Газета Спорт-Экспресс от 29 октября 1996 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 29 октября 1996 | Фигурное катание

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

Звездный состав участников собрал первый из серии турниров сильнейших фигуристов-профессионалов, который прошел в столице штата Нью-Йорк

ПЕРВАЯ СЕРИЯ ШОУ Дика БАЙОНА ЗАСТАВИЛА ЖДАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЯ

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Олбани

Репетиции грандиозного спектакля фигуристов с сухим названием US PROFESSIONAL начались в крохотной столице штата Нью-Йорк за три дня до его начала. По рангу эти соревнования вполне можно было бы приравнять к чемпионату мира. Их главный организатор Дик Баттон впервые в этом году столкнулся с тем, что количество желающих выступить на его турнире выдающихся профи никак не вмещается в привычные рамки. Ведь раньше на свои чемпионаты легендарный в прошлом фигурист никогда не приглашал более пяти-шести одиночников и пар. И вот после недолгих раздумий всем претендентам на высший профессиональный титул предложили целую серию соревнований, а именно - US PROFESSIONAL, CANADA PROFESSIONAL и WORLD PROFESSIONAL, последний из которых - финальный - будет проведен под Вашингтоном в Лэндовере 14 декабря. Лишь победители американской и канадской серий получат стопроцентное право приехать в Лэндовер. Остальные же будут туда приглашены по усмотрению свыше.

Первую неприятность организаторам подкинул олимпийский чемпион Калгари-88 Брайан Бойтано. За две недели до старта в Олбани у него обострилась давняя травма тазобедренного сустава, о чем Брайан немедленно информировал Баттона и К?. Место Бойтано занял серебряный призер Игр в Альбервилле Пол Уайли, составив компанию олимпийскому чемпиону тех же Игр Виктору Петренко, четырехкратному чемпиону мира Курту Браунингу и чемпиону США Руди Галиндо, который перебрался в стан профи немедленно после того, как на чемпионате мира-96 неожиданно для всех, в том числе и для самого себя, завоевал бронзу.

Кстати, после Альбервилля так же скоропалительно из любительского спорта ушел и Уайли. Исчерпывающее объяснение причины подобных переходов дала двукратная олимпийская чемпионка Катарина Витт. "Сделать себе имя можно только в любителях, сказала она. - Однако ничто не способно столь быстро погубить репутацию, как чрезмерная задержка там или же необдуманное возвращение".

Кстати, возвращение самой Витт в любители накануне Игр в Лиллехаммере до сих пор вызывает в профессиональных кругах активные дискуссии. В многочисленных интервью фигуристка не раз подчеркивала, что считает его очень удачным и, соответственно, оправданным. С финансовой стороны - несомненно, так. Помню слова одной из "акул" ледового шоу-бизнеса Тома Коллинза: "На своем возвращении Витт сделала столько денег, что у меня, как у профессионала, это вызывает нескончаемую зависть". Однако, по мнению судей, а на эти роли на свои соревнования Баттон всегда приглашает выдающихся фигуристов прошлого, шестое место Витт в Лиллехаммере лишь подтвердило то, что время великой немки неумолимо уходит и недалек тот день, когда звать "Кармен" на соревнования сильнейших перестанет даже обожающий ее Баттон.

Однако чтобы согласиться с этим мнением или же опровергнуть его, надо было как минимум увидеть турнир с ее участием. Сравнивать в Олбани было с кем. Именно женский состав обещал стать наиболее интригующим: в числе участниц были заявлены сразу три олимпийские чемпионки в этом виде программы - Витт, обладательница золота-76 американка Дороти Хэмилл и ее соотечественница, чемпионка-92 Кристи Ямагучи, а также двукратная олимпийская чемпионка в парном катании Екатерина Гордеева.

ГОРДЕЕВА ОБЫГРЫВАЕТ ВИТТ

Почти год назад, когда во время тренировки в Лейк-Плэсиде от сердечного приступа прямо на льду умер муж и партнер Гордеевой Сергей Гриньков, Катя почти сразу приняла решение продолжать кататься. Вряд ли кто тогда мог предположить, что это катание станет одиночным. Но случилось именно так. Первое сольное выступление Гордеевой на профессиональном льду состоялось в середине сентября в Милуоки. Нельзя сказать, что оно было слишком удачным: Катя так нервничала, что сорвала все прыжки, которые решила включить в свою программу. Сразу после возвращения домой, в Симсбери, она даже сказала мне по телефону, что не считает нужным продолжать профессиональную спортивную карьеру и намерена ограничиться лишь незначительным числом показательных выступлений.

Гордеева была первой, кого я встретила, войдя на каток в Олбани. Такого напряжения в ее взгляде я не видела даже в Лиллехаммере, на Олимпийских играх. На просьбу об интервью Екатерина чуть заметно качнула головой: "Если можно, потом..." В этом состоянии закрученной до предела пружины она находилась все три предшествовавшие соревнованиям дня. На тренировках ладилось все.

- Я сама удивляюсь, насколько меняют Катю выступления, - говорила тренер Гордеевой Марина Зуева. - Иногда сама не решаюсь подойти к ней лишний раз. Она работает как проклятая, и я прекрасно вижу, насколько ей психологически тяжело привыкнуть к тому, что на льду она одна. Когда мы только начали работать над программой, то совершенно неожиданно столкнулись с тем, что Кате мешают собственные руки. В парном катании они у фигуристов постоянно заняты, а в одиночном с непривычки просто-напросто устают от непрерывного движения. Но самая большая проблема заключается в том, что Катя психологически привыкла быть первой. И самой лучшей. Так было, когда они с Сергеем выступали в любительском спорте, потом в профессиональном. Когда она начала готовить свою программу, ее очень поддерживали и Ямагучи, и Витт, но это отнюдь не значит, что на льду между ними возможны компромиссы.

Уже на тренировках становилось ясно, что Гордеевой отнюдь не уготовлена роль аутсайдера. Этим и привлекателен профессиональный спорт: просто участником нельзя было назвать даже Хэмилл, которой организаторы тактично не проставили в заявке год рождения. Прекрасно подобранная музыка и великолепное скольжение вполне могли вывести американку в число фаворитов. Лидером же заведомо считалась Ямагучи: перейдя в профессионалы, она сохранила не только былые скорость и сложность прыжков, но и привычку первой приходить на каток и последней его покидать. По мнению весьма компетентных наблюдателей, Баттону следовало бы платить Ямагучи тройные гонорары только за то, что своим примером она невольно заставила всех остальных работать на пределе сил и эмоций, что немедленно сказалось на уровне всех турниров с ее участием.

И все-таки главной сенсацией US PRO стала не победа американки, а серебро Гордеевой. Еще точнее - то, что она опередила блистательно откатавшуюся Витт.

Собственно говоря, этой фразой сказано почти все. Витт действительно была в ударе. В решающей - произвольной - программе она не сделала ни единой технической ошибки. Что же касается артистизма, то достаточно вспомнить, что еще пять лет назад за роль в телевизионном спектакле "Кармен" фигуристка получила одну из наиболее престижных в Америке наград - приз "Эмми". За артистизм по 10-балльной системе судейства немке практически единогласно выставили 9,8. У Гордеевой было три "десятки", остальные - 9,9.

БАБИЛОНИЯ С ГАРДНЕРОМ 16 ЛЕТ СПУСТЯ

Из завершившейся 16 лет назад беспроигрышной серии выступлений в парном катании Ирины Родниной и Александра Зайцева мне больше всего запомнилась их последняя Олимпиада в Лейк-Плэсиде. Не сами соревнования, а последняя разминка, на которой телекамера то и дело выхватывала фаворитов - чемпионов мира-79 американцев Тай Бабилонию и Рэнди Гарднера, приехавших на Игры за золотом. Добыть золото у них не получилось. Был неудачный прыжок Гарднера, который, словно клип, американское телевидение гоняло на протяжении всех соревнований: падение - и хромающий фигурист покидает лед в сопровождении плачущей темнокожей девчушки.

В Олбани Бабилония и Гарднер готовились отметить 29-ю годовщину совместных выступлений. Это не укладывалось в голове, но тем не менее было фактом. И прекрасной иллюстрацией сути падкого до сенсаций мира профи. Сенсацией было само появление экс-чемпионов мира на льду: после того как в начале 80-х фигуристы довольно успешно выступали в разного рода шоу, большей частью - в популярном ICE CAPADES, Бабилония незаметно пристрастилась к наркотикам, была на грани самоубийства, затем попала в клинику, откуда ее вытащил на лед экс-партнер. Возвращение началось со съемок в учебном фильме "Как правильно кататься на коньках", затем - участие в нескольких театральных постановках.

В 1991-м Тай познакомилась с голливудским инженером звукозаписи Кэри Батлером, скоро вышла за него замуж и год назад родила сына Скаута. Говорили, что до этого она, по примеру Майкла Джексона, сделала несколько пластических операций. Слухи особенно не подтверждались, но в Олбани в слегка потрепанной жизнью, но явно белокожей фигуристке нельзя было разглядеть даже намека на ее негритянское происхождение. Разве что бросались в глаза чересчур вьющиеся кудри. Естественно, похвастать набором прыжков Тай и Рэнди не могли и в итоге оказались четвертыми из четырех выступавших пар. Но в расстановке по произвольной программе, где приоритет отдавался оценке за артистизм, ветераны едва не опередили чемпионов мира-95 Радку Коваржикову и Рене Новотны, то есть чуть было не взяли своеобразный реванш за Лейк-Плэсид-80 у тренера чешской пары трехкратной олимпийской чемпионки Ирины Родниной. А главная награда досталась Елене Бечке и Денису Петрову, которые были вне всякой конкуренции.

Параллель с турниром одиночниц напрашивалась сама собой: уйдя из любительского спорта после Игр в Альбервилле, где Елена и Денис заняли второе вслед за Натальей Мишкутенок и Артуром Дмитриевым место, питерцы сохранили все былые качества, несмотря на то, что остались в Америке без тренера. Уехать в Санкт-Петербург к Тамаре Москвиной не позволял график гастролей, тренера же удерживала работа с оставшимися в любителях олимпийскими чемпионами.

Предыдущий сезон для Бечке и Петрова осложнился еще и личными проблемами: их брак распался, и хотя фигуристы продолжали выступать вместе, те, кто видел их выступления, говорили, что разрыв заметно сказался на качестве катания. Я же услышала в Олбани слова олимпийской чемпионки Пегги Флемминг: "У профессионалов редко бывают нормальные семьи..."

ТАКОЙ ПРИТЯГАТЕЛЬНЫЙ ЦИРК

"Я - исключение", - довольно категорично сказала мне Флемминг, когда я завела разговор о судьбах фигуристов в мире профи. Не согласиться было трудно. Великая Пегги стала первой, кому был предложен персональный контракт не только на льду, но и в сфере телевизионного бизнеса. Незатейливый набор - семья, дети, престижная профессия - для большинства бывших и не очень бывших звезд остается пределом мечтаний. Понимание того, что две первые составляющие в этом наборе - главное, как правило, приходит слишком поздно.

- У нас не было таких гонораров, - говорила Пегги. - Сейчас же за единственный выход перед публикой во время гастролей фигуристам платят тысячи. Поэтому очень трудно остановиться и задуматься о том, что будет дальше. Партнеры почти всегда вступают в брак - это неизбежно, когда большую часть времени проводишь вместе, очень часто разводятся, но чудовищные деньги не позволяют прекратить совместные выступления. Тем, кто катается в одиночку, те же деньги не дают задуматься о собственной семье. Катарина Витт - одна из самых богатых фигуристок мира - в свои 30 лет одна. Хэмилл - тоже, хотя именно она, после того как лет десять назад была удостоена "Эмми" за телевизионную роль Джульетты, считалась первой невестой Америки. Сейчас у нее есть все, что можно купить за деньги. Но счастье-то не купишь...

Можно не согласиться с Флемминг. Примеры счастливых семейных пар в профи тоже не редкость. Олимпийские чемпионы Альбервилля Марина Климова и Сергей Пономаренко. Чемпион Игр-84 Кристофер Дин и чемпионка мира Джилл Тренари. Замужем и, судя по всему, удачно, постоянная партнерша Дина Джейн Торвилл. Но никто из них не может пока себе позволить обзавестись ребенком. Покинуть профессиональный лед не так просто. Климова, более десяти лет выступающая в ежегодных турах Коллинза, как-то обмолвилась: "От него нельзя уйти. Как только задумываешься об этом, Коллинз увеличивает гонорар, и все продолжается по новой..."

"Профессиональный спорт - это цирк, - говорила в Олбани Катарина Витт. - Меняются только арены. Каждый раз накануне выступления я думаю, что оно будет последним. И каждый раз, когда я вижу, что все еще способна "держать" зал, я понимаю, что не смогу уйти. А может быть, это лед держит меня..."

КТО СКАЗАЛ, ЧТО ПРОФИ НЕ ПАДАЮТ?

"Запоминается последнее", - говаривал Штирлиц. Последними в Олбани были выступления мужчин, венчавшие более чем четырехчасовую программу вечера. И в первом - техническом - отделении турнира, и в финальном на трибуны вокруг служебного выхода выбирались, не снимая коньков, все без исключения участники. Согласитесь, такое говорит о многом.

Распространенное мнение, что профи не падают или падают, но редко, в технической программе опровергали все кому не лень: на две ноги после акселя приземлился Виктор Петренко, и каскад "три плюс два" был безнадежно погублен, в том же тройном акселе сел на лед дебютант профессиональных соревнований Галиндо, а следом - точно так же - и Браунинг. Правда, падение не помешало четырехкратному чемпиону мира возглавить гонку после технической части соревнований. В произвольной же программе все без исключения спортсмены, видимо, размявшись на падениях, стояли на ногах более чем твердо. В этой ситуации судьи поступили в лучших традициях фигурного катания: не в силах, видимо, отдать предпочтение кому-то одному, они расставили участников в полном соответствии с результатами "техники", хотя Петренко был ничуть не хуже Браунинга, а по сложности и исполнению заметно превосходил Уайли. Но это - мое мнение. В конце концов, описывая состязания в крайне субъективном виде спорта, я вполне имею право на пристрастия.

О "ДЕЙСТВУЮЩИХ" и "ЭКС"

"Главное отличие между профессиональным и любительским спортом заключается в том, что здесь перестаешь переживать из-за поражений - некогда, - говорил еще до главного вечера Петренко. - На Олимпийских играх на карту бывает поставлено все. В профи сегодня выигрываешь ты, завтра - кто-то другой. И потерять деньги - не самое страшное".

Расстроившихся в Олбани я не видела. Может быть, не до конца прятал эмоции лишь Галиндо. Профи и впрямь другие. Они намного взрослее опекаемых звезд-любителей, куда более самостоятельные. Многие работают в одиночку, без тренера. Жизнь на колесах и постоянная готовность ввязаться в спортивную драку приучает держать любые удары. Перед самым стартом Денис Петров вдруг обнаружил, что, в спешке уезжая из Лейк-Плэсида, оставил дома нужный костюм. В любителях этот факт наверняка бы повлек за собой как минимум истерику партнерши. Здесь же все решилось проще - ночным четырехчасовым автопробегом в Лейк-Плэсид и обратно. За несколько часов до выступления? Ерунда!

"Я вас помню, - улыбнулся, принимая мои поздравления, штатный комментатор одной из американских телекомпаний Пол Уайли. - В Лиллехаммере мы сидели на телевизионной трибуне в соседних кабинках, ведь так?"

Это действительно было так. И я искренне позавидовала, что Пол может позволить себе хоть такое скоротечное возвращение в спорт.

Кстати, разговоры о том, что профессионалов давно пора допустить к главным любительским турнирам без всяких ограничений, ведутся в фигурном катании постоянно. А почему нет? Разница между теми и другими заключается лишь в том, что первые зарабатывают на хлеб у хозяев шоу-бизнеса, вторые - ничуть не меньшие суммы, но в ИСУ. Теорию о том, будто в случае возвращения профи отнимут у любителей их кусок, в полном объеме опроверг Лиллехаммер, где в собственном бессилии расписались вернувшиеся Бойтано, Браунинг, Петренко, Витт. Но тот же Коллинз в числе первых понял, что разделять звезд по принципу "действующих" и "экс" означает прежде всего потерю немалых денег. В турах американца все выступают вместе.

В Нагано же на следующих зимних Играх из стана экс-профи не будет никого. Так решил ИСУ, принявший новое положение о возвращении звезд в стан любителей. А им, звездам, это не очень понравилось, посему они и не поедут в Японию. Мне лично жаль...

US PROFESSIONAL. Олбаии. 26 октября. Мужчины. 1. Курт Браунинг (Канада) - 198,6 (99,1+99,5). 2. Пол Уайли (США) - 197,3 (98,3+99,0). 3. Виктор Петренко (Украина) - 196,9 (98,0+98,9). 4. Руди Галиндо (США) - 195,5 (97,8+97,7).

Женщины. 1. Кристи Ямагучи (США) - 197,5 (98,1+99,4). 2. Екатерина Гордеева (Россия) - 197,0 (97,9+99,1). 3. Катарина Витт (Германия) - 196,1 (97,8+98,3). 4. Дороти Хэмилл (США) - 194,9 (97,2+97.7).

Пары. 1. Елена Бечке - Денис Петров (Россия) - 198,7 (99,0+99,7). 2. Радка Коваржикова-Рене Новотны (Чехия) - 196,3 (98,2+98,1). 3. Калла Урбански-Роки Марвэлл (США) - 195,0 (97,0+98,0). 4. Тай Бабилония - Рэнди Гарднер (США) - 194,7 (96,9+97,8).