Газета Спорт-Экспресс от 1 августа 1996 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 1 августа 1996 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

Atlanta 1996

БАСКЕТБОЛ

DREAM TEAM: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ

Евгений РУБИН

из Нью-Йорка

Прозвище - Dream Team, "Команда-Мечта" - сборной США по баскетболу, родившейся на Олимпиаде в Барселоне, за 4 года прочно вошло в спортивный лексикон, превратилось чуть ли не в официальное название этой команды и стало именем почти нарицательным. До Атланты правомерность участия в Олимпиаде сборной, составленной из лучших баскетболистов планеты, команды, обыграть которую никто даже и помышлять не может, под сомнение не ставилось.

Между тем по отношению к ней уместна едкая шутка нашего знаменитого хоккейного тренера Николая Эпштейна, популярная в 60-е и 70-е годы. Он предложил отдать раз и навсегда золотую медаль чемпиона СССР команде ЦСКА, которая призывала под свои знамена всех сильнейших игроков страны, а остальным разыгрывать серебряные. После появления на олимпийской арене "Команды-Мечты" впору учреждать дополнительные призы - скажем, для сборной, проигравшей американцам с наименьшей разницей очков.

Ситуация в связи с рождением Dream Team возникла для спорта не просто нетипичная, но, я бы сказал, небывалая. Заканчивается игра, и противники американцев, озабочены не столько своим поражением, сколько тем, чтобы не упустить шанс сфотографироваться в момент рукопожатия с кем-то из великих баскетбольного мира, а еще бы лучше с ним в обнимку. Даже судьи, в чей адрес, пока шел матч, эти великие, недовольные их свистками, не раз бросали злые взгляды, а то и оскорбительные реплики, спешат к ним за автографами.

Популярность сборной баскетболистов США велика. На ее матчи не достать было билетов и в Барселоне, а тем более теперь, в Атланте, где она выступает перед соотечественниками. Заиграли хорошо баскетболистки, и команде отпускается комплимент - Dream Team. Победила на командном турнире гимнасток сборная США, и тоже, словно генеральскую звезду на погоны, получила этот титул.

Позже эти ярлыки с них спадут и приклеятся к другим, таким же временным фаворитам. А главной Dream Team наименование присвоено пожизненно: наивно было бы предположить, что пока она есть, кто-то иной будет первым. Так же наивно, как попытка создать в другой стране баскетбольную цирковую труппу "Гарлем Глобтроттерс" наподобие американской.

Как и следовало ожидать, в Атланте "Команда-Мечта" идет от победы к победе, круша всех, кого поставил жребий на ее пути. Зал с трибунами на 30 тысяч мест ликует - американцы вообще страстно, с детской даже непосредственностью, болеют за своих.

И все же нимб над Dream Team начал несколько блекнуть. Журналисты газеты "Нью-Йорк Пост" опросили наугад несколько телезрителей Олимпиады. Отвечают они по-разному. "Это - как смотреть игру "Олл Старз", - так высказался, например, некий владелец агентства путешествий. - Разве может надоесть зрелище матчей "Гарлем Глобтроттерс"?" А вот другой поклонник баскетбола, банкир, считает, что, если взглянуть на вещи трезвым взглядом, сразу становится скучно. "Величайшее впечатление произвела на меня победа сборной США по хоккею на Играх 1980 года, - сопоставляет он две команды. - Dream Team подобных эмоций вызвать не способна. Ну, может быть, у тех, кто болеет за ее противников".

И этот банкир не одинок. "Во втором тайме матча наших с Аргентиной, - говорит еще один опрошенный, - я просто выключил телевизор: победитель был известен заранее. Если мы не вернемся к прежнему и не станем посылать на Олимпиады студенческие команды, это у бьет баскетбольный турнир".

Это - взгляд с трибуны. А вот - изнутри, с площадки. Говорит Дино Раджа - ведущий игрок клуба НБА "Бостон Селтикс" и член олимпийской сборной Хорватии:

"Они - такие же люди, как мы. И имеют такое же право быть здесь. Но из-за их присутствия турнир теряет часть своей привлекательности. Матчи с их участием просто неинтересны. По-моему, наша игра с Литвой была куда более волнующей, чем все игры Dream Team, которые уже были и еще будут. И я уверен, вы никогда не увидите, чтобы кто-нибудь из них заплакал от радости после победы".

Раджа огорчен тем, что большинство публики предпочитает любоваться баскетбольными звездами, а не состязанием баскетболистов. Оттого Dream Team находится в неравном положении с остальными - народ ломится на ее матчи и поэтому лишь она постоянно играет в зале на 30 тысяч мест.

То, что в рассуждениях и анонимных поклонников баскетбола, и знаменитого баскетбольного профессионала есть здравый смысл, то, что высказанная каждым из них точка зрения имеет право на жизнь, кажется бесспорным. И если так думают они, то наверняка их мнение разделяют многие тысячи людей. В том числе и те, в чьих руках находятся судьбы олимпийского движения.

А вдруг таких большинство? Тогда возьмут да проголосуют против всей этой затеи с "Командой-Мечтой". И закончит она свое недолгое существование.

Однако это только так кажется, что рождение Dream Team - следствие чьей-то выдумки и не более того. На самом деле "Команда-Мечта" вызрела на ниве олимпийского движения. Она не отклонение от принципов современного - именно современного - олимпизма, а наиболее яркое и наглядное их воплощение. Семена в землю брошены почти полвека назад, в 1952 году, когда дебютант Игр СССР послал в Хельсинки отряд подпольно оплачиваемых - и по советским меркам хорошо оплачиваемых - атлетов, чтобы с помощью их побед показать миру преимущества своего общества над западным вообще и американским в частности. С того и пошло.

За всеми высказанными аргументами тех, кого смущает появление "Команды-Мечты", стоит невысказанный: "Да в ней же самые богатые профессионалы мира, игроки, зарабатывающие баскетболом миллионы и миллионы. А соревнуются они на Играх с Анголой, где эта игра зиждется на энтузиазме самих играющих".

Верно, заработки Шакила О'Нила, Дэвида Робинсона и их партнеров поражают воображение. Но вот в американской газете "Ньюсдей" я нашел такую выкладку:

"В Кении средний годовой доход на душу населения - 292 доллара. Мозес Киптануи, один из лучших в мире мастеров стипльчеза, получает за выступление на приличном турнире до 50 тысяч долларов. Значит, будучи жителем США, где средний годовой доход на душу населения неизмеримо выше кенийского, олимпиец Киптануи должен был бы брать за участие 3 миллиона долларов".

Так кто же получает за свой труд больше в относительных величинах - звезда из Кении или из США? Пожалуй, обоих заткнет за пояс зарабатывающий полмиллиона в год олимпиец Хайле Гебреселассие - стайер из Эфиопии, одной из беднейших стран мира.

Миллионеры - легальные, не подпольные - есть едва ли не в каждой олимпийской сборной. В украинской - прыгун с шестом Сергей Бубка, в турецкой - штангист Наим Сулейманоглу, в алжирской бегун Нуреддин Морсели... Я называю страны не из крупнейших. Что же говорить о таких, как США, Россия, Китай?

Мастер настольного тенниса из Швеции Ян-Уве Вальднер зарабатывает за год своей ракеткой полмиллиона долларов, гандболист из Франции Джаксон Ричардсон - столько же. Что же тогда говорить о теннисистах, баскетболистах, пловцах, чьи выступления приносят крупные доходы устроителям турниров?

Такова теперь олимпийская жизнь - на нее распространяются законы рынка: каждый атлет зарабатывает столько, сколько готов заплатить за его спортивный труд работодатель. Так не вводить же для участников Игр имущественный ценз, предел, ограничивающий право атлета быть олимпийцем. А запретить выступать одним богачам и разрешить другим только на том основании, что эти первые лучше, было бы совсем уж нелепо.

Потому-то и нежизненны при всей своей внешней логичности голоса тех, кто доказывает целесообразность отказа от услуг игроков нынешней сборной США по баскетболу и возвращения к прежнему принципу - приглашать в национальную команду только студентов.

Нет, обратный путь олимпийскому спорту заказан, тропинка назад быльем поросла. Хорошо это или плохо - другой вопрос.

Евгений РУБИН
- собственный корреспондент "СЭ" по Северной Америке