30 декабря 2015, 16:00
Андрей БАЗДРЕВ
Есть устоявшееся выражение – Big in Japan. Так говорят про какого-то персонажа (или явление), который внезапно стал популярным именно в Японии, при том что во всем остальном мире его не то чтобы очень хорошо знают и любят. Возможно, Федор Емельяненко здесь не самый яркий пример, но определенно укладывается в концепцию. Именно об этом я подумал в первую очередь, когда сошел с самолета в Токио вместе с Федором и его многочисленной командой.
Емельяненко великий, конечно, боец. Целая эпоха. История. У него были реально крутые бои. Не все, но были. Но и он занимался иногда здесь, в Японии совсем вот странными вещами… Например, бои, как против против Юджи Нагаты или Зулузиньо, были просто подозрительно похожи на рестлинг в своей визуальной эстетике. Или бой с Ишии (нокаут за пару минут до наступления Нового года)… Все, что было в карьере Федора потом, в США, России, дружба с Президентом РФ, Сильвио Берлускони и Жан-Клод Ван Дамм в рингсайде на боях Федора, восторгающийся Оскар Де Ла Хойя, ругающийся Дана Уайт и Ронда Роузи, заявляющая, что хочет от Федора детей, – это было бы невозможно без Японии, которая и сделала "Последнего Императора" известным, а затем он взорвал весь мир – и вернулся в Россию, где мы получили Федора Емельяненко чуть ли не как национальный проект, как Олимпиаду или Большой театр, потому что именно это нам и требовалось – то, чем мы можем гордиться.
Это было легко понять, принять и запомнить, что наш, русский боец – Самый Сильный человек на планете. Японский бренд пошел на экспорт – потому что идея была потрясающе красивой и понятной. Люди дерутся по правилам, где можно практически все, без ограничений, и тогда это даже называлось еще "бои без правил", представители всех стилей и направлений, как в классическом кино 90-х, категории Б. Прямо сейчас я смотрю по телевизору в гостиничном номере ролик, рекламирующий большое предновогоднее бойцовское шоу организации RIZIN Fight Federation, и мне иногда становится страшно. Во-первых, телевизор огромный и занимает полкомнаты. Во-вторых, там показывают иногда бойцов в жутковатых нарядах, словно взятых в аренду в секс-шопе. И среди всей этой вакханалии – улыбающееся лицо Федора Емельяненнко, и никто даже не говорит, с кем он дерется.
Сергей Харитонов, например, которого несколько лет назад нокаутировал индийский экспортный боец Джадип Сингх, соперник Федора, утверждает, что тут и разговаривать не о чем, боец не того уровня, и непонятно, как сам Харитонов тогда ему проиграл. Сингх, который с трех лет живет в Японии и примерно с тех же пор занимается кикбоксингом, выигрывал какие-то турниры по профессионалам, гран-при по правилам К-1, и, в общем, какое-то имя у него есть. Заодно рост, длина рук, удары ногами и коленями и многое другое, что может создать в бою некоторые неприятности. Нет, пожалуй, скорости и сопоставимых навыков в борьбе. В общем и целом, соперник, которого можно назвать для Емельяненко удобным – если отбросить тот факт, что Федор несколько лет не дрался, а когда выступал – и Антонио Сильва, и Дэн Хендерсон казались нам удобными для него соперниками. Как и нынешний чемпион UFC Фабрисио Вердум, единственный, кто победил обоих братьев Емельяненко, а это достижение уже вряд ли кто-то повторит по причинам, которые не зависят от братьев Емельяненко. Бой с Сингхом – это как демонстрация возможностей, декларация о намерениях, проверка функциональности навыков и физической формы в реальном бою, и все должны получить ответы на свои вопросы.
Федор – стоит ли продолжать и как долго. Руководство RIZIN FF – делать ли на Федора ставку теперь, как они сделали во времена Pride FC, и с кем ему готовить следующий бой. А мы – узнаем, тот ли это Федор, которого внезапно начала любить вся страна за мгновение до того, как он оставил спорт.
Японцы любят странные шоу. По ночам здесь показывают трех девушек, которые красиво едят лапшу, зачем-то Снуп Догг, Такеши Китано кричит на школьников, говорящие собаки рекламируют банковские услуги, пингвины и карпы – компьютерную игру, а самураи из фильмов Акиры Куросавы – лапшу быстрого приготовления. 31 декабря в Токио будет что-то, чего мы никогда до конца не сможем понять. Как, возможно, не поймем и Федора Емельяненко, и то, зачем он снова во все это ввязался. Big in Japan. Федор большой, Япония маленькая. Сингх должен быть повержен – чтобы легенда продолжалась. Не для японцев, с ними все понятно, там верят в монстра, у которого глаз расположен на заднице, а задница – вместо головы, а как раз для нас. Людей, которые не понимают Японию, Федора, комиксы манга и то, зачем три девушки, страдая и изнемогая на телеэкранах, ночами едят лапшу. Хотя, замени ее на борщ и салат оливье, – понятнее не станет, но зато будет значительно ближе и роднее. Почти как Федор Емельяненко.