9 октября 2018, 03:30

"Победа Хабиба – ответ нашим западным недругам. А за Конора болели люди без культуры"

Дмитрий Зеленов
Обозреватель
Репортаж Дмитрия Зеленова из ликующего Дагестана, жители которого до сих пор не понимают, почему некоторые россияне поддерживали Конора Макгрегора.

Дмитрий Зеленов из Махачкалы

Матч "Анжи""Зенит", в котором махачкалинская команда победила 2:1, собрал чуть больше 6 тысяч зрителей. На Хабиба? в понедельник вечером пришли посмотреть тысяч 15, если не больше. Удар в челюсть футболу от смешанных единоборств.

И ведь обо всем стало известно только днем. Отец Хабиба – Абдулманап, а также власти Дагестана, не сразу определились, где устраивать чествование бойца. Сначала хотели на одной из центральных площадей Махачкалы, но все-таки решили, что на стадионе обеспечить безопасность и порядок будет проще.

В итоге с порядком возникли проблемы.

Нет, зашли все нормально – и даже очередей особо не было. Свободный вход не спровоцировал давку, полиция грамотно рассредоточила людей по трем трибунам (перед четвертой установили сцену для чемпиона).

Но дело в том, что минуты через 3 после того, как на поле вышел Хабиб, который ни на секунду не расставался с чемпионским поясом, с трибун стали прорываться люди. Сначала – по одиночке, и в основном дети. Но очень скоро в сторону чемпиона хлынул мощный поток из фанатов, поле заполнялось, и организаторы чуть было не увели Нурмагомедова обратно под трибуны.

Диктор надрывался:

– Уважаемые дагестанцы, мы же договорились, что все будет культурно!

Не очень такой хаос нравился и Абдулманапу.

– Ради Аллаха, возвращайтесь на трибуны!

Примерно в это же время он прочитал короткую нотацию всем, кто слишком бурно празднует победу сына.

– Дорогие ребята, не высовывайтесь из окон, когда едете на машинах, не нарушайте правила на дороге, уважайте друг друга и привносите весомый вклад в стабилизацию порядка в республике!

Про машины нужно пояснить – и сразу после боя, и на следующий день по пути на стадион жители Махачкалы набивались в старые автомобили человек по 10 – высовывались из окон, сидели в открытом багажнике, так катались с флагами и криками. Пробок, конечно, из-за этого больше.

"Просил Всевышнего, чтобы закрыл меня и этого придурка"

Сам Хабиб на окружавшее его безумие смотрел спокойно.

– Вас много, а я один, – сказал он с улыбкой.

Впрочем, оказавшиеся на поле люди не перегибали палку. Добегая до сцены с Хабибом, они останавливались и доставали телефоны, мешая друг другу, но не организаторам.

Один за другим выступали региональные чиновники, которых, кажется, никто особо не слушал. А вот когда микрофон взял Хабиб, народ угомонился окончательно. Слова благодарности он произнес в тишине, но когда заговорил о Коноре, стадион снова взорвался.

– Об одном просил Всевышнего. Чтобы он меня и этого придурка закрыл в клетке (гул толпы – прим. "СЭ"). Каждый день просил Всевышнего. Я говорю UFC: 6 октября, когда клетка закроется, я за себя уже не отвечаю. И то, что было боя – кто-то говорит неправильно, кто-то говорит – правильно. А я знаете, что скажу: орлы в клетке не сидят! (гул стадиона) Я это им показал, ему показал и его команде. Самую большую мотивацию мне давал родной Дагестан и все, кто меня ждал дома!

Последние его слова потонули во всеобщем ликовании и грохоте салюта.

А я поймал пару парней, которые возвращались на трибуну после забега на поле и задал простой вопрос об эмоциях. Но ребята, оглядев меня с недоверием, заговорили о другом.

– Четыре раунда это ничего, мы хотели пять раундов, чтоб он еще дольше его избивал! – сказал молодой человек, представившийся Магомедом. – Все по воле Всевышнего, альхамдулиллах, что так получилось, мы все рады. Но еще хочу ко всем россиянам обратиться. Те, кто болели против Хабиба, чтобы они наконец-то увидели свое лицо! Даже здесь мы чувствовали негатив в сторону Хабиба именно от россиян, и это очень обидно было для нас. Надеюсь, сейчас они поймут, за кого болели. Кто настоящая курица, думаю, понятно!

Другими словами, но похожую мысль высказал и другой болельщик по имени Расул Магомедов, более возрастной и рассудительный. Но такой же страстный – а еще в роскошной папахе.

– Хабиб это достояние республики Дагестан и всей России! Если кто-то болел за Конора, то это делали невежественные люди, люди без культуры! У них отсутствует толерантность. А люди чести, люди совести и разума, кто разделяет единство всех народов России, они всегда будут за Хабиба и таких патриотов, как он. Эта победа делает Россию сильной и неделимой и это ответ всем нашим западным недругам! У нас одна страна, одна история и одна судьба!

– Он Россию вот так держит, брат! – добавил парень в черной майке "Eagles MMA" и показал кулак. – Россию поднимет и до конца пойдет!

То, что в Дагестане остальную часть страны называют Россией, кстати, давняя практика – с политикой никак не связана, просто так вышло. Сами дагестанцы просят не обижаться – "так удобнее говорить".

У стадиона и до, и после встречи с Хабибом – фестиваль. Кто-то фоткается в папахах (их можно купить по 1500 рублей за шутку), кто-то танцует лезгинку. А съемочная группа Первого канала интервьюирует ребенка под восторженный взгляд всех родственников и их друзей.

– Мне нравится, как он взял Конора Макрегора на удушающий и победил! – сказал мальчик.

– Красавчик! – поддержали его со всех сторон.

А мое внимание привлек аксакал в колпаке Санта-Клауса – более того, шапка эта с секретом, какой-то хитрый механизм заставляет ее шевелиться. Веселый мужчина 82 лет оказывается местной знаменитостью, бывшим борцом. В свои 82 года он подтягивается 20 раз и поднимает тяжести.

– Меня зовут Омарасхаб Омаров, – говорит он и показывает визитку. – А Хабиб это человек мужественный, терпеливый, с силой воли! Дай Аллах ему зеленую дорогу, долгой жизни и крепкого здоровья!

Такие тосты в Дагестане будут звучать еще долго. Хабиб действительно подарил народу огромный праздник.