Сегодня сборная России проведет на чемпионате мира заключительный матч предварительного раунда - с командой Белоруссии. А вчера наша команда тренировалась в сильно усеченном составе.
Юрий ГОЛЫШАК из Кельна
Возле второй городской арены, где обычно тренируется хоккейный "Кельн", вчера было тихо. Дама в форме отсчитывала шаги до знака, запрещающего стоянку, - и с наслаждением доставала квитанцию. Кто-то попал на деньги.
Засмотревшись, я едва не ухнул под разворачивающийся автобус со словаками. С первого ряда смотрел на меня, ужаснувшегося, знаменитый вратарь Будай. Мог бы и не хлопать такими круглыми глазами - он тоже не гений. Отмахивается от шайбы, как от горячей картошки. Днем раньше сам себе забрасывал в ворота - его счастье, белорусы от широты натуры напропускали еще больше. Гуляй, душа.
*
* *Внутри арены было как-то тихо. я вгляделся: это что ж, вся сборная? Четыре полевых и два вратаря? Я разглядел сквозь стекло: вот Артюхин, вот Кошечкин с Варламовым, вот Свитов с Денисовым. А это кто - не Фролов ли?
Вторничный вечер полнился слухами - куда пропал Александр. Да и тренеры дыма напустили: "Не играет с Казахстаном по медицинским показателям". Сказали б просто - заболел зуб. Колено. Печень. Все было бы просто и хорошо, разлетелось бы по миру через сотню информагентств: "У Фролова болит то-то и то-то".
Нежность нашей же формулировки заставляла домысливать. А с воображением у корреспондентов на этом чемпионате все хорошо. Вообразили, например, что Фролов не переварил гостиничный завтрак. Кивали отчего-то на белорусского вратаря Мезина: "Он же отравился, так?"
Чем отравился Мезин - одному богу известно. И отравился ли вообще. Запросто мог, как Михаил Грабовский когда-то, уминать бананы с кетчупом. Заглушал аппетит.
*
* *Не все готовы на этом чемпионате к обстоятельному общению. Кто-то пролетает по микст-зоне со скоростью, которой на площадке не показывает. Кто-то готов, как один известный тренер, отвечать на любое:
- Довольно обидно слышать такой вопрос.
Но Фролов не из таких. Да и дожидалась его целая толпа корреспондентов, значительно превышавшая количество игроков сборной на тренировке. Обступили лже-отравленного со всех сторон, - смущенный Фролов готов был признаться под напором взглядов и микрофонов в чем угодно. Да и кто бы устоял, друзья мои?
- Так что с вами случилось, Александр? - строго спросил кто-то. Не оставляя Фролову шансов на лукавство.
- Ничего страшного - просто плохо себя почувствовал, - отпрянул Фролов. - Возможно, обычная акклиматизация. Тренеры увидели и решили дать отдохнуть.
- В чем проявлялось? - корреспондент надвинулся ближе.
- Ощущение, будто страшно устал. Голова болела после игры. Температуры вроде не было, но ощущения скверные. - в этот момент Фролов почувствовал себя ребенком. На приеме у строгого доктора.
- Сейчас вам лучше? - не оставляли коллеги медицинскую тему. Будто Фролов встретил в Кельне 90-летний юбилей.
- Гораздо. Я свежий, здоровый, отдохнувший. Так что не волнуйтесь. На игру с Белоруссией обязательно выйду. Не знаю, правда, вернусь ли в свое звено - это пусть решают тренеры.
- Может, вы действительно отравились в отеле? - зашел на второй круг человек с вопросами.
- Ничего подобного. Это не отравление. С едой в отеле у нас все в порядке.
- Но, говорят, еще и голкипер сборной Белоруссии Мезин отравился, - достал джокера из рукава коллега.
- Я об этом от вас узнаю. Думаю, дело в перемене климата.
- Вы и год назад так же разболелись.
- Вот, я и говорю - это от перемены климата. Но сейчас я в полном порядке, готов играть. В Лос-Анджелесе намного теплее, чем здесь. Спасибо вам, - неожиданно расчувствовался Фролов и сделал ловкий рывок в сторону раздевалки. Не тут-то было - тайную тропу уже перегораживала американская съемочная бригада. От этих не отобьешься. Я заметил - в глазах Александра появилось что-то от позднего Чехова. Тайная печаль.
Я даже догадываюсь, о чем американцы спрашивали. Если Фролову с утра и впрямь полегчало - после такой атаки я бы слег окончательно.
*
* *На выручку спешил главный тренер Вячеслав Быков. Решив не отпасовывать на сей раз в сторону своего помощника Игоря Захаркина. Быков был неестественно бодр - о состоянии тренерского здоровья справиться никто не решился. Зато искали недосказанности в деле Фролова.
- Судя по всему, с Фроловым все в порядке?
- Да, Саша почувствовал себя лучше - вы видите, катается. В матче с Белоруссией сыграет.
- Сегодня тренировались всего шесть игроков. Вы предупреждали - на тренировку придут только желающие…
- Совершенно верно.
- Что-то не много нашлось желающих.
- Если человек хочет отдохнуть - он имеет на это полное право. Здесь нет никаких подоплек: вроде, с одной стороны, я объявил, что приходят желающие, а на самом деле хочу посмотреть, кто будет. Ничего такого нет.
- Записали фамилии тех, кто сегодня не пришел?
- Безусловно. - Быков принял наш шутливый тон.
- Галочки себе поставили? - обрадовали мы Вячеслава Аркадьевича сообразительностью.
- Конечно. Они будут в списке не значащихся на премиальные. Будет учтено все. - Быков потешно нахмурился.
- Значит, на премиальных можно будет сэкономить?
- Конечно! Весь мир сейчас экономит, Европа. Ребята сами на это пошли. Вы же слышали, как поступило испанское и португальское правительство?
- Как?
- Снизили бюджет функционеров.
- На игру с Белоруссией они тоже будут выходить по желанию?
Кто-то взорвался бы и припустил в сторону раздевалки или автобуса. Но только не Быков. Сразил невозмутимостью:
- Непременно. Строго по желанию. У нас все - по желанию: и приезд, и участие. Из-под палки ничего не делаем. Тем более можно сэкономить.
Быков стал много шутить. К добру ли это?
- Что с Дацюком? - новый вопрос Быкову.
- В среду должен прилететь в Москву.
- Его прилет зависит от визы?
- Да, чисто технические моменты - насколько быстро мы сможем все сделать. Думаю, в следующем квалификационном раунде Павел будет участвовать.
- Денисова не решили еще дозаявлять?
- По дозаявкам еще думаем, решение не принято.
- Вы пересматривали игру с Казахстаном? Что-то новое увидели?
- Увидел хорошее - начали получаться неплохие сочетания. У хоккеистов появилось согласие в игре. Понравилось, что играли до конца - несмотря на то, что счет был в нашу пользу, и достаточно убедительный. Самое важное - играли на оборону с таким же удовольствием, как и в атаке.
- Другие матчи смотреть успеваете?
- Разумеется. У нас есть люди, которые смотрят все игры - и от них жду четкого доклада. Еще и сам буду просматривать много матчей, чтоб собрать всю информацию.
- Из других игр что запомнилось?
- Очень интересно играют датчане. Есть в них какая-то уверенность. Еще и финны понравились, организованные. У США приличная команда.
- Канадцев видели?
- Посмотрел немножко в записи.
- Впечатление?
- Отличное! Канадцы привезли звезд, пусть это и молодые игроки. Игроки на хорошем счету в НХЛ.
*
* *Свитов с Артюхиным не просто расстреливали вратаря - еще и добивали. Выковыривали шайбу из-под прижатой ловушки. Попробовали бы такое сделать с Варламовым какие-нибудь казахи - Артюхин бы озорника размазал о борт. А Свитов организовал технический нокаут.
Между прочим, получить клюшкой по ловушке - довольно больно. Если верить рассказам веселого вратаря Ивашкина.
*
* *Ко мне подошел Илья Воробьев. Рассказал, что Кельн нынче в хоккейном смысле переживает не лучшие времена:
- Прежде у них команда была хорошая, а сейчас даже в плей-офф не попала.
- В чемпионате Германии калитки тоже отваливаются - как в игре наших со словаками?
- Ни разу не видел. Наверное, на чемпионате мира броски посильнее. Даже здорово, что все недочеты со стеклами и калитками вылезли в первый день - немцы все быстро устранили. Больше ничего отваливаться не будет.
Быков тем временем закладывал очередной вираж на льду. Клал шайбу под перекладину. Надо же - да и сегодня он усилил бы сборную.
Кто-то кричал с хлипкой трибунки по-немецки. Быков усмехнулся - понимает, кажется, все наречия Европы. Сам мне рассказывал давным-давно, как ехал на автомобиле по Швейцарии. Услышал по радио новое слово, принялся на ходу записывать в блокнот - и не заметил автомобиль впереди. Самый дорогой урок языка.
* *
*Тренировка сборной больше всего походила на оздоровительный хоккей олигархов. Ночное катание.
Корреспонденты позевывали, вяло обмениваясь новостями. Кто-то восхищался Канадой, забивающей в Мангейме чудесные голы в большинстве. Как большинство - так гол.
Денисов, катясь задом, едва не сшиб уважаемого тренера Захаркина. Вот была бы потеха, вот был бы кадр. Понятно, почему фотографы не зачехляют объективы.
Захаркин только посмеялся, бейсболка надета задом наперед. Настроение хоть куда. Не то что у вашего корреспондента, поселившегося едва ли не в Брюгге - и каждое утро катящего через весь город на звонком трамвайчике.
Где было весело, так это на тренировке белорусов - наших скорых соперников. Закончили играть в ночи, тяжелейший матч, - а наутро полноценная тренировка. Получите и распишитесь. Не умеете удерживать счет 2:0 - будете тренироваться до упаду.
Штаб у белорусов выдающийся - как на подбор, лысые здоровяки. Таких бы выпустить реализовывать большинство - смели бы любых канадцев. В одном узнал я безо всяких справочников славного динамовца Александра Андриевского. И одно из его интервью: "Завязав с хоккеем, увлекся штангой. Раскачался так, что ни в один костюм не влезаю".
Как хорошо, что против России этот могучий человек не выйдет. Иначе пришлось бы нашим срочно дозаявлять Андрея Назарова.
СБОРНАЯ ЗАБЫЛА ТРЕТЬЯКА
Вчера сборная России провела дневное занятие на тренировочной арене Konlarena2. Это был первый визит россиян на тренировочный каток, который оказался чрезвычайно маленьким, а внутри помещения было очень холодно. В тренировке приняли участие лишь те игроки, кто выразил такое желание, а также трио тренеров - Вячеслав Быков, Игорь Захаркин и Андрей Назаров.
На стадионе не оказалось возможности переодеться, поэтому наши хоккеисты после тренировки прямо в форме и коньках проследовали в автобус, который отвез их на главный стадион. В это время президент ФХР Владислав Третьяк увлеченно давал интервью: сначала шведским телевизионщикам, а потом - финским, в очередной раз подтвердив, что Павел Дацюк, возможно, появится в расположении сборной 14 мая. Не дождавшись Третьяка, автобус сборной уехал, и, лишь закончив интервью, Владислав Александрович начал удивленно оглядываться вокруг. "Вы Майорова не видели? Он, наверное, уже уехал?" - обратился президент ФХР к вашему корреспонденту. Подождав пару минут, Третьяк решил идти пешком - и бодро зашагал по улице, благо до главного стадиона было недалеко. (Максим ЗАМЯТИН)