Газета Спорт-Экспресс от 30 июля 1996 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 31 июля 1996 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

СПОРТ-ЭКСПРЕСС НА ОЛИМПИАДЕ-96

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

Донован БЭЙЛИ

ГОСПОДИ, НЕУЖЕЛИ ЭТО МОЙ РЕЗУЛЬТАТ!

ШАГИ РЕКОРДА

9,95

Джим ХАЙНС

США

14.10.1968 Мехико Мексика

9,93

Калвин СМИТ

США

03.07.1983 Колорадо Спрингс США

9,92

Карл ЛЬЮИС

США

24.09.1988 Сеул Корея

9,90

Лерой БАРРЕЛЛ

США

14.06.1991 Нью-Йорк США

9,86

Карл ЛЬЮИС

США

25.08.1991 Токио Япония

9,85

Лерой БАРРЕЛЛ

США

06.06.1994 Лозанна Швейцария

9,84

Донован БЭЙЛИ

Канада

27.07.1996 Атланте США

Сергей РОДИЧЕНКО

с Olympic Stadium

Девочка, ты хоть понимаешь, кого выталкиваешь с дорожки? Девочка в форме обслуживающего персонала Олимпиады явно не понимала. Она тянула и толкала темнокожего гиганта в глубину тоннеля, тщетно уговаривая его уйти в раздевалку. А он не хотел уходить. Почему после всего, что случилось, он не может смотреть хотя бы с краешка дорожки. Хотя бы стоять на ней, если уж судьба не разрешила бежать.

- Не верьте моей улыбке, - сказал спустя пять минут Линфорд Кристи. - Внутри меня такая боль, какой я не испытывал никогда в жизни. Почему это произошло именно сейчас, во время моего, может быть, последнего старта вжизни? Почему это не произошло десять лет назад, когда у меня все еще было впереди? Я совсем не уверен, что выиграл бы, но отнимать у меня даже шанс попробовать - это несправедливо.

Электронная система старта-финиша не понимает слова "несправедливо". Она с абсолютной точностью зафиксировала: реакция Кристи на выстрел во время третьей попытки старта мужской стометровки была 0,086 секунды - при разрешенной норме в 0,100. Олимпийский чемпион Барселоны мог сколько угодно махать рукой на судей - в этом случае они были совершенно ни при чем. Арбитры просто перевели приговор машины на человеческий язык - дисквалификация. Ведь этот фальстарт Кристи был уже его вторым.

Кристи не поверил. Он постоял, затем присел на тумбочку, отмечающую дорожку, которая еще несколько минут назад была его дорожкой. Потом встал и дошел к тоннелю.

Олимпийский чемпион был добит шестым выстрелом стартера. Седьмой, же все-таки оказался последним. Таким образом, стадо финала оказался отложенным на 15 минут. Трех фальстартов в забеге такого уровня, по-моему, не было никогда. И если в первом случае Кристи сорвался с колодок явно раньше выстрела и услышал повторный хлопок почти сразу, то затем Ато Болдон рванулся вместе с выстрелом (время реакции - 0,082 секунды) - и остановили гонку, лишь когда участники пробежали уже метров 15. В третий раз Кристи промчался по дорожке метров 30, прежде чем его настиг роковой выстрел.

За день до финала Ато Болдон сказал:

- Да, я хочу выиграть. Но я вижу перед собой одно препятствие, не перешагнув которое, победы не достичь. Это препятствие - Кристи. Если ты обыграл Линфорда - считай, выиграл Олимпиаду. Он - символ сегодняшнего спринта. Такой, каким был четыре года назад Карл Льюис. И Кристи тогда выиграл только потому, что Льюис не бежал сто метров.

И вот стена рухнула - их осталось семеро.

ФАВОРИТЫ

Когда год назад на чемпионате мира в Гетеборге американцы не попали на стометровке в число призеров, стало ясно, что в мировом спринте если не революция, то по крайней мере что-то очень похожее. Напомню, что чемпионом тогда стал канадец Донован Бэйли, а главное - Канада выиграла спринтерскую эстафету, что, в общем, показывало: у американцев дела совсем плохи. Это подтвердил и отборочный чемпионат США - результаты на стометровке были не слишком высокими, а ведь частенько на этих соревнованиях бились мировые рекорды. Так что Денниса Митчелла, Джона Драммонда и Майка Марша в лучшем случае можно было назвать перед Играми одними из многих претендентов на награды, но не более того. Для американцев это, конечно, было трагедией.

Если не они, то кто? Тут особо фантазировать было не надо. Уже в нынешнем сезоне в явные фавориты вышел намибиец Фрэнки Фредерике - чемпион мира-93 в беге на 200 метров довольно неожиданно решил совмещать короткий и длинный спринт. В этом году он был непобедим - выиграл все шесть соревнований, в которых участвовал. Причем трижды устанавливал личные рекорды - 9,95, 9,87 и 9,86. Впечатляющие секунды, особенно если учесть, что в прошлом году его лучший результат был всего 10,07.

- Я начинал сезон, совершенно не думая о стометровке, - сказал Фредерике незадолго до Олимпиады. - Я считал, что если и могу выиграть то только 200 метров. В коротком спринте я видел себя где-то четвертым-шестым и даже подумывал отказаться от стометровки. Но потом пошли результаты, и об отказе речи быть уже не могло.

Хоть у него и намибийское гражданство, не надо думать, что Фредерикс живет и тренируется на юге Африки. Живет он в Лондоне и готовится вместе с Кристи, Колином Джексоном, Марком Маккоем и Мерлин Отти. В столицу Намибии Виндхук, где его именем названа одна из улиц, он приезжает лишь периодически. Но страной своей гордится, предрекая намибийской легкой атлетике великое будущее.

Итак, именно Фредерикс по идее должен был возглавить спринтерскую интервенцию в США. И предварительные забеги, которые начались в пятницу, полностью это подтвердили. Во втором круге Фредерике выиграл свой забег с результатом 9,93. Впрочем, он бросил бежать метров за 10 до финиша, и это резко усилило впечатление. В полуфинале с небольшим встречным ветром Фредерике показал 9,94, уступив лишь тринидадцу Ато Болдону, который выиграл второй полуфинал с результатом 9,93. Остальным же соискателям десять секунд разменять не удалось.

На прошлогоднем чемпионате мира Ато Болдон, которому в декабре исполнится 23 года, сотворил суперсенсацию, заняв третье место на стометровке. На первый взгляд трудно понять, как в государстве Тринидад и Тобаго мог появиться спринтер мирового класса. Так он там и не появился. Болдон переехал в Нью-Йорк вместе с матерью в возрасте 14 лет, и тринидадцем его можно считать лишь условно. В 1990 году Ато, который к тому времени был подающим большие надежды игроком в европейский футбол, перебрался к своему дяде в Сан-Хосе. А вскоре поступил в престижнейший университет UCLA в Лос-Анджелесе. Теперь он живет в Беверли-Хиллз, и этим все сказано.

Уже во втором круге олимпийских соревнований Болдон показал 9,95. Он лишь три сотые уступил своему личному рекорду, который установил в нынешнем году на студенческом чемпионате США, и сразу выдвинулся в явные фавориты. Но кроме всего прочего, он сделал любопытное заявление:

- Я могу гарантировать на 100 процентов - в финале будет установлен мировой рекорд. Кем - не знаю. Кто выиграет - тот и установит. Может быть, нынешний рекорд - 9,85 - превзойдут даже двое.

Два претендента на золото в общем-то определились. Слишком уж намного опережали соперников в предварительных забегах Фредерике и Болдон. Остальные смотрелись очень ровно и очень серо. Но результаты лидеров в принципе подтверждали мысль Болдона о мировом рекорде. По крайней мере стало ясно, что дорожка Олимпийского стадиона позволяет бежать очень быстро. Смущала только погода. Субботнее утро началось с ужасающего ливня, который сменился нудным дождиком. Моросил он в течение всей утренней легкоатлетической программы и заканчиваться вроде не собирался. Мировой рекорд под дождем? Такое, конечно, возможно, но все-таки не на стометровке, где для установления нового достижения нужно стечение многих обстоятельств и среди них - наилучшая погода, включающая, естественно, небольшой попутный ветер. Во время полуфиналов, состоявшихся за полтора часа до финала, бегунам мешал несильный встречный ветерок - полметра в секунду. Но и такой помехи было бы, видимо, достаточно, чтобы разбить мечты о рекорде. А если бы еще и дождь не кончился. Но он прекратился, к счастью, еще днем, оставив в память о себе чуть приглушенную жару - 25 градусов - и 80-процентную влажность, то есть погоду вполне комфортную.

Короче, в 21.00 по местному времени, когда был объявлен старт мужского финала на 100 метров, бегунам уже ничто не мешало показать все, на что они способны.

ФИНАЛ

Мировой спринт знал много красивых суперфиналов. И у каждого из них была своя особенная красота. Скажем, победа Валерия Борзова на Играх-72 в Мюнхене поражала своей безоговорочностью. Финал стометровки в Сеуле-88 обернулся скандалом и трагедией - дисквалификацией Бена Джонсона. Решающий забег на прошлогоднем чемпионате мира принес фантастическую сенсацию - первые два места заняли канадцы Донован Бэйли и Бруни Сурин, на которых ставили разве что самые отъявленные фантазеры. Были финалы, где устанавливались мировые рекорды.

Субботний забег в Атланте войдет в историю легкой атлетики, как финал, где все эти особенности сошлись вместе.

Сошлись и создали, может быть, лучший спектакль Игр-96. Когда я пишу эти строки, до конца Олимпиады остается еще восемь дней, но мне почему-то не верится, что они подарят нам нечто еще более грандиозное. Впрочем, я был бы рад ошибиться.

Трагедия Линфорда Кристи была плохим знаком для остальных. И не только знаком - боязнь фальстарта сводила вероятность установления мирового рекорда практически к нулю. Действительно, ожидать быстрого старта, скажем, от Болдона не приходилось - у тринидадца уже было одно предупреждение, и он должен был перестраховываться, чтобы не разделить судьбу Кристи. Да и вряд ли финалисты успели до конца осознать, что они лишились серьезнейшего конкурента.

21.15. Четвертый старт. В колодках замерли (даю в порядке дорожек) Майкл Марш, Ато Болдон, Деннис Митчелл, Фрзщк и Фредерике. Донован Бэйли, Дэвидсон Эзинва (Нигерия), Майкл Грин (Ямайка).

Тишина перед стартом финала стометровки всегда особенная. Кажется, что слышишь, как гудит пламя в чаше олимпийского огня...

БЕГ

Старт выигрывает Фредерикс - у него оказалась лучшая реакция - 0,143 секунды. Далее - Митчелл - 0,145, Марш - 0,14 7, Эзинва - 0,157, Болдон - 0,164, Грин - 0,169. Последним рванулся Бэйли 0,174. После 15 метров он уступал Намибийцу более метра. На середине дистанции Фредерикс явно лидировал, вторым довольно уверенно шел Болдон. И вроде ничто не предвещало принципиальных изменений.

Незадолго до Олимпиады Донован Бэйли сказал в одном из интервью:

- Я уже точно знаю, кто победит на Играх. Но говорить об этом сейчас бессмысленно. Однако прогноз свой я все-таки дам. Стометровку не выиграет тот, кто будет лидировать на первых 30 метрах. Все решится после 70-го метра.

Боже, как он бежал! Летучий Фредерике на фоне надвигающегося сзади Бэйли казался жалкой черепахой, а мощный Митчелл - просто асфальтовым катком. Кристи, понятно, жалко, но, может, счастье олимпийского чемпиона, что не участвовал он в этом избиении...

28-летний Донован Бэйли - быстрейший человек планеты. Чтобы понять это, можно было и не глядеть в финишный створ. Но глядел весь стадион. Потому что там, в этом створе стояло табло, на котором горели цифры - 9,84. Взглянул на табло и Бэйли - и гримаса исказила его лицо. Это не было выражением радости - только удивление и непонимание.

Чуть позже электронная информационная система выдала удивительные данные. Оказывается, Бэйли не просто установил мировой рекорд. На отметке 58,9 метра он достиг наивысшей скорости, которую когда-либо развивал человек, - 12,1 метра в секунду!

А американцы вновь остались без медалей: вторым пришел Фредерикс - 9,89, третьим Болдон - 9,90. Удивительно, но в сравнении с рекордом Бэйли эти блестящие результаты кажутся жалкими.

Донован БЭЙЛИ

Шесть лет назад Бэйли купил себе дом в пригороде Торонто и очень недешевый автомобиль "Порше". Откуда у 22-летнего парня, чья семья лишь за девять лет до этого переехала в Канаду с Ямайки, такие деньги?

- Я всегда чувствовал, что способен добиться в спорте чего-то существенного, - говорит Бэйли. - Мог учиться в колледже и тренироваться, как поступает большинство. Но меня это не устраивало. Я хотел иметь нечто более материальное, нежели успех в спорте в далеком будущем. И иметь уже сейчас. Я начал работать. И когда получил все, что хотел, вернулся на дорожку. В отличие от своих сверстников я был состоятельным человеком и мог позволить себе делать, что захочу.

Донован, естественно, не вагоны разгружал, чтобы заработать на "Порше". У него обнаружился талант брокера, и его услуги как консультанта по маркетингу оплачивались весьма прилично. Даже в прошлом году, когда Бэйли стал чемпионом мира, он продолжал говорить, что легкая атлетика для него только хобби - зарабатывать спортом на жизнь он не собирается, есть и более солидные источники.

В 22 года Бэйли вернулся на дорожку. Раньше он немного занимался легкой атлетикой ("Я пришел на стадион, потому что там было много стройных девушек, а толстые встречались только в секторе для толкания ядра"), но все же больше внимания уделял баскетболу. Однако, по его собственным словам, Бэйли очень скоро понял, что силового нападающего экстра-класса из него не получится. Так что оставался только спринт.

В 1992 году Бэйли пробежал стометровку за 10,42 и в Барселону не попал. Но еще большее разочарование постигло его спустя год на чемпионате мира в Штутгарте, где его в самый последний момент отцепили от эстафетной команды. Там, в Германии, произошел ставший теперь историческим разговор между Бэйли и его партнером по команде Дэном Пфаффом, который, кроме всего прочего, был и тренером в Университете Луизианы. "Ты можешь стать одним из лучших", - сказал Пфафф Доновану и предложил тренировать его. И вот в марте 1994 года, оставив бизнес на брата, Бэйли отправился в Луизиану. Пфафф сразу же предложил ему пробежать 60 метров, а затем отослал в зал тяжелой атлетики, где тренировались метательницы копья. "Это был какой-то ужас", - признается Донован.

Ужас ужасом, но спустя три месяца усиленных тренировок со штангой Бэйли показал 10,03! А спустя еще год - 9,91 - один из лучших результатов в истории. Интересно, что секрет этого тренер чемпиона видит и в независимом материальном положении своего подопечного.

- Донован - самый спокойный спринтер из всех, что сейчас на виду, - говорит Пфафф.

- Ему не нужно заботиться о своем будущем после ухода из спорта - оно обеспечено. Бег для него не является жизненно необходимой работой, потому он практически никогда не нервничает перед соревнованиями. А это дает огромное преимущество.

В этом сезоне Бэйли пять раз выбегал из десяти секунд, но даже это нетривиальное достижение, а также титул чемпиона мира не делали его фаворитом Олимпиады. Да и бег в предварительных раундах несильно впечатлял.

- Действительно, со стороны могло показаться, что мой бег не слишком хорош, - улыбался Бэйли на пресс-конференции после олимпийской победы. - Но, если честно, я и не ставил перед собой задачу ошеломить соперников. У меня хорошо получались ускорения на середине дистанции, а потом я просто расслаблялся. И делал так вплоть до финала.

-Как на ваше состояние повлияла дисквалификация Кристи?

- Никак. Впрочем, эта ситуация дала мне дополнительное время, чтобы расслабиться и еще раз прокрутить в голове предстоящий бег.

-Вы готовились к мировому рекорду?

- Нет, о нем я даже не думал. Каждый раз, когда до забега я размышляю о будущем результате, я проигрываю. Здесь я думал о тех маленьких секретах, которые раскрыл мне тренер. Мы довольно долго обсуждали с ним, как вести себя, если финал начнется с серии фальстартов. Главным для меня было не забыть об этих советах.

-Бег сложился так, как вы рассчитывали?

- В принципе - да. Я не вполне доволен своим стартом, но, к счастью, я не на тех бегунов, для которых плохой старт - катастрофа. 70 метров - вот та отметка, на которой я могу понять, как складывается для меня забег. А сегодня в этот момент я чувствовал себя очень хорошо.

-Ваша первая мысль, когда вы увидели, что установили мировой рекорд?

- Я подумал что-то вроде: "Господи, неужели это мой результат!"