18 февраля 2016, 18:00

Роман Репилов: "В Винтерберг не поехал из-за визовых проблем"

Владимир Иванов
Обозреватель
Восходящая звезда сборной России пропустит этап Кубка мира, но не жалеет об этом.

На спартакиаде учащихся России-2010 год в Парамонове 14-летний саночник Рома Репилов впервые в жизни стартует на этой крайне опасной трассе с женского старта. Тем не менее рискует и разгоняется на все деньги. На одном из виражей его бросает в козырек, а после него – во внутренний борт. Парень теряет сознание. Еще два виража он катится в санях, а его рука волочится следом. Затем юный спортсмен и сам скатывается с саней – тело и средство передвижения скользят к финишу отдельно друг от друга. Там испуганный тренер протирает покарябанное лицо Романа снегом. Репилов приходит в себя. Что случилось – он не помнил, а когда осознал, что произошло, даже не подумал о том, чтобы оставить спорт. Он не из тех, кто быстро отступает.

В этом сезоне 19-летний Репилов впервые выступал со взрослыми. Ему дали шанс – и он воспользовался им на 100 процентов. На первом же этапе Кубка мира занял пятое место – самое высокое среди россиян. А под конец соревновательного года и вовсе разошелся – сначала подтвердил звание чемпиона мира среди юниоров, а затем стал вторым на дебютном для себя чемпионате Европы, уступив лишь трехкратному олимпийскому чемпиону Феликсу Лоху. К этому серебру спустя сутки Репилов добавил бронзу, выигранную сборной России в эстафете. Возможно, Роману удалось бы не менее ярко выступить и на заключительном этапе Кубка мира, стартующем в эту пятницу, но в Винтерберг он не поехал…

– С визой проблемы, – объяснил спортсмен. – Наверное, рассчитывали, что поеду на этап Кубка мира в Сочи, а я в эти же сроки отправился на юниорский чемпионат мира в Германию. И теперь у меня не осталось "свободных" дней.

– Обидно?

– Нет. Главные старты я провел хорошо, так что небольшой отдых сейчас не помешает. Ведь уже 22 февраля уезжать на российские соревнования.

– Насколько вас морально истощил первый сезон во взрослом спорте?

– Если честно, я представлял себе все немного иначе. По сравнению с юниорами здесь совсем другой лед, атмосфера. Соперники, конечно, другого уровня. Приходилось привыкать к камерам, зрителям, комментариям диктора. Времени на то, чтобы это все переварить, попросту не было. Каждую неделю мы приезжали соревноваться на новую трассу. А американские этапы и вовсе выбили меня из колеи. Но к концу сезона я уловил фишку. И могу сказать, что выступать со взрослыми мне очень нравится.

МЕНЯ ПОДСТЕГНУЛ ПЕРВЫЙ ЭТАП

– Сильно удивились, когда на первом же этапе Кубка мира заняли самое высокое среди россиян место – пятое?

– После первого заезда я шел седьмым. А вот во втором показал третье время. При этом первому результату проиграл меньше 0,01. И вот это меня по-настоящему подстегнуло. Я окончательно поверил в то, что способен бороться за призовую тройку. Что же касается внутренней конкуренции, то стараюсь не обращать на нее внимания. Мое дело сейчас – просто выполнять свои задачи.

– Чем так тяжелы американские трассы?

– Просто в Лейк-Плэсиде я раньше не выступал.

– Было боязно соревноваться там впервые? Все-таки трасса очень непростая.

– Меня предупреждали, что в Лейк-Плэсиде сложный трек. Но страха не было. Не стоит забывать, что нас тренирует Альберт Михайлович Демченко – человек, который успешно выступал на всех существующих трассах. И он очень доходчиво объясняет, как проходить тот или иной участок.

– Трасс, на которых вы не соревновались, в мире, наверное, уже не осталось?

– Почему же? В Турине я не был. Хотя не знаю, сохранился ли там вообще трек. Не катался я в Нагано, на нескольких летних немецких трассах. Ну и в Пхенчхане. Но там, кроме корейцев, пока вообще никого еще не было.

КОГДА САНИ ДЕЛАЕТ ДЕМЧЕНКО, ОНИ ЕДУТ БЫСТРО

– Кстати, корейцы заметно прибавляют в зимних видах спорта в преддверии домашней Олимпиады. В санях такого не наблюдается?

– У нас особенный вид спорта. В бобслее и скелетоне, где они добавили, в плане инвентаря все находятся примерно в равных условиях. В санях же разрывы в технологиях весьма ощутимы. Есть топовые команды, как, например, Германия, Россия, Австрия и Италия, которые в этом плане превосходят остальных. Причем наработки каждой сборной держатся в строжайшем секрете и с теми же корейцами никто делиться не станет. Поэтому и прорыва с их стороны ждать не приходится.

– Как обстоят дела с инвентарем у вас?

– У меня просто отличные сани. Их делал Альберт Михалыч. А когда делает он, сани едут быстро (улыбается). Так что мне повезло. При этом полозья стоят как раз те, на которых Демченко сам выступал, будучи спортсменом.

– Демченко и Виктор Кнейб раньше могли чуть ли не всю ночь провести в гараже, "колдуя" над санями. Насколько хорошо вы ориентируетесь в механизмах?

– Альберт Михалыч не только сделал мне сани, но и на протяжении всего сезона помогал доводить их до ума. Основное я и сам понимаю, но есть еще масса тонкостей, которые мне только предстоит освоить. Предстоящим летом я собираюсь серьезнее вникнуть в эти дела. Но самостоятельно сделать сани я конечно же пока не могу.

– А это вообще важно? Вот девушки, насколько я знаю, даже не суются туда.

– Не только девочки. Мало кто из мужчин может похвастаться опытом в сборке саней. Это на самом деле нелегко. В нашей команде всем лидерам сани делает главный тренер и его брат Олег Михалыч.

С ДЕМЧЕНКО СОРЕВНОВАЛСЯ ТОЛЬКО ОДИН РАЗ

– Многие в команде зовут Альберта Демченко по имени…

– А я только по имени и отчеству (улыбается). Все-таки я молодой, и нужно соблюдать субординацию.

– Вам когда-нибудь доводилось выступать с ним на соревнованиях?

– Только на прошлогоднем чемпионате России.

– Тогда Демченко выиграл, оставив позади себя даже действующего чемпиона мира и Европы Семена Павличенко. Не удивились такому повороту?

– Было немного. Ведь Семен выиграл чемпионат Европы на той же трассе. Но главного тренера они тогда пропустили. Я же стал четвертым. Но о борьбе с Демченко даже не помышлял, поскольку был слишком мал и глуп.

– А в этом году Демченко собирается участвовать в чемпионате страны?

– Да. Так что будем с ним бороться.

– Для вас будет принципиально его обыграть?

– С одной стороны, мне хочется сделать это, но с другой – я с таким уважением к нему отношусь… В общем, думаю, мы договоримся.

ЛОХ ПОКА ЛИДЕР, НО, НАДЕЮСЬ, СКОРО ВСЕ ИЗМЕНИТСЯ

– А вот кого вам, наверное, хочется обойти очень сильно, так это трехкратного олимпийского чемпиона Феликса Лоха.

– Да, он главный раздражитель. Обыграю его – обыграю всех. Он пока безусловный лидер. Но, я надеюсь, скоро все изменится.

– Какой он вне трассы?

– Сложно судить. Ведь у них даже внутри немецкой сборной есть недопонимание. Лох – с баварских земель, из Кёнигзее, а почти все остальные – с Оберхофа, который находится в другой части Германии. У них внутри команды даже сани разные! Один немец рассказывал мне, что реально быстрые сани только у Лоха, Гейзенбергер и двойки Вендль/Арндт. С остальными секретами не делятся. Сложно представить, чтобы нечто подобное было в нашей команде.

– О чем думали, когда впервые вышли соревноваться с Лохом?

– Авторитеты на меня не давят. Но отдаю отчет в том, что побеждать Феликса прямо сейчас я еще не готов. Все-таки это мой первый год во взрослом спорте. И один тренер даже сказал, что я еще сырой в психологическом плане. Но я надеюсь прибавить в следующем сезоне.

– То есть вы не удивились своему второму месту на недавнем чемпионате Европы?

– После второго заезда я был уверен, что поднимусь выше. Но не ожидал, что настолько. Хотя Лох все равно проехал на 0,1 быстрее, так что есть к чему стремиться.

– Демченко сказал вам после финиша именно это?

– Нет, он пожал руку и сказал: "Молодец, Роман". А после награждения мы говорили уже о командной гонке.

– Медаль чемпионата Европы для вас знаковая вершина?

– Это первый шаг к большим победам. У меня огромное желание выигрывать постоянно, но сейчас первостепенная цель – медаль на предстоящих Олимпийских играх. Причем не важно, личная или эстафетная. Обе дисциплины для меня равнозначны.