Другие единоборства. Борьба вольная

6 февраля 2024, 09:30

«К Сталину отношение за депортацию чеченцев ужасное». Интервью с Ален Делоном борьбы Ахмедом Атавовым

Борец Атавов вспомнил жизнь во времена СССР
Никита Горшенин
Корреспондент
Большой эксклюзив.

«Спорт-Экспресс» продолжает выкладывать частями наше большое интервью с Ахмедом Атавовым, единственным в истории вольной борьбы абсолютным чемпионом мира.

В 1989 году на ЧМ в швейцарском Мартиньи был проведен первый и последний эксперимент в истории вольной борьбы — победитель турнира в весовой категории до 100 кг встречался с победителем в категории до 130 кг за звание абсолютного чемпиона. Чеченец Ахмед Атавов победил огромного тяжеловеса из Ирана Алиреза Сулеймани (на следующий день после финала в родной весовой) и с тех пор носит титул единственного в истории победителя абсолютки.

Хотя на том чемпионате Атавову было всего 28 лет, после турнира он сразу же завершил карьеру. Последствия травм не давали ему бороться во всю силу, за последние годы он перенес четыре операции на плече. После спорта он занимался бизнесом и помогал устраиваться талантливым спортсменам (когда-то по просьбе братьев юного Артура Бетербиева устроил мальчика в спортинтернат).

Атавов — характер редкий. За изящное чувство юмора и манеры олимпийский чемпион Загалав Абдулбеков как-то прозвал его «Ален Делоном кавказского народа». В точности этого прозвания мы убедились сами, когда приехали к нему в Текстильщики. Он встречал нас в идеально прибранной квартире, одетый в белую рубашку. Напоил чаем и даже подарил фруктовый торт.

Первое, что подмечается в нем, когда он говорит, — это самобытность речи. Как расставляет слова, как подбирает их, ни один оборот у него не повторяется дважды, и видно, что сказанное — из головы своей, а не чужой. Помню, когда стояли на кухне, речь зашла про Чеченскую войну, он что-то рассказывал и тут подал: «Когда в Чечне был самый кипяток...» Не «пекло» войны, не разгар, не ад, а именно кипяток. Вот такая особливая у него вся речь.

Фото Фото из личного архива Атавова

Можете посмотреть сами в нашем полном видеоинтервью, а в сегодняшней текстовой версии публикуем ту часть, где вспоминали отца героя, депортацию чеченцев, их роль в победной Великой Отечественной войне, а также последние годы СССР, которые Атавов зовет «самыми сливками соцобщества».

***

«Отец говорил: «Если знаешь, что у тебя деньги в правом кармане, но лезешь в левый, знай — ты не мужчина»

— Когда вы выиграли чемпионат мира и вернулись в родное село, вроде аким, или глава села, сказал: «А кому там выигрывать, как не сыну нашего Султанали».

— Это не аким, это не глава, это был очень серьезный человек, Испайханов Висирпаша Испайханович. Он два раза был в плену у немцев, он прошел всё и вся в этой жизни. Он вроде был в истребителе помощником (воздушный стрелок-радист, совершил 36 боевых вылето. — Прим. «СЭ»), говорят, им платили деньги — он с этими деньгами когда приехал туда, куда чеченский народ был выслан, и пока до своего дома дошел, раздал все деньги, у него ни копейки не осталось. Он настолько был благороднейший. Он сказал: «Весь мир удивляется, но кто, кроме Султанали сына, может это сделать?» Он даже имя мое не назвал.

Фото Фото из личного архива Атавова

— 58 лет отец прожил?

— Отец, да. Это был первый ужас в моей жизни, у меня началась Земля крутиться в другую сторону. Наверное, у всех детей, любящих родителей, бывают такие чувства. Но потом оно все отпускает, отпускает, отпускает... и начинаешь заниматься жизнью. В 85-м он ушел. Я не мог понять, что он ушел. Я знал, что люди умирают. Он был настолько здоровым, в моем понимании, никогда не мямлил, никогда не кис, я его никогда не видел страдающим. Абсцесс легких — и ушел моментально.

— Строго воспитывал?

— Строго. Не знаю, я с ним как под зонтом был, мне нравилось быть рядом с ним всегда. Он особо и не баловал вниманием нас. «Шеф» его называли, очень много людей приходило к нему, очень многим он помогал.

— Отец по-русски хорошо говорил?

— Говорил, я его читающим помню все время. У меня старший [брат] читающий, отец читающий, я у них меньше всех читающий. Отец, говорят, лежал в вагончике, читал книгу, к нему зашли, сказали, что там сабантуй идет, дают ящик барана и ящик водки тому, кто выиграл. Он книгу положил и пошел выиграл чемпиона азиатского. Положил один раз [туше] - не дали, положил второй раз, настолько сильно хлопнул — его бедного, говорят, скорая помощь увезла. Барана увезли с отцом. Это в депортации было. Книжку закрыл, даже не знаю, размяться успел, не успел. И положил его. Он был крепким мужчиной. Старший брат знает, что он коробку какого-то трактора поднимал один, которую четыре человека могли только поднять. Надо брата старшего спросить, он даже марку трактора знает.

Ахмед Атавов со старшим братом Магомедом.
Фото Фото из личного архива Атавова

— Чем занимается сейчас старший брат Магомед?

— Дома. У меня семья там [у Атавова 7 детей], его семья там. Магомед — смотрящий за этими хозяйствами, моими и своими, успевает все.

— Кстати, что читал отец?

— «Войну и мир», «Дон Кихота». Что тогда людьми читалось, и он читал.

— Какие у него взгляды на мир были, в коммунизм верил?

— Взгляды на мир... Он сказал Магомеду такие слова: «Если ты вырастешь, и когда пойдешь в ресторан с друзьями, к тебе подойдет официант — если у тебя будут в правом кармане деньги, и ты полезешь в левый карман — знай, что ты не мужчина» (смеется). Он был строгих правил парень очень.
— Как называл вас?

— «Бубла» он меня называл. У меня ноги кривые были, вот такие, когда я бежал, говорили, что как будто колесо крутится. Потом они выровнялись.

— Отец был верующим?

— Да, конечно. И отец и мама, и бабушка и дедушка. Глубоко верующими были. Ислам очищает, очищает от грязи, любая религия, мне кажется, очищает людей, если ее правильно придерживаться. По-моему, нигде не сказано, что надо убивать.

«Сыны Чечни умирали на полях Отечественной войны, один Ханпаша Нурадилов 1000 немцев положил»

— Что отец рассказывал о депортации?

— Все родители рассказывали за высылку одни и те же ужасы. Никто сказку не рассказывал. Пришли, взяли, посадили в вагон, в течение скольких-то минут. Все чё мог человек взять — и на выход. Ничего не объясняли абсолютно. 23 февраля перед носом победы высылать весь народ. Кому это надо было? Говорят, что это была геополитика, хотели балкарцев, чеченцев, ингушей выселить и хотели заселить кого-то, даже не буду называть кого. Не хочу даже называть. Но одно знаю — нельзя высылать народы с их родины, причем без права возврата — там написано. Я вышлю вам, у меня есть один листок, там написано: «Без права возврата на родину». Так нельзя делать.

Фото Фото документа из личного архива Атавова

Тем более сыны Чечни умирали на полях Отечественной войны, и по-моему, они неплохо отличались. Если один Ханпаша Нурадилов... скольких он там... какое-то ужасное количество, 1000 поубивал, в плен взял. Надо статистику почитать, такой воин был! (По некоторой информации, Нурадилов расстрелял из пулемета 920 немцев. — Прим. «СЭ».) Похоронен он на Мамаевом кургане, там у него могила. Я не могу вам ответить, почему они [депортировали]. Такое не должно было состояться, пусть историки скажут, для того они и историки.

— В России в последние годы поднимается новая волна любви к Сталину. Хотят вернуть название «Сталинград», бюсты ставят. Я недавно был во Владимире, и там недалеко от Богородице-Рождественского монастыря, где в сталинское время взорвали два храма, продаются в музее стекла в Троицкой церкви бюсты Сталина. Как вы к такому относитесь?

— У меня отношение к Сталину за этот поступок [депортацию] ужасное. Абсолютно. Ни один человек в этой жизни не может оправдать человека, который выселил народы, не только чеченов. Но эта тень ни в коем случае не падает на грузин, это золотая нация, за которую я отдам душу. Отрицательно отношусь, дальше некуда. И не надо продавать ему бюсты, где он взрывал. Это тоже неправильно. Есть вещи правильные, есть вещи неправильные. Когда мы будем отличать их, мир превратится в очень счастливый.

— СССР в целом вы вспоминаете с каким чувством?

— Были ужасные вещи, но, если мух от котлет отделять, мы попали в самые сливки — 60-е, 70-е, 80-е. Мы уже попали в лагеря пионерские, не магаданские. Сливки соцобщества мы поймали, а ужасы поймали наши родители. Все равно у меня то время [хорошо вспоминается], наверное, потому что мы жили тогда. Наверное, многие нынешние тогда бы вообще не выжили (смеется). Мне нравилось, нравилось, что была дружба народов, не знаю, куда она сейчас делась. Сейчас последнее пристанище негодяев — это патриотизм, да? И что они сделали с этим патриотизмом?

Нам эту демократию приняли в самый плохой момент, мы и без нее жили хорошо. Меня как-то устраивал Советский Союз, конец Советского Союза [последние 20 лет], когда люди жили счастливо. В Америке души нет в дружбе, как мне показалось. Может, и есть, я же не всевидящий. В какой бы стране я ни был, 10 суток — и я хочу к себе на родину, к своим сплетням. Мне так. Если надо — и год проживем, но мне 10 суток хватает. Налюбоваться, наесться. Строй я бы выбрал, который в конце был. Не тот, который в 37-м, а в конце. Это было красиво, душевно, человеческий образ жизни. А сейчас все перевели на деньги.

— Из всех стран, которые проехали, какая понравилась?

— Наверное, Италия. Она как-то красиво обустроена, и люди там на нас похожие, на кавказоидов. Но за 10 суток я наедаюсь любой страной, мне хочется домой, к своим, плохие они, хорошие.

— По чему скучаете из борцовских лет?

— Был момент в моей жизни, когда я ловил самый прекрасный сон. Я гоняюсь сейчас за этим сном, не могу его поймать. Мы заходили на соревнованиях в зал, я смотрел на пар, до меня было 15 пар где-то, и я уходил, ложился спать в раздевалке. Меня будили за 3-4 схватки. Вот этот сладкий сон я не могу в этой жизни поймать. Слаще сна не было в жизни. Оттуда тебя будили, ты вставал нехотя и потом уже начинал согреваться, получалось. Вот этот сон я не могу поймать, в жизнь пришел после борьбы и не мог его поймать. Я думаю, я его поймаю все равно (смеется).

102
  • Rutozid

    > Столько лет прошло, а в России по-прежнему хватает людей, готовых истреблять людей целыми народами. Чому нi на мовэ, хлопчiк?

    07.02.2024

  • сергей никитин

    не всегда знал все детали предмета, который он обсуждал, хотя это и не так. У меня есть воспоминания, многих выдающихся людей, из разных областей от артиллерии и авиации , до искусства в музыке, литературе и поэзии, которые поражались знаниям тонкостей и обширности знаний И.В . Сталиным, обсуждаемой темы. Но это был гений!! А что до людей выдающихся, но не гениальных, совсем не обязательно знать каждый нюанс. Для этого есть справочники и помощники, в числе целых институтов. Главное: основное направление, верно выбранно или нет? Насчет дьявола в деталях, вы не очень понимаете, смысл этого выражения, скорее вообще не понимаете. Оно говорит о том, что можно делать с виду доброе дело, но так, что это обернется злом. И ни о чем больше! К примеру, если я вам даю кусок пирога, это добро, но если я туда засуну иголку, то эта маленькая деталь, превратит добро во зло. Вот и все. Но это совсем не означает, что идея накормить голодного - порочна!

    07.02.2024

  • Рюрик 9

    Вы похоже не служили в армии. В любом подразделении, от роты, есть журнал учёта личного состава. В него вносятся данные о тех, кто в строю, кто выбыл (в т.ч. по ранению или смерти). На основании этих журналов совсем не сложно подсчитать потери военнослужащих в ВОВ. Так что цифры достаточно точны. 2,5 млн никак не может быть. Я вроде понятно, с цифрами, объяснил это. Вы можете просто отрицать, но это так. Таких цифр потерь быть просто не может. Не только про Ржевскую мясорубку не писали. О Харьковской опперации, приведшей к обрушению фронта и выходу Вермахта на Волгу тоже не упоминали. Как и о других неудачах. "Застольные беседы" (автор Генри Пиккер) доступны. Если вы не читали, то это не значит, что не читал кто-то другой, в т.ч. я. P.S. Ну верьте тому что Даллес ПИСАЛ дальше. Руководитель УСС и ЦРУ не интересуется деталями. Очень смешно. Дьявол кроется в деталях. Не слышали?

    07.02.2024

  • Рюрик 9

    Потери были очень большие, особенно на фоне полного отсутствия результата, но никак не 2,5 млн. И совсем не чуть меньше, а на порядок меньше. Иначе нужно сказать, что приграничное поражение, Смоленское сражение, окружение Киевской группировки, Сталинградская битва, Курская дуга, форсирование Днепра и т.д. были практически без потерь. Не надо впечатлять цифрами. Особенно придуманными. В т.ч. по операции Багратион. Если только вы не говорите о поетях Вермахта. Если о них, то всё верно - Гитлер сказал, что в её результате исчезли 17 дивизий (Застольные беседы). И причём идея тов. Сталина об отстранении партии от хозяйственной деятельности и невозможность одёрнуть (мягко говоря) зарвавшегося Жукова? Они лежат в разных плоскстях.

    07.02.2024

  • сергей никитин

    Эти цифры я беру из того, о чем расказывают поисковики, коих множество работает на данной территории. Люди разные, сюжеты разные , а говорят одно и тоже !! Об этом , правда по горячим тогда еще следам, писал и А. Твардовский. Все , и историки и поисковики, сходятся в одном, что потери, с нашей стороны, были просто чудовищными. Результат - НОЛЬ !! Ну может, не 2,5 млн, может чуть меньше, или наоборот больше, это не суть, но они были ЧУДОВИЩЕНЫ !! Это характерный стиль руководства тупым солдафоном жуковым, вверенными ему войсками. Для сравнения, в гениальной военной операции "Багратион", разработанной и блестяще проведенной, нашим ГЕНИАЛЬНЫМ и лучшем полководцем К.К. Рокоссовским, к сожалению, поляком по национальности, потери были около 800 000 тыс. Убитыми - не более 200 000! А когда, И.В. Сталин, скрепя сердце, из-за польского его происхождения, отбрал 1-й Белорусский у К.К. и отдал его мяснику жукову тот, на Зееловских высотах, за несколько недель в конце апреля 1945, полож

    07.02.2024

  • Belousov

    Решил под дурачка скосить? "Ой, не знаю за что Сталин нас репрессировал" Видимо ничего плохого в предательстве он не видит. А тут пришёл Сталин, и со знанием психологии кавказских народов решил проблему. И по поводу мирности ислама - что-то я не помню чтобы с криками "Харе Кришна!" кому-то горло перерезали, или чтобы с криками "Христос Воскресе!" взрывали самолеты. Так что пусть и дальше изображает Алена Делона, этому него получается лучше чем мыслить.

    07.02.2024

  • Pele Peleevich

    "Интервью с Ален Делоном борьбы Ахмедом Атавовым" -------- А что, при поступлении на факультет журналистики не сдают экзамен по русскому языку ? Или это просто безграмотность нынешнего поколения журналистов? "Корреспондент", с позволения сказать, Горшенин, если ты пишешь интервью с АЛЕН Делоном, тогда уже пиши и АХМЕД Атавовым. Позорище!

    07.02.2024

  • К2

    К2, 10 часов назад: "От комментариев такое впечатление, будто собрался весь медперсонал учреждения и уговаривает одного разбушевавшегося больного, который белены объелся..." --------------------------------------- Прошло 10 часов... "— Всё ясно, делириум тременс. — Что? — Белая горячка… — Да-да, белый, горячий, совсем белый!" "Кавказская пленница..."

    07.02.2024

  • Sever

    Вах, как этот кавказоид про кавказоида такое говорит!

    06.02.2024

  • Спартаксис г.м.

    все эти кавказцы, горцы, они наивные как дети. Сталин... какому народу и с каким не знаю, но уж точно не с русским народом обсуждать, что такое героизм и жертвенность. Один блокадный Ленинград превыше всех страданий всего остального человечества за всю его историю

    06.02.2024

  • Rutozid

    Цитата полностью из этого интеллектуала И все-тки я кумекаю, Как где-то за спиной Исходит сука некая Опять гнилой слюной Эpудиция плюс юpисдикция Означает мозгов нищету, Если пpаво у вас и тpадиция Человека считать за щепу! Отщепят, обзовут отщепенцами, Обличат и младенца во лжи... И за то, что не жгут, как в Освенциме, Ты еще им спасибо скажи!.. Язык уголовника. Мышление такое же. Специально для дураков. В военное время за переход на сторону врага - расстрел. Если 95% мужского населения целого народа перешло на сторону - нацистов, то догадайтесь с 3х раз. > Интересно, такое осуждение завоеванных народов, Знакомая песня про "порабощенные народы".

    06.02.2024

  • Rutozid

    > — В России в последние годы поднимается новая волна любви к Сталину. Журналист, сперва поинтересуйся по какому поводу было переселение. Отношение потомков переселенных к Верховному известно, неизвестно как они относятся к поступку предков и понимают ли они, что Верховный мог и должен был сделать за это. Выглядит как омерзительная попытка разобщить, как обычно. Журналист явно либеровзглядов, очень сильно переживает за храмы, и, видимо, не сильно, за поступок переселенных. СЭ с такими статьями приедет в известном направлении. P.S. "Новая волна любви" - это ж надо додуматься. Кто куратор журналиста, чей это человек?

    06.02.2024

  • rac135

    В Великобритании каторга существовала до 1948 г., Западной Германии до 1970 г., в США принудительный труд каторжников применялся до 1970 г., затем был восстановлен в 1994 г. в штате Алабама

    06.02.2024

  • GruzinS

    жалкий копипаст из Резуна, такого же иуды как и ты сам

    06.02.2024

  • сергей никитин

    Спасибо !!

    06.02.2024

  • Viktor Freonds

    Люди которые при этом уважают такую м..зь как Кадыров, могут сидеть дальше и в сторонке что-то бурчать.

    06.02.2024

  • Viktor Freonds

    Украинцы и сами себя неплохо истребляют

    06.02.2024

  • Viktor Freonds

    А у меня призрение к таким как он что он леет такую м..зь как Кадыров, за одно это надо подобие ему бы их повторно выселить. Фашистами были, ими же и остались.

    06.02.2024

  • сергей никитин

    Для военных , вроде бы как своего. На эту должность , совсем не подходил , к примеру К.К. Рокосовский, А. Ватутин, даже тот же Конев, а вот человеконевистнический упырь жуков - самое то !! Никто из советских военноначальников, не смог бы положить в землю более 600 000 тысяч русских солдат, на Зееловских высотах, за НЕДЕЛЮ (??!!) , до окончания войны, а этот гнида жуков , да запросто !!! Вот поэтому, только лишь отгремели победные фанфары, и роль КАРАТЕЛЯ отпала , за ненадобностью, И.В. предпринял все усилия, чтобы его придать суду и расстрелять. Не получилось, лишнее тому опровержение, каков И.В. Сталин, был кровавым диктатором, но из Москвы, сразу же с глаз долой!!

    06.02.2024

  • GruzinS

    +100500 вот так и преступления украинцев замалчивали

    06.02.2024

  • GruzinS

    когда чеченцы за свои преступления покаются тогда получат право обсуждать Сталина

    06.02.2024

  • сергей никитин

    Не пропадал , а гробил ,без счета и пользы МИЛЛИОНЫ русских солдат. Скольких он там угробил,счету не поддается , до сих пор! Говорят о 2, 5 миллионах, это приблизительно и только тех, кого , хоть каким-то образом, можно было, хоть как-то идентифицировать !! А еще говорят, что как минимум , столько же , лежат не опознаные и не захороненные. При этом, успехов - никаких, НОЛЬ !! С пользой дела, для Родины и победы, так пропадал !! Теперь о Сталине. Конечно, И.В. все знал и все видел лучше всех. А теперь , ты подумай, если есть чем . В любой армии , нужен человек, который может , без колебаний посылать людей нам смерть. В Древнем Риме, в армии ввели децимацию. У Ивана Великого IV, был Малюта Скуратов, который держал всех недовольных в узде, перспективой близкой дыбы. У И.В. Сталина , таким был поначалу Л.З. Мехлис, который был просто беспощадно жесток. Но его непрофессионализм, взбунтовал всех военных, поэтому В.С. его убрал, и поставил на его место бешенного пса жукова.

    06.02.2024

  • сергей никитин

    Ты это испытал , я правильно понимаю ?? Не нравится .. ух ты...А отрезание голов, красноармейцам, присягание Гитлеру, и допуск немецких войск к нефтяным скважинам, оставляя при этом весь Советский Союз без нефти и способности , хоть как -то воевать, кроме , как конницей и с шашками наголо, тебя это вполне устраивает? Так, ведь должно было быть? А? Им за это , что, всем ордена пораздовать, надо было??

    06.02.2024

  • Рюрик 9

    Да, это только умные люди не знают дат и фактов, но знают историю какой она была. Браво!!! P.S. А теперь попробуйте подумать (поверьте, это очень интересно и совсем не больно): неужели товарищ Сталин, который по вашим словам ненавидел Жукова, не узнал о его своеволии? А узнав оставил всё как есть? Не говоря уже о том, что сам Жуков в апреле 1942г пропадал на Западном и Калининском фронте, координируя их действия против Ржевского выступа.

    06.02.2024

  • Анатолий Наврузов

    Очень много будет комментариев, что чечены сами заслужили. Очень много. Нужно повторить это много раз. Это как мантра, способ отчитаться перед собственной совестью. Казалось бы, никто из комментаторов в случившемся не виноват. Но почему-то свербит у многих доказать, что "сами виноваты". А почему свербит? Ни в жизнь не признаются, даже самим себе. Потому что все это правда: дети в вагонах для скота, молящие случайных прохожих о глотке воды, "хи", трупы в вагонах под ногами. Не дай бог такое кому испытать.

    06.02.2024

  • сергей никитин

    Вот я и говорю, что не то место и не тот умственный потенциал собеседников, с кем тут можно разговарить . Ваше замечание - лучшее тому подтверждение !! Послушайте, я не историк, чтобы знать все даты и должности наизусть. Я просто знаю историю, именно так , какой она была , и все !! И мне плевать, на то кто и кем тогда был и как назывался. Какая хрен разница, был ли жуков,тогда нач. Генерального штаба, или не был ? Ну какая разница ??? Главное, что у него тогда были ПОЛНОМОЧИЯ на принятие подобных решений!!! Для людей умных , это понятно с полуслова, для дураков и идиотов, это невозможно объяснить, ну НИКАК !! Ну был он, не нач. Ген .штаба, а представителем ставки и зам Верховного, и что ???? Что это меняет ?? Не хочу произносить крайне необходимого, в этом разе, бранного слова, но тупость собеседника , зачастую , не оставляет шансов на сдерживание!! Когда у человека в башке пусто -пусто, то он всегда будет цепляться , за вычитанные им, только что, формальные данные, и ими козырять

    06.02.2024

  • Ничего, я до него все равно доберусь.

    06.02.2024

  • К2

    Для удаления есть приличные комментарии - умные, с аргументами, без мата - но таких меньше одного на десяток разнузданных, на них не больно разживёсси, а кушать хоцца всегда... ...да, и я бы поменял время - не превращается, а превратился... и давно...

    06.02.2024

  • vladmad_75

    Мало того, что дезертировали, еще и открыто саботаж устраивали и воевали на стороне Гитлера. Достаточно вспомнить как их главный имам присягу верности Гитлеру приносил. Видимо "понять и простить" должен был Сталин.

    06.02.2024

  • Dexterous

    замечу, что у модератора не хватает смелости или/и извилин забанить этого умственногоотсталого навсегда. более того - его нацисткие и разжигательно-международной--розниевые комментарии не удаляются. Во что превращается этот ресурс - непонятно.

    06.02.2024

  • К2

    Так читать-то сейчас - самый тяжкий грех (тащ майор, вы это не читали, греха на вас нет)... Тиливизер глядите, тиливизер, забудай вас комар...

    06.02.2024

  • Garryman

    А он высоты боится! И сидеть не может!

    06.02.2024

  • Рюрик 9

    Да куда уж мне... А вам посоветую прежде чем что-то писать попробовать проверить свои знания, тогда не будете столь смешным. Жуков руководил Генштабом с 14.01.1940г. по 29.07.1941. после этого его не к нему не подпускали на пушечный выстрел. Сталин не подпускал. Б.М. Шапошников умер 26 марта 1945г., до 20 мая 1943г. заместитель наркома обороны, далее до самой смерти начальник высшей военной академии им Ворошилова. И всё это не вставая с кровати? Не пишите наобум, проверяйте свои идеи.

    06.02.2024

  • Мне, как Горному Орлу, не нужны статьи-шматьи, чтобы наказать негодяя-разжигателя. У меня для этого кинжал есть. Увижу никитина - зарэжу. К сожалению, приехать в наш аул он испугался, хотя обещал.

    06.02.2024

  • Garryman

    Томас, беда в том, что в нынешней ситуации главными уголовными статьями стали статьи о фейках и дискредитации. А статья о разжигании межнациональной розни надежно забыта - достаточно посмотреть телевизор,- что там депутаты!!! говорят. А если в многонациональном государстве заговорили о преимуществе одних народов и подлости (исторической) других.... Как говорил Буратино: "За твое будущее я не дам и дохлой сухой мухи"

    06.02.2024

  • сергей никитин

    И И.В. Сталин - ПОДЧИНИЛСЯ !!!. А 2-й раз, на съезде партии, в 1952 году, он также поставил этот вопрос, и опять не прошло, а вскоре его просто убили!! Вот такой он был "убежденный коммунист"" С кем И. В. Сталин строил новую страну?? Да с теми, кого он сам , лично , выпестовал и вырастил!!! Л.П. Берия, в первую очередь, Н.Н. Байбаков, А.Н. Косыгин, Д.Устинов, как самые яркие и выдающиеся представители , его личной гвардии. Вот , кратко и все.. Да, основные успехи Красной Армии, начались тогда, когда И.В. Сталин все взял в свои руки , и перестал все отдавать на откуп. военным, часто и не очень умным, таким как тот же жуков! А в 1942 году, этого еще не было. Это наступило только в 1943г....

    06.02.2024

  • Camry163

    Насколько я знаю, чеченцы на Кавказе всех презирают, грузин в частности. А тут один единственный грузин взял и вышиб за три дня всех. Конечно, психотравма на веки вечные.

    06.02.2024

  • сергей никитин

    Не время и не место здесь спорить, кроме, того не вижу перед собой достойного ,и уж извините, образованного оппонента!! Поверностные , не продуманные , фразочки, нет смысла и интереса опровергать. Просто замечу, мимоходом, во первых, очень уважаемый И.В. Сталиным, маршал Б.М. Шапошников, один из 2-х человек, которого И.В. Сталин называл , по имени отчеству, ( второй - Константин Константинович Рокоссовский), к тому времени очень сильно болел и практически не вставал с постели. Всем в Ген. штабе верховодил жуков, которого И.В. Сталин ненавидел!! О чем свидетельствует тот факт, что сразу же, после окончания войны, хотел его расстрелять, или хотя бы посадить. Не дали маршалы, которые также ненавидели жукова, но опасались, что многие из них будут следующими. И.В. Сталин, как "убежденный" коммунист , дважды ставил вопрос об полном упразднении роли партии в хозяйственной жизни страны !!! Один раз на Политбюро в 1943 году, когда он обладал наивысшей полнотой власти в стране, ( 3 за, 4-п)

    06.02.2024

  • Igor Sergeev

    Какая избирательная у него память, про Ханпашу он помнит, а про то, что чеченцев из-за массового дезертирства перестали призывать в РККА он видимо забыл.

    06.02.2024

  • Tony Lee

    Тащ майор, вы не подумайте ничего плохого, я просто почитать зашёл))

    06.02.2024

  • Рюрик 9

    Ваше убеждение и ничем не подкреплённое мнение Парфёнова это сильный аргумент! И.В. Сталин был убеждённый коммунист и "в развале страны и уничтожении всех мыслящих людей" принимал самое деятельное участие. И простой вопрос: если всех "мыслящих людей" уничтожил Ленин, то с кем Сталин "в неимоверно тяжелейших условиях, за крайчайшее время, создать на пустом месте, самое Великое государство"? Кто армию то уничтожил из-за зависти? 2-я Ударная армия была резервом ставки ГВК, которой руководил Сталин. Операция планировалась Генштабом, начальником которого был Б.М. Шапошников. Кто из этих двух задумал такую гнусность? Кто из них завидовал Власову?

    06.02.2024

  • сергей никитин

    А.А. Власов, за Москву получил Героя, об этом сейчас умалчивают, а упырь жуков, был единственным, то не получил НИЧЕГО !!! Единственным !!! Как человек, имевший образование, на уровне 3-классов, тупой и маленького роста, он как и большинство коротышек, был очень завистливым и злобным!! И он не мог простить А.А. Власову его успехов. Загнав его армию, в болота, он не послал им, ни одного самолета с помощью. У них не было НИЧЕГО !!! Ни еды, ни боеприпасов, ни сезонного обмундирования. Бойцы , рвали кору с деревьев и ею питались. Был только приказ, от жукова :" Ни шагу назад, держаться до последнего"!! За неисполнение приказа - расстрел !! Точно такую же историю, этот упырь жуков провернул и с К.К. Рокоссовским, под Клином, когда даже вмешательство И.В. Сталина, не помогло! Сталин , не имел права отменить приказ командующего фронтом. Но К.К. Рокоссовский, вывернулся, а вот А.А. Власов - не смог!! Попал к немцам, выходя из окружения, а не СДАЛСЯ, как пишут многие и ... и героем не стал

    06.02.2024

  • Рюрик 9

    Не у бандитов, а у нохчей - никуда они из своих аулов не прятались. Да какая разница, как быстро его скинули - ведь разместили! Что именно из моих слов вы называете "высеры шизоидной либерастни"?

    06.02.2024

  • сергей никитин

    У меня есть стойкое убеждение, что И.В. Сталин - ленина НЕНАВИДЕЛ!!! И было за что !!! И это не только мое мнение. Однажды мне пришлось коротко общаться с ,едва ли , не единственным , разумном человеком в нынешней КПРФ, Д. Парфеновым, кстати, очень похожим на молодого ульянова, и когда я высказал ему свою мысль, он возражать не стал, а просто сказал, что да , есть такое мнение.Это значит, что я не одинок. Косвенных фактов, тому масса, просто нужно правильно понимать слова, и события. И. В. Сталин, был гениальным человеком, который в неимоверно тяжелейших условиях, за крайчайшее время, создать на пустом месте, самое Великое государство, равных которому не знала человеческая история !! А что ленин?? Накатал, кучу бесполезных томов, своих бредовых сочинений, не нужных никому, развалил до нельзя страну, уничтожил всех мыслящих людей страны и ВСЁ ?? За что И.В. Сталину его любить??? Уничтожить успешную армию, из-за чего? - Из-за ЗАВИСТИ и предательства!! А. А. Власов, за Москву получи

    06.02.2024

  • T-80БВМ

    "рассовый комплект" - это какой-то научный термин?

    06.02.2024

  • Джин_SM(v3)

    Большая часть Чечни - горы и там у бандитов очень хорошо получалось партизанить.Маннергейма скинули быстренько, а Власова не раебилитировали... А высеры шизоидной либерастни приводить в качестве аргумента, ну такое себе...

    06.02.2024

  • мой батя Хиросиму и Нагаси приговорил, а Вы про 1000

    06.02.2024

  • Джин_SM(v3)

    Нам постоянно льют в уши, что у народов Кавказа очень сильны родовые связи, уважение к старшим... Вопрос, а где было это уважение, когда целые банды дезертиров и бандитов чеченцев терроризировали советские партийные органы и военных, кто их прятал в своих домах в тот момент, когда фашист рвался на Кавказ?Почему не встали и не выдали предателей во имя сохранения своих семей и Победы?

    06.02.2024

  • Рюрик 9

    А чем вам Ильич не угодил? Сталин норм, а Ленин картавый сифилитик... Между тем, Иосиф Виссарионович, был соратником и последователем Ленина. Так, к слову. Никакой отмены языка не было. Его просто не преподавали в школах, государственным языком был русский. В 1928г его обучение стало обязательным на всей территории СССР. И у русских, проживающих на территории УССР в паспорте было написано русский. Так же как у еврея ейрей и т.д. А, с Власовым не всё однозначно... Ну-ну... "Был поставлен в жутчайшие условия..." Можно сказать про необеспеченность флангов, но не стоит. "смалодушничал в критический момент". Допустим. Сдался. А когда на службу к нацистам пошёл, тоже "смалодушничал в критический момент"? Целую армию набрал и на фронте ей руководил. Карбышев предпочёл погибнуть, но не служить врагу. А с Власовым неоднозначно. Про "специально" откровенную глупость пишете. Специально уничтожить свою УДАРНУЮ армию??? С какой целью?

    06.02.2024

  • Владимир Горницкий

    Видел здесь много комментариев с осуждением чеченцев, а заодно украинцев, крымских татар и т.д. Интересно, такое осуждение завоеванных народов, которые не хотели жить под завоевателями, распространяется только на народы, завоеванные Российской империей/СССР, или относится к любым народам, которые боролись за свою независимость? P.S. Прочитал в одном из комментариев вот такое: "Пусть благодарят, что массово не растреляли в 1945, а простили, как и немцев. Не уверен, что это было верное решение. " Пусть благодарят, что не расстреляли весь народ... Лет 60 назад Юлий Ким (корейцев, кстати, в СССР тоже депортировали) написал: "И за то, что не жгут, как в Освенциме, Ты еще им спасибо скажи". Один в один практически. Столько лет прошло, а в России по-прежнему хватает людей, готовых истреблять людей целыми народами. Или одобрять такое истребление.

    06.02.2024

  • vladmad_75

    Прааильно всё сделал Сталин.

    06.02.2024

  • К2

    От комментариев такое впечатление, будто собрался весь медперсонал учреждения и уговаривает одного разбушевавшегося больного, который белены объелся...

    06.02.2024

  • сергей никитин

    А ты про насильственную укранизацию РУССКИХ, на Донбассе, в Харькове, в Херсоне, в Одессе , исконно РУССКИХ земель , с исконно русским населением, разве ничего не знаеш?? Такой темный ?? Когда картавый сифилитик, некто Бланк, он же ульянов, он же ленин, своим постановлением, уже в 1922 году, отменил РУССКИЙ язык, на вновь присоединенных, к хохлам территориях. И это не в 2022, а в 1922!! И что у тех русских, должно быть записано в паспорте ?? Американец или француз?? А насчет А.А. Власова, тут история , не такая однозначная! Да смалодушничал, в критический момент, не стал героем, но он был поставлен в такие жутчайшие условия, со своей героической 2-й армией, что не выдержал. И у меня, большая уверенность в том, что ЭТО БЫЛО СДЕЛАННО НАМЕРЕННО !!! Точно такая же история, была проделана и с блестящим командиром М.Г. Ефремовым и его героической 33-ей армией. История один в один. Только М.Г. Ефремов - застрелился, а А.А. Власов - не смог. И обоих подставил, один и тот же человек. Жуков.

    06.02.2024

  • Рюрик 9

    Спасибо, Мин Херц. Буду стараться! )))

    06.02.2024

  • Признаться, даже Субуля не так безнадежен, как это существо. Так что вы, пожалуй, делаете важное и правильное дело.

    06.02.2024

  • сергей никитин

    Тебе дураку, не мешало бы знать, что в 1942 году, немецкие отборные горные части, уже почти прорвали оборону Красной Армии, и были в шаге от Баку. Единственным, наряду с Грозным, тогда источником нефти в СССР. Займи они Баку и все советские танки и самолеты , и машины - просто встали бы. Воевать было бы нечем и не на чем!! И война была бы сразу проиграна . Сибирской нефти , тогда еще не было. Как всегда, дело исправил ГЕНИАЛЬНЫЙ Л.П. БЕРИЯ !! Он собрал все горские народы, за исключением чеченов и ингушей, и расхерачил немцев , до упора. Так вот чечены , при этом, уже принесли присягу немцам и ждали их с минуты на минуту, приготовив им свои нефтяные скважины, и зверски убивая бойцов Красной Армии и собранного Л.П. Берия , ополченцев горских народов !! Это НУЖНО ЗНАТЬ !! А после этого их нужно было уважать и всем раздать по орденам ??

    06.02.2024

  • Рюрик 9

    Не хочу, чтобы такое оседало в неокрепших мозгах.

    06.02.2024

  • Рюрик 9

    У отряда "Победители" только костяк состоял из бойцов Осназа НКВД, дальше пополнялся за счёт местных жителей. Про подполье вы пишете откровенную ерунду!Подполье не может фомироваться из заброшенных разведчиков. Оно (подполье) действует в городе, подпольщиков должны знать соседи. Они должны знсть соседей и иных жителей, улицы и здания и т.д. Иначе провал будет очень быстрым. 2021 Герой Советского Союза именно украинцы. Потому что и в паспорте, и в красноармейской книжке, и в удостоверении личности командира/офицера была графа национальность. Также национальность указывалась в представлении и наградном листе. Ознакомьтесь со сканами на сайте мил.ру. А.А. Власов разве украинец? А ведь не полицаем стал - командующим армией, воющей на стороне нацистов против Советского Союза.

    06.02.2024

  • Ааа, ну тогда понятно...)

    06.02.2024

  • сергей никитин

    , уже сотни раз доказано передоказано, что начиная с 1917 -1953 год, органами НКВД , было посажено ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ , а не РЕПРЕССИРОВАНО, менее 8, 5 миллионов человек!! Из них расстрелено , около 800 000 тысяч!! И это включая ВСЕХ , уголовников и убийц , в том числе !! За 35 лет !! И.В. Сталин , к этому процессу, отношения НИКАКОГО не имел!! НКВД ему не подчинялось!! Реальную власть ,И.В. Сталин получил только в 1940 году. Он сокращал ЛИЧНО , те расстрельные списки, которые ему слали секретари обкомов, такие как Постышев, Эйхе и особенно поганый хрущев, со всех концов СССР. Он ничего не мог поделать. Известна его фраза, а вот Тимошенко, я вам не отдам !! Именно, для этого он и призвал в Москву, гениального Л.П. Берия, который смог остановить эту кровавую вакханалию, и выпустил из заключения более 300 000 тысяч, невинно осужденных , сразу , уже в 1939 году!! Ну , хоть немного , историю своей страны то, знать нужно!!

    06.02.2024

  • Рюрик 9

    Я не для него, а для других.

    06.02.2024

  • сергей никитин

    " Партизанская Искра", первый раз слышу. "Отряд специального назначения" - 100 % состоял из работников НКВД, формировался в Москве. К хохлам , ну никакого отношения не имеет! Это тоже самое, что и выдающегося нашего разведчика Николая Кузнецова, отнести к героям украинцам, полная бредятина. А еще??? Везде подполье украины, состояло из присланных из Москвы работников НКВД, или офицеров и солдат Красной Армии, были среди них ,иногда и хохлы, но лишь иногда. А из тех 2021 Героев Советского Союза, из числа, так называемых украинцев, сколько русских было?? Уверен, что не меньше 80 % !!! Это , гребанный ленин, со своими соратниками евреями, в 1921 году, отдал хохлам исконно РУССКИЕ земли, с РУССКИМИ людьми, около миллионов 30 - украинцами!! Вот именно они-то и стали теми Герями Советского союза, а ни какие не хохлы !! Хохлы, стали полицаями и карателями, в основной своей массе!!

    06.02.2024

  • Millwall82

    Большой террор (12 млн человек репрессивано, 4 млн погибло в лагерях или было расстреляно), голодомор (не только укров касалось, но и весь союз) до 5 млн жертв, гражданская война (не отделяю этого чудака от остальных большевиков) от 10 до 17 млн жертв.

    06.02.2024

  • Вы впустую тратите время, пытаясь объяснить что-то трусливому идиоту.

    06.02.2024

  • сергей никитин

    Идиот !!! Ты откуда это взял??? Ну ОТКУДА ????!!!! Хоть приблизительно цифру назвать можешь, мокрица ослизлая ????

    06.02.2024

  • Millwall82

    это для безродных щенков нет никакой разницы где жить, а у них есть чувство своей земли, своего края. Ну а усатый уничтожил людей не меньше чем другой австрийский усач. Залил кровью все.

    06.02.2024

  • Рюрик 9

    Верно, миллионы. Но давайте считать... Из миллионов сразу выкидывайте половину - женщины. Также примерно 1/5 дети и старики. К зиме 1941г больше половины Украины было окупировано и по этой причине её жители не могли участвовать в войне. Вот уже совсем мало миллионов. И сотни это о Героях Совесткого Союза. Их много быть не может по определению, их 12 777 человек. Из них 7998 русских, 2021 украинецев (мало?), 299 белорусов. Про фильмы... память вас подводит - "Партизанская Искра"; "Отряд специального назначения" и тд. И не забывайте - бОльшая часть Украины это степи. А в них партизанить не получится. Мемориальная доска душителю Ленинграда Меннергейму не относится к портретам упырей? А рассказы, что Власов не очень и виноват - обстоятельства так сложились, к чему относятся?

    06.02.2024

  • Ziko70

    Хорошее интервью с, видимо, хорошим человеком. Насчет Сталина не соглашусь, хотя высылка горных народов одно из самых спорных моментов его деятельности. Китайцы говорили про Мао что он сделал 70% хорошего, 30% плохого. У Сталина процент хорошего явно более 70%, ИМХО.

    06.02.2024

  • сергей никитин

    Попал по печени?? Скрючило?? Ну я очень доволен!! Радуйся, что пока фигурально...

    06.02.2024

  • сергей никитин

    А я и не мажу!!! Сотни и я могу привести, а хохлов - МИЛЛИОНЫ !!! Так что эта сотня , и на 0, 00001 % не потянет ! Кроме И.Кожедуба и С.Ковпака и вспомнить некого, но что -то с их портретами никто!!!!, не маршировал по улицам и площадям хохляндии , ни в 1991 году, ни в 2003, 2014 и уж тем более в 2022-24. НИКТО !!! НИ ОДИН ЧЕЛОВЕК !! А все хохлы с исступлением целуют и носят как святые иконы, портреты просто самых упыристых УПЫРЕЙ, типа бандеры, шухевичса, и прочей нечеловеческой нечисти!! Все !!! Начиная с 3-х летних детей!! В нейтральное, советское время, не снято НИ ОДНОГО ФИЛЬМА, про украинских партизанов и подполье, кроме как про полковника НКВД С.А. Ковпака. НИ ОДНОГО !! Просто потому, что никакого подполья НЕ БЫЛО !! А про белоруских партизан и героев, снято сотни фильмов, просто потому - ЧТО ОНО и ОНИ БЫЛИ !!! Вот и ответ про одну краску !!

    06.02.2024

  • Рюрик 9

    Все Алены. )))

    06.02.2024

  • Рюрик 9

    Вы всех то не мажьте одной краской. Трижды герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб украинец. И не он один из украинцев получил звание Героя. Мой дед украинец, прошёл всю войну, первую медаль получил за уничтожение гарнизона станции Истра, закончил войну с двумя медалями и шестью орденами. Сидор Ковпак тоже бешенное животное? И таких примеров я могу привести сотни. Следите за языком.

    06.02.2024

  • Pol Pol

    И чё, все Делоны ? Или через одного ?

    06.02.2024

  • сергей никитин

    Хохлы, мало чем отличались от тогдашних переселенных народов! Зверствовали, даже в разы больше, чем все те, вместе взятые. И немцев встречали , также хлеб -солью и с цветами!! Просто бешенные животные !!! Такими и остались , по сей день, в отличие от тех же чеченцев или калмыков, за татар не поручусь, не знаю. Но их не тронули, как бы свои, славяне, а очень зря !!! Они " своими " НИКОГДА не были , начиная с 1653 года, как только присоединились, по великой нужде к России, выбирая себе защитника от поляков, между Турцией Крымом и Россией. Остановились на России, и тут же стали ее предавать. Мазепа, Гордиенко, Палей и прочая сволочь. И это продолжается по сей день!!

    06.02.2024

  • Рюрик 9

    На самом деле у нохчей намешано множество народов. Есть даже русские тейпы. Т.е. этнические русские, принявшие ислам, адаты гор и живушие в местной среде.

    06.02.2024

  • Pol Pol

    И только за это ? Как то однобоко. Там цельный букет имеется. Ну а не тронул б чеченов ? Тогда как ? Тогда всё путём ? И с какого боку тут Делон ? Ни один чеченец, слыште, ни один, каким бы красавцем он бы нибыл, никкккогда не будет походить на Делона, потому как это совершенно другая этническая группа и другой рассовый комплект ! Так что если он имел ввиду эталон привлекательности, он мог бы поискать другие сравнения .... понаберут, ё моё, дилетантов !

    06.02.2024

  • Рюрик 9

    Да без вопросов, надо. Но пусть расскажут как они уважали, русских, украинцев, евреев и т.д. во время первой чеченской.

    06.02.2024

  • Рюрик 9

    Ну, до Симферополя от Перекопа дорога по степи идёт.

    06.02.2024

  • Sergey Bianki

    чехи как ингуши аварцы балкарцы аварцы такой же народ как и мы.уважать их тоже надо...

    06.02.2024

  • Рюрик 9

    Да и половина УНА-УНСО даже тюремных сроков не получили.

    06.02.2024

  • Master Sborka

    Чехи все не угомонятся, поют в один голос по отношению к Сталину. Правильно он все сделал. Тысячи и тысячи чехов воевали за Гитлера. С июля 1941 по 1944 год на территории Чечено-Ингушской АССР было уничтожено 197 банд. Чего об этом не поют чехи

    06.02.2024

  • Sergey Bianki

    чечня при чем ? не догоняю???

    06.02.2024

  • Sergey Bianki

    крымских татар в крыму не любят до сих пор.фрицам горные тропы указывали на взятие севастополя симферополя ялты..

    06.02.2024

  • Sergey Bianki

    сталин всю жизнь в одной шинели провел..грех его осуждать. ален делон дименцией болеет дети его зоо млн евро поделить не могут..

    06.02.2024

  • A. K.

    Немного приземленное мышление у человека, но на контрасте с другими вью интересно читается. По Сталину это незаживающая рана, их расхождение со всеми другими народами, которую нам всем вместе предстоит преодолевать еще ни одно поколение.

    06.02.2024

  • сергей никитин

    Мудрейший и добрейший , гениальный И.В. Сталин, переселил ряд народов СССР, в рамках Советского Союза , на другую территорию того же Советского Союза, ай ай яй !! Плохо ли это ? Совсем не уверен!!! А почему, никто и никогда , не говорит , отчего он это сделал?? Он просто так это сделал?? Ради своей прихоти?? Просто решил позабавиться, на досуге и раз- всех чечен, калмыков, крымских татар, бах и в Казахстан!! Ему больше заняться было нечем?? А почему тогда осетин, не тронул?? Все осетины, как один встали на защиту нашей Родины!! А про то , что творили , эти чечены , калмыки и татары, с нашими войсками и партизанами, никто сказать не хочет? Что их жгли живьем, распятых на крестах, и резали на куски, заживо, ВСЕХ , кого они ловили, на советской, на минуточку территории, про это мы говорить не будем?? Это другое??? Пусть благодарят, что массово не растреляли в 1945, а простили, как и немцев. Не уверен, что это было верное решение...

    06.02.2024

  • sakusda

    странно,что комментарии не закрыли... хотя удалить их,конечно,не долго :unamused:

    06.02.2024

  • Ж и в о й

    Зато при нынешних правителях России чеченцы живут припеваючи, ахах) Не все, конечно. Но тот, кто близок к Кадырову - очень даже! А уж дети самого Рамзана Ахматовича... У некоторых из них скоро наград будет больше, чем звезд на небе)

    06.02.2024