ОЛИМПИЗМ |
СПОРТ-ЭКСПРЕСС НА ОЛИМПИАДЕ-96 |
ТАМ, ГДЕ ДЕЛАЮТ ПЕРЕСАДКУ НА ПУТИ В РАЙ ИЛИ В АД
БРИГАДА "СЭ" |
из Атланты |
Хотите верьте - хотите нет, но первый встреченный нами в столице Олимпиады таксист оказался соотечественником. Вот так - совсем по-домашнему - встретила нас вечерняя Джорджия. Позади - почти сутки полета. Сначала - утомительный марафон Москва - Майами в российском Ил-96, где компанию нам составили 200 казахстанских туристов и журналистов, направлявшихся в Атланту поддержать первую в истории молодой республики национальную команду (как сказал нам один из коллег по перу, Олимпийский комитет Казахстана поставил перед сборной цель завоевать на Играх-96 две золотые медали). Затем - удушающий зной Флориды, ощутив который, мы с ужасом подумали, что "согласно сводкам" погода в Джорджии еще градусов на 10 жарче.
Но оценить на практике, как переносится ставшая в последнее время едва ли не центральной темой во всех газетных публикациях жара в Атланте сразу не успели. Наш самолет прибыл в аэропорт олимпийской столицы поздно вечером, и, как это часто бывает в южных широтах, ночь была прохладной.
Наши представления об Америке - так уж, согласитесь, получается - складываются, как правило, по книгам американских писателей. Марк Твен - это Миссисипи, Теодор Драйзер - Нью-Йорк... Ну а Атланта? Думается, столица Олимпиады так же хорошо известна в России - по знаменитому бестселлеру Маргарет Митчелл "Унесенные ветром". А если кто и не прочитал этот роман, то уж одноименную кинокартину с Вивьен Ли и Кларком Гэйблом в главных ролях, собиравшую километровые очереди у крупнейших московских кинотеатров, наверняка посмотрело подавляющее большинство сограждан.
Нелегкая судьба красавицы Скарлетт, метавшейся по просторам Джорджии, сделала известным основное место действия - главный город штата. И, наверное, не столь важно, что авторы фильма несколько переврали исторические факты - на самом деле, оказывается, хлопковые поля простирались совсем не там, где предполагали "создатели фильма, самый шикарный особняк в городе построил не жестокий плантатор, а крупный промышленник, да и вообще, местные жители, как выясняется, не проявляли особого энтузиазма при вступлении в армию конфедератов, гораздо больше симпатизируя северянам. И тем не менее общая картина жизни Атланты XIX века, как считают историки, в романе нарисована с поразительной точностью. Другое дело, что все это было сто с лишним лет назад...
Вряд ли Харди Ли, купивший в 1833 году небольшой - в несколько гектаров - участок земли на юге США, мог предположить, что на этом месте через полтора века будут стоять небоскребы, громыхать метро, ходить толпы людей. Атланта, ставшая, по сути, городом через 4 года после основания, когда сюда была подведена железнодорожная ветка, долгое время пребывала в тени прежних центров Джорджии - Саванны и Чарльстона. А в 1864 году - эти события хорошо описаны в тех же "Унесенных ветром" - будущая столица Олимпиады была полностью разрушена в пожарищах гражданской войны.
Биография Атланты до этой трагедии, вероятно, лучше всего отражена в одной из глав романа Маргарет Митчелл. Позволим себе в связи с этим привести почти без купюр отрывок из "Унесенных ветром" - произведения, которое мы дружно перечитали перед отъездом в Америку.
"Майским утром 1862 года поезд уносил Скарлетт на север... Атланта с детства интересовала ее больше других городов потому, что, по словам Джералда, этот город был ее ровесником. Джералд, как обычно, слегка погрешил против истины ради красного словца, и Скарлетт с годами это поняла, но, так или иначе, Атланта все равно была всего лишь на девять лет старше ее и, следовательно, необычайно молода по сравнению с другими городами. Саванна и Чарльстон были старые, почтенные города - один приближался к концу своего второго столетия, другой уже шагнул в третье, и в глазах Скарлетт они были городами-бабушками, мирно греющими на солнце свои старые кости, обмахиваясь веерами. Атланта же принадлежала к одному с ней поколению - молодой, своенравный, необузданный город, под стать ей самой.
А ее ровесником Джералд сделал этот город потому, что свое последнее крещение Атланта получила в один год со Скарлетт. За девять лет до этого город сначала назывался Терминус, потом - Мартасвилл и только в год рождения Скарлетт был переименован в Атланту.
Когда Джералд прибыл в Северную Джорджию, Атланты не было еще и в помине, не было даже крошечного поселка - сплошная дичь и глушь. Но уже в следующем, 1836 году штат утвердил проект прокладки железной дороги на северо-запад - через только что очищенную от индейцев чероки территорию. Конечный пункт этой дороги - штат Теннесси на западе - был уже четко обозначен, но откуда она должна была взять свое начало в Джорджии, никто толком не знал, пока годом позже некий безымянный строитель не воткнул палку в красную глину, обозначив исходную южную точку дороги и место будущего города Атланты, поначалу названного просто Терминус, то есть конечная станция.
...Рожденный железными дорогами, город рос и развивался вместе с ними. Когда все четыре железнодорожные линии были завершены, Атланта обрела прямую связь с западом, югом и побережьем, а через Огасту - с севером и востоком. Оказавшись на пересечении всех путей, маленькая деревушка расцвела".
Казалось, однако, что на трагедии, произошедшей в самый разгар гражданской войны, процветание, а быть может, и вся короткая история Атланты завершатся. Но в рекордно короткие сроки город, имевший большое значение для Америки прежде всего как крупный железнодорожный узел, был восстановлен, а в 1868 году стал столицей Джорджии. К слову, оценивая роль Атланты в жизни США, историки всегда указывают на ее выгодное географическое положение, приносящее дивиденды и по сей день. В ходу, к примеру, такая шутка: "Долететь до рая или ада можно, только сделав пересадку в Атланте".
Как бы то ни было, в дальнейшем развитие некогда скучного провинциального местечка уже шло по нарастающей и без остановок.
Возможно, ключевым моментом в истории Атланты можно считать 1892 год, когда здесь начала свою деятельность компания "Кока-Кола" - всемирно известная фирма - производитель тонизирующих напитков, являющаяся одним из главных спонсоров Олимпиады-96. Именно тогда в городе появился первый небоскреб - Атланта потихоньку начала приобретать облик солидного делового центра.
Спортивные традиции столицы знойного штата, которая в настоящее время насчитывает вместе с пригородами более 3 миллионов жителей, до недавнего времени не шли ни в какое сравнение с культурными и политическими. Здесь родился легендарный борец за права человека Мартин Лютер Кинг и начинал свою блистательную карьеру экс-президент США Джимми Картер. В Атланте, конечно, существует, так скажем, стандартный американский набор - команды по баскетболу (в "Хокс", если вы не забыли, играли первые и пока единственные россияне в НБА - Александр Волков и Сергей Базаревич), футболу и бейсболу. Был здесь и хоккей, но в 1980 году местные "Флэймс" переехали в Калгари. Но все вышеперечисленные команды, увы, особых лавров в своих профессиональных лигах не снискали. Так что спортивным городом Атланту можно было назвать с большой натяжкой.
И все-таки именно столице Джорджии МОК отдал почетнейшее право на проведение Олимпиады-96, несмотря на то, что его по всем раскладкам должны были быть удостоены, конечно же, Афины - ведь это в Греции ровно сто лет назад - впервые на практике осуществилась идея Пьера де Кубертена возродить олимпийское движение. Но выиграла Атланта. И это вполне понятно, если рассуждать с позиции здравого прагматизма. В какой иной стране, кроме США, допустим, в Олимпиаду может быть инвестировано почти два миллиарда долларов? Или где еще в мире существует столь развитая туристическая и спортивная инфраструктура?
Сюда же, пожалуй, следует отнести и весьма развитую транспортную сеть Атланты, благодаря которой - мы, правда, еще не успели это проверить - до любого конца города, а он со своими тремя районами - Даунтауном, Миддлтауном и Бэкхэдом - занимает довольно солидную территорию, можно добраться за полчаса. Помимо автобусов здесь есть две линии метро - сокращенно оно называется MARTA: одна - с севера на юг, другая - с востока на запад.
Центром города считается район старого вокзала, который был отреставрирован 7 лет назад. Это место, наверное, - одно из немногих в Атланте, где сохранился хоть какой-то дух старины. О славных временах аристократического юга напоминают сохранившиеся вывески, старые фотографии, уютные ресторанчики... Недалеко отсюда находится и общепризнанный символ Атланты - музей "Кока-Колы", куда, как утверждают, туристы направляются в первую очередь (по приблизительным оценкам, музей посещают два миллиона человек в год). В этом здании в 1886 году неудачливый аптекарь Джон Пембертон занимался поисками средств от головной боли, но изобрел не лекарство, а коричневую жидкость, обладающую невероятными тонизирующими свойствами. Посетив музей, с помощью квалифицированного экскурсовода вы узнаете о "Кока-Коле" все. Вернее, почти все, поскольку рецепт чудо-воды, а точнее - ее главный ингредиент, фирма хранит в тайне и отказывается продать конкурентам за любые деньги.
По соседству расположилась и другая достопримечательность Атланты - штаб-квартира и телевизионные студии информационной империи Тэда Тернера CNN. Здесь также организуются экскурсии.
Вообще, учитывая, что вся Атланта практически полностью спроектирована одним архитектором - местной знаменитостью Джоном Калвином Портманом, ее силуэт довольно незамысловат и типичен для современных американских мегалополисов. Мы, скажем, встретили в одной из местных газет высказывание, на наш взгляд, идеально характеризующее Атланту на пороге нового столетия: "Забудьте о наивных Скарлетт и Эшли. Поклонники красоты и высокой культуры у нас больше не в моде. На смену романтизму окончательно пришли принципы прямолинейного Ретта Батлера". На этом однообразном архитектурном фоне выделяются лишь несколько зданий, среди которых и еще один символ города и штата в целом - гостинице Georgia Terrace Hotel в Миддлтауне, на первом этаже которой расположен музей "Дорога на Тару", где воссоздана атмосфера романа Маргарет Митчелл. Здесь, кстати, в 1939 году во время кинопремьеры "Унесенных ветром" останавливались Вивьен Ли и Кларк Гэйбл.
Однако нынешним летом зарубежные туристы начали безудержным потоком прибывать в Атланту, безусловно, не для того, чтобы на месте ознакомиться с историей создания по-прежнему суперпопулярного романа. Сотни тысяч людей, приехавших в Джорджию со всех уголков планеты, будут в течение двух недель перемещаться с одного стадиона на другой, забыв о других архитектурных достопримечательностях. Если бы это было не так, все члены местного муниципалитета, наверное, совершили бы массовое самоубийство - ведь на олимпийскую перестройку города пошел в общей сложности 561 миллион долларов. За такую сумму, в основном почерпнутую организаторами Олимпиады из недр рассчитывающего на хорошую прибыль американского частного сектора, вполне можно отстроить целый город.
Почти половина из этих потрясающих воображение миллионов - 230 - была отдана на строительство олимпийского стадиона. Признаем при этом, что ни главная арена Атланты, ни другие сооружения, где пройдут соревнования в рамках олимпийской программы, особого впечатления не производят. Да, грандиозно, с размахом, но без особых изысков. Хотя в Атланте по этому поводу не комплексуют - сентиментальность здесь, повторим, давно не в моде. Предшественник Билли Кэмпбелла на посту мэра города Мэйнард Джексон сказал: "Быть может, у нас нет своего Собора Святого Семейства в отличие от Барселоны, зато в "Макдональдсах" - лучшие чикены (цыплята) в мире".
А еще одно свидетельство прагматичности жителей Джорджии - их постолимпийские планы. Мы зря думали, что все увиденное нами сохранится на века в первозданном виде. Как бы не так! Олимпиада Олимпиадой, но рациональность американцев и здесь берет свое. Оказывается, подавляющее большинство с такой помпой открытых накануне Игры объектов в течение 17 дней после их завершения будет либо реконструировано, либо попросту стерто с лица земли! Ностальгии места нет... Приведем несколько примеров. Олимпийский стадион будет переоборудован в узкоспециализированную бейсбольную площадку для местной "Атланта Брейвз". Будет видоизменен и Atlanta Fulton County Stadium вместимостью 55 тысяч зрителей. Олимпийская деревня на территории университета Georgia Tech вновь скорее всего примет облик студенческого кампуса. Парк 100-летия олимпийского движения, вероятно, будет не узнать. Возможно, самая интересная судьба ждет велодром Атланты. Он целиком сделан из временных конструкций, и когда Игры закончатся, строители разберут его, погрузят на транспортное судно и отправят в Австралию. Дело в том, что этот же трек - случай поистине уникальный - послужит велосипедистам на следующей Олимпиаде - в Сиднее.
...Мы добрались до своей гостиницы глубокой ночью. Города толком еще не видели - и даже в главном пресс-центре Игр нам еще только предстоит побывать. А в Москве уже в разгаре день (не забывайте о 8 часах разницы!), и в редакции ждут, когда же мы передадим свой первый репортаж. Вот он, перед вами. А уже со следующего номера олимпийская бригада "СЭ" начнет свою работу в полном объеме.