ФУТБОЛ |
Николай ТОЛСТЫХ
ДЕЛО ЖИВЕТ, КОГДА В НЕМ ЕСТЬ ПОРЯДОК
Как уже сообщал "СЭ", в минувшую пятницу, на отчетно-выборной Конференции ПФЛ Николай Толстых еще на три года избран президентом Лиги. Сегодня мы публикуем наиболее интересные его высказывания, сделанные с трибуны Конференции.
О СТРУКТУРЕ ПФЛ
Профессиональная футбольная лига - это самостоятельная некоммерческая организация, объединяющая сегодня 172 нелюбительских футбольных клуба, 172 юридических лица, в уставных документах которых главным пунктом определены развитие и популяризация футбола.
Почти 44 процента клубов являются сегодня либо акционерными обществами, либо обществами с ограниченной ответственностью. Около 33 процентов - общественные организации, около 12 - муниципальные предприятия, учреждения, около 6 процентов - некоммерческие организации и только четыре процента клубов - государственные предприятия, учреждения. Все это означает, что будущее российского футбола - за частными клубами.
В структуре ПФЛ находятся 22 специализированные детско-юношеские спортшколы, два училища олимпийского резерва, 60 детско-юношеских спортивных школ.
Годовые бюджеты клубов высшей и первой лиг составляют в среднем не меньше трех миллионов долларов в рублевом эквиваленте, второй лиги - около полутора миллионов, третьей - около миллиона. Если суммировать эти цифры, то выяснится, что финансируется футбол в России в значительных масштабах. Наша задача - заставить эти средства работать непосредственно на футбол.
За сезон ПФЛ проводит около четырех тысяч официальных матчей в российских соревнованиях, которые обслуживают свыше пятисот арбитров и более двухсот инспекторов, утвержденных Лигой и РФС.
В 1995 году игры чемпионата посетило свыше 8 800 000 зрителей, в 96-м - больше 9 400 000. Налицо рост интереса к футболу в России. Если средняя посещаемость матчей высшей лиги в 1992 году, когда ПФЛ была только создана, составила около 6000 зрителей, то в минувшем сезоне она достигла почти 10-тысячной отметки.
О СОВЕТЕ ПФЛ
Рад, что члены совета стали с большим пониманием относиться к нашим общим проблемам. Совет работал регулярно и, на мой взгляд, плодотворно.
Резко сократилось число неявок на матчи. Если в 1995 году их было 41, то в этом - всего 9. Сыграло роль ужесточение штрафных санкций к клубам.
В результате анонимного анкетирования, проведенного среди руководителей клубов высшей и первой лиг, ПФЛ пошла на болезненный для судей шаг: численность арбитров, обслуживающих высшую лигу, сократилась с 27 до 18, а впоследствии и до 17 человек. Моя позиция такова: не только инспекторы, но и клубы являются экспертами судейства. Будучи заказчиками арбитров у ВКС, клубы имеют право спрашивать за то, что 700 миллионов рублей Лига ежегодно выделяет на качественную подготовку и обеспечение арбитров. Этот шаг ПФЛ нормализовал положение во втором круге - у нас почти не было сигналов о каких-то судейских казусах.
ОБ АППАРАТЕ ПФЛ
Честно говоря, мне уже надоело слушать упреки, что я совмещаю две серьезные должности. Разве в мировом футболе мало аналогов? Общеизвестно, например, что президент бундеслиги одновременно является и президентом одного из клубов, а скажем, португальскую лигу возглавляет президент "Порту". И потом - мне совсем не нужно сидеть и постоянно следить за деятельностью аппарата. Для этого есть генеральный директор, он осуществляет текущую работу.
Об аппарате Лиги. В конце года у всех наших сотрудников истекают сроки контрактов. С каждым из них мы вправе распрощаться. Все зависит от психологии того или иного работника. Раньше эти люди слишком много на себя брали, считали себя руководителями. Но постепенно психологию удалось поменять. Люди поняли, что они всего лишь исполнители.
О РАБОТЕ ПФЛ
Не собираюсь говорить о судействе. Считаю, что это просто мелкий вопрос. Давно пора понять, что Профессиональная Футбольная Лига - это не только проведение соревнований. Мы не собираемся жить на взносы клубов, как это пока принято. Пора идти дальше. Первый удачный опыт уже есть - контракт между РФС, ПФЛ и фирмой IMJ.
Я приверженец такого принципа: дело живет лишь тогда, когда в нем есть порядок. В соответствии с этим буду действовать и впредь. Руководить Лигой должен человек, который знает и понимает футбол, что называется, чувствует его изнутри и которому не кажется, что вопросы инспектирования и судейства - самые важные (Толстых, видимо, имел в виду второго кандидата на пост президента ПФЛ - Юрия Кабана, который в своем выступлении на Конференции сделал акцент на проблемах судейства и инспектирования матчей. - Прим. "СЭ".)
Самый важный вопрос на данный момент - состояние футбольных клубов России. Нужно, чтобы спонсоры активнее вкладывали средства в "игру миллионов". Если же какие-то клубы не смогут найти спонсоров, а для тех, в свою очередь, не будут созданы условия, выгодные для вложения денег в футбол, - боюсь, что такие клубы ждет печальная участь.
О ПРЕЗИДЕНТЕ ПФЛ
- Я знаю, что для кого-то неудобен. Это вполне понятно, ибо всем угодить невозможно. Спасибо за доверие тем, кто меня выбрал. По-прежнему буду бороться за интересы футбольных клубов. Я сам работаю в одном из них, поэтому прекрасно знаю проблемы, с которыми приходится сталкиваться. Все годы работы на посту президента ПФЛ я следовал заветам тех замечательных людей, которые когда-то привели меня в футбол, - Льва Яшина, Константина Бескова, Михаила Якушина, Виктора Царева. Они говорили: "Если хочешь работать - вперед, если не можешь - уйди в сторону".
Максим КВЯТКОВСКИЙ, Михаил ПУКШАНСКИЙ