3 декабря 2010, 01:50

Александр Михайлин: "Гамба сказал, что после травмы не стоит спешить"

ДЗЮДО

Трехкратный чемпион мира тяжеловес Александр Михайлин снова в строю. Пропустив семь месяцев из-за тяжелой травмы крестообразной связки, 31-летний воспитанник школы "Самбо-70" восстановился, одержал пару побед на второстепенных турнирах и готов участвовать в отборе на Олимпиаду-2012 в Лондоне.

- С конца апреля вы были фактически предоставлены сами себе. Как провели семь месяцев вне сборной?

- Первые два месяца в основном ездил по всяким реабилитационным центрам. А потом начал тренировался в "Самбо-70", делая основной упор на физическую подготовку. В июле летал с ребятами на сбор в Испанию, где к тому же хотел и выступить на турнире. Однако главный тренер сборной Эцио Гамба и мой личный тренер Павел Фунтиков решили, что торопиться не стоит. Поэтому я выполнял специальные упражнения, много бегал по воде, по песку, закачивая мышцы ноги. На татами же вышел в августе, понемногу набирая форму.

- Трудно было возвращаться в строй после такого перерыва?

- Последнее время мне уже очень хотелось начать соревноваться. И я был рад тому, что у меня появилась возможность выступать, не дожидаясь декабрьского чемпионата страны в Екатеринбурге. Получилось удачно: я выиграл турнир Кубка Европы в Швеции, принял участие в четырехдневном сборе, затем выиграл Открытый чемпионат Финляндии, а совсем недавно занял второе место на чемпионате Москвы.

- Как ваше возвращение воспринял Гамба?

- Наша первая с июля встреча произойдет на чемпионате страны. Пока я вне сборной. У меня есть свои мысли по поводу подготовки к следующему сезону - в частности, к чемпионатам Европы и мира, которые мы обсудили с Фунтиковым. А после чемпионата России можно будет поговорить на эту тему с Гамбой. Надеюсь, что со следующего сезона я буду тренироваться вместе со сборной.

- С Фунтиковым хорошо сработались?

- Мы хорошо знаем друг друга. Он заслуженный тренер России с большим опытом работы. Я чувствовал, что под его руководством хорошо подготовился к чемпионату Европы, но тут случилась травма. Следующий год для меня будет очень напряженным и серьезным. До начала Игр в Лондоне остается совсем немного времени - всего полтора года. Нужно будет успеть набрать очки для рейтинга.

 - Насколько за последние два года возросла конкуренция в сборной России?

- В тяжелом весе есть шесть-семь перспективных ребят, но они еще сыроватые. Соревнования, в которых они участвовали, только доказывают это. Хотя каждый из них имеет потенциал, а любой старт является для них хорошей "обкаткой". Но на Олимпийские игры нужно везти тех людей, которые могут принести медали.

- То есть вы в себе чувствуете силы успешно выступить на Олимпиаде?

- Если бы не чувствовал, "завязал" бы после травмы. У меня благополучно прошел процесс восстановления и реабилитации. Есть силы и желание, поэтому буду отбираться на Олимпийские игры и стремиться к хорошему результату.

- Чемпионат мира в Японии обидно было пропускать?

- Да, ведь и на Европу, и на мир я был настроен как следует. После заключительного перед чемпионатом Европы сбора в Адлере Гамба, который первоначально хотел выставить меня только в командном турнире, увидел, что я хорошо готов, и поменял свое решение, выставив в личном первенстве. Я был этому очень рад, а потом травмировался.

- Но за ходом мирового первенства все равно следили. Конкуренция в вашем весе растет?

- Честно говоря, ни чемпионат мира, ни другие международные турниры меня ничем особо не удивили. Высокие результаты показывают все те же люди. Никаких суперсенсаций не происходит, новых мегазвезд среди тяжей не появляется. Сложилась группа тяжеловесов из первой десятки мирового рейтинга, и они время от времени разыгрывают медали. Стабильно выступает немец Андреас Тольцер, египтянин Эль-Шихаби, хорошо сейчас проявляет себя наш Магомед Нажмутдинов. Исключение, пожалуй, составляет только француз Тедди Ринер. Он пока недостигаем.

- В проигрыше Ринера на чемпионате мира в абсолютной весовой категории есть какая-то закономерность?

- Для меня он объясним. В Токио, начиная с четвертьфинала, Ринер встретился с тремя японцами подряд. И они приложили максимум усилий к тому, чтобы золото осталось в их стране. В первых двух встречах японцы смотрели, на что способен Ринер, анализировали его действия, и в конце концов в финале его поборол достаточно молодой соперник. Наверное, японцам казалось перебором, чтобы он увез из Токио сразу две золотые медали - в категориях свыше 100 кг и абсолютной. Но это понятно. Достаточно вспомнить парижский турнир "Большого шлема" 2009 года, где я встречался с Ринером в финале. Тогда со мной поступили точно так же - француз выиграл решением судей, хотя атаковал больше я.

- То есть и в таком джентльменском виде спорта, как дзюдо, существуют субъективные моменты?

- Еще бы! Судьи - это большая сила! Страна, которая привозит на крупный турнир своих спортсменов, но не привозит судей, многое теряет. В этом случае спортсмены должны быть на несколько голов выше своих соперников.

- Чем вы объясните, что в тяжелом весе так редко появляются новые звезды?

- Трудно сказать, но сильных тяжей действительно стало мало. Десять человек - максимум. У нас самая малочисленная категория. Кстати, у женщин такая же ситуация. Хорошая конкуренция сохраняется пока только в легких и средних весах.

- Завершение спортивной карьеры вице-чемпиона Олимпиады-2004 Тамерлана Тменова облегчит вам путь к лидерству в вашем весе на российском уровне?

- С одной стороны, теперь можно с облегчением вздохнуть, так как мой основной конкурент ушел. С другой - у меня теперь нет такого высококлассного спарринг-партнера, каким был Тменов. А чемпионов рождает именно конкуренция! Я считаю, что большой ошибкой было "разводить" меня и Тменова по разным турнирам и разным весам. Пользы это никому не принесло. Думаю, если бы мы встречались с ним чаще на соревнованиях, то были бы полезны друг другу. А сейчас, не в обиду будет сказано моим товарищам по команде, равных мне нет, и это плохо. При отсутствии конкурентов сильному спортсмену сложно развиваться. Поэтому я просто обязан ездить по заграницам, проводить спарринги со спортсменами более высокого класса.

- Во время вынужденного тайм-аута на чем вы сосредоточили свои силы кроме восстановления?

- У меня большая семья, и, наконец, появилась возможность больше уделять внимания детям. К тому же в этом году у нас в семье произошло пополнение: мы с супругой усыновили 4-летнего Леонида. Теперь у нас четверо детей.

- Недавно вы закончили строительство дома. У вас там есть спортивный зал?

- (Смеется.) Нет, зачем он мне там? Домой я приезжаю отдыхать.

- Какие у вас домашние обязанности?

- Привезти продукты, недолго понянчиться с детьми. Главное - не мешать Лене! (Смеется.)

- Будете детей приобщать к дзюдо или какому-либо другому виду спорта?

- (Вздыхает.) Может, семье достаточно одного спортсмена? Хочется, чтобы дети пошли дальше, чем мы. Чтобы получили хорошее образование. Все-таки спорт - это не предел мечтаний. Есть много других интересных профессий. Поэтому заставлять заниматься дзюдо я никого не буду. Но если они захотят - пожалуйста!

- Какие цели вы ставите перед собой на ближайшие полгода?

- В спорте - выиграть пару-тройку этапов Кубка мира и чемпионат Европы. Ну а в личном плане - в очередной раз стать папой.

Елена РЕНЖИНА