Газета Спорт-Экспресс от 30 июля 1996 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 30 июля 1996 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

СПОРТ-ЭКСПРЕСС НА ОЛИМПИАДЕ-96

Алексей ПЕТРОВ

МНЕ ОТОМСТИЛА БЫВШАЯ ПОДРУГА

Сергей РОДИЧЕНКО

из World Congress Center

Я держу в руках золотую олимпийскую медаль. И она вовсе не тяжелая.

- По правде сказать, хоть это, может, и нескромно, легко как-то сегодня все получилось, - Алексей Петров косится на свою медаль в моих руках. - Если бы было трудно, не полез бы на 227 с половиной в толчке. А так, почему бы не попробовать установить еще один мировой рекорд, в двоеборье. Но не вышло - остыл. Поднял я 215, а потом слишком долго ждал, пока соперники закончат выступать.

Все получилось легко... Вряд ли в олимпийской Атланте найдется еще хоть один чемпион, прошедший столь тяжкий и трагический путь к победе, как Петров. Но путь этот завершился счастливо, и потому я расскажу сначала обвенчавших его соревнованиях в категории до 91 кг.

В принципе помешать Петрову выиграть могли только какие-нибудь экстраординарные обстоятельства. Если же рассматривать лишь чистую силу, то есть результаты, то соперники его имели шанс поспорить исключительно за серебро и бронзу. Да, штанга, конечно, дама капризная, но все же не настолько. И когда в рывке, подняв во втором подходе 182,5 кг, Петров заказал 187,5, что на полтора килограмма больше его же мирового рекорда, подумалось: "Вот она, решающая попытка. Поднимет - и все".

И все. Алексей спокойно и красиво зафиксировал рекордный вес и перед толчком обеспечил себе преимущество в пять килограммов над вторым россиянином в этой категории - Игорем Алексеевым. Теперь уже даже стихийное бедствие не помешало бы Петрову выиграть. И оставалось один болеть за серебро Алексеева. Но не получилось - Игорь не смог толкнуть 212,5 кг и остался только пятым. Штрих, естественно, неприятный, но все же радости от первой российской золотой медали в штанге было гораздо больше. Уж очень долго ее ждали.

Олимпийская медаль красива. Но не менее красива и шкатулка для нее, которую получают все счастливые обладатели наград. Темное дерево, резьба - изящная вещица. И вот медаль занимает свое место в шкатулке, а мы с Петровым продолжаем разговор.

-У вас в этом году было два радостных дня. День, когда с вас сняли дисквалификацию, и сегодняшний - победный. Можете сравнить свои ощущения?

- Пожалуй, в день снятия дисквалификации я был более счастлив. Хотя, может, это только так кажется. Я еще не совсем осознал, что произошло. Слишком уж быстро развивались события. Соревнования, награждение, допингконтроль, пресс-конференция... Не было ни секунды, чтобы остановиться, подумать, да просто порадоваться, наконец.

-История с вашей дисквалификацией читателям "СЭ" хорошо известна. Извините, что в столь радостный день вспоминаю о неприятном, но не могли бы вы рассказать вот о чем. Ваше "дело" было пересмотрено, поскольку был доказан чей-то злой умысел. Проще говоря, кто-то подсыпал вам запрещенный препарат - станозолол. Кто это был?

- Ситуация здесь очень личная, и много говорить на эту тему мне не хотелось бы... Спустя три месяца после прошлогоднего чемпионата мира в Китае, где я выиграл с большим преимуществом, международная федерация объявила, что в моей допингпробе найден станозолол и за это меня дисквалифицируют. Пожизненно. Причем результаты анализа просто фантастические. Выходило так, что я проглотил чуть ли не горсть таблеток за шесть дней до чемпионата мира! Я, понятно, стал прикидывать, как такое могло получиться. И догадался. У меня была девушка, но мы расстались. К несчастью, это сделала именно она... Нет, она совсем не хотела, чтобы меня так сурово наказали. Она думала, что перед соревнованиями мы пройдем допингконтроль и меня просто не включат в команду. А получилось все по-другому. Меня отлучили от тяжелой атлетики, от дела, которым я занимался профессионально. Рушилась вся жизнь. И я подал на нее в суд, требуя возмещения материального ущерба - 100 миллионов рублей. Суд признал мою правоту, вот только сумму снизил вдвое.

-Но международные спортивные федерации далеко не всегда следуют решениям гражданских судов - у них свои законы.

- Весной я поехал в Варшаву - там проходил конгресс Международной федерации тяжелой атлетики. Меня выслушали и сказали: "Представь нам человека, который это сделал". Я представил.

-Вы три месяца жили под этим страшным прессом...

- Я старался тренироваться, но не совсем понятно было - зачем. Я был уверен в своей правоте, но ведь мои доводы вполне могли и не принять во внимание. Вот я и не знал, что мне делать: то ли продолжать готовиться, то ли подыскивать новое занятие.

-После снятия дисквалификации вы, судя по всему, перекрыли тренировочную норму раз в десять.

- Узнал я об этом в Мценске на чемпионате России. Но выступил там не очень хорошо - занял второе место. Готов был не сильно. А сразу после чемпионата взялся за дело. Кураж пошел. Я еще в прошлом году на чемпионате мира хотел доказать, что могу выигрывать и без анаболиков. Ведь тогда как говорил и: "У русских взяли допингпробы за 40 дней до соревнований - посмотрим теперь, на что они способны". Я выиграл у второго призера 20 килограммов. И вдруг это сообщение...

- С тех пор, как 1 июня с вас сияли дисквалификацию, вас уже проверяли?

- Трижды! Последний раз - уже в Атланте 22 июля.

Тут я сделаю небольшое отступление. Борьба с допингом в тяжелой атлетике сейчас ведется суровая. Проверки следуют одна за другой - плановые, внезапные, когда угодно и где угодно. Один пример. Бронзовый призер Игр немец Оливер Карусо на вопрос, сколько раз в этом году его проверяли на допинг, засмеялся и достал небольшую книжечку.

- Это мой "паспорт допингконтроля", - объяснил он. - Сейчас посчитаю, сколько в нем отметок за этот год. Четырнадцать!

-Алексей, вы иногда хотя бы невольно сравниваете свои результаты с прежними мировыми рекордами, которые были до изменения весовых категорий?

- Редко. Тогда ведь все по-другому было - я имею в виду борьбу с допингом. Но, бывает, задумаешься: как они такие веса поднимали! Тут тренируешься, тренируешься - и даже близко к ним подойти не можешь.

-Вас тренирует отец...

- Да, и он сейчас здесь, в Атланте. Отец привел меня в штангу, когда мне было шесть лет. Но поначалу берег, не с лишком нагружал. Я все больше в других турнирах выступал. Мама у меня легкой атлетикой занималась. Вот мы и участвовали в соревнованиях "Мама, папа и я - спортивная семья". Однажды даже заняли третье место на чемпионате Союза в Ереване.

-Но потом вы выросли и, насколько я знаю, продолжаете расти.

- Да, вес рвется вверх. И я уже чувствую, что достиг в этой категории предела. У меня такое уже бывало. Выступал я в категории 67 кг. И сгонял, бывало, по шесть килограммов! А результаты вверх не шли. Но стоило только перейти в следующую категорию, как тут же прибавил в толчке больше 20 килограммов.

-Так вы когда-нибудь и до супертяжелой категории доберетесь...

- Ну это нет, рост не позволяет.

-И последний вопрос, который вы, если хотите, можете оставить без ответа. История с дисквалификацией могла у вас до конца жизни отбить охоту общаться с девушками. Или в этом плане сейчас уже все нормально?

- Нормально! Ждет меня в Волгограде девушка. Когда была возможность, звонила каждый день. Сейчас некуда звонить.

-Но вы ведь и сами можете...

- Не знаю почему, но не хочу. Может быть, тогда и встреча еще радостнее получится.

-Подарками уже запаслись?

- Нет еще. Вот сейчас пойду по городу, поищу что-нибудь. Только что мы, мужчины, кроме духов, придумать можем?..

С собственным весом Петрову, конечно, спорить трудно, но уже следующий день заставил несколько усомниться в целесообразности его перехода в более тяжелую категорию. Слишком уж невероятным кажется то, что сделал в ней Кахи Кахиашвилис, олимпийский чемпион Барселоны в составе Объединенной команды, ныне защищающий цвета Греции. Во втором подходе в толчке он поднял 225 кг и спокойно дождался, пока Анатолий Храпатый, в Атланте выступающий под флагом Казахстана, отступит перед штангой весом в 227,5 кг, после чего некоторое время принимал поздравления со второй золотой олимпийской медалью.

Честно говоря, я поначалу не поверил своим глазам: Кахи попросил установить на штангу 235 кг. Вес просто немыслимый! Достаточно сказать, что он на семь (!) кг больше мирового рекорда Храпатого. И Кахи поднял эту груду железа, установив еще и рекорд мира в сумме - 420 кг.

Конечно, Петров сейчас не готов к такому результату в толчке. Но не надо забывать, что даже в Атланте он поднял в рывке на 2,5 кг больше Кахиашвилиса, который остановился на 185.

26 июля. 83 кг. 1. Пиррос ДИМАС (Греция) - 392,5 кг - мировой рекорд (180,0 - мировой рекорд + 212,5). 2. Марк Хустер (Германия) - 382,5 (170,0+212,5). 3. Анджей Кофалик (Польша) - 372,5 (170,0+202,5). 4. Кирил Кунев (Австралия) - 370,0 (170,0+200,0). 5. Вадим Вакарчук (Молдавия) - 367,5 (165,0+202,5). 6. Сврго Шакоян (Армения) - 366,0 (170,0+195,0)... 9. Бидзина Микиашвили (Грузия) - 360,0 (160,0+200,0). 10. Ришат Мансуров (Казахстан) - 337,5 (155,0+182,5). 11. Тофик Гейдаров (Азербайджан) - 330,0 (150,0+180,0)... 15. Дайнис Зилитис (Латвия) - 312,5 (145,0+167,5). Не классифицированы Куаниш Римкулов (Казахстан) и Александр Блыщик (Украина).

27 мюля. 91 кг. 1. Алексей ПЕТРОВ (Россия) - 402.5 (187,5 - мировой рекорд + 215,0). 2. Леонидас Кокас (Греция) - 390,0 (175,0+215,0). 3. Оливер Карусо (Германия) - 390,0 (175,0+215,0). 4. Санай Балат (Турция) - 390,0 (177,5+212,5). 5. Игорь Алексеев (Россия) - 387,5 (182,5+205.0). 6. Карлос Алексис Эрнандес (Куба) - 382,5 (175,0+207,5). 7. Олег Чумак (Украина) - 380.0 (167,5+212,5)... 13. Александр Каралетян (Армения) - 367,5 (167,5+200,0)... 15. Владимир Хлуд (Белоруссия) - 360,0 (165,0+195,0)... 17. Виктор Беяицкий (Белоруссия) - 357,5 (167,0+190,0). 18. Андрей Макаров (Казахстан) - 355,0 (165,0+190,0)... 23. Рамунас Вишняускас (Литва) - 315,0 (140,0+175,0).

28 июля. 99 кг. 1. Акакид КАХИАШВИЛИС (Греция) - 420,0 кг - мировой рекорд (185,0 - мировой рекорд + 235,0). 2. Анатолий Хралатый (Казахстан) - 410.0 (187,5+222,5) 3. Денис Готфрид (Украина) - 402.5 (187,5+215,0). 4. Станислав Рыбалченко (Украина) - 395.0 (182,5+212,5). 5. Вячеслав Рубин (Россия) - 390,0 (175,0+215,0). 6. Дмитрий Смирнов (Россия) - 390,0 (175,0+215,0)... 8. Агван Григорян (Армения) - 380.0 (175,0+205,0). 9. Олег Ширицо (Белоруссия) - 380,0 (172,5+207,5)... 13. Александр Уринов (Узбекистан) - 365,0 (172,5+192,5)... 17. Михаил Виходет (Молдавия) - 347.5 (162,5+185,0)... 20. Иварс Здановскис (Латвия) - 337,5 (150,0+187,5). Не классифицирован Сергей Копытов (Казахстан).