Чемпионат мира. Статьи

2 мая 2018, 01:00

"Тихонов называл меня "маленькой танкеткой". Быков – о чемпионатах мира

Евгений Белоусов
Корреспондент
Интервью знаменитого нападающего и тренера нашей сборной.

Вячеслав Быков – легенда советского и российского хоккея. Он выступал за нашу сборную больше 12 лет в качестве хоккеиста (пять золотых, серебряная и бронзовая медали чемпионатов мира) и возглавлял ее пять лет в качестве тренера (два золота, серебро и бронза ЧМ). Центрфорвард из Челябинска был капитаном в Альбервиле-92, где, Россия, как и в Пхенчхане, выиграла золото под олимпийским флагом, и спустя год в Германии, где наша команда завоевала первое место на чемпионате мира уже под триколором. Через 15 лет именно Вячеслав Аркадьевич был у руля сборной, которая впервые за полтора десятилетия стала победителем первенства планеты.

МАЛЬЦЕВ НАУЧИЛ, ШАЛИМОВ ПОДДЕРЖАЛ

– Первое золото в сборной вы завоевали на дебютном ЧМ-83. Чем запомнился тот турнир?

– Состав советской команды был уникальным! Чтобы попасть в основу, нужно было хорошо постараться. Отлично помню, как стал чемпионом мира. Второй важный момент для моей карьеры – мы играли в тройке с Мишей Васильевым и величайшим мастером и легендой "Динамо" Александром Мальцевым. Он и Валерий Харламов – это наша гордость. Выходить в одном звене с Мальцевым – ответственность и большая школа. Счастлив, что получил такой шанс.

– Чему научились у Мальцева?

– Культуре паса, обводке, открыванию и броску, взаимодействию и подсказкам. На первом турнире огромную поддержку мне оказали Виктор Жлуктов, Сергей Макаров и Виктор Шалимов. Последний тогда действительно поддержал молодого парня перед дебютным матчем за сборную. "Не волнуйся, все равно их грохнем, – сказал мне Шалимов во время представления составов. – Мы – рядом. Если что, поддержим". Это действительно окрыляет. Передача традиций просто необходима. Ведь произошедшее в девяностых помешало развитию нашего хоккея.

– Другим ярким воспоминанием молодого хоккеиста Быкова наверняка стал домашний ЧМ-86?

– Это уже совсем другая история. Сам по себе чемпионат мира – большая ответственность, а когда он проходит дома – она возрастает вдвое. В наших Лужниках происходило что-то грандиозное.

– Помните победную шайбу шведам в решающей игре?

– Конечно. Из-за ворот – почти как раньше Александр Мальцев забил, только с другого фланга. С правой стороны объехал и с неудобной ее подсунул (улыбается).

– Помните, что почувствовали?

– Ощутил невероятную радость в самом конце, когда прозвучала сирена, и мы стали чемпионами.

Вячеслав БЫКОВ. Фото Федор УСПЕНСКИЙ
Вячеслав БЫКОВ. Фото Федор УСПЕНСКИЙ

ВЛЮБИЛСЯ В ХОККЕЙ БЛАГОДАРЯ НАШИМ ЛЕГЕНДАМ

– На чемпионаты мира вы ездили под руководством Виктора Тихонова. Тогда задумывались о тренерском будущем?

– Страсть и любовь к делу, которым занимаешься, оставляет след на всю жизнь. Как и яркие моменты навсегда остаются в памяти. В детстве моей настольной книгой была "Игра в хоккей" Анатолия Тарасова. Тогда я не подозревал, что стану тренером. Просто пацаном влюбился в хоккей благодаря нашим легендам, которых видел по телевизору. Потом, когда переехал в ЦСКА, перевелся из Челябинска в Институт Лесгафта, где и получил тренерский диплом по футболу и хоккею.

В Швейцарии окончил тренерские курсы и постепенно шел к профессии. Когда карьера игрока подошла к завершению, в 2000-м году начал работать с детскими командами "Фрибурга" в Швейцарии и прошел все уровни до молодежки, где я помогал Евгению Попихину. В конце сезона тренерский штаб отправили в отставку, а нас поставили в первую команду, чтобы спасти ее от вылета. Вскоре Евгений Гинер предложил возглавить ЦСКА.

– Давно общались с президентом футбольного ЦСКА?

– Время от времени отправляю смски. Он – очень занятой человек, поэтому какой смысл отвлекать? ЦСКА – родной клуб. Из футболистов общаюсь с Виктором Онопко и другими ребятами из команды.

– Видели, как здорово армейцы выбили "Лион" из Лиги Европы?

– Я сначала обрадовался, когда они в Лиге чемпионов обыграли в Швейцарии "Базель". Думаю: "Ну все, дальше идут!" А затем дома сгорели. Решил: "Ооо! Ну все". Недавно был на футболе Россия – Бразилия. Видел воочию игру моего хорошего приятеля Игоря Акинфеева. Очень рад за него.

ТИХОНОВ НАЗЫВАЛ НАС "МАЛЕНЬКИМИ ТАНКЕТКАМИ"

– Вернемся к хоккею. На мировом форуме-89 вы стали лучшим бомбардиром, даже выходя во второй пятерке. Именно вы забили единственную шайбу чехам. Каков тогда был Доминик Гашек?

– Честно говоря, у меня было три сотрясения, поэтому я кое-что забываю (смеется).

– Кто из вратарей вам запомнился на ваших многочисленных турнирах? Кого было труднее всего пробить?

– Владислава Александровича (Третьяка), так и напишите (улыбается). Я горд и счастлив, что сумел забить ему два гола, играя два сезона за "Трактор". Для молодого пацана это было настоящее достижение, ведь ему даже на тренировках невозможно было забить.

– После Третьяка никто вам был не страшен?

– Не сказал бы. За свою карьеру я видел много великолепных голкиперов. Помните очень талантливого, но ушедшего Женьку Белошейкина? Владимир Мышкин был хорош. Я успел сыграть даже против Александра Пашкова – одного из грандов вратарского искусства в нашем хоккее. В какой-то момент судьба нас свела в ЦСКА. В 93-м году в Мюнхене классно сыграл Андрюха Трефилов.

– На рубеже 80-90-х в хоккее творился бардак, как и во всей стране. Как в национальной команде сохранили преемственность поколений?

– Я выступал за сборную в 93-м и 95-м годах. Тренером был Борис Петрович (Михайлов). Я всегда с удовольствием приезжал на турниры. Все дело в том, что я вырос и стал кем-то благодаря хоккею и благодаря сборной команде, моим тренерам и партнером. Вызов в национальную сборную – огромная честь, отказывать было просто неприлично. Единственный раз после Олимпиады-92 я предупредил Виктора Васильевича (Тихонова), что мы с Андреем Хомутовым можем приехать в разобранном состоянии после финальной серии швейцарской лиги, поэтому неправильно было бы на нас рассчитывать на чемпионате мира. Я попросил взять кого-то на наше место.

– Принявшее у вас эстафету поколение смогло взять лучшее от советского хоккея?

– Это были такие же ребята, которые горели желанием показать свое мастерство и защитить честь страны. Каждое поколение объединяла любовь к хоккею и нашей стране. Оно сохранилось и у нынешних сборников. Было время, когда не совсем позитивно относились к нашим ребятам, приезжавшим из-за океана. Много было критики от тренерского штаба и болельщиков. Кому-то нужно было найти виноватых. Неприятно было, когда ребят обвиняли в недостатке патриотизма. Создался своего рода вакуум, и в итоге они не хотели ехать в сборную. Одной из задач, когда я принимал сборную, было вернуть доверие наших легионеров. Слава богу, это удалось.

– Ваша связка с Андреем Хомутовым была уникальным сочетанием. Химия действительно была на уровне подсознания?

– Скорее всего, да. В ЦСКА нас было пять человек – Миша Васильев, Саша Герасимов, Андрей Хомутов, я и Валерка Каменский. Мы были из одного поколения и быстро находили взаимодействие. Когда Виктор Васильевич начал перестройку, начал ставить нас и называл "маленькими танкетками". Потом с Андреем могли играть с закрытыми глазами, как и с остальными. Великое спортивное счастье – когда ты находишь партнера, с которым ты можешь так здорово взаимодействовать на льду. Благодарен судьбе за то, что связала с друзьями на всю жизнь.

У СБОРНОЙ НА ЧЕМПИОНАТЕ МИРА БУДЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ

– Какое место в своей карьере игрока отведете чемпионатам мира?

– Конечно, Олимпийские игры – венец всему. Но на чемпионатах мира были ярчайшие эмоции, как у игрока, а потом и у тренера.

– Предстоящий мировой форум будет даже представительнее Олимпиады в Пхенчхане.

– Это будет настоящий хоккейный праздник. Здорово, что приедут энхаэловцы, которые не смогли выступить в Корее. Интерес публики только возрастет.

– Сборной России придется несладко, ведь на олимпийских чемпионов настраиваются по-особенному.

– И это здорово, тем интереснее будет каждый матч. В любом случае у нас будет молодая команда, и это дополнительный стимул и мотивация, чтобы обыграть тех же энхаэловцев.

Все о чемпионате мира-2018 по хоккею, календарь матчей - здесь

10