ФУТБОЛ |
Вадим ЕВТУШЕНКО
ПОД РУЧКУ С ПРОШЛЫМ И НАСТОЯЩИМ
На пресс-конференции после матча Швеция - Белоруссия он сидел возле главных тренеров обеих команд - Сергея Боровского и Томми Свенссона. С первым в 80-х он играл в советской сборной, со вторым в 90-х вместе ходит на стокгольмский стадион "Расунда" - семь лет, прожитых в Швеции, не изменили футбольных привычек бывшего форварда киевского "Динамо" Вадима Евтушенко.
Отыграв свое, в прошлом году Евтушенко закончил карьеру футболиста и нынче пробует силы в роли тренера. Пока - в четвертой лиге шведского чемпионата, в столичном клубе "Реймесшольм".
-Откровенно говоря, Вадим, четвертая лига - это не впечатляет.
- Шведы в некотором смысле немножко националисты. Успехи тех иностранцев, которые играют в их чемпионате, всегда пытались принизить. Так же и в тренерском деле. Хотя, с другой стороны, вполне естественно, что они хотят посмотреть, на что я способен в новом для себя амплуа. Система подготовки тренеров здесь такова: пройдя два курса занятий, необходимо год отработать в команде. Это то, чем я сейчас занимаюсь. Потом смогу пройти третий курс. Четвертый - самый высокий. Теперь, когда Швеция стала членом ЕЭС, нам обещают после учебы выдать тренерскую лицензию, с которой можно будет работать в любой стране мира. Но я так далеко не заглядываю. Пока работаю с любителями в четвертой лиге - в свободное от основной работы время.
-Основная - это какая?
- Я работаю в филиале японской туристической фирмы. Она возит туристов из Японии по всей Европе, в том числе и по Швеции. Чем занимаюсь конкретно? Автобус, экскурсии, проживание в отелях, питание - в общем, все виды услуг.
-Признаться, вначале я подумал, что вы возите в Швецию туристов из бывшего Союза.
- Русские туристы не ходят по музеям, их в большей степени занимает содержимое магазинов. Кроме того, здесь дорогие гостиницы, а у наших соотечественников денег... сами знаете...
-Ну это как сказать. Вы про "новых русских" ничего не слышали?
- Это люди, которые ездят на новых "Мерседесах" и разговаривают только по радиотелефону?
-Что-то в этом роде. Кстати, вы подходите под это понятие. На стоянке возле стадиона стоит ваш "Вольво 940', а во внутреннем кармане вашего пиджака, простите, что-то гудит...
- (Он коротко разговаривает по радиотелефону). В Швеции очень развита мобильная связь, и здесь чуть ли не каждый расхаживает с подобным аппаратом. Что касается меня, то я им пользуюсь нечасто. Гораздо дешевле подойти к телефонной будке и позвонить оттуда. Что касается автомобиля, то в этой стране он не роскошь, а действительно лишь средство передвижения.
-А какие еще блага вы приобрели в стране Швеции?
- Еще у меня трехкомнатная квартира. Словом, стандартный набор среднего шведа. Страна интересная, а жизнь здесь тихая и размеренная. Работа у шведов есть, социальная защищенность - тоже. У них одна задача - покушать хорошо да летом съездить на море, а зимой - в горы. Я вот тоже стал перенимать их привычки - всей семьей собираемся отдыхать на Мальорке.
-А старые привычки остались?
- Наверное, нет. Сейчас я знаю, как вести себя в этой стране. Вначале, когда только приехал, было диковато видеть километровую очередь легковушек, а рядом - пустынную полосу для движения автобусов, на которую к тому же никто не выруливает. Привычек не осталось, но все равно мозг постоянно в напряжении, и до конца самим собой остаться не можешь.
-И только приходя домой, на кухне, плотно зажалюзив окна...
- Самим собой надо быть всегда, но есть вещи, которые связаны с национальным менталитетом, и не нам их менять. Шведам, например, нравится, как мы с женой ведем себя в их компании. Но, между нами говоря, шведская семейная пирушка - довольно скучное зрелище. Юмор у них довольно примитивный. Они с него от хохота валятся, а мы с женой только переглядываемся. Пытаешься рассказать наш анекдот - не понимают, в чем соль.
-И обуревает ностальгия?..
- У меня нет мысли остаться здесь на всю жизнь, и мы с женой с удовольствием бы уехали в Киев. Но там нет работы, а скитаться по Украине не хочется. К тому же с возрастом дети все больше и больше становятся шведами. Да и нравы здесь более чистые, аферистам не разгуляться.
-В футболе в том числе?
- Договорных игр здесь нет, если вы это имеете в виду. В Швеции полупрофессиональный футбол, а по большому счету - любительский. И дать кому-то деньги, чтобы вместо четвертого места занять третье, никому не придет в голову. К тому же клубы бедные, не хватает денег для покупки хороших игроков. А вот что касается судей, то о их квалификации можно поспорить. Слабоваты они - даже те, кто судит от Швеции игры чемпионатов Европы и мира.
-Знаете, я вам немножко завидую. Стоите на пороге шведского коммунизма с чистой совестью и мобильным телефоном в кармане, а ваши бывшие партнеры по "Динамо" читают нашу газету и думают: "Вадику всегда везло".
- Не думаю, что завидуют. Многие из них играли в куда более богатых клубах, чем я. А те, кто сейчас выступает за "Динамо", зарабатывают в Киеве больше, чем Евтушенко в Стокгольме. Но я, конечно, не нищий. Денег до зарплаты не считаю, живу в хорошей стране, не боюсь за детей, а это уже большой плюс. Хотя, безусловно, в тренерском плане хотелось бы прогрессировать, хотелось бы поработать с русскоязычной командой. Впрочем, я отдаю себе отчет и понимаю, что мечты мои утопичны. Становиться на биржу безработных тренеров на Украине или в России не очень-то прельщает.
-Вы можете по какому-нибудь тренерскому вопросу проконсультироваться с Валерием Лобановским?
- Теоретически позвонить ему в Кувейт я, конечно же, могу. Но практически... Мы с ним очень давно не виделись, и контактов - никаких. Но встретиться с Валерием Васильевичем хотелось бы. Как, впрочем, и с партнерами по "Динамо". Олег Блохин организовывал два матча, на которые вызывал наших. Воспоминаний осталось - море. Знаю, ваша газета недавно напечатала большой материал, посвященный десятилетию нашей победы в Кубке кубков. Мне в тот день, как вышел номер "СПОРТ-экспресса", позвонило несколько человек из Москвы. А знаете, ведь у меня второй тайм того матча с "Атлетико" на видеокассете записан. Когда совсем уже ностальгия забирает, ставлю кассету и смотрю. Правда, стараюсь делать это пореже. Берегу пленку. Дорогая память.
Сергей ЩУРКО