8 октября 2018, 18:00
Ярослав Пелехов из Махачалы
После боя Хабиба Нурмагомедова и Конора Макгрегора в адрес россиянина и его команды звучало немало критики. Корреспондент "СЭ" спросил у жителей Махачкалы, что думают они о случившемся, – никакого единодушия, которого можно было бы ожидать, и в помине нет. Мнения среди соотечественников Хабиба, как и в остальных регионах России, самые полярные.
Поединок Хабиба и Конора перешел все границы популярности. Страсти по битве не утихают до сих пор, но главным событием стали события выяснениями отношений команд бойцов. В Махачкале они обсуждаются и на следующий день после схватки везде – от стоянок таксистов до магазинов и ларьков с шаурмой и чуду (местными лепешками).
Если кто-то думал, что в Дагестане полное единодушие, в школах строем ходят под речи Хабиба и на него поголовно молятся – это далеко не так. На деле в столице Дагестана очень пестрая публика, и, несмотря на бурное празднование успеха на родине героя, критики в отношении Нурмагомедова тоже хватает. И это дает надежду на то, что Хабиб, несмотря на беспрецедентную популярность, все-таки остается спортсменов. Для земляков он не бог, а обычный человек, хоть необыкновенно талантливый и успешный.
– Он поступил неправильно, – эмоционально говорит пожилой таксист Лачин, с которым мы ехали от кинотеатра, где показывали бой. – Как можно так взять и отдать пояс? Умей выигрывать! Слышал выстрелы на улице после победы? Только у нас такое может быть! Этих уже не воспитаешь, никак не придут в себя!
В гостинице также идут обсуждения. Хабиба хвалят, но когда я встреваю с вопросом про поведение после схватки, настроение у всех портится.
– Зря он это сделал, конечно. Поступил непрофессионально, теперь, видишь, и без денег может остаться, и без визы. Нажил себе серьезные проблемы, – говорит один из парней.
– Его можно понять, – продолжает другой. – После всех тех оскорблений и провокаций... Ты знаешь, что ему тренер Макгрегора кричал? Я за себя не могу даже сказать. Будь там, после боя я бы тоже выпрыгнул. Хотя сейчас холодной головой понимаю, что так нельзя делать.
Если суммировать – почти все понимают действия соотечественника, но почти никто не оправдывает. Молодежь рассказывает о драке скорее снисходительно, старшее поколение жестко. Но многие сходятся на том, что Хабибу лучше было бы остановиться на удушающем приеме и не перепрыгивать через сетку в зал.
Люди, вышедшие из кинотеатра, на эмоциях говорили, что секунданты Хабиба поступили правильно. Да и в самом кинозале едва не завязалась драка с охраной, когда толпа попыталась выбежать на сцену и буквально запрыгнуть в экран, чтобы лично поквитаться с Конором, как брат Нурмагомедова и еще два бойца из команды Хабиба – Махачев и Тухугов.
Ближе к вечеру, когда поступили видео со всех ракурсов, рассуждения стали иными:
– Я понимаю Хабиба, здесь все в шоке от слов Конора про семью, религию. Я знаю, ты скажешь, что это шоу, деньги. Не знаю, как можно было ответить на эту провокацию, – говорит один из посетителей ресторана, у входа в который висит большой баннер "Хабиб, ты – наша гордость!"
– Он все равно останется гордостью, но так делать не надо. Отец уже сказал, что накажет его. Это правильно, – вмешивается прохожий, заслышав наш диалог.
– Ну ты посмотри видео, – протягивает мне мобильный телефон продавец одного из немногих алкогольных магазинов Махачкалы с продукцией Кизлярского завода. – Первый же Конор его ударил! Хотя я не оправдываю наших, они зря выбежали, но надо говорить честно. Да и после всего того, что сделал Конор...
– Знаю, что многие в Москве к Хабибу относятся не очень хорошо, – продолжает продавец. – Хотя с Тимати – это последствия весогонки, сам понимаешь, нервы. Что касается менталитета – я даже видел публикации с фотографиями жены Конора и жены Хабиба в фате с закрытым лицом. Ребята, ну у нас, аварцев, во многих селах такая традиция. У меня мама и тетя в таких же на свадьбе были.
Словом, в Дагестане мнения по поводу произошедшего крайне разнообразные. Здесь очень разная публика, приходилось встречать и расстроенных фанатов Макгрегора, проигравших немалые деньги. Выбежавшие в октагон все-таки не олицетворяют целый регион.
UFC образца последних месяцев со своим "трэштоком" и другими пиар-акциями зашла очень далеко в разогреве публики. Дэйна Уайт говорит, что он шокирован произошедшим в Лас-Вегасе, но скорее всего, он шокирован количеством денег в кошельке и тем, каким реальным стал по сценарию реванш Хабиб – Конор. Правильно ли это, есть ли какие-то границы в игре на инстинктах человека – вопрос сложный. Но что точно нам стоит сделать россиянам – это вспомнить, что это не война, а всего лишь спорт.