ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высшая лига. ИНТЕРВЬЮ ПОСЛЕ СЕЗОНА |
ЛОКОМОТИВ М. 6-е место |
Юрий СЕМИН
ПЛАТИТЬ ОТКРЫТО - ЛУЧШИЙ СПОСОБ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ДОГОВОРНЫХ МАТЧЕЙ
Минувший сезон в биографии московского "Локомотива" получился неоднозначным. С одной стороны, был самый крупный пока в российской футбольной истории железнодорожной команды успех - выигрыш национального Кубка. С другой - потеря позиций в чемпионате: после "серебряного" 1995 года "Локомотив" опустился на четыре ступеньки ниже. Противоречивые ощущения оставил и дебют в розыгрыше Кубка кубков, где москвичи, преодолев стартовый барьер, затем уступили в равной борьбе титулованной "Бенфике".
-Помню, как на чествовании "Локомотива" два года назад руководители железнодорожного ведомства требовали от вас движения вперед, и 1995 год эти ожидания оправдал. Не сомневаюсь, что на сезон-96 у вашей команды были еще более честолюбивые планы.
- Я бы сказал, что настроение было чересчур хорошим. А чересчур - это всегда плохо. Когда команда нацеливается на большой успех, от игроков требуются соответствующие усилия.
-Вас что-то настораживало в отношении футболистов к делу прошлой зимой?
- В каждодневной работе я не видел ничего аномального. Но в ряде контрольных игр улавливалось благодушное настроение отдельных игроков. Кто-то решил, что теперь все пойдет само собой, по инерции. В футболе так не бывает. Когда ставишь две сверхзадачи - бороться за Кубок и за чемпионство - выкладываться необходимо на все сто.
-"Локомотив", насколько я знаю, впервые поднял планку своих амбиций так высоко?
- Да, прежде мы оценивали свои силы скромнее.
-Вы сказали о благодушии в контрольных матчах. Но я помню, как неплохо смотрелся "Локомотив" на сборе в Испании в матчах с "Мюнхеном 1860" и со швейцарским "Сьоном".
- Не спорю, в отдельных встречах команда смотрелась. Особенно когда удавалось помериться силами с клубами хорошего уровня. Но как только приходилось иметь дело с соперниками классом ниже, блеск в глазах у многих ребят пропадал.
-Может, это естественно: просто мотивации на такие матчи второй по ранжиру российской команде не хватало?
- Может быть. Я не отрицаю допущенных просчетов в подготовке. На этот раз сделаю все, чтобы их избежать. Поэтому сначала едем не в Германию, а в Италию, а завершать подготовку непременно будем на своей хостинской базе. Смысл этой "рокировки" тренировочных сборов заключается в том, что в Италии со спаррингами особенно большие проблемы. Вот и планирую провести на Апеннинах лишь закладку фундамента. В этот период нет принципиальной разницы, с кем играть. Зато в Германию мы успеем еще до начала второго круга чемпионата бундеслиги, а значит, получим возможность сыграть с кем-нибудь из элитных команд. Например, уже есть принципиальная договоренность о контрольных матчах с "Кайзерслаутерном" и "Карлсруэ".
-Почему последний сбор обязательно следует проводить в Сочи?
- А где же еще можно найти в начале марта достойных спарринг-партнеров? Только в Сочи, куда перед открытием первенства съедутся многие российские клубы. Словом, у "Локомотива" на этот раз не будет трех традиционных зарубежных сборов - только два. Хватит играть с любителями.
-Я понимаю вас так, что "Локомотив" год назад с зарубежными сборами "перебрал"?
- Дело не в географии вояжей. Из-за слабости большинства соперников команде не хватило эмоционального заряда, необходимого тонуса, с которым следовало бы вступать в сезон. Да и к ледяным полям "Локомотив" оказался не готов.
-Помню, как после "серебряного" успеха вы в первую очередь пеклись о сохранении состава. А необходимости его укрепить не ощущали?
- Почему же? Были задумки, но большинство из них реализовать не удалось.
-Значит, двух новобранцев - Джанашия и Черевченко - было недостаточно?
- Мы нуждались в игроке средней линии, очень рассчитывали на Лоськова. Увы, тогда приобрести его не удалось. Джанашия, как я предполагал, должен был влиться в состав безболезненно. Однако и здесь планировавшаяся связка Гарин - Джанашия не получилась. Можно сказать, что весь первый круг "Локомотив" играл без форвардов. Изменилось положение лишь с приходом Гараса.
-Возникшие перед "Локомотивом" проблемы вас не испугали в канун чемпионата?
- Видя, сколько у нас травмированных, ощущая пробелы в отдельных звеньях, я понимал, что выполнение поставленных задач - дело архисложное. Но, поверьте, даже в мыслях не было отступить, снизить планку. Дрогни я тогда - и не видать нам Кубка России. А этот трофей, считаю, ценнее второго или третьего места в чемпионате.
-Чемпионат "Локомотив" начал с фантастической серии из семи безвыигрышных матчей.
- Да... И оказались мы после них в самых низах таблицы. В первых двух матчах из шести планировавшихся очков взяли (у "Лады" и нижегородского "Локомотива") только два. А дальше - пошло, поехало.
-Самое время было запаниковать?
- К счастью, признаков паники не наблюдалось. В сознании игроков вовремя произошла переоценка ценностей, Считаю, что экзамен на прочность мы выдержали и довольно быстро выбрались из трясины.
-Причины ваших стартовых неудач лежали исключительно в области психологии?
- Наверное, не только там. Соперники хорошо изучили манеру игры "Локомотива". Зная, что наш конек - контратаки, никто не хотел брать инициативу в свои руки. Нам добровольно отдавали мяч, лишая таким образом возможности наносить внезапные контрудары. А к взлому мощных оборонительных редутов мы в тот момент еще не были готовы.
-Перестроиться на ходу не позволяла концепция игры или проблема заключалась в подборе игроков?
- Думаю, в подборе игроков. Они плохо приспособлены к силовому давлению. В "Локомотиве", если вы заметили, не так много мощных, рослых футболистов. Мы скорее мобильная команда, нежели мощная. Проходы по флангам и навесы - это не наше.
-Переломной точкой в развитии сюжета стала, конечно же, кубковая победа?
- Безусловно. Не выиграй мы Кубок, дальше было бы еще сложнее. Команда оказалась бы в шоковом состоянии, выйти из которого не всегда удается. Но уже в апреле, особенно в матчах с "Торпедо" и "Ростсельмашем", я увидел качественный прогресс. Повысилась самоотдача игроков, больше стало коллективных действий.
-Когда вы окончательно смирились с тем, что чемпионом "Локомотиву" уже не быть?
- Сразу после стартовых неудач. "Алания" и "Ротор" ушли к тому времени в отрыв. Тогда-то мы и приняли решение сделать акцент на Кубок.
-Давайте вспомним триумфальный матч "Локомотива" - финал Кубка со "Спартаком".
- С удовольствием. Мы подошли к нему в великолепном физическом состоянии: играть могли и 90 минут, и 120, и даже два раза по 120. Выиграв Кубок, мы поймали вдохновение, которое не оставило нас уже до конца сезона.
-Задолго до финиша "Локомотив" прочно застолбил за собой шестое место. Что же после этого двигало командой, когда она отбирала очки у претендентов на золото - "Алании", "Ротора"?
- Осенью, по давно сложившейся традиции, мы сыграли много хороших матчей. А могли ведь стать поставщиками очков. Мы неоднократно собирались и обсуждали, как играть дальше, и в итоге единодушно сошлись на том, что "Локомотив" должен сражаться со всеми, бороться до конца.
-Когда к вам в гости приехала "Алания", она еще имела все шансы стать чемпионом. То же самое можно сказать о "Роторе", с которым вы встретились в предпоследнем туре чемпионата. Как вы настраивали игроков на эти, имевшие турнирное значение только для соперников "Локомотива", матчи?
- Рад, что за четыре года существования нынешней команды игроки выросли не только как футболисты, но и окрепли психологически, морально. Мне уже не приходится произносить лишних слов. К тому же у нас есть лидеры, пользующиеся большим авторитетом и готовые в любой момент сказать свое веское слово. Так было и год назад, когда в руках "Локомотива" оказалась судьба вылетавшей из высшей лиги "Лады".
-Газзаев и Прокопенко, с которыми по жизни вы хорошие товарищи, не обиделись на вас?
- Не исключаю, что их первой реакцией была именно обида. Но со временем они, уверен, все правильно поймут. "Локомотив" зарекомендовал себя серьезной командой, которую теперь уважают все, и это - главное. Нам было очень приятно, когда болельщики "Спартака" приехали на наш матч и стоя благодарили за победу над "Ротором".
-Без финансового стимула, надо понимать, дело не обошлось?
- Финансовый стимул у нас был и собственный. Хотя не вижу ничего зазорного в том, что кто-то стимулирует чужие победы. Наши игроки этим тоже пользовались. Они честно заработали свои деньги.
-В этом году взаимное стимулирование клубов впервые выросло до таких заметных масштабов. Как вы считаете, возможно ли, что в ближайшем будущем у нас это станет такой же нормой, как на Западе, где о размере премий открыто объявляется через средства массовой информации?
- Я считаю, что только так мы можем избавиться от заранее фиксированных результатов.
-Лишив очков "Ротор" и "Аланию", вы невольно помогли "Спартаку" стать чемпионом. Между тем, два года назад вы открыто конфликтовали с Романцевым на страницах печати.
- Конфликтовали - громко сказано. Да, у нас были разногласия, касающиеся отношения игроков к национальной сборной. Но к нынешней ситуации это не имело ни малейшего отношения. Мы со всеми играли принципиально. Не забей нам Тихонов на последней минуте, отобрали бы два очка и у спартаковцев.
-Выход во второй этап еврокубка - для "Локомотива" успех?
- Я так не считаю. В тот момент мы были хорошо готовы и могли пройти "Бенфику". Но несколько типично "российских" ошибок плюс откровенная симпатия арбитра к португальцам оставили нас вне игры. Перед матчем я предупреждал своих игроков, чтобы действовали они предельно осторожно, что симпатизировать русским судья не будет никогда, но то, что он творил, перешло все границы.
-Что вы имели в виду, говоря о типично "российских" ошибках?
- Достаточно одного примера. Помните, как нам забивался первый гол? За несколько секунд до этого Косолапов со штрафного второй раз поразил португальские ворота, но судьи, придумав "офсайд", гол отменили. Прюдомм моментально достал мяч из сетки и ввел его в игру. И пока наши игроки спорили, держались за головы, пошла быстрая контратака, и вместо 2:0 мы получили 1:1.
-Еще до игр с "Бенфикой" ходили разговоры о возможном уходе из "Локомотива" ряда ведущих игроков. Они имели под собой основания?
- Имели, как имеют всегда, когда у футболистов заканчивается контракт с клубом. Но за эти годы у нас, как мне кажется, сложились доверительные отношения, и я не сомневался, что, если кто-то соберется уходить, тренер узнает об этом первым.
-К вам никто не подходил?
- Подходили с просьбами оградить от возникшего ажиотажа.
-Значит, они предпочитают играть в "Локомотиве" и дальше?
- Надеюсь, что это так. Во всяком случае, недавно со всеми, у кого заканчивались контракты, мы подписали новые. Если уж уезжать, то только в суперклуб - таково убеждение не только руководителей, но и игроков "Локомотива".
-Подписание новых контрактов вы объясняете одной лишь преданностью клубу?
- Нет, конечно, я не настолько наивен. Мы с Филатовым понимаем и принимаем разумные интересы молодых людей. Думаю, что нашим "звездам" мы создали условия не хуже, чем им предлагались где-то на стороне. Может быть, и лучше.
-Значит, финансовые возможности "Локомотива" позволяют сейчас жить на широкую ногу?
- Мы не можем считать "Локомотив" в этом смысле суперклубом, но по российским меркам бедным его тоже не назовешь.
Михаил ПУКШАНСКИЙ