Смешанные единоборства еще никогда не были так популярны, как сейчас. К чемпионам UFC внимания больше, чем к рок-звездам. Но нравится это далеко не всем. Среди влиятельных людей в олимпийских видах спорта, особенно связанных с боевыми искусствами, можно встретить настоящую ненависть к ММА. И сила этой ненависти способна удивить.
Астана. В разгаре чемпионат мира по спортивной борьбе. Поздний вечер, званый ужин, дорогой ресторан. В огромном зале собрались люди, от которых зависит судьба не только борьбы, но отчасти и всего олимпийского движения, в том числе — один из руководителей МОК. Но находился там и один гость, чье присутствие радовало не всех. Это был известный тренер в мире ММА, отец чемпиона UFC, приглашенный одним из чиновников без согласования с организаторами.
Для многих присутствующих появление звезды смешанных единоборств стало большим сюрпризом. Как выяснилось потом — очень неприятным. Во время ужина случился момент, когда этого человека пригласили на сцену, подарили ему книгу и дали микрофон. Это был самый напряженный эпизод вечера. Журналистов просили не снимать выступление на видео — если бы об этом узнали бы в МОК, там могли бы серьезно разозлиться.
— Как можно было так испортить хороший вечер? Наше счастье, что человек из МОК просто не узнал гостя. Если бы узнал, у нас бы были проблемы, — признался один организаторов.
На вопрос, в чем суть проблемы, он ответил, что олимпийские чиновники не любят смешанные единоборства и контакты с представителями ММА под строгим запретом:
— Это же ужас, а не спорт. Что они пропагандируют? Как можно вбивать лежачего человека в пол? Какой это пример детям? Это вообще надо запретить.
Такое отношение к ММА очень распространено среди руководителей федераций классических видов спорта, связанных с боевыми искусствами. И раньше не было никаких иллюзий по поводу того, что отношения между конкурентами далеко не дружеские, но чтобы была столь явная неприязнь — это свежая тенденция.
«СЭ» задал вопрос об этом президенту федерации спортивной борьбы России Михаилу Мамиашвили, и получил резкий ответ: «Какие единоборства? Смешанные? Я не знаю таких. Это вид спорта? Не спрашивайте у меня об этом. У меня команда готовится к Олимпиаде. О чем вы вообще говорите?».
В любительском и профессиональном боксе ситуация не сильно отличается. Глава федерации бокса России Умар Кремлев никогда не был фанатом ММА, и вот что он сказал по этому поводу «СЭ»:
— Я — за тот вид спорта, который воспитывает молодежь, я за олимпийские виды, где выступают за страну, за флаг. Где есть многовековая культура, четкие правила, понятия. Если говорить о боксе — это мужской вид спорта, где лежачего не бьют, не душат, все решается исключительно на кулаках. Раньше были дуэли, потом кулачные бои, и они сформировались в спорт с четкими правилами. ММА — это новое явление, где все перемешалось. Как сказал Александр Карелин, в ММА идут те, кто не состоялся в своем основном виде спорта.
— Почему ММА так резко прибавляет в популярности? И что делать, чтобы они не оторвались от олимпийцев на непреодолимое расстояние.
— Этот вопрос надо задать тем, кто отвечает за популяризацию других видов спорта. Многие думают, что раз они в олимпийской программе, то их всегда будут финансировать, и никуда не денется популярность. Но времена меняются, нужно улучшать качество турниров. Люди любят зрелище. Если проводить турниры в 11 утра и никого туда не приглашать, то, конечно, ММА будет выигрывать, потому что там к этому подходят иначе. Там умеют делать зрелище. Люди зарабатывают деньги, в отличие от большинства олимпийских видов. Но лично мне ММА не нравится, я не смотрю и не хожу на турниры. Правила, как по мне, слишком жесткие. И там культивируются оскорбления, спортсмены переходят на личности, унижают религию, отца, мать. Там скандалы на ведущих ролях. Мне это не нравится. Я смотрел только поединок Хабиба с Конором, потому что мне было интересно, как наш соотечественник поставит на место человека, который его оскорблял.
Президент Международной федерации самбо Василий Шестаков чуть более лояльно высказывается о ММА и понимает, почему у борьбы и бокса существует неприязнь к этому явлению:
— Потому что они теряют своих спортсменов и своего зрителя. Очень многие борцы уходят в ММА. Самбисты тоже уходят, но я не вижу в этом проблемы. Они остаются самбистами, добиваются успеха в ММА, становятся звездами и популяризируют при этом самбо. Другое дело — сейчас ММА пытаются преподнести как вид спорта, а это не так. Внутри ММА много видов, а сами смешанные единоборства — это шоу. Возможно, в том числе и поэтому руководители бокса и борьбы не любят ММА.
Эта нелюбовь будет только расти по мере роста популярности ММА по сравнению с боксом и, тем более, с борьбой. Этот процесс неоспорим, он выражается в цифрах. В 2016-2017 годах было два супербоя, в которых разыгрывались титулы чемпионов мира по боксу и дрались между собой люди из топ-10 рейтинга P4P — лучшие вне зависимости от веса. Это поединки между Сергеем Ковалевым и Андрей Уордом. Платные трансляции первого боя купили 165 тысяч человек, а второго — 130 тысяч. Это просто смешные цифры по сравнению с тем, что собирают большие бои ММА. К примеру, поединок Конора Макгрегора и Нейта Диаса платно посмотрели 1,6 миллиона человек.
За последние 10 лет было 16 боев по боксу, трансляции которых покупало более миллиона человек. Восемь из этих поединков — бои Флойда Мейвезера, который завершил карьеру, включая поединок с Конором Макгрегором. Каким бы скучным ни был стиль Флойда, его смотрели. В ММА за последние 10 лет таких боев (больше миллиона покупок) столько же — то же 16. Из них с Макгрегором — всего пять. То есть людей интересовали и интересуют не только фигура Конора, но и другие бойцы — такие как Брок Леснар, Ронда Роузи, Аманда Нуньес. Предполагается, что предстоящий бой Хабиба Нурмагомедова с Тони Фергюсоном или Жоржем Сен-Пьером вновь соберет больше миллиона покупок. Да и поединок Хабиб с Дастином Порье, по предварительным данным, дал показатель свыше миллиона проданных PPV.
При этом до 2008 года миллион и больше платных просмотров собрал лишь один бой ММА. То есть тенденция очевидна: чем дальше мы идем, тем больше люди покупают бои UFC и меньше — бокс. Особенно яркой иллюстрацией доминирования смешанных единоборств стала ситуация в этом ноябре: поединок Сауля Альвареса и Сергея Ковалева должен был начаться в 21.00 по времени Лас-Вегаса, но стартовый гонг был отодвинут на час из-за турнира UFC 244, который проходил в эти же минуты в Нью-Йорке.
С одной стороны, тут нет ничего страшного, это бизнес: и UFC, и стриминговая платформа DAZN хотят заработать максимально, поэтому делают так, чтобы их трансляции увидело как можно больше людей. С другой стороны, глава UFC Дана Уайт заранее называл безумием решение ставить бой Канело — Ковалев на дату UFC 244. И это само по себе уже неуважение к боксу, глава DAZN Эдди Хирн на это мог бы сказать: вообще-то это вы с ума сошли ставить свой номерной турнир на время нашего супербоя. Но Хирн так не сказал.
И ждать пришлось именно боксерам, а не бойцам UFC. Сауль Альврес минут 40 ходил туда-сюда по коридору и не понимал, что происходит. Когда ему объяснили, с чем связана заминка, он лишь неодобрительно качал головой. Бой двух чемпионов мира по боксу задерживается на час из-за драки бойцов смешанного стиля на другом конце США. Еще несколько лет назад такого даже представить было невозможно.
Еще один момент, из-за которого отношение к ММА у боксеров, борцов и самбистов настороженно негативное — олимпийские перспективы смешанных единоборств. Действительно ли ММА претендуют на включение в программу Игр? Если да, то у конкурентов есть опасение, что в случае принятия в олимпийскую семью ММА, выселиться придется борьбе, боксу или всем сразу.
«СЭ» попытался прояснить этот момент в МОК, но ответ был максимально сухим:
— Чтобы спорт был включен в Олимпийские игры, он должен сначала подать заявку на получение статуса «Признанного спорта» Международным олимпийским комитетом. Для этого Международная федерация, представляющая спорт, должна соответствовать Олимпийской хартии и применять Всемирный антидопинговый кодекс, что является необходимым шагом, прежде чем обращаться с просьбой о включении в Олимпийскую программу. Пока этого сделано не было.
Также по этому вопросу комментарий «СЭ» дал член МОК Шамиль Тарпищев.
— Мы пока вообще не обсуждали вопрос об ММА. По самбо слышал, там ведется работа, а тут нет, — отметил функционер. — Вопрос о включении в олимпийскую программу должна рассмотреть специальная комиссия по новым видам спорта, там есть опросник с 39 пунктами, на которые новый вид спорта должен ответить. Перед каждыми Играми есть 4-5 видов-кандидатов, из них отбирается один. Это сложная процедура.
По мнению Тарпищева, возможное включение ММА в программу игр теоретически может угрожать борьбе или боксу:
— Есть виды спорта, с которыми возможна ротация. Которые не очень смотрибельны, или где малое представительство стран, именно в этом и проблема самбо. В таких видах есть сомнения. Проблемы могут быть и у борьбы. А традиционные и популярные виды спорта не ротируются.
Так смешанные единоборства назвал в разговоре с «СЭ» представитель Союза ММА России, попросивший не указывать имя. Он заявил, что на самом деле олимпийские планы у ММА есть и странно, что в МОК делают вид, что не знают о них.
— Мы для борьбы и бокса — кость в горле, это правда. Они боятся, что у них заберут место на Играх. А олимпийские планы у нас действительно есть. Международная федерация IMMAF подала заявку на признание МОК. Процесс идет не быстро, отношения действительно не идеальные, но со временем ММА станет олимпийским видом спорта, это неизбежно, — отметил представитель Союза ММА России.
Одним из инициаторов включения смешанных единоборств в олимпийскую программу является UFC. Они финансируют этот проект. Наличие такого серьезного конкурента, конечно, тоже напрягает функционеров из борьбы и бокса. В зрелищности их виды спорта скорее уступают. В финансовых возможностях сейчас — тем более.
На все это наложились и организационные проблемы. Спортивной борьбе недавно пришлось пережить битву за сохранение места в олимпийской программе, а любительский бокс сейчас переживает самый серьезный кризис в своей истории. Международная федерация дисквалифицирована, отношения с МОК испорчены, олимпийское будущее под вопросом.
Думаю, что много людей в федерациях боевых видов спорта по отношению к ММА испытывают и зависть. Все шло своим чередом десятки лет, пока вдруг не появилось явление, забравшее у классических видов спорта часть популярности, деньги и людей. Смешанные единоборства были очень камерным явлением еще 20 лет назад, и для того, чтобы признать их огромный прогресс, нужно обладать смелостью и широтой взглядов.
Нельзя сбрасывать со счетов и чувство ревности. Ведь состязания без олимпийского статуса собирают несопоставимо больше зрителей и денег, чем классические дисциплины. Это бьет по самолюбию. Когда в игру врывается кто-то большой и сильный, его всегда ненавидят. Но пока ММА-промоушены без государственных денег готовы платить бойцам шестизначные и семизначные суммы в долларах за 15 минут в клетке, им будет мало дела до отношения к ним со стороны любых федераций. Главная интрига — что скажет МОК?