ШАХМАТЫ |
МАТЧ НА ПЕРВЕНСТВО МИРА FIDE |
Известно, что выиграть по заказу бывает очень непросто. Даже белыми фигурами. Но можно ведь "отсушить ничейку", как говорят шахматисты. Похоже, именно этим был занят Анатолий Карпов в 17-й партии. Об этом говорят и выбор дебюта, и спокойное течение игры, и массовые размены. Однако в конце партии чемпиону пришлось приложить изрядные усилия, чтобы искомую ничью получить. Разыгрался Гата Камский, но, кажется, поздновато...
Юрий ВАСИЛЬЕВ |
из Элисты |
В последнее время я стал замечать, что глава делегации претендента - Рустам Камский стал подходить к Олегу Ладыченко, главе делегации Карпова, и о чем-то шушукаться с ним. Видя эти трогательные контакты на высшем уровне, я поинтересовался у Ладыченко, о чем же его все время расспрашивает папа-Камский. Выяснилось, что Рустам все беспокоится о призовых деньгах...
А Гата между тем действительно разыгрался! И в пресс-центре уже всерьез обсуждается вариант выигрыша Камского в 18-й партии, где претендент будет играть белыми. Я слышал, как Камский-старший кого-то урезонивал: "Ну, одну ничью-то из трех Карпов, я уверен, сделает". Что ж , раз Рустам уверен, то, наверно, сделает Карпов ничью. Хорошо бы это произошло в 18-й партии.
А 17-я развивалась так. Впервые Карпов, игравший белыми, на первом ходу изменил своему излюбленному 1. d2 - d4. Он начал партию ходом королевского коня. Камский ответил почти не задумываясь аналогичным ходом коня. Все это было уже по крайней мере сто тысяч раз. А вот позиция, возникшая после третьего хода черных а7 - а6, совершенно точно никогда не встречалась в практике Карпова. Однако, как выяснилось, так играет тренер-секундант Гаты - босниец Предраг Николич. И не только он.
В самом начале партии ходят крайней пешкой на одно поле или начинающие шахматисты, или очень изощренные гроссмейстеры. Ход, сделанный Камским, относится, очевидно, ко второму виду. В пресс-бюллетене называется автор идеи - грузинский гроссмейстер Бухути Гургенидзе. И называются его последователи - львовский гроссмейстер Олег Романишин, а также ленинградский шахматист, ныне гражданин Швейцарии Виктор Корчной. Выходит, не сам Гата придумал такой ход в стиле начинающего - так играли и до него, причем весьма уважаемые люди. Кривоватенький и убогонький на вид, этот ходик, как мы увидим в дальнейшем, направлен прежде всего на то, чтобы завязать игру нестандартную, оригинальную, на понимание, а не на теорию.
В течение матча мне приходилось не раз слышать любительские разговоры на тему о том, что, дескать, "Карпов - это голова", а вот "Камский - это не голова". "Ну что Камский? Он может играть хорошо только конкретные счетные позиции. Разве он может играть на понимание? - вопрошал один такой любитель, и добавлял: - Вот Карпов - этот может, Карпов - голова!"
Но финиш матча показал, что у Гаты Камского просто прекрасная голова! Кстати, время от времени по ходу партии юноша, не отходя от шахматного столика, делает своебразную производственную гимнастику: поворот головы налево, потом поворот направо, затем наклон вниз и, наконец, откидывание головы назад! Эти упражнения Гата проделывает несколько раз за партию при своем ходе. Он как бы взбалтывает варианты в голове, чтобы не застаивались.
В дебютной части 17-й партии Камский несколько раз провоцировал Карпова на то, чтобы тот ввязался в драку в тактических осложнениях. Например, вместо сделанного Карповым хода 5. bЗ можно было ведь сыграть и поострей: 5. Kd4 с6 6. cb ab 7. Кb5 cb 8. Са8 d5 и т.д.
Предлагал жертву пешки Гата и позже, на 10-м ходу. Но ни там, ни раньше Карпов не соблазнялся дешевыми наживками и вел свою генеральную линию. Он словно говорил претенденту: "Нет, брат, извини, как-нибудь в другой раз. Сейчас, знаешь ли, мил человек, у меня другая забота - как бы не дать тебе случаем к короне моей подобраться поближе".
После того как совместными усилиями соперники вскрыли вертикаль "b" и принялись дружно менять на ней все имеющиеся в их распоряжении тяжелые фигуры, казалось, что Карпову удалось перехитрить менее искушенного тихого американца с берегов Невы. То есть стало казаться, что ничья получится как бы сама собой.
После 31-го хода черных возникла позиция, которая, на мой взгляд, заслуживает диаграммы.
Для полноты эстетического восприятия хорошо бы и пешку "е" черных передвинуть на одну клеточку вперед. Тогда бы еще нагляднее выглядело противостояние белой армии и черной, но и так неплохо. Графический сей документ свидетельствует прежде всего о том, что как-то незаметно черной пехоте удалось малость потеснить белую. Если не верите, взгляните на диаграмму еще раз: черные-то солдаты по пятому ряду выстроились, тогда как белая шеренга встала в почетный караул на третьей линии.
В позиции на диаграмме пехотинец "е", примкнув штык, ринулся на врага, и произошла крутая заварушка. После того как дым рассеялся, выяснилось, что в легкофигурном окончание "конь плюс слон" против аналогичного соотношения у противника шансы черных несколько выше: сказалась-таки большая продвинутость вперед черной армии. Последние ходы перед вторым контролем соперники делали в цейтноте, свошм 51-м ходом крайней правой пешкой Карпову удалось образовать проходную на королевском фланге, после чего болельщики чемпиона перевели дух: шансы выравнялись.
На следующее утро, не приступая к доигрыванию, по предложению Камского соперники согласились на ничью. Таким образом, счет стал 10:7 в пользу Карпова, и ему достаточно набрать в трех оставшихся партиях всего пол-очка, чтобы сохранить за собой звание чемпиона мира.
Диаграмму партии смотрите в формате PDF |