти? Та Боже ж мой... Правда? А хотите я сейчас вам докажу, что нет?) Вы реально помните, что на ЧМ в Москве (обращаю внимание - в Москве) по одному только движению брови Фетисов и команда начали мутузить Канаду? Но как же так? ЧМ в Москве проходил в 1979-ом и 1986-ом. В 1979-ом Фетисов не играл на ЧМ. А если речь про 1986-ой, то как Брежнев мог шевелить бровями в 1986-ом? И потом, я подозреваю, что Макаров действительно оседлал Залапски. Но не в 1986-ом, потому как Залапски не играл на ЧМ в Москве никогда. Знаете, вам бы все-таки память надо в порядок привести. Каша полная.

    30.12.2021

  • АбАкУмоВ

    В данном издание чем больше грязи на СССР и Россию выльешь.. тем больше оклад?..И когда вам пишешь во что ваше издание превратилось вы трусливо удаляете комментарии

    30.12.2021

  • andy1962

    каша у вас, а я пока при памяти

    30.12.2021

  • polov

    30.12.2021

  • polov

    У нас недавно крага полетела в табло кэнаку за какие-то новости:))

    30.12.2021

  • Павел Леонидович

    сравнили называется))) пипец)))

    30.12.2021

  • Какая каша-то в памяти у вас...

    30.12.2021

  • zvovs

    "подъехал к скамейке советской команды и расстрелял игроков из воображаемого автомата. Неудивительно, что нервы Костичкина не выдержали,..."--------------------------------------- Вы чё совсем озабоченые дети чтоли? Если из за такого нервы не выдерживают, то лечится надо.

    30.12.2021

  • andy1962

    во-первых, Шэнахану, отличному хоккеисту, гордиться абсолютно нечем - именно канадцы , как всегда, провоцировали советских хоккеистов, били исподтишка. во-вторых, достаточно пересмотреть запись, чтобы понять, что и советские хоккеисты наваляли канадцам очень неплохо! и наконец, в Союзе игрокам досталось неза то, что они подрались, тк примерно в то же самое время основная сборная СССР все время дралась с канадцами с переменным успехом. Я прекрасно помню как на ЧМ в Москве достаточно было Леониду Ильичу Брежневу только повести знаменитой бровью, как Слава Фетисов сотоварищи так отмутизили канадских профи, что те долго собирали кровавые сопли....перед глазами картина Сергей Макаров долбит канадского гиганта Зарли Залапски, сидя на нем....)) те ребят ругали не за то, что дрались, а за то, что не отдолбили канадишек как следует!

    30.12.2021

  • Серг?й Калугинъ

    Наши тогда, по сути, правильно сделали - сборной СССР на том МЧМ уже ничего не светило, а из-за драки и этих канадских борзых поганцев тоже дисквалифицировали

    30.12.2021

  • Hexen

    Ватник ударил первым. За это вату отлупили. Все по делу.

    30.12.2021

  • dinela

    Женя Давыдов чудеса творил,так и не раскрылся до конца к сожалению,хотя по таланту тому же Фёдорову не уступал...

    30.12.2021

  • Наши провалили то ЧМ во многом из-за неудачной игры вратарей. Иванников и Привалов играли слабо. Год спустя, помню, ждали реванша в Москве, собрали отличную сборную. Федоров и Могильный были чудо как хороши, Щебланов в воротах отлично играл. Но в решающем матче Канаде все-таки проиграли 2:3. Причем, бесподобные в ходе всего турнира Уэйт и Щебланов пускали бабочки, а похоронил наших по-моему Марк Лэниел, которому прочили великое будущее. Но не сложилось... А так вообще в пять шайб Канада у наших все равно не выиграла бы, так что зря кленовым медальки-то Бэллард выдал.

    30.12.2021

  • АбАкУмоВ

    Ваша сборная это сборная сша или канады.. успокойтесь уже русофобы.. А что только сборная России получила технарь?...Все вопросы к ИИХФ и их бездарной организации турнира.. если цель была сорвать турнир они с ней справлись.. молодых хоккеистов жаль.. у них отняли самый ценный подарок в году.. возможность играть со сверстниками в хоккей на международном уровне и я вижу СССР уже 30 лет как распался а некоторых до сих пор от него корёжит.. а Россия и есть СССР и набирает былую мощь и силу... и в спорте в том числе...

    30.12.2021