Чемпионат мира. Статьи

25 мая 2014, 16:05

Рене Фазель: "Даже если бы Знарок явился, вердикт был бы тем же"

ЧЕМПИОНАТ МИРА. Финал. Сегодня РОССИЯ – ФИНЛЯНДИЯ

Дисквалификацию главного тренера сборной России Олега Знарка на сегодняшний финал чемпионата мира специально для "СЭ" прокомментировал президент ИИХФ

Андрей КУЗНЕЦОВ
из Минска

– Вам не кажется, что оставлять сборную без главного тренера в день финала – это чересчур?

– Вы думаете, я не расстроился? Очень грустно, что все случилось именно так. Но что поделаешь? Чемпионат мира – большой фестиваль, большой праздник. Чем больше на нем ярких людей – тем лучше. Главного тренера сборной России будет очень не хватать во время финала. Но каждый праздник проходит по своим правилам. И правила эти должны исполняться неукоснительно. Что мы можем сделать?

– То есть дисквалификация на золотой матч – справедливое, по-вашему, наказание для Олега Знарка?

– В первую очередь давайте договоримся: русский тренер сам повел себя неправильно и наказание заслужил. Девиз ИИХФ – фэйр-плей и уважение к сопернику. Мы не можем снисходительно относиться к таким поступкам. Мы играем по правилам – и я как президент обязан следить, чтобы они неукоснительно выполнялись. Если кто-то считает, что такой поступок не заслуживает дисквалификации – давайте собираться вместе, обсуждать изменения в кодексе, вносить поправки. Но белорусский чемпионат мира регулируется определенным сводом правил. Именно в соответствии с ними был наказан Знарок.

– В том-то и дело, что простор для двойного толкования у дисциплинарного комитета ИИХФ был. Президент ФХР Владислав Третьяк час назад рассказал мне, что он предлагал рассматривать дело Знарка по новому кодексу. Принятого конгрессом международной федерации как раз накануне – в день полуфиналов. И тогда дисквалификацию могли заменить денежным штрафом.

– У меня другое мнение. Давайте вспомним Сочи и скандал вокруг незасчитанной шайбы России в ворота американской сборной. Тот случай действительно выявил недочеты в пункте правил, касающихся сдвига ворот в момент голевого броска. И мы постарались исправить его как можно быстрее. Но уже после Олимпиады. А на Играх приходилось действовать по тем стандартам, которые действовали на момент старта турнира. По ходу игры правила не меняются.

Новый кодекс поведения вступает в силу лишь с 1 июля. Так что на чемпионате мира-2015 Знарок, возможно, и отделался б денежным штрафом. Но тут у нас нет выбора. Вариантов с санкциями было два. Либо предупреждение, либо дисквалификация. Поскольку проступок был слишком тяжелым, просто погрозить пальцем и вынести выговор было нельзя.

– Очень спорный тезис. Тренеры России и Швеции не били друг друга по физиономии, не плевались, не вскидывали рук в нацистском приветствии, не показывали "жест Эффенберга". Что такого страшного в мате скандинава и предложении русского специалиста разобраться на улице по-мужски?

– Этот жест был еще хуже. Один орал неприличные вещи, другой показал что убьет соперника. Мне неприятно, когда спорт превращается в войну, а за спорный эпизод на площадке люди готовы перерезать друг другу горло.

– Есть ощущение: участников конфликта наказали в первую очередь для того, чтоб другим неповадно было.

– Недопустимо, чтобы на турнирах ИИХФ два тренера команд-соперниц творили такие вещи. Мы не только наказали буянивших специалистов, но и послали серьезный сигнал всем остальным: так делать нельзя. Сделали из инцидента показательный пример. На русского и шведа во время матча смотрели миллионы людей – и как выглядела б ИИХФ, если б не пресекла пропаганду таких слов и жестов?

– Знарок не явился на заседание дисциплинарного комитета, рассматривающего его проступок. Это вас удивило?

– Решение вашего тренера неоднозначное. Наверное, ему было бы лучше присутствовать и обо всем рассказать лично. Но я не думаю, что из-за этого итоги разбирательства были б другими. Пришел бы Знарок – решение все равно бы не было другим. У него не было шансов избежать дисквалификации.

– Все-таки в том, что главному тренеру предстоит наблюдать за золотым матчем с трибуны, есть какая-то несправедливость.

– Почему? В футболе такое встречается сплошь и рядом. Все уже привыкли. Для хоккея это более редкий случай, и, если остальные коллеги Знарка и Гронберга сделают из случившегося правильные выводы, он единичным и останется.

– Моуринью в свое время пронесли в раздевалку "Челси" в контейнере для грязного белья.

– Не думаю, что Знарок согласится залезть в коробку для всякого мусора (улыбается).