В среду вечером телеграм-канал «Незыгарь» (346 тысяч подписчиков) опубликовал так называемую аналитическую справку по политической обстановке в Дагестане. Там говорится, что нынешний глава Дагестана Владимир Васильев допустил ряд непростительных ошибок, Сулейман Керимов для республики полезнее в качестве бизнесмена, а Хабиб Нурмагомедов — тот человек, который способен изменить ситуацию к лучшему.
— Ключевыми для главы Дагестана на современном этапе качествами являются принципиальность в соблюдении публичных договоров и способность личным авторитетом гарантировать соблюдение публичных правил, создавая стабильность в регионе во всех сферах, важнейшими из которых является работа с молодежью. С этой точки зрения было бы интересно обратить внимание на кандидатуру Хабиба Нурмагомедова, — говорится в аналитической справке.
«Незыгарь» назвал такие преимущества чемпиона UFC, как потенциального руководителя Дагестана:
— ясность позиций;
— признанный авторитет в регионе и за ее пределами;
— безусловные лидерские качества;
— принципиальность в соблюдении правил и договоров;
— эффективное управление значительными для региона финансовыми средствами;
— выраженная социальная ответственность;
— мировое признание;
— уровень контактов.
Дана и психологическая оценка Хабиба-политика:
— Отсутствие сигналов с его стороны о стремлении к власти безусловный признак, указывающий на то, что он не воспринимает власть в качестве легкой наживы, а значит адекватно воспринимает уровень ответственности за обязательства, порождаемые правом на власть, а это, в свою очередь, исключает два главных опасения: понимание бремени управления указывает на рассудительность, человека, ответственное отношение к обязательствам исключает вероломство.
На пост Незыгаря отреагировал телеграм-канал «Алибабаич» (9 тысяч подписчиков), анализирующий политические события в Дагестане. Телеграм-канал подчеркнул: бывший кикбоксер Бату Хасиков, назначенный главой Калмыкии в марте 2019 года, не справляется на высокой должности — «провалы в экономике, невыполнения социальных гарантий, глупый пиар спортсмена, бесконечные митинги недовольных граждан; переругался со всеми местными элитами; потеря репутации и уважения в обществе».
Также «Алибабаич» дал понять, что Хабиб — совсем не однозначный любимец в Дагестане.
— Хочется напомнить самому Хабибу о родном крае и плачевном состоянии Республики, — написал телеграм-канал. — Дагестан помнит, как пиарщики Нурмагомедова устроили рекламную кампанию на теме помощи африканским детям: «Хабиб Нурмагомедов пожертвовал миллион долларов африканским детям». На последних победах Хабиб заработал больше 10 миллионов долларов (не считая рекламные контракты). Родной край рассчитывает на покупку хотя бы пары десятков аппаратов ИВЛ со стороны известного богатого земляка.
От себя добавим: под пиарщиками Хабиба подразумевается менеджер бойца — египтянин Али Абдель-Азиз, который в октябре 2018 года заявил TMZ: «Мы отдадим миллион долларов на хорошие дела в Африке». Сам Хабиб ничего про это не говорил. Так или иначе, слова Абдель-Азиза разлетелись по дагестанским медиаресурсам, а новости подавались именно так, как указал «Алибабаич».
Нурмагомедов периодически высказывается о проблемах республики. Например, в августе 2018-го он опубликовал в Instagram такой пост:
— Все мы должны признать, что Дагестан нуждается в напоминании, и если такие спортсмены, как я, будут молча наблюдать за тем, что происходит у нас в республике, тогда к чему мы придем. Просто посмотрите за последние месяцы — сколько у нас детей пропало в Махачкале, я уже не говорю про другие проблемы. Политика меня не интересует и не интересовала никогда, и депутатом я не являюсь, и это не политический пост. Я как дагестанец переживаю за свою республику и за то, что происходит в ней.
А это цитата из интервью «Матч ТВ» в апреле 2019-го:
— Нет, об этом (о том, чтобы стать политиком) не думал пока. Посмотрим. На данный момент у меня таких планов нет. Сейчас я и без политики могу приносить пользу. Я хочу оставаться свободным. Когда ты в политике, тебе надо полностью себя этому посвящать. Знаете, орел должен летать. Он не может сидеть где-то. Сидеть в одном кабинете — мне мало будет. В 8 утра пришел, в 5 вечера ушел... Это мне чуть-чуть скучно.
Отец и тренер Хабиба — Абдулманап Нурмагомедов — в декабре 2019-го дал большое интервью «СЭ». На вопрос, есть ли у его сына политические амбиции, Абдулманап ответил следующее:
— Абсолютно нет. В этом плане мы, наверное, самые отдаленные люди от политики. Наша миссия — это спорт, дети, развитие. В политике амбиций нет ни у сына, ни у меня.
В феврале 2020-го Нурмагомедов провел благотворительный турнир по футболу среди незрячих. После него он ответил на вопросы участников соревнований.
— После завершения карьеры вы видите свое будущее в политике? — спросили у Хабиба.
— Не знаю даже. А вот вам как Хабиб-политик?
— По крайней мере, мода в России такая. Великие спортсмены становятся великими политиками.
— Я бы предпочел более спокойную жизнь. Мне 31. И каждое утро я встаю и тренируюсь. Всю жизнь. И вечером тренируюсь. Я бы не хотел оставшуюся жизнь тоже вставать в 8 утра и работать. Я бы хотел уделить время себе, семье, детям. А если стану политиком, то это вряд ли получится. Но я обязательно подумаю об этом. Там, где я мог бы самую большую пользу принести, там бы я и остался.
Если отталкиваться от вышеприведенных слов, то можно сделать такой вывод: Хабиб неглубоко погружен в политику, но не отрицает, что может стать чиновником.
Отметим, что Нурмагомедов дважды встречался с Владимиром Путиным. Президент лично поздравлял бойца после его побед на Конором Макгрегором и Джастином Порье.
Самые яркие политические выступления Хабиба: недовольство проведением в Махачкале рэп-концерта HammAli & Navai (август 2018-го) и призыв наказать тех, кто допустил премьеру в столице Дагестана спектакля «Охота на мужчин», где в одном из эпизодов артистка появилась на сцене в нижнем белье (февраль 2019-го). «Почему все молчат и поддакивают этой порнухе в центре города, или Вы хотите ,чтобы люди вышли на улицу? — написал Хабиб в Instagram после просмотра фрагментов спектакля. — Не надо нас провоцировать и унижать, всему есть предел. Скажите мне, закон нашей страны одобряет спектакль, где голые мужчины и женщины целуются в центре города? Почему закон не работает? И кто, вообще, за эту порнографию ответит?»
Нурмагомедов был не понят за пределами Кавказа, а вот в Дагестане его поддержали многие — значительная часть молодежи республики придерживается консервативных взглядов. В частности, это молодые люди, которые занимаются единоборствами, а единоборства в Дагестане — это культ. После того, как Хабиб обозначил свою позицию по рэп-концертам, в Махачкале было отменено выступление Егора Крида («Не велика потеря», — прокомментировал это чемпион UFC). А после слов Нурмагомедова о «порнухе в центре города», актеры, игравшие в «Охоте на мужчин» — Иван Жидков и Станислав Бондаренко — принесли извинения и сообщили, что получают угрозы в соцсетях.
***
Теперь рэперы не горят желанием ехать в Дагестан. Спектакли, где кто-то раздевается, там уже не нужны. Популярность Нурмагомедова в республике зашкаливает. Достаточно посмотреть видео народных гуляний после его победы над Конором Макгрегором. Может, Дагестан и не забыл про миллион африканским детям, но за Хабиба действительно болеет вся республика. Он ее символ в мире.
Станет ли Нурмагомедов когда-нибудь главой Дагестана? Сложно сказать. Но во власти должны быть профессиональные политики. Ну, а если уж выбрать модель, при которой руководитель — мощная медиа-фигура (как Хабиб), то его должен окружать штаб из профессиональных экономистов, общественников, силовиков (жаль, но это слово в Дагестане порой носит негативный оттенок) и т.д. Сейчас у Нурмагомедова великолепный штаб — но только в том, что касается единоборств, где Хабибу еще есть, что доказывать. Впереди бой с Джастином Гэтжи, а потом, может быть, и реванш с Макгрегором.