Сергей Харитонов
Страна: Россия. Возраст: 39 лет. Весовая категория: свыше 93 кг. Победы: 30. Поражения: 8. Ничьи: 0. Дебют в ММА: 11 августа 2000 года. Ближайший бой: Фернандо Родригес (23 февраля, WTKF).
Сергей Харитонов пришел в редакцию «СЭ» и долго рассказывал обо всем. Отвечал на вопросы читателей. Я прислушивался, сидя в сторонке, и понял главное — бой с Александром Емельяненко возможен! Да с кем угодно возможен! Кто там отправлял Харитонову приглашение? Олег Тактаров?
... Харитонов поднялся, снял микрофон. Тут-то и перехватил его на двадцать минут, чтоб прояснить ситуацию с будущими боями окончательно.
— Первая ваша мысль, когда услышали о вызове Тактарова?
— Да ну, какая мысль... — поморщился Харитонов. — Понятно же — все это несерьезно! Ну какой вызов Тактарова? Ему же 55 лет. Мне с дедом драться?
— Он и собирался по-дедовски вас уделать.
— Вот вы представьте, как это будет выглядеть. Что мне этот бой даст? Что потом скажут?
— Кстати! Что скажут?
— Да я знаю, что скажут — «Харитонов бил старика». Или что-то вроде. Ему-то нужно было просто хайпануть. Человек чего-то добился в жизни. В свое время выигрывал первые турниры UFC. В фильмах снимается. Привык быть на слуху. Я этот вызов и не видел, мне потом сообщили.
— Реакция?
— Ну, вызов и вызов.
— Тактаров был реально крутой боец?
— Крутой — не крутой, но дрался, побеждал. Главное действующее лицо того времени. В начале 90-х Олега Тактарова знали все. Сейчас вроде возглавляет какую-то федерацию, продвигает молодежь. Но самому-то ему куда драться?! Ему 55?
— Тогда было 52.
— Да все равно...
— Даже ударить жалко?
— Ну конечно!
— Плаката с Тактаровым у вас на стене не было?
— Никогда. У меня был плакат с Майком Тайсоном, Мохаммедом Али, Александром Карелиным. Каких-то бодибилдеров вешал.
— Все-то вас пытаются задеть. Камил Гаджиев произнес: «Харитонов — симулянт». Не обидно?
— Даже не обращайте внимание. Все, что говорит Камил, мне до одного места. Балабол.
— Вы считаете?
— Да конечно. То бой организует, то не организует. То слился, то не слился. Говорит что-то... Тягомотина, даже не интересно. Балабол!
— Но Федор-то Емельяненко — не балабол?
— Федор Емельяненко — пахарь. Я же был с ним рядом, видел эту работу. Знаю, как он бегал, что у него за ОФП. Мы стояли в паре, боролись. Это серьезный мужик. Большой молодец.
— Стояли в паре, Федор вам по плечо. Не удивлялись — что при таких данных лупит всю мировую элиту?
— Не удивлялся. Его тренировки давали ответы на все вопросы.
— Вы были готовы в принципе драться с Александром Емельяненко. Но про 10 миллионов рублей гонорара сказали — это не те деньги. А какие «те»?
— Пусть менеджеры договариваются. Это не баснословные деньги. Но точно не 10 миллионов. На такой бой можно было выйти бесплатно. Из принципа. А если за деньги — то немножко другие. Мне в спортивном плане этот бой не интересен вообще. Если люди хотят, они устроят. Если нет, то нет...
— Последний случай, когда вам хотелось навернуть человеку с улицы?
— Да вот этот случай с охранником из «Меги». Молодой парнишка за кого-то вступился — а тут подходит охранник, здоровый конь, пнул его своим копытом. По беспределу. Вот таких людей я вообще понять не могу! В Америке бы ты так пнул — присел бы лет на пятнадцать. Позорище! На меня б он так полез драться — я бы его сразу остановил. Посмотрел бы, как он своими копытами махал. Вот такое я вообще понять не могу — когда бицепсы демонстрируешь на простых людях. Хорошо, не убил мальчишку.
— Все сталкиваются с бытовым хамством. Как столкнулся Валуев на парковке.
— Это правда.
— Вы давно никого не брали за шиворот, не приподнимали над землей?
— С юности. Тогда и бить приходилось, на меня кидались. Я не святой. Но чтоб просто подойти и навернуть человеку — такого не было никогда.
— Вы говорите, бой с Емельяненко вам неинтересен со спортивной точки зрения. Почему?
— Ну какой здесь спорт? Разве есть что-то спортивное?
— Вы в форме, это понятно. Но и Саша вон какой прокачанный.
— Разве это спорт — драться с алкоголиком? Кругом от него паника. Одни пьяные дебоши, скандалы и разврат. А спорт — это когда все по расписанию, люди режимят. Когда встречаются два выдающихся спортсмена.
— Александр сейчас как боец — ноль?
— Да он талантливый парень! На этом таланте, при всех дебошах, плывет по жизни. Вот ведет его судьба. Родился крепким, здоровым, все ему в жизни легко дается. Здесь потренируюсь, здесь не стану, здесь бухну... А Федору все давалось гораздо сложнее. Добивался всего трудом. А Саша что?
— Что Саша?
— Освободился — а старший брат уже чемпион...
— Как при таком образе жизни можно настолько божественно выглядеть? Саша весь в «кубиках»...
— Так он же тренируется иногда. Случаются моменты.
— Я тоже немножко тренируюсь. Но до «кубиков» далеко.
— Может, ему есть нечего? Поголодал немножко — вот «кубики» и появились. Но мне даже неинтересно в это вникать. Можно быть кем угодно — где нас никто не видит. Вы задумайтесь — если с экранов про тебя только и говорят: «Пьяница, насильник, дебошир...» — это нормально? Дети на тебя смотрят! Можно проигрывать бои — но идти по жизни твердо и уверенно. Боец должен быть правильным.
— Вы с Емельяненко в жизни, а не в инстаграме пересекались за последнее время?
— Как-то на улице встретились лет пять-семь назад. Он подошел, поздоровался. Я ответил. Но тогда еще не было совсем жестких оскорблений в интернете. Потом начались.
— Давно знали, что у него гепатит С?
— Я не знаю.
— Стоп-стоп. Это шло у вас из интервью в интервью: «У Емельяненко гепатит...»
— Да толком непонятно. Кто-то говорит — он сдал анализы, гепатит есть. Другие уверяют — нет никакого гепатита. Что на самом деле — до конца не понимаю.
— Не страшно выходить против него на бой?
— Из-за того, что может заразить?
— Разумеется.
— Анализы перед боем придется сдавать. Если гепатит есть — его просто не допустят. Врачи-то не дураки.
— Рассказывали, как вас встретил когда-то в Старом Осколе юный Александр Емельяненко. Совершенно пьяный, на такси. Потом за это такси отказался платить и вам запретил. А второй случай, когда он вас удивил?
— Ну чем после этого он меня еще может удивить? Только тем, что пьет-веселится — при этом выигрывает бои. Невероятная сила! Я прежде и не думал, что это возможно совмещать. Но это его стихия. Может, Саше даже легче в бою, если прямо перед ним хлопнет 50-100 грамм коньячку.
— Хоть раз в бою чувствовали от соперника алкогольный выхлоп?
— Ни разу.
— Наткнулся в интернете на потрясающую запись — вы играете на аккордеоне, Александр Иншаков поет...
— «Одинокую гармонь». Это в Кремле было на день ВДВ.
— Какая музыка соответствует вашему душевному состоянию сегодня?
— Я человек настроения. Сегодня слушаю что-то блатное. В машине у меня сегодня играла «Бутырка» и Наговицын. Обратно поеду — поставлю сборник, где у меня Бандера, Круг, Кучин, Катя Огонек... А завтра другое настроение — буду слушать «Подмосковные вечера». Или еще что-то из 70-х.
— Вынесли бы сюда аккордеон — что сыграли бы прямо сейчас?
— Ничего.
— Не уважаете?
— Просто готовиться надо, руки забыли. Я сколько лет не брал этот аккордеон?
— С Кремля.
— Да, с Кремля. А это уже лет восемь. До этого еще 20 не брал. Я же неделю перед выступлением играл, вспоминал, куда там жать.
— Получилось классно.
— Я больше подыгрывал, там фонограмма шла. Но в ноты попадал, нажимал все правильно. Если б не попал — все равно никто не услышал бы.
— Вас последние годы только и спрашивают — когда собираетесь заканчивать?
— Ну-ну.
— Но я-то вижу — вы не становитесь слабее как боец.
— Так и есть. Я даже прибавляю. Все только начинается. Хотя то, что получается на тренировках, в бою применить часто не получается. Технику можно корректировать в 12 лет. В моем возрасте уже всё, не изменишь.
— Недавно узнал, какие гонорары у Орловского. Да и у Олейника тоже. Подумал — я бы при таких доходах до 70 не уходил из боев, пусть лупят.
— Деньги у меня не на последнем месте. Но еще держит патриотизм.
— Патриотизм?!
— Пусть знают, что в России есть сильные люди! Мне нравится мотивировать молодежь. Кайф от мастер-классов. Часто повторяю самому себе: «Вперед, ни шагу назад!» Вот и всё.