Аскар Аскаров в ночь на 7 марта уверенно победил Джозефа Бенавидеса, поднялся на второе место в рейтинге наилегчайшего дивизиона и, похоже, уже в этом году подерется за титул чемпиона UFC. Путь Аскарова в спорте очень небанален. У него есть проблемы со слухом — в вольной борьбе он выступает на соревнованиях среди слабослышащих. При этом бьется в UFC, был чемпионом лиги АСВ, не проиграл ни одного боя в ММА (13-0-1). Если составлять топ-5 лучших бойцов России вне зависимости от весовой категории, то Аскаров там должен быть вне всяких сомнений.
Мы дважды беседовали с Аскаром на турнире UFC 259 — по 5 минут. Большие интервью ему давать сложно. Однако есть человек, который прекрасно осведомлен и о его бойцовских качествах, и об особенностях его характера, и о даже самых незначительных деталях его карьеры. Это тренер Аскарова — Мутао Кудиев. Он рассказал «СЭ» о восходящей звезде UFC в подробностях.
— У нас в Хасавюрте есть маленький зал, где три секции — грэпплинга, борьбы и ММА. Я тренировал в секции борьбы. И пришел к нам однажды Аскар. Стал ходить на все три секции сразу — то на грэпплинг, то на борьбу ко мне с братом, то на ММА, чтобы ударку подтянуть. И везде он доминировал, везде был первым. Это был 2012 год. Я увидел в нем потенциал, начал подтягивать в борьбе, взялся за дело профессионально. В 2016-м он выиграл чемпионат России по вольной борьбе среди слабослышащих и Сурдлимпийские игры.
При этом перед тем, как прийти к нам в зал, он много где побеждал по любителям. Аскар некоторое время жил в Питере, в Саратове — тренировался, выступал, но профессионально в ММА еще не дрался. А в 2015-м провел первый бой в АСВ. Ему сначала дали проверочный поединок, Аскар выиграл, после чего подписал контракт. И пошло-понеслось.
Заниматься вольной борьбой он начал в детстве — в селе, в котором жил. Вы же знаете, что он плохо слышит. И родители запрещали ему ходить на тренировки. Приходилось выкидывать сумку в окно, а потом через это же окно вылезать на улицу и бежать в спортзал.
Мы с ним, можно сказать, земляки. Наши родовые селения находятся в горах — практически впритык друг к другу, в Ахвахском районе.
— Аскар очень одаренный. Достаточно один раз показать — сразу поймет, как надо делать. Дублирует все на ходу. Думаю, из него получился бы неплохой киноактер! Один раз покажешь — и все, сделает без проблем. Любой прием. Даже очень сложный.
Ментальность у Аскара как у настоящего воина, характер — железный. В наши времена нет войн, но есть ММА, где выступают воины. Помню, пришел к нам в зал крепкий парень, уже не новичок. И в конце тренировки были грэпплинг-схватки. Боролись по кругу, один сменял другого. И этот парень поймал Аскара на болевой. Потом пошел второй круг. И вторая схватка между ними уже не состоялась, так как время вышло — до Аскара очередь не дошла. Но Аскар как-то нашел номер этого парня, набрал ему на следующий день в шесть утра и позвал бороться! А тот в непонятках — наверное, уж и забыл, что Аскару болевой сделал! Парень этот на схватку не пришел. Мы ему потом объяснили, что у Аскара такой характер — он не принимает поражения, не может успокоиться, пока не возьмет реванш.
Еще такая история: перед Сурдлимпийскими играми, в финальной схватке на чемпионате России в Якутии Аскар проигрывал местному борцу 1-8. И там были моменты, когда можно было потребовать челлендж. Главный тренер сказал: «Давай я челлендж кину, пересмотрим». А времени все меньше и меньше. Я попросил не бросать челлендж, так как до последнего верил в Аскара. И когда до конца оставалась секунда, он сделал счет 9-8 в свою пользу. После схватки Аскар еле шел, шатался. Я спросил, что с ним, а он ответил: «Я очень сильно устал, даже не вижу. Но не хочу, чтобы другие это заметили, поэтому придержи меня». Он очень кровожадный — и в клетке, и на ковре.
Аскару без разницы, с кем бороться. Он может и со 100-килограммовым оппонентом выйти на ковер. И пока этот человек не устанет, не упадет, Аскар от него не отстанет. Духа у него вагоны. Не все такими бывают. Поэтому он и показывает высокие результаты. В ММА преуспел, в борьбе тоже. Думаю, он даже в легкой атлетике преуспеет, если его туда отдать.
Будь я бойцом или борцом, я бы не хотел встретиться с ним в клетке или на ковре. Он как пиявка. Не дает соперникам ни малейшей секунды, чтобы отдышаться, — все время работает активно. Все бои у него такие. Он сам устает, но, как я уже сказал, старается делать так, чтобы соперники этого не понимали. Говорит: «Если соперник заметит, что я подустал, то он в себя чуть-чуть поверит».
— В ММА самый сложный поединок для Аскара был с Брэндоном Морено. Мы прилетели в Мехико за три дня до боя, и этого оказалось недостаточно для акклиматизации. Как мне потом сказали, нужно было приезжать туда минимум за шесть недель. Но тогда мы впервые оказались за океаном, опыта в этом плане у нас еще не было. Бой получился очень тяжелым. По словам Аскара, он порой не понимал, что происходит, даже не видел, в каком углу мы находились с Абдуллой Абдуллаевым, другим тренером. Аскар дрался на инстинктах и закончил бой вничью, хотя я считаю, что он выиграл тот поединок.
Самым же принципиальным пока для Аскара был бой с Джозефом Бенавидесом, так как соперник шел на втором месте в рейтинге, выигрывал у сильных бойцов — в том числе у Генри Сехудо. Очень крепкий оппонент, но мы к нему хорошо подготовились — и Аскар показал отличный бой.
Есть у Аскара и принципиальный соперник в борьбе. В 2018-м он проиграл на чемпионате мира одному иранцу. В начале схватки тот набрал 7-8 баллов, Аскар начал сокращать разрыв, но время вышло. Аскар проиграл и с тех пор мечтает встретиться с ним снова. Но никак не может отобраться на большой турнир. В этом году будет отбор на Сурдлимпиаду, Аскар надеется туда пробиться и провести там реванш.
— Меня удивляет, как у Аскара получается выступать и в UFC, и на соревнованиях по вольной борьбе. Мы вернулись домой 7 марта, потом он на пару дней улетел в Турцию — с женой отдохнуть, а 12 апреля у него уже чемпионат России. Снова придется сгонять вес до 61 кг. Я ему предложил гонять до 65 кг или пропустить турнир, а выступить уже зимой, а он отказался — хочет выступать до 61 кг и сейчас. У него не бывает такого: «Я устал, я не хочу». Даже когда идет весогонка, когда сил уже нет, он говорит: «Я до конца сделаю». Мне приходится тормозить его.
Когда Аскар дрался в ACB, то мало гонял. Пару килограммов убирал диетой. 62-63 он весил во время подготовки. Был самым маленьким в дивизионе. Но с каждой весогонкой человек становится тяжелее. Я его предупреждал об этом. Сейчас он во время подготовки весит уже 66-67 кг, то есть теперь приходится гонять по 9-10 кг. Во время последней весогонки мы подвели — Аскар не сделал 450 граммов. В принципе, их можно было согнать, но нас подвело то, что сауна в номере не была достаточно теплой. А на беговой дорожке утром согнать такой вес практически невозможно. Он хотел попробовать, но я его не пустил — мне за него отвечать, ему потом еще за пояс драться. Теперь перейдем на сгонку веса водой, как и другие бойцы, — так мы еще не гоняли вес никогда.
Аскар уже давно говорит, что хотел бы попробовать себя в легчайшем весе. Тем более сейчас, когда в весе прибавил. Говорит: «Давай я пояс выиграю, а потом уже там буду газовать». Я отвечаю: «Аскар, газовать ты не умеешь. Ты умеешь драться, выигрывать, а газовать — нет». Но он хочет попробовать.
— В сурдлимпийской борьбе есть конкуренция. Иранцы, турки, американцы, азербайджанцы... Но, если честно, уровень борьбы там ниже. Разница небольшая, но она есть. Аскар проводит схватки и с борцами-олимпийцами. В Хасавюрте конкуренция бешеная. И Аскар со всеми проводит схватки, борется наравне. У кого-то выигрывает, кому-то проигрывает — после чего очень хочет взять реванш. У меня есть младший брат, который на прошедшем чемпионате России стал третьим в весовой до 65 кг. И вот с ним у Аскара сильная конкуренция. Не могут друг другу уступить.
Также в Хасавюрте есть бойцовские клубы Fighting Eagles и «Каганат». Там очень много крепких ребят. Из Махачкалы приезжают к нам на сборы. В «Каганате» все оборудовано по-совершенному, как Америке, в этом плане это один из лучших залов на Северном Кавказе. Бойцов там навалом, есть тренеры для всех аспектов ММА. Иногда для спаррингов ездим в Махачкалу — в DagFighter, а иногда ребята оттуда приезжают к нам. Это наш братский клуб.
На сборы в Америку Аскар уезжает, только когда ему там дают бой. В США он был три раза. В первый раз, перед поединком с Тимом Эллиоттом, Аскар тренировался в Нью-Джерси — в зале Ника Катона. Также тренировался у Рикардо Алмейды и Марка Генри. Хотя с Марком толком поработать он не успел — мы к нему на Рождество попали, в Америке были праздники. Нью-Джерси подходит Аскару по климату, а вот в Лас-Вегасе очень жаркий, сухой климат. Там очень тяжело адаптироваться. Но в последние два раза Аскар готовился как раз в Вегасе. Впервые приехал туда в ноябре, рассчитывал провести бой. Перед боем Фигейредо и Морено Аскару предложили сделать вес, чтобы стать запасным на случай, если кто-то из них получит травму. Но Аскар сам получил травму плеча, и в конце декабря мы улетели домой. И вот за три недели до боя с Бенавидесом мы снова прибыли в Лас-Вегас. Нам повезло, что тут была команда Хабиба и другие ребята из Дагестана. Нам помогали Умар Нурмагомедов, Магомед Магомедов. Хороший сбор получился.
Что касается Марка Генри, то Аскар был у него лишь две недели. Четкий тренер. Стратег — все записывает, анализирует детали боев на большом экране. С нетерпением жду возможности, чтобы Аскар прошел с ним полный лагерь — из двух месяцев. Уверен, что Генри вытащит Аскара на новый уровень в стойке.
— Нашумевшая схватка со Стерлингом была в ноябре прошлого года (в декабре 2020-го стало известно, что Аскаров поймал Алджамейна Стерлинга на удушающий прием в спарринг-схватке. — Прим. «СЭ»). Ее так преподнесли... Знаете, в зале всякое бывает. Много кого можно задушить, много кого можно вырубить. Бывают моменты, когда один боец за спарринг несколько раз падает в нокдаун. Но поражением это нельзя считать, слабостью — тоже. Например, есть такие бойцы, которые специально могут отдать шею, чтобы их душили, чтобы учиться выходить из захвата.
Аскар боролся со Стерлингом и в стойке, и в партере, где и поймал его на свой коронный прием. Он обманом на него выходит, жестко берет шею соперника на излом... Даже не знаю, как этот прием называется. Аскар вообще болевые придумывает на ходу.
— Я просил его не лезть в борьбу в бою с Бенавидесом. А после боя я ему сказал, что теперь у меня появились хейтеры, так как я не дал удосрочить соперника. Виноваты оказался. Ну, хейтерам, наверное, виднее. Однако Бенавидес при малейшей ошибке может поймать на болевой и даже отправить в глухой нокаут. Так что все нужно было делать по плану. Да и если по плану все идет четко, зачем переходить на другой путь? Лучше спокойно выиграть единогласным решением, чем рисковать, пытаясь финишировать.
Аскар после боя с Бенавидесом в шутку бросил вызов Даниэлю Кормье. Это ему Ризван Магомедов, менеджер, объяснил, что в UFC любят, когда бойцы много говорят, делают шоу. Но Аскар много говорить не может из-за нарушений в разговорной речи. Он не может долго разговаривать, ему сложно выговаривать длинные предложения. Но я прошу его, чтобы он давал интервью, рассказывал хотя бы о том, как он силен. Вот он начал что-то делать: выложил в Instagram, как он оделся в султана, назвал себя новым королем.
— Во время тренировок нет никаких проблем из-за того, что у Аскара слабый слух. Он там аппарат надевает, а мы жестами объясняем. Он еще и по губам читает. Единственное — во время боя он не слышит, что мы ему из угла кричим. Мы к этому привыкли и все объясняем в перерывах между раундами. Да и за неделю до боя разрабатываем четкий геймплан — как надо действовать. Я главный тренер сборной Дагестана среди слабослышащих по вольной борьбе. Так что привык к языку жестов. А Абдулла знает Аскара с тех пор, когда тот еще в школе учился.
Да, Аскар умеет читать по губам. Прекрасно читает. Допустим, во время весогонки, если стоит ко мне спиной, а я что-то говорю ему, он меня не услышит. А если стоит ко мне лицом — все хорошо понимает. Может ли между раундами понять, прочитав по губам, что его сопернику говорят угловые? Если увидит — да, может.
Во время боя с Бенавидесом мы все же кричали из угла «Мага! Мага!» Это закодированный удар, который Аскару поставил Марк Генри. Но Аскар наших криков не услышал. Про этот удар мы говорили и до боя, но он, видимо, про него забыл — так его ни разу и не нанес. В этом бою он отошел от плана. После боя он сказал, что если было бы тяжело, то нанес бы этот удар, а так не увидел в нем необходимости. Вообще, задача заключалась в том, чтобы фронт-киками отбить Бенавидесу корпус. И вот с этим Аскар справился прекрасно. Вы же, наверное, обратили внимание на то, как у Бенавидеса покраснел живот и он руки начал опускать. Аскар в стойке полностью перебил соперника. На фронт-кики я рассчитывал больше всего. И они прокатили! А вот задачи бороться с ним не было.
— На мой взгляд, борьба Аскара лучше адаптирована к ММА, чем борьба Генри Сехудо. Сехудо лез в борьбу только в крайних случаях. Конечно, он борец высочайшего класса, если он включит борьбу в ММА, то она у него будет на уровне. Но он предпочитает биться в стойке. Знаете же Аарона Пико, который сейчас в Bellator выступает? Говорите, ударник? А он у нас в Хасавюрте боролся на международном турнире. А теперь он, даже если его избивают, в борьбу не лезет — пусть хоть вырубят, а все равно бороться не будет. Я его не понимаю. Будто Пико забыл, что он выходец из вольной борьбы. А ведь какая мощная, настырная борьба была у этого парня! Так и Сехудо — в ММА больше любит драться в стойке. Даже Магомед Магомедов, пусть и вышел не из борьбы, в боях лучше борется, чем Сехудо, — что показал, например, в своем последнем поединке.
Почему борцы дерутся в стойке? Бороться всегда сложно. Всегда много сил на борьбу уходит. Если поймал ногу соперника и не смог его посадить, то все — у тебя руки-ноги забиты, ты уже устал. Может быть, они не хотят их тратить и поэтому ищут для себя легкие пути. Но, думаю, если дело для них пойдет плохо, они вспомнят борцовскую базу. И еще один фактор: хотят показать шоу, зарубиться в стойке — американцы же любят шоу. А задача наших бойцов — выиграть любой ценой. Залежать, но выиграть. Есть, конечно, и такие, кто хочет дать людям шоу, но для большинства главное — победа. Я считаю, что это правильно.
У многих ли борцов не получилось в ММА? Хасавюрт — это кузница чемпионов. Здесь очень много хороших вольников. Но все-таки есть среди них некоторые, которые так и не смогли адаптироваться к ММА. Но вообще, если борьбу надо подтягивать три года, то стойку можно подтянуть и за год. Чтобы хорошо бороться, нужно быть профессором. Есть ребята, которые у меня в вольной начинали, а сейчас показывают отличные результаты в ММА. Те, кто в Дагестане и в тройку войти не могут в вольной борьбе, очень хороши в ММА. Но, как я уже сказал, есть и такие, кто найти себя в ММА не сумел.
Не согласен, что ударники начинают доминировать в ММА. Например, если бы Адесанья спустился на весовую ниже, а не поднялся в полутяжелый для боя с Блаховичем, то Усман бы, я думаю, спокойно его переехал своей вольной борьбой. Он бы прижимал его к сетке, валил, не давал бы вставать. Придерживаюсь мнения, что база вольной борьбы — лучшая для ММА.
Скоро будет реванш между Усманом и Масвидалем, и я ставлю на Усмана. Я считаю, что в ММА Хабиб и Усман лучше всех контролируют оппонентов в борьбе. Они, как медведи, валят соперника и не дают ему вставать.
— Аскар всегда меня удивляет. В основном — в боях. Вот был у него бой с Расулом Албасхановым, очень сильным вольником. Я Аскару сказал, что нужно вытащить его [в стойку], подержаться, не давать ему шею. А он стал мне говорить, что задушит его. И в итоге действительно задушил — во втором раунде. Также было в поединке против американца, который раньше бился в Bellator за пояс — Энтони Леоне. Леоне — черный пояс по бразильскому джиу-джитсу, поэтому мы просили Аскара драться в стойке, но он отказался. Сказал: «У меня для него сюрпризы есть». Мы удивились: «Какие сюрпризы?» Он: «Увидите в бою». В результате он сделал прием твистер, став вторым человеком в ММА, которому удалось выиграть таким образом. Мы в зале ему запрещали делать этот прием, так как им можно травмировать позвоночник. Аскар в том бою много раз забирал спину, контролировал соперника, наносил удары — столько возможностей у него было закончить бой! Я думал: «Чего он не душит?» Но он ждал шанс для твистера — и сделал его! То же самое он пытался провернуть и в бою с Бенавидесом. Но Бенавидес сразу почувствовал, что к чему, и положил руку туда, куда надо. В этом бою я сказал секунданту Магомеду: «Смотри, Аскар опять хочет сделать твистер».
Еще на Сурдлимпиаде был такой случай. Первым соперником Аскара был борец из Казахстана — бывший сурдлимпийский чемпион в весе до 65 кг, решивший спуститься в весе. Я Аскару говорю: «Столько труда вложено, а ты сразу попал на очень сильного борца...» Я сказал Аскару, что он проиграет, и попросил сохранить энергию, чтобы он хотя бы за третье место смог побороться. Он обиделся и победил со счетом 24:13! Победил досрочно! Аскар его так измотал, что тот даже на схватку за третье место не смог выйти. Такого счета в борьбе я еще не видел.
Когда будет следующий бой Аскара — пока не знаю. Общался с Ризваном Магомедовым — он говорит, что Фигейредо и Морено подерутся 12 июня. Учитывая Рамадан, нам бы тоже подошла такая дата. Но Аскар хочет сразу биться за титул, потому что драться ему больше не с кем. В топ-10 остались те, кто Аскару проигрывал, и те, кто проиграл тем, кого Аскар победил. Так что он готов подождать до осени — и сразиться с победителем боя между Фигейредо и Морено. Я это передал Ризвану, и теперь он будет работать на этим, вести переговоры. Надеюсь, в UFC не откажут, хоть Аскар и не сделал вес перед последним боем. Все-таки такое с ним впервые в карьере случилось. Но это все равно нехорошо, я знаю. Когда ты показываешь непрофессионализм, то это наказуемо.
Думаю, что в реванше Морено победит Фигейредо. Потому что Фигейредо во всех боях действует одинаково. Все знают, какие у него удары. А Морено — очень разносторонний боец, пусть и с лицом ребенка. Он растет с каждым боем. Прекрасно проводит тейкдауны. Первый бой был некой разведкой для Морено, и она для него сложилась прекрасно. Теперь же он знает, что нужно убрать, а где нужно добавить.
Пик у «мухачей» обычно держится до 32 лет. То есть Аскару осталось выступать 4-5 лет, а дальше он уйдет достойно на пенсию. Он заслуженный мастер спорта по вольной борьбе, был чемпионом АСВ, и надеемся, что в скором времени станет чемпионом UFC. Аскар — человек-легенда.