ФУТБОЛ |
Роберто ДОНАДОНИ
ДЛЯ МЕНЯ ФУТБОЛ В США - БУДТО СОБСТВЕННЫЙ РЕБЕНОК
Игорь РАБИНЕР |
из Сан-Хосе |
Как-то даже и не верилось, что вот он стоит передо мной - человек, который стал первым легионером в истории сборной Италии. Всего-то месяц назад я только и мог, что наслаждаться его игрой, сидя перед широченным экраном пивного бара "Британская Армия" - здесь, в Штатах, предварительный этап чемпионата Европы был доступен только обладателям спутниковых антенн. И каждый день собирались в том баре десятки футбольных болельщиков со всего Старого Света - из Германии и Турции, Хорватии и Италии, Англии и России. Этакий маленький европейский футбольный островок в океане обыденного, но от того не менее досадного американского равнодушия к спортивному событию года. Но когда с мячом оказывался Роберто Донадони, все присутствующие, выходцами из каких бы стран они ни были, объединялись - вот он, наш полпред на Евро-96! Приятно было осознавать, что младенец, именуемый чемпионатом MLS, не остался в стороне от европейского первенства. И хотя итальянцы не вышли из группы, сам Донадони не подкачал - он был таким же мудрым и техничным, каким мы знали его прежде.
А теперь он вошел в холл гостиницы "Красный Лев", что около аэропорта калифорнийского города Сан-Хосе. Вошел вместе с партнерами после тренировки на "Спартан Стэдиум". С каким усердием тренировался человек, вроде бы только что приехавший с другой, более высокоразвитой футбольной планеты - Италии, "Милана", - можно было судить по его футболке.
От интервью Донадони не уклонился, но заметил, что его английский пока не позволяет ему общаться с журналистами самостоятельно. Для перевода был нанят (бесплатно) его партнер по "Нью-Йорк/Нью-Джерси Метростарз", двукратный чемпион Италии, обладатель Кубка чемпионов 1985 года в составе "Ювентуса" Никола Карикола.
- Из России, говорите? Знайте, вам повезло - до чемпионата Европы я мог бы и не захотеть с вами разговаривать. Слишком сильно ваша сборная нам в свое время насолила. В 88-м на чемпионате Европы в полуфинале таким прессингом нас прихватила - до сих пор с ужасом вспоминаю. А в 92-м вы нас вообще не выпустили из отборочного турнира. Думаете, мы не помнили обо всем этом, когда выходили против России в Англии? Как бы не так. Может, из-за этого настроя в итоге и выиграли? Ведь, на мой взгляд, команда у русских была совсем неплохая - во всяком случае, по первому тайму.
-Ваша сборная тем не менее разделила участь нашей. Естественно, все шишки достались Арриго Сакки, который сам перед чемпионатом пророчил, что его или будут целовать в лысину, или размажут по ней помидоры. Ваше мнение о его кадровых экспериментах?
- Я - футболист. Мое дело - выходить на поле и играть. Я не из тех, кто сует нос в тренерскую кухню и публично обсуждает решение руководства. А что касается Сакки, то я, несмотря ни на что, считаю его великим тренером. Возможно, мое отношение к нему просто не может быть беспристрастным - он слишком многое сделал для моего футбольного становления, когда я в 86-м перешел в "Милан" из "Аталанты". И уверен, что многие повторят за мной, что этот человек дал огромный толчок в их мастерстве. Я видел, как самозабвенно и он, и игроки готовились к чемпионату Европы. Но это футбол, в котором часто бывает, что результат не отражает той работы, которую провела команда.
-А сами вы ожидали, что окажетесь на чемпионате? Особенно после того, как в феврале подписали контракт с MLS?
- Даже зная о том, что этот сезон для меня в Италии - последний, я не доигрывал его, а играл как обычно. Видимо, этого оказалось достаточно, чтобы Сакки вернул меня в сборную. Не могу сказать, что очень волновался, ведь у меня за плечами уже было 60 игр за Скуадру адзурру, но подъем испытывал.
-У Сакки по Евро-96 могут быть претензии ко многим, но вряд ли к вам...
- Из-за душевного подъема, о котором уже говорил, я на каждую игру в Англии выходил, как на первые матчи в составе сборной 10 лет назад. Тогда, в 86-м, я был 23-летним парнем, только что приехавшим в Милан из Бергамо, где я родился и все эти годы жил. Мне надо было утверждаться в составе сборной, и я на каждую игру настраивался, как на финал чемпионата мира. Помню, что уже во втором своем матче, отборочном против Швейцарии, забил. Такой же настрой был и сейчас. Я понимал, что, наверное, это был мой последний шанс реализовать мечту - выиграть чемпионат мира или Европы. В 90-м, у себя дома, мы в полуфинале проиграли Аргентине. В 94-м в финале - Бразилии. Но и в Англии, увы, выиграть мне было не суждено.
-Вы не надеетесь в будущем продолжить выступления за национальную сборную?
- Это зависит от тренера. Я не объявлял об окончании выступлений за сборную. Захотят вызывать меня с другого континента, с радостью приеду. А на нет и суда не будет.
-Созваниваетесь ли вы с кем-нибудь из "Милана"?
- Я 10 лет играл в "Милане", 10 - в сборной, и естественно, что там осталось много близких мне людей. Но все эти годы я провел рядом с Франко Барези. Он - мой лучший друг. С ним общаюсь и отсюда.
-Почему вы решили отправиться именно в США?
- Понимаете, все другие лиги уже давно существуют. Прийти туда - значит, прийти на готовое. Это неинтересно и никакого импульса мне не даст. А вот непосредственно участвовать в рождении и развитии чего-то совершенно нового - это абсолютно непередаваемое ощущение. Ты чувствуешь то же, что испытываешь при рождении и воспитании твоего собственного ребенка. Поэтому я и решил поехать в США.
-Но в деньгах-то наверняка потеряли?
- Только не говорите о деньгах! Я столько лет профессионально играл в футбол в Италии, что имею возможность не подсчитывать каждую лиру. Деньги в этой ситуации не имели никакого значения. Если бы я гнался за деньгами, то вполне мог бы остаться в "Милане", из которого меня, кстати, никто не собирался выставлять. Но мне 33 года, и я решил, что самое время испытать в жизни что-то новое. Когда многие годы играешь в одной стране и в одной команде, ощущение радости от футбола несколько притупляется. А здесь - новая жизнь, новый опыт. Я очень рад этому повороту.
-Многие ваши соотечественники нынче подались в Англию: Виалли, Раванелли, Ди Маттео... Вам туда не хотелось?
- Не видел для себя никакого смысла ехать в другую европейскую страну. Повторюсь: вполне мог остаться в "Милане". Если уж что-то менять, то радикально.
-Уровень футбола здесь не разочаровал?
- Я не наивный мечтатель и не пытался представить, что в первый год существования лиги в ней будут играть сплошные Марадоны и Джанни Риверы - последний, кстати, всегда был моим кумиром. Но я здесь как раз для того, чтобы здешний футбол развивался. При этом могу сказать, что играть в одной команде с Меолой, Рамосом, Кариколой, Саварезе - очень и очень приятно.
-Что может стать залогом успеха новой лиги?
- Нужны звезды, лидеры. Очень хорошо, что приглашаются известные игроки из Европы и Южной Америки, которые ведут за собой остальных. И еще лучше, что они поровну распределяются между всеми клубами - именно в острой конкуренции футбол в лиге может успешно развиваться.
-Кто-нибудь из Италии и конкретно из "Милана" подумывает о том, чтобы последовать вашему примеру?
- В ближайшие годы хочет играть здесь, причем конкретно в "Метростарз", Джордж Веа. Но пока лига не настолько богата, чтобы выкупить его из "Милана".
-Чем вас прельстил именно Нью-Йорк?
- В 94-м году сборная Италии базировалась там, играла на "Джайнтс Стэдиум", и мне очень понравилась атмосфера на наших матчах. Я увидел, сколько здесь живет итальянцев и как они за нас болеют. Впервые желание поиграть в Америке зародилось именно тогда. А потом оказалось, что генеральный менеджер "Метростарз" Чарли Стиллитано находится в хороших отношениях с кем-то из руководителей "Милана". Он приехал на переговоры в Италию, и в начале февраля контракт был подписан.
-Жилье купили или снимаете?
- Снимаю дом в западном Нью-Джерси. Место вроде бы тихое, но все равно от многочисленных друзей-итальянцев нет отбоя - в рестораны приглашают очень часто. Приходится искать благовидные предлоги для отказов - иначе обидятся.
-Как у вас с английским?
- Учу потихоньку. Интервью пока по-английски дать не могу, но с ребятами уже кое-как говорю. Когда погружаешься в среду, такая учеба идет довольно легко. Тем более что я не чувствую себя одиноко, у меня в общении с ребятами-американцами есть своеобразный буфер.
-Что вы имеете в виду?
- "Метростарз" - полуитальянская команда. Генеральный менеджер - итальянец. Очень помогает Никола Карикола, который больше времени живет в Америке и уже прилично знает язык. Тони Меола по происхождению итальянец, и мы с ним говорим на нашем родном языке, как и с нападающим из Венесуэлы Джованни Саварезе. У нас здесь маленькая Италия!
-Приехали с семьей?
- С невестой Кристиной. От первого брака у меня есть сын Андрея, которому 7 лет, и он тоже будет здесь. Но несколько позже.
-Еще до чемпионата Европы вы участвовали в двух матчах за "Метростарз". Когда уезжали обратно в Италию, не было мысли больше в Америку не возвращаться?
- Ни в коем случае. Во-первых, я подписал контракт и взял на себя обязательства, нарушать которые - не в моих правилах. А кроме того, меня совершенно потрясла атмосфера первого матча, в котором я участвовал. Мы шли тогда на последнем месте и принимали лидера конференции - "Тампу". В середине второго тайма проигрывали - 0:3, но ни один из почти 40 тысяч зрителей не ушел со стадиона. Поддержка была потрясающая, мы завелись, и в оставшееся время сравняли счет и выиграли по буллитам.
-В тот день вы не стали исполнять буллит, а в следующем туре попробовали - и неудачно. Как вы относитесь к этому эксперименту?
- Вполне благосклонно. Это очень зрелищная и увлекательная идея, и она по крайней мере в тысячу раз лучше, чем пенальти.
-На сколько лет подписан ваш контакт с "Метростарз" и как долго вы планируете играть в Америке?
- Нынешний контракт рассчитан на два года, но если я буду получать удовольствие от игры, то могу выступать здесь и пять, и даже десять лет. Однозначно могу сказать, что здесь я закончу свою игровую карьеру. Но когда это произойдет, понятия не имею.
-А чем собираетесь заниматься, когда закончите с футболом?
- И на этот вопрос сейчас не отвечу. Я даже представить себе не могу, что это когда-нибудь произойдет...
После этих слов Донадони дал понять, что интервью закончено, и стремительно отправился в свой гостиничный номер принимать душ - ему было куда торопиться, поскольку в ресторане уже был накрыт стол для ужина. А я поинтересовался мнением о Донадони главного тренера "Метростарз" португальца Карлуша Кейруша, несколько лет назад приведшего юниорскую сборную Португалии к победе на чемпионате мира. "Об уровне игры Донадони говорить излишне - вы и сами его прекрасно знаете, - сказал Кейруш. - А о его поведении в команде могу сказать, что он - исключительный профессионал. Роберто служит примером для остальных не только в играх, но и на тренировках, где работает чуть ли не больше всех. И никогда я от него не слышал недовольства тренерскими решениями, что иные звезды себе часто позволяют. Единственная проблема, связанная с Донадони, заключалась в его частых отлучках в сборную, но чемпионат Европы закончился, и теперь он постоянно здесь. Хотя в принципе я бы даже хотел, чтобы Роберто продолжил свои выступления за национальную команду, потому что это поможет ему сохранить амбиции и тот уровень игры, который он демонстрирует сейчас".
А вот что сказал мне об итальянской суперзвезде директор по связям с общественностью "Метростарз" Джефф Брэдли: "Я очень жалею, что в силу языкового барьера пока не могу познакомиться с Донадони поближе. Как человек он мне чрезвычайно импонирует. Настоящий работяга, он ни разу за все время не выговорил партнеру за неточный пас или неправильное решение. Поразительно - у такого мастера, который по идее, мог бы быть очень требовательным к одноклубникам, на поле никогда не меняется выражение лица. Роберто - очень спокойный, уравновешенный человек, который доказывает свой класс делом, а не криком. Такие люди очень нужны лиге, ведь как только стало известно о приобретении Донадони, за неделю было продано 10 тысяч сезонных абонементов на игры "Метростарз". А сам Роберто поразил меня неравнодушным отношением к судьбе новой для него команды. Во время чемпионата Европы он перед каждым нашим матчем звонил Чарли Стиллитано, подолгу расспрашивал о делах команды и желал ей успеха. Для меня очевидно, что он приехал сюда не для того, чтобы на старости лет подзаработать - тем более что пока в MLS особо не разбогатеешь. Тому же Веа в Италии платят столько, сколько получают пять команд нашей лиги, вместе взятых. А Донадони приехал в США, чтобы помочь становлению профессионального футбола в нашей стране. И огромное спасибо ему за это".