Чемпионат мира. Новости

1 февраля 2007, 02:07

Стив Айзерман: "Если будет надо, поедем на Ходынку на метро"

Вчера "СЭ" сообщил о том, что генеральным менеджером сборной Канады на ЧМ-2007 в Москве назначен один из самых великих хоккеистов последнего двадцатилетия Стив Айзерман. Специальный корреспондент "СЭ", совершающий турне по городам Северной Америки, вчера побывал в Калгари в штаб-квартире Федерации хоккея Канады, где задал вопросы Айзерману.

     В здании Федерации хоккея Канады (в семейном кругу - просто Hockey Canada) есть каток. Нормальный тренировочный, сугубо функциональный каток, расположенный между фойе и конференц-залом. Несколько рядов обитых поролоном скамеек, чемпионские банеры женской сборной Канады под низким потолком с деревянными подпорками. Офисы федерации и остальные помещения ютятся вокруг катка, как бы подчеркивая этим главную сермяжную правду менталитета родоначальников великой игры и одно из основных его отличий от российского - Hockey Canada служит хоккею, а не наоборот.

     Организации и постановке дела нам у канадцев еще учиться и учиться, но особо поражают те факты, что у Hockey Canada есть совет директоров, региональные филиалы, информационный и профессионально сработанный веб-сайт, а теперь вот и генеральный менеджер сборной с четко определенной ответственностью. Именно здесь вашему корреспонденту и посчастливилось задать Стиву Айзерману несколько специфических "российских" вопросов. На них великий канадец отвечал с удовольствием. По-видимому, к России у него отношение особое.

     Сужу об этом еще по одному факту. Покидая Hockey Canada, Айзерман очень торопился на рейс в Детройт. Когда я нагнал его у синей линии катка и спросил, нельзя ли сделать один быстрый снимок, пресс-атташе скорчил страшное лицо и замахал руками: прочь, прочь, даже и думать забудьте! "Но это для первой полосы в российской газете!" - взмолился я. "Для России можно, - твердо сказал Айзерман. - Пусть Игорь меня на первой полосе увидит!" Игорь, как вы понимаете, - это Ларионов.

ТРЕНЕРОМ СБОРНОЙ МОЖЕТ СТАТЬ ГРЕТЦКИ

     - Если в Москве у вас все пойдет хорошо и вам понравятся новые обязанности - видите ли вы себя в роли преемника Уэйна Гретцки на Олимпиаде-2010 в Ванкувере?

     - Я был бы счастлив принять участие в работе над олимпийской сборной, но сейчас об этом говорить рановато. Ведь даже не знаю, каковы планы Уэйна. А он вместе со Стивом Тамбеллини (заместитель генменеджера "Ванкувера". - Прим. "СЭ") и Кевином Лоу (генменеджер "Эдмонтона". - Прим. "СЭ") был творцом сборных в Солт-Лейке и Турине. Наверняка они отнюдь не исключают для себя работу и над сборной 2010 года. Но если у меня появится возможность каким-то образом присоединиться к штабу, я тут же соглашусь.

     - А входит ли в ваши планы пригласить Гретцки в Москву на роль главного тренера?

     - Если он будет свободен - почему бы и нет? Но сейчас, похоже, гонка за плей-офф будет очень напряженной, и все решится в последние дни. Вполне возможно, что я не назову имя главного тренера до самого конца регулярного сезона. Пока же буду рассматривать много кандидатур и вести предварительные беседы с кандидатами. Просто чтобы понять, насколько они заинтересованы.

     - И Гретцки войдет в их число?

     - Да, он, безусловно, будет в числе кандидатов. Но сейчас ситуация очень деликатная. Многие команды борются за место в плей-офф, и тренеры ни о чем другом задумываться не хотят.

ОТКАЗНИКОВ МЫ УВАЖАЕМ

     - Москва для вас не совсем чужой город, не так ли?

     - Это так. Я был там в декабре 2004-го на прощальном матче Игоря Ларионова. Пробыл только четыре дня, но мне очень понравилось. Город, конечно, очень большой, и в связи с этим могут быть некоторые технические проблемы. Но они у всех команд будут одинаковые.

     - Что вы имеете в виду? Знаменитые московские пробки?

     - Совершенно верно, именно это. Я, правда, сам в них не стоял, но у нас были уже совещания по техническим вопросам. Посмотрели, где находятся отели, как от них ехать до Ходынки и Мытищ, проанализировали ситуацию с дорожным движением.

     - Может, воспользуетесь метро? В Москве оно лучшее в мире.

     - Если будет надо - поедем и так (смеется).

     - Когда вы начнете звонить игрокам из команд, занимающих последние места в таблице?

     - У нас будет зазор примерно в три недели между концом регулярного сезона и началом чемпионата мира. Однако я думаю, что начну звонить конкретным людям и пораньше - как только их команды официально лишатся шансов на плей-офф. Процесс тут будет такой же, что и с тренерами: надо будет выяснить, насколько велико желание в каждом конкретном случае и в соответствии с этим сокращать список кандидатов.

     - В России каждый год поднимается проблема "отказников" - игроков, которые по тем или иным причинам отклоняют приглашение в сборную. Существует ли такая проблема в Канаде и, если да, насколько она серьезна?

     - Что ж, меня и самого приглашали четыре или пять раз, но сыграл я лишь трижды. Естественно, у ребят находятся уважительные причины. Во-первых, конечно же, травмы. Во-вторых, личные обстоятельства, как, например, рождение ребенка или что-то в этом роде. Я вообще уважаю решения игроков, какими бы они ни были, потому что сам был в таких ситуациях. Сезон в НХЛ очень длинный и трудный, и те игроки, которые выбывают из борьбы за Кубок Стэнли, как правило, находятся в подавленном состоянии духа. Многим хочется просто куда-нибудь уехать и на время забыть о хоккее. Это тоже серьезная причина.

     - Неужели таких игроков вы совсем не будете уговаривать?

     - Постараюсь это сделать, но очень уважительно.

     - А какие аргументы будете приводить?

     - Буду стараться объяснить, что для них это отличный шанс продвинуть свою карьеру, а также стать частью уникального соревнования и принести радость соотечественникам. Два моих партнера по "Детройту", Крис Дрэйпер и Кирк Молтби, в свое время приезжали на чемпионат мира после тяжелейших поражений клуба в плей-офф и помогали команде выиграть золото. Эти победы не только улучшили им настроение на лето, но и стали причиной того, что обоих позже пригласили на Олимпиаду. Есть много убедительных аргументов, но если игрок решит не ехать, я это решение буду уважать.

НЕ ИСКЛЮЧАЮ ПРИГЛАШЕНИЯ БРЭТУЭЙТА

     - Работа генерального менеджера сборной стала своего рода подготовительным процессом к нынешней карьере Уэйна Гретцки - главного тренера команды НХЛ. Есть ли шанс, что вы пойдете по его стопам?

     - Мне больше нравится работа менеджера, чем тренера: оценка таланта, подбор игроков по позициям и так далее. Во всяком случае, сейчас меня интересует именно это. Я провожу много времени с менеджерами "Детройта" и многому у них учусь. Надеюсь, что когда-нибудь мне удастся проявить себя на этом поприще в НХЛ.

     - Вы всегда хотели стать генеральным менеджером или эта идея пришла к вам недавно?

     - Вообще-то меня это всегда интересовало. Даже молодым игроком, когда только пришел в НХЛ, я всегда интересовался сделками, процессом формирования состава и оценкой развития игроков.

     - Вы планируете набрать полностью энхаэловскую команду? Или будете рассматривать кандидатуры канадцев, выступающих в юниорских лигах и в Европе?

     - Знаете, я бы от этой идеи не стал отказываться. С канадскими юниорами и некоторыми игроками в Европе я знаком. Время покажет. Может быть, откроется место в составе и для молодого парня...

     - А как насчет "европейца"? Скажем, Фрэд Брэтуэйт в прошлом году был лучшим вратарем российской суперлиги...

     - С Фрэдди я очень хорошо знаком, мы ведь выросли в одном городе. Кроме того, знаю выступающего в Швейцарии Стэйси Реста, еще по "Детройту". Все возможно. Я ни в коем случае не хочу закрывать двери в сборную перед игроками других лиг.

     - Где вы будете базироваться?

     - Что ж, с сегодняшнего дня центр операций Hockey Canada переносится в Детройт! (Смеется.)

     - Стив, вы говорили об отказах из-за травм. Скажите, а насколько тяжело вы были травмированы в Солт-Лейке в 2002-м? Просто тогда в эйфории победы никто так толком и не узнал, каково вам было.

     - Теперь об этом сказать можно. Дело в том, что за две недели до Игр я почувствовал, что в коленном суставе что-то неправильно щелкает. Пошел к врачу, и мне сделали процедуру по удалению поврежденных частей коленного хряща. До последнего момента Уэйн тогда не знал, буду ли я играть. В итоге я решил, что все в порядке - поеду. И где-то в середине второго периода матча против шведов, когда гонялся за Микаэлем Нюландером, вдруг понял, что что-то не так. Колено потом распухло, как подушка. Как выяснилось, из-за того, что я подверг себя нагрузкам сразу после удаления части хряща, одна кость в суставе терлась о другую. В общем, от матча к матчу было больнее, но раз уж взялся - как теперь бросить парней? Врачи надавали мне все незапрещенные болеутоляющие, какие только могли найти... С травмами так бывает. Скажем, со сломанной костью играть еще можно, а вот с такой мелочью, как растяжение паховых колец - уже никак. Я с той травмой играть мог - вот и играл. В финале был уже почти невменяем. Если бы знал, сколько мне придется вытерпеть, наверное, подошел бы к Уэйну и честно сказал, что больше играть не могу.

     - Это колено до сих пор вас беспокоит?

     - Да, это теперь навсегда. Но жить можно. Только большие нагрузки противопоказаны.

     - Последний вопрос: почему вы согласились на эту работу?

     - Потому что я - канадец. Связать свою жизнь с хоккеем - наша национальная мечта.

     Слава МАЛАМУД
Калгари