6 ноября 2020, 11:00
Депутат Госдумы РФ Гаджимурад Омаров выступил с предложением присвоить чемпиону UFC в легком весе Хабибу Нурмагомедову звание Героя России. По словам Омарова, соответствующее письмо он уже направил Владимиру Путину.
Это всего лишь предложение, а не подписанный указ. Тем не менее тема получила широчайший резонанс. Журналисты набрали десятки комментариев депутатов, спортсменов, депутатов-бывших спортсменов. И практически все они говорили одно и то же: Хабиб — молодец, но звание Герой России — это перебор.
Герой России — главная награда страны. Она выдается за заслуги, связанные с совершением геройского подвига. Подавляющее число тех, кто был удостоен этой награды, — это люди, так или иначе связанные с боевыми действиями.
Но есть среди Героев России и трое спортсменов. Это борец Александр Карелин, а также лыжницы Лариса Лазутина и Любовь Егорова. Странно ставить в один ряд победы в спортивном соревновании и спасение людей. Но что имеем — то имеем. Все трое многократные олимпийские чемпионы, лучшие в своем деле. Хабиб — тоже лучший. А его мировая известность, как минимум, не меньше, чем у пикового Карелина, и уж точно больше, чем у Лазутиной и Егоровой.
Тем не менее между этой тройкой и Нурмагомедовым есть принципиальная разница.
Олимпиады, чемпионаты мира — это место, где спортсмены представляют прежде всего страну. Профессиональные ММА — это, по сути, шоу-бизнес, где бойцы бьются за самих себя. Там очень редко играют гимны (в UFC — никогда), там нет реальных соревнований между государствами. Как рассказывал менеджер Петра Яна Саят Абдрахманов, в UFC ты можешь выступать за кого угодно — это для лиги не имеет принципиального значения. Простой пример: в профилях спортсменов на сайте UFC указано, где они родились, но не указано, за какую страну дерутся прямо сейчас.
Впрочем, вот это вот «драться за самого себя» касается в большей степени американцев, а не бойцов из стран СНГ. В США болеют за личности, а не за национальности, а вот в среде фанатов ММА с постсоветского пространства второй фактор намного важнее. Он вообще самый главный — достаточно посмотреть на комментарии в пабликах. Не трэшток, не количество нокаутов, а «кто ты по нации». Нужно подчеркнуть: речь идет не про страны, а про национальности. Демонстрировать национальную принадлежность (а порой и религиозную) — важный элемент для многих бойцов ММА. И Хабиб в папахе — не исключение. И тут мы пришли к основной причине, почему история с наградой получила такой отклик: значительная часть жителей России не считает Хабиба своим.
Наверное, самым цитируемым высказыванием по теме стали слова олимпийской чемпионки Турина Светланы Журовой. Она транслировала то, о чем думают многие в средней полосе России и за Уралом: «Я уважительно отношусь к Хабибу, но я не слышала, чтобы он говорил, что он выступает за Россию. Дагестан — да, ислам — да».
Константин Цзю: «Как бы я ни уважал Хабиба, но за что ему звание Героя России?»
Фактически Журова не права — Хабиб неоднократно говорил, что выступает за Россию. Вот цитата из 2016 года: «Я представляю Россию и Дагестан. И там, и там символ — орел» (интервью «Матч ТВ»). Вот цитата из 2019 года: «Я по-своему представляю свою страну» (встреча с болельщиками в Москве). Нурмагомедова часто критикуют за то, что он никогда не надевал на себя российский флаг, не махал им. Но, вообще-то, мало какие бойцы UFC увлекаются демонстрацией национальной атрибутики до или после боев (из граждан РФ сейчас так делает, кажется, лишь Петр Ян). Ругают же по этому поводу только Хабиба. В марте на сайте «СЭ» вышло исследование о том, как часто Нурмагомедов использует российскую символику. Оказалось, что довольно часто. Однажды он выложил в Instagram картинку со своим изображением на фоне российского флага. А его отец Абдулманап Нурмагомедов в 2015 году после победы Ислама Махачева над Лео Кунцем в UFC зашел в октагон сразу с двумя российскими флагами. «Мой сын — патриот России», — сказал Абдулманап в интервью «СЭ» в сентябре 2019-го.
Но все это осталось незамеченным. А вот что заметили, так это то, что Хабиб после победы над Дастином Порье произнес названия кавказских республик, но ни разу не сказал слово «Россия». Заметили посты Нурмагомедова про рэп-концерт и театральную постановку. Заметили беспорядки в Лас-Вегасе после победы над Конором Макгрегором.
За последний год отношение к Хабибу, так скажем, славянского населения России стало меняться в лучшую сторону. В августе Нурмагомедов дал двухчасовую пресс-конференцию российским СМИ, показав себя интересным собеседником. Расположил к себе и журналистов, и некавказскую аудиторию. Причем слова «Ты Саша/Илья, а я Хабиб, мы разные» не звучали, как попытка отгородиться от немусульманской России. В октябре Хабиб уложил Джастина Гэтжи и завершил карьеру непобедимым. А затем жестко осудил Эммануэля Макрона и ни слова не сказал о 18-летнем юноше, который обезглавил преподавателя. И все вернулось назад...
Естественно, когда Гаджимурад Омаров попросил рассмотреть возможность представления Хабиба к званию Героя России, это было воспринято в штыки. Хотя его значимость для ММА (а в России это официальный вид спорта) если и уступает значимости Карелина для классической борьбы, то совсем не намного.