ХОККЕЙ |
НХЛ |
Владимир МАЛАХОВ
КТО СКАЗАЛ, ЧТО ЛИНДРОС ВЕЛИКИЙ?
Алексей ДОСПЕХОВ |
из Финикса |
Трудно не узнать его на площадке. Хотя бы по катанию - сразу видно, что Владимир Малахов в отличие от своих партнеров по "Канадиенс" прошел советскую хоккейную школу. Успевает он повсюду, отрабатывает за двоих, если не за троих. И, наблюдая за игрой Малахова, я понял, почему в недавнем разговоре со мной генеральный менеджер "Даллас Старз" Боб Гейни назвал его одним из тех защитников, которые полностью соответствуют сегодняшним стандартам НХЛ. Причем самым высоким.
...После матча с "Финиксом" работы у врача "Монреаля" хватало - встреча получилась жесткой. Попал к нему на прием и 38-й номер "Канадаенс" - у Владимира Малахова болела спина.
-Серьезная травма? - спросил я его, когда он вернулся в раздевалку команды.
- Да нет. Чуть ли не в каждой игре подобное случается - профессия такая.
-А с Валерием Буре что?
- Отбили почки ему - сильно отбили. Примерно такая же травма, кстати, была и у его брата перед Кубком мира. Доктора сказали, что придется Валерию полечиться недели три-четыре. Вот хотел сегодня узнать, как у него дела, но, увы, к телефону никто не подходил.
-Результаты "Монреаля" в этом сезоне пока не впечатляют. В чем дело?
- Не знаю. Начали-то чемпионат неплохо, а потом... Думаю, что основная наша проблема - это оборона.
-Квалифицированных защитников недостаточно?
- А вы спросите нашего генерального менеджера, зачем, например, в межсезонье поменяли моего прошлогоднего напарника Лайла Оделейна (в матче с "Финиксом" Малахов играл в основном в паре с Дэвидом Уилки. - А. Д.) на Стефана Рише. Знаете, в чем между ними главное различие? У первого были бойцовские качества, у второго их нет в помине. Голы Рише, конечно, может забивать, но от этого не легче. Видели, кстати, из-за кого мы сегодня третью и четвертую шайбы пропустили? Не я один считаю, что трейд Оделейн - Рише был неудачным - многие мои партнеры придерживаются точно такого же мнения.
-Лично ваше положение в команде в нынешнем сезоне стало прочнее? В большинстве, во всяком случае, тренер вас регулярно выпускает.
- Еще в конце прошлого сезона я почувствовал, что доверие ко мне возросло. Сейчас дают играть больше, чем раньше. И давно пора - мне ведь уже не 20 лет.
-Похоже, в отношениях с наставниками "Канадиенс" у вас были какие-то трения?
- Проблемы действительно однажды возникли - в начале прошлого чемпионата. Пришлось мне и моему агенту переговорить с генеральным менеджером. Сейчас взаимоотношения с главным тренером "Монреаля" Марио Трамбле абсолютно нормальные.
-Что он требует от вас? Какие-нибудь специфические задачи ставит?
- Просто играть требует - ничего больше. Стараюсь выполнять указание - играть лучше то есть. А для меня это прежде всего означает готовиться к каждому матчу с предельной концентрацией.
-Кого, на ваш взгляд, можно назвать лидером сегодняшнего "Монреаля"?
- Винсена Дамфусса, пожалуй. Однако он в последнее время подустал и смотрится не очень здорово. Зато хорошо играют, скажем, Саку Койву и Марк Рекки. Нет, хоккеистов у нас для того, чтобы побеждать почаще, достаточно. Но вот с фартом большие трудности. Не идет игра - и все тут.
-У вас, по-моему, личная статистика в отличие от командной вполне на уровне?
- Вы правы, мне персонально на невезение грех жаловаться: 10 очков в 12 матчах - это отличный для защитника показатель. Хотя я перед сезоном никогда не задаюсь целью набрать столько-то очков. У меня иная задача - играть на команду. И если она проигрывает, то, сами понимаете, повода для удовлетворения, даже если ты постоянно отмечаешься в протоколах, быть не может. Правда, не все в НХЛ придерживаются этой позиции. Для некоторых главное - эти самые "пойнты".
Переодевшись в цивильную одежду, Малахов первым делом заглянул в протокол матча и, увидев напротив своей фамилии в графе "плюс/минус" отметку "минус один", покачал головой.
-За этим показателем, по всей видимости, в команде следят чрезвычайно внимательно?
- Да не очень. Это я в основном чисто для себя интересуюсь. Кстати, никаких бонусов за "статистику" мне по контракту не предусмотрено.
-С партнерами вы, как я вижу, на дружеской ноге.
- Ничего не могу сказать плохого по этому поводу - люди у нас в команде подобрались просто замечательные.
- Стиль, в котором играет "Монреаль", с предыдущего сезона не изменился?
- Немного - больший упор ныне делается на атакующие действия. Однако, как я уже говорил, пользы от этого мало, поскольку обороне надежности явно недостает. Наши защитники летят вперед помогать форвардам, и в ответ все время получаем выходы "три против двух", "два против одного".
-На что, по-вашему, может реально претендовать "Канадиенс" ближайшей весной?
- Четно говоря, не знаю. "Плей-офф" - вещь непредсказуемая. "Детройт" ведь два года подряд первое место в регулярном чемпионате занимал, а Кубок выиграть оказался не в состоянии... В общем, для начала надо в "плей-офф" попадать, а там посмотрим.
-Ничего в этом чемпионате вас не удивило? Новые правила, допустим?
- Разве что и в самом деле правила эти, не совсем понятно зачем введенные. Хотя, с другой стороны, на память приходит ситуация двухгодичной давности, когда лига как бы начала активную борьбу с грубостью и запретила все зацепы. И что? Первую половину в том чемпионате мы, по сути, в меньшинстве отыграли. А потом хоть на вилы соперника поднимай - о правилах забыли, словно и не было их. Для меня, собственно, не будет сюрпризом, если так произойдет и на сей раз. Что же касается команд-сюрпризов, то о них пока говорить рано - сезон только начался.
-Насколько я понимаю, хоккей в Монреале - спорт номер один, и стадион у вас на всех встречах заполнен до отказа. Не шокируют вас при этом полупустые дворцы в отдельных нехоккейных городах США, куда вы приезжаете?
- Как правило, я на это не обращаю внимания. К тому же мне кажется, что именно на "Монреаль" ходят везде и всегда. "Канадиенс" же для Америки, как для России - ЦСКА. Клуб-легенда. Интерес к нему обеспечен вне зависимости от того, в каком городе мы играем.
-И тренеры, я погляжу, у вас сплошь легендарные в прошлом игроки "Монреаля" - Трамбле, Стив Шатт, Иван Курнуайе...
- Да, почитают в Монреале хоккеистов. В Molson Center существует даже специальная ложа, где собираются и наблюдают за матчами знаменитые ветераны "Канадиенс". Приятно, кстати, что и наших легенд хоккея тут не забывают. Если намечается какое-то торжество, обязательно Владислава Третьяка на него приглашают.
-К вам, как к соотечественнику Третьяка и к одному из лидеров "Монреаля" 90-х годов, наверное, тоже повышенное внимание проявляется?
- (Смеется) Что вы! Я еще до этого уровня не добрался.
-Иными словами, суперзвездой вы себя не ощущаете?
- Нет. Звезды - это Сергей Федоров, Александр Могильный. А я нет, не дотягиваю... Хотя, знаете, иногда и быть ею, звездой, не очень-то хочется - слишком большая это ответственность.
-Вы ее боитесь?
- Не то что боюсь... Скажу так: русскому в НХЛ трудно создать себе звездный имидж просто потому, что нас, русских, здесь не любят.
-По какой, вы полагаете, причине?
- По самой тривиальной. Представьте себе, что вы - канадский хоккеист, а тут вдруг приезжает кто-то из-за океана и занимает ваше место, отнимает хлеб. Взять, например, ситуацию с тем же Федоровым: три года назад получил Сергей свой "Харт Трофи", а в следующем сезоне его быстренько "задвинули". Для Америки это нормально. И в то же время кумира из кого надо сделают еще быстрее. Как из Эрика Линдроса когда-то.
-Вы не считаете Линдроса достойным этого?
- В год своего дебюта, будучи уже широко разрекламированным, он точно ничего собой не представлял. Сейчас играет, конечно же, значительно сильнее. Но я бы воздержался причислять Линдроса к "великим".
-А кого бы к ним причислили?
- Гретцки и, несомненно, Марка Мессье. Вот у этого человека чего-чего, а характера в избытке. Того же плана и еще один форвард "Рейнджерс" - Адам Грэйвз.
-Крепкий характер, выходит, - наиболее ценное качество для игрока НХЛ?
- (Смеется.) Ну и мастерство, думаю, не помешает... Я лишь подразумеваю, что далеко не всегда голы-передачи определяют ценность хоккеиста на площадке. Зачастую, как ни странно, люди, которые набирают по сто очков за сезон, приносят команде меньше пользы, нежели незаметные работяги.
-Кто-то из форвардов, против которых вы играли в начале чемпионата, заставит вас обратить на себя внимание?
- Не сказал бы. А вообще мне интереснее всего сражаться с техничными нападающими - нашими или, к примеру, Лемье, Ягром.
-В заключение давайте вернемся чуть назад. Кубок мира не помешал вам в подготовке к сезону?
- Хотите верьте - хотите нет, но я два дня после Кубка в себя прийти не мог. Переживал неудачу страшно, психологически был подавлен... И тем более обидно было, что нас, выложившихся на этом турнире до конца, потом в ряде российских изданий такой грязью поливали. А о себе я вообще прочитал: мол, видели, как Малахов в пять утра из бара пьяный вышел. Это же полный абсурд! Я - профессионал и никогда бы не позволил себе подобного.
Конечно, мы хотели выиграть. Но не получилось - это же все-таки хоккей, и гарантий здесь никаких быть не может. Да и как можно выиграть, если условия для того, чтобы был показан результат, нам создали минимальные. Сразу, например, вспоминаются бесконечные перелеты по Европе накануне турнира, час ожидания рейса на США в аэропорту Амстердама - при том, что по регламенту Кубка мы должны были без посадки лететь через Атлантику. И не в экономическом, а в бизнес-классе. Ну а по ходу Кубка у меня иногда создавалось впечатление, что вокруг команды искусственно нагнетается напряженная атмосфера, которая особенно резко контрастирует с той, что существует в НХЛовских раздевалках. Понимаю, все это выглядит, как оправдание нашего поражения, но обидно, поверьте, было до смерти видеть такое к тебе отношение... Честно говоря, не уверен, что в будущем, если ничего не изменится, приму приглашение выступать за сборную.